_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
УДК 371.321.2
Хафизова Наталья Юрьевна
старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин
ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
На современном этапе развития российского образования актуальным является повышение качества естественно-математического образования. При этом миссия учителя заключается не в сообщении максимально возможной суммы научных знаний, а в обучении обучающихся методам познания, формировании умения самостоятельно приобретать и систематизировать знания, комплексно применять их в жизни, в нестандартных ситуациях.
Ключевые слова
Комплексное применение знаний, естественно-математическое образование, межпредметные связи, метод проектов, интеграция предметов, комплексные интегрированные задачи.
В российской педагогике в основном контекстное, не сопряженное с миром человеческих потребностей усвоение знаний. На современном этапе развития российского образования актуальным является повышение качества, в том числе естественно-математического образования, которое удовлетворяло бы познавательные потребности обучающихся, обеспечивало высокий уровень их фундаментальной подготовки, ориентированной не на узкоспециализированные знания, а на знания, способствующие целостному восприятию научной картины мира и развитию личности. Это инновационное знание отличает готовность к повседневному его употреблению, а также диспозиционность (соотнесение знания с ценностями окружающего мира), инструментарность (приспособление знания для его использования), полезность (применение знания). Все это свидетельствует о когнитивности развивающей образовательной ситуации, которая репрезентуется в таких понятиях, как «междисциплинарность», «познавательность», «научная картина мира» и т.п. [1]. Отличительной особенностью современного образования является ориентация на результаты образования (личностные, метапредметные и предметные). Под результатами понимаются ожидаемые конкретные достижения учащихся, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетентностей и компетенций [2].
В этом случае миссия учителя заключается не в сообщении максимально возможной суммы научных знаний, а в обучении обучающихся методам познания, развитии их мышления, умения самостоятельно приобретать и систематизировать знания, комплексно применять их в жизни, в нестандартных ситуациях [3]. Готовность обучающихся комплексно применять естественно-математические знания и умения при обучении достигается при сформированном умении осуществлять перенос знаний, а также умении работать с информацией комплексного характера. В этой связи межпредметные связи являются особенно актуальными для проектирования учебной деятельности. Это связано с тем, что ключевые компетентности, как планируемый результат образовательной деятельности формируются не на одном предмете, а через использование ресурсов разных дисциплин. По мнению русского педагога П.Ф. Каптерева процесс обучения надо организовать так, чтобы каждый ученик чаще обращался к фактам и понятиям смежных наук, что укрепляет полученные знания: «Если один из предметов служит основой другого, то в школьном курсе они должны следовать непосредственно друг за другом, причем при изучении позднейшего предмета постоянно должны быть делаемы ссылки на предыдущий».
Сегодня межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение обучающимися обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников [4].
Межпредметные связи в естественно-математических дисциплинах дают широкий простор для эффективного применения метода проектов, что способствует усвоению необходимых обучающемуся знаний и формированию умений, навыков и компетенций. Учебные занятия, построенные на основе такого подхода, развивают потенциал обучающихся, стимулируют познавательную активность, развивают логику, мышление, коммуникативные способности [5].
Использование комплексных интегрированных задач в образовательной деятельности это еще один из способов реализации межпредметных связей. Целью таких заданий является формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Содержание комплексных интегрированных задач строится на отборе образовательных ситуаций. Источником отбора образовательных ситуаций являются типовые реальные жизненные ситуации и способы действия в этих ситуациях, как правило, лежащих за пределами ситуаций и сюжетов, изучаемых в учебной деятельности. Решение таких задач связано с получением субъективно новой информации, самостоятельным преобразованием методов в знакомой и незнакомой ситуациях, переносом знаний, способностью самостоятельно конструировать и преобразовывать материал. «Открытия нового знания», которые делаются обучающимися при решении такого рода задач, оказываются более весомыми и субъективно значимыми, чем успехи в стандартизированной предметной области. Успешность обучения связывается не с расширением объема знаний, а с формированием ключевых интеллектуальных, личностных, коммуникативных, рефлексивных, деятельностных, креативных компетенций. В качестве примера, известная задача М.М. Пахомова, в основу которой положена реальная жизненная ситуация -железнодорожный детектив: «В поезде Москва-Душанбе похищены меха, автогеном вскрыта крыша поезда. На месте преступления найдены 4 г глины с отпечатком протектора «Душанбе-обувь». При рассмотрении глины под микроскопом первой всплыла пыльца полыни, затем березы, споры хвоща и плауна. Споры тех видов хвоща и плауна, которые встречаются между Воронежем и Волгоградом... В результате было не только определено место преступления, но и найдены преступники». Задача хороша своей комплексностью, рассчитана на общелогические, биологические, физические знания. При решении подобных комплексных интегрированных задач очевидна логика, а не подведение к ответу. В данной ситуации решение задачи связано с правильным выбором метода ее решения. Перечисление широкого ряда улик подсказывает о необходимости использования метода исключения, приводящего к ключевому слову. Автоген является тем ключевым словом, с помощью которого путем логических умозаключений и предметных знаний можно прийти к определению времени и места совершения преступления.
Другой пример задачи «Вы относительно надолго уезжаете из дома. Вам некому поручить поливать ваши любимые растения. Какие меры Вы предпримите для того, чтобы Ваши растения не испытывали недостатка во влаге?» Решение такого рода задач может опираться на знания в одной предметной области или в нескольких областях. Поскольку знания использованы за рамками учебного процесса при решении практических или имитационных задач, описывающих конкретные ситуации, образовательные результаты являются метапредметными.
Список использованной литературы: 1. Карпов, А. О. Об одном системном подходе к развитию научного образования и научно-инновационной деятельности молодежи [Текст] / А. О. Карпов // Инновации в образовании. - 2004. - N 6. - С. 14-41. - ISSN 1609-4646.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
2. Хафизова Н. Ю. К вопросу о подготовке педагогов в системе повышения квалификации к проектированию компетентностно-ориентированного урока / Н. Ю. Хафизова // Научное обеспечение систем повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал - 2015. - 3 (24). - С. 90-95
3. Злобина, С.П. Комплексное применение знаний и умений посредством осуществления межпредметных связей физики с биологией: монография / С.П. Злобина - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006. - 161с.
4. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 1983.
5. Шайкина В.Н., Бегашева И.С. К вопросу о формировании компетентности учителей естественно-математических дисциплиН // Инновационная наука - 2016. - № 3. - С.222-226.
© Хафизова Н.Ю., 2016
УДК 378
Циликова Марина Сергеевна
доцент
РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, РФ, e-mail:[email protected] Аввакумова Ирина Владимировна старший преподаватель, РЭУ имени Г.В. Плеханова, г. Москва, РФ, e-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. ЗА И ПРОТИВ.
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы и преимущества обучения на английском языке в экономическом вузе. Авторы затрагивают проблемы интернализации высшего образования на примере опыта работы с зарубежными вузами-партнерами. Большое внимание уделяется развитию профессиональных навыков общения на английском языке у студентов нелингвистических вузов.
Ключевые слова
Англоязычные программы, интернациональная бизнес-среда, международные экзамены, гостевые лекции, конкурентное преимущество, язык делового и профессионального общения.
Знания правят современным миром. На рынке труда сейчас востребованы высококвалифицированные специалисты. Соответственно, цель образования сегодня - вооружить студентов последними достижениями человечества, научить их применять полученные знания на практике, а также искать и находить необходимую информацию, анализировать ее, вычленяя нужные детали.
В силу того, что мир стал глобальным, мы должны стараться соответствовать новым правилам игры, и Россия здесь не исключение. Другими словами, Россия, являясь частью мирового бизнес сообщества, может и должна играть значимую роль в данном сообществе. Это может быть достигнуто путем активного интегрирования нашей страны в мировую экономику. Этот процесс уже идет, изменения происходят не только в экономической, но и в политической сфере, равно как и в сфере образования.
Основываясь на вышеупомянутых ценностях современного мира, Международная школа бизнеса Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова (IBS-Plekhanov) несколько лет назад начала эксперимент - преподавание всех учебных дисциплин на английском языке. Сейчас, конечно, это уже не эксперимент, а наш метод обучения. Иностранный язык - не только предмет освоения, он является средством получения знаний по различным дисциплинам программы IBS, а также знаний о культуре, истории и