Научная статья на тему 'К вопросу духовно-нравственного воспитания современной молодежи'

К вопросу духовно-нравственного воспитания современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1188
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственное вос- питание / молодежь / культурные традиции / гражданственность / патриотизм / историческая преемственность поколений. / spiritually moral education / youth / culture / citizenship / patriotism / historical continuity of generations.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садулаева Роза Султановна

В представленной статье рассмат-риваются проблемы духовно - нравственного вос-питания молодежи на примере Чеченской Рес-публики в процессе их социального взросления.Автор отмечает, что организация воспитательногопроцесса, способствующего формированию уличности чувств гражданственности, патриотиз-ма, высокой культуры, уважения к историческомупрошлому является одной из важнейших задачпреподавателя вуза. Следовательно, современ-ные вузы должны способствовать формированиювысококультурной, гуманной и нравственной лич-ности, формированию гражданских качеств иобучать цивилизованным нормам общения, уме-нию жить в духе согласия и толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF SPIRITUALLY MORAL EDUCATION OF MODERN YOUTH

In the present article deals with the problem of spiritual and moral education of youth on the example of the Chechen Republic in the course of their adulthood. The author notes that the Organization of the educational process, contributing to the formation of the individual feelings of citizenship, patriotism, high culture, respect for the historical past is one of the most important tasks of the lecturer. Consequently, modern universities should foster vysokokul′turnoj, humane and moral personality formation of civic skills and teach civilized norms of communication, ability to live in a spirit of harmony and tolerance.

Текст научной работы на тему «К вопросу духовно-нравственного воспитания современной молодежи»

УДК 37.013.42

Садулаева Роза Султановна

начальник отдела аспирантуры, соискатель кафедры педагогики и психологии Чеченского государственного университета zulai-787@mail.ru

К ВОПРОСУ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Roza S. Sadulayeva

head of department of postgraduate study, competitor of department of pedagogics and psychology, Chechen state university zulai-787@mail.ru

To the question of

SPIRITUALLY MORAL EDUCATION OF MODERN YOUTH

Аннотация. В представленной статье рассматриваются проблемы духовно - нравственного воспитания молодежи на примере Чеченской Республики в процессе их социального взросления. Автор отмечает, что организация воспитательного процесса, способствующего формированию у личности чувств гражданственности, патриотизма, высокой культуры, уважения к историческому прошлому является одной из важнейших задач преподавателя вуза. Следовательно, современные вузы должны способствовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, формированию гражданских качеств и обучать цивилизованным нормам общения, умению жить в духе согласия и толерантности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, молодежь, культурные традиции, гражданственность, патриотизм, историческая преемственность поколений.

Annotation. In the present article deals with the problem of spiritual and moral education of youth on the example of the Chechen Republic in the course of their adulthood. The author notes that the Organization of the educational process, contributing to the formation of the individual feelings of citizenship, patriotism, high culture, respect for the historical past is one of the most important tasks of the lecturer. Consequently, modern universities should foster vysokokul'turnoj, humane and moral personality formation of civic skills and teach civilized norms of communication, ability to live in a spirit of harmony and tolerance.

Keywords: spiritually moral education, youth, culture, citizenship, patriotism, historical continuity of generations.

X X I век по праву называют временем гло-xWxl бальных открытий и новых технологий. Современные технологии дают человечеству новые возможности, расширяя потенциал человека, однако создают обстоятельства, выходящие за рамки нравственного опыта человечества. Появляются непростые вопросы этического и правового характера о рождении и смерти, а также о возможных границах исследований. Наука настолько проникает в человеческую сущность, будто бы человек сам становится «создателем» и «производителем».

Духовно-нравственное воспитание молодежи, сконцентрированное на вырабатывание гражданской позиции, уважения к культурно-историческому наследию своего народа, нравственных приоритетов в профессиональной деятельности является одной из актуальных проблем образования. Современное образование должно ориентироваться на наиболее ценные элементы культурного наследия и национальную самобытность, оно должно в то же время содействовать укреплению моральных принципов, на которых будет основываться новый, более справедливый и гуманный распорядок для всех народов.

Подобная этика не сможет приняться, если она не будет исходить, с одной стороны, из осмысленного представления взаимозависимости людей в рамках государств и мирового сообщества, с другой стороны, из бережного отношения к общечеловеческим ценностям, к всеобщему достоянию человечества. Но ведь воспитание человека осуществляется везде и всюду, в течение всей его жизни. Об этом четко и ясно написал A.C. Макаренко: «Нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного факта в нашей истории, которые, кроме своего прямого хозяйственного или военного, или политического значения, не имели бы и значения воспитательного, которые не были бы вкладом в новую этику и не вызвали бы нарастания нового морального облика» [1].

Необходимо осознать, что образование призвано всесторонне подготовить молодое поколение к жизни, неразрывно с лучшими традициями, доказавшими свою жизненность. В связи с этим следует взять из отечественного наследия то, что не противоречит современной реальности и соответствует потребностям жизни. Одним из вопросов нынешнего образования является то, что в процессе воспитания следует придер-

197

живаться исторической преемственности поколений.

Молодежи необходимо брать пример с людей, живших в прошлом, знать, каким образом люди находили решение своих проблем, какая участь настигла тех, кто пошел против высших ценностей, и тех, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Историю делают не только герои и патриоты, это результат деятельности масс, народов, людей известных и неизвестных, великих и простых. Историю делают люди. Делают подчас героически, проявляя высшую степень социальной активности. Подвиги венчают их свершения. Их значимость регистрируют исторические личности и хроники, но и народная память - «добрая молва», с её помощью люди славят героев: общечеловеческих, национальных, местных. Масштабы их свершения различны. Роднит всех героев их беззаветная самоотдача во имя общего дела, интересов народа, на блага простых людей» [2].

Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку [3].

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях.

В целом это можно определить как уровень нравственной культуры личности. Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры российского интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности.

Воспитание в период обучения в вузе - главный этап социализации личности. В это время у человека в целом завершается формирование своей жизненной позиции, определяется взгляд на мир и к собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. К сожалению, для молодежи все более типичным становится негативное отношение к реальности, отсутствие готовности к профессиональному и жизненному выбору. И поэтому одной из главных задач становится организация воспитательного процесса, способствующего формированию у личности чувств гражданственности, патриотизма, высокой культуры, уважения к историческому прошлому. Это обуславливает необходимость усиления воспитательной работы с молодежью, повышения ее эффективности.

В современный период воспитание в вузе должно быть адекватным реальным социальным запросам общества. Будущее России во многом определяется уровнем образования и профессиональной подготовки современного молодого поколения, его мировоззренческой позицией, желанием и умени-

ем активно участвовать во всех преобразованиях страны, и как раз этому в полной мере должны способствовать преподаватели - мудрые наставники, сопровождающие студентов в процессе их социального взросления. Актуальность сегодня приобретают вечные проблемы гуманизма, духовности и нравственности.

В Чеченской Республике государственными и муниципальными органами власти, институтами гражданского общества и обществом в целом на всех уровнях проводится масштабная работа, сосредоточенная на духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения.

Ценностная шкала духовно-нравственного воспитания сформирована на трех постулатах -гражданственность (патриотизм), религиозные ценности и адаты (обычаи и традиции чеченского народа).

В работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию молодежи Чеченской Республики приоритетными являются:

- национальные интересы, обеспечивающие безопасность и суверенитет Чеченской Республики;

- социальная защищенность каждого гражданина;

- высокий статус культурно-духовных ценностей и традиций общества;

- соблюдение прав человека;

- возрождение и обогащение национальных традиций и патриотических чувств [4].

Ориентация на эти приоритеты будут оказывать содействие гражданскому единению общества, его консолидации, духовному оздоровлению и сплочению, разумному избранию исторического развития в нынешнем столетии.

Фундаментальную роль в работе по духовнонравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения играют культурные традиции чеченского народа, которые актуализируют национальную историческую память, гарантируют преемственность общечеловеческого и культурного прогресса, приобщают к культурно-исторической жизни народа, формируют чувства патриотизма и ответственности.

Уникальная и неповторимая национальная культура, опирающаяся на национальные духовные принципы, способна стимулировать духовновозвышающие человека ценности, такие как:

- отказ от использования силы по отношению к природе, человеку и обществу в целом;

- формирование толерантности и взаимопонимания, поиск консенсуса между человеком и остальным миром.

Таким образом, воспитание молодежи является сложным процессом, который не признает от-

198

живших по времени форм и методов работы. Некоторые механизмы работы утрачивают актуальность, другие трансформируется, приобретая новое значение.

Следовательно, современные вузы должны содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным

Литература:

1. Волкогонов Д.А. Феномен героизма (О героях и героическом). М., 1985. С. 166.

2. Макаренко А.С. Соч. Т. 5. М.

3. Покатыло В.В. О необходимости нравственного воспитания молодежи / В.В. Покатыло, Л.Р. Шигабутдинова, А.В. Волкова // Молодой ученый. 2014. № 4.С. 1066-1068.

4. www.an-nur.ru Религиозная газета Чеченской Республики «АН-НУР», Грозный, 2013.

нормам общения, умению жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и толерантности, развивать способности освоения новой информации и технологий, поддержания конкурентоспособности на рынке труда. И лишь духовно развитая личность характеризуется глубиной профессиональных знаний, широтой гуманитарной подготовки, культурным кругозором и богатством чувств.

Literature:

1. Volkogonov D.A. Phenomenon of heroism (about heroes and heroic). М., 1985. Р. 166.

2. Makarenko A.C. Op. T. 5.

3. Pokatylo V.V. On the necessity of moral educa-t ion of youth / V.V. Pokatylo, l.R. Sigabutdinova, A.V. Volkov // young scientist. 2014. № 4. Р. 10661068.

4. www.an-nur.ru Religious newspaper Chechen Republic «an-Nour», Grozny, 2013.

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.