Научная статья на тему 'К вопросу административно-правового регулирования деятельности по перевозке оружия и патронов к нему воздушными судами гражданской авиации'

К вопросу административно-правового регулирования деятельности по перевозке оружия и патронов к нему воздушными судами гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
535
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРУЖИЕ / ПАТРОНЫ / ПЕРЕВОЗКА / ОПАСНЫЙ ГРУЗ / АВИАЦИЯ / ВОЗДУШНОЕ СУДНО / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / WEAPONS / ARMS / AMMUNITION / TRANSPORTATION / HAZARDOUS CARGO / AVIATION / AIRCRAFT / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егорушкин И. Н.

Целью исследования является выявление проблем и разработка рекомендаций для внесения изменений в административно-правовые акты, регламентирующие обеспечение деятельности по перевозке оружия и патронов к нему, передаваемых пассажирами на время полета воздушными судами гражданской авиации. В процессе исследования использовался метод познания отдельных сторон деятельности по перевозке опасных грузов, анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по перевозке оружия воздушным транспортом, и сложившейся практики в сфере воздушных перевозок. Выявлены противоречия административно-правовых актов, препятствующие реализации установленных требований. Результаты исследования применимы в области административно-правового регулирования деятельности по перевозке оружия и патронов к нему воздушными судами гражданской авиации и направлены на устранение имеющихся противоречий и их адаптацию к требованиям международных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF TRANSPORTATION OF ARMS AND AMMUNITION BY AIRCRAFT OF THE CIVIL AVIATION

The aim of the paper is to identify problems and develop recommendations for changes in administrative and legal acts regulating the provision of transportation of arms and ammunition, sent by passengers during the flight of aircraft of the civil aviation. The method of initial knowledge of individual aspects of the transport of hazardous cargo, the analysis of legal acts regulating the activities of transportation of weapons by air and practices in the airline industry were used in this study. The study revealed the contradictions of administrative and legal acts that impede the implementation of the established requirements governing the activities of transporting arms and ammunition by air. Results of the study are applicable in the administrative and regulatory activities for transportation of weapons and ammunition by aircraft of the civil aviation and directed at eliminating the existing contradictions and their adaptation to international standards.

Текст научной работы на тему «К вопросу административно-правового регулирования деятельности по перевозке оружия и патронов к нему воздушными судами гражданской авиации»

♦

21 1

Сравнительный анализ подходов к оценке эффективности СМК

Подходы к оценке эффективности СМК предприятия Аналитические аспекты подходов

1. Определение экономической эффективности СМК на основе установления причинно -следственной связи между внедрением СМК и экономическими показателями деятельности компаний: Экономическая эффективность = Результаты / Затраты (или срок окупае -мости затрат). В качестве экономических результатов рассматриваются следующие стоимостные показатели: объем производства, валовой доход (или оборот), прибыль, чистый доход. Поскольку затраты и результаты разнесены во вре -мени, то при определении и тех, и других предлагается учитывать их разно -временность с помощью процедуры дисконтирования

1) определение экономической эффективности СМК на основе соотношения результатов и за -трат:

2) определение экономической эффективности на основе соотношения между выгодами и затратами на их получение: Возврат капитала, затраченного на сертификацию системы качества, в зависимости от фирмы (обычно в течение 9 - 16 месяцев)

3) определение влияния СМК на финансовое положение предприятия Проводится сравнительный анализ финансового положения предприятий, внедривших и сертифицировавших системы качества, и предприятий, не имеющих подобных систем. Финансовое положение компаний оценивается на основании четырех критериев: норма прибыли на единицу активов; кри-терий Тобина; отношение себестоимости проданной продукции к объему продаж: оборот активов. Для изучения влияния сертификации на финансо-вые показатели используется методика Барбера и Лиона

2. Оценка экономической эффективности деятельности предприятия в целом и СМК на основе удовлетворенности потребителей Подход основан на использовании Шведского индекса качества (ЭО!) и Американского индекса удовлетворенности потребителя (ДОв!). В процессе оценки ЭО! и ДОв! выявляется взаимодействие удовлетворенности потре -бителя и экономических показателей деятельности предприятия

3. Оценка эффективности СМК на основе сбалансированной системы показателей (ССП) Использование ССП дает возможность оценить эффективность СМК для разных заинтересованных сторон с позиций ее влияния на финансовые показатели деятельности предприятия, удовлетворенность и лояльность потребителей, результативность и эффективность внутренних процессов, а также удовлетворенность персонала предприятия

4. Оценка эффективности СМК В.А. Коп нова, А .А. Рогова Помимо задачи оценки эффективности СМК, ССП выполняет функцию средства трансляции стратегии организации (включая политику и цели в области качества) исполнителям, а также (посредством анализа со стороны руководства) влияет на процессы бюджетирования. Для предприятий, лишь осваивающих методологию стандартов ИСО 9000, предлагается видоизме -ненный, упрощенный вариант ССП и приближенный к идеологии менеджмента качества. Такая модель рассматривается как точка отсчета: при за -пуске процессов постоянного совершенствования СМК

5. Оценка результативности и эффективности процессов и СМК В .А. Самородова Результативность СМК предприятия определяется по результативности процессов СМК с учетом шкалы весомости: от 0 (СМК не функционирует и требует разработки) до 1 (СМК работает результативно и не требует разра -ботки каких-либо действий)

6. Оценка эффективности СМК С.Г. Шабалиной, Е .С. Артеменко Оценка эффективности СМК производится как средневзвешенная оценка частных критериев результативности: удовлетворенность потребителей качеством выпускаемой продукции; соответствиетребованиям к продукции; степень выполнения требований ГОСТ Р ИСО 9001; степень выполнения установленных критериев результативности процессов; качество продукции поставщиков. Весовые коэффициенты формируются экспертным путем

7. Оценка эффективности СМК В.Е. Швеца Подход предполагает развитие метода соотношения результатов и за -трат, описанного выше. Экономический эффект от внедрения СМК отража-ется с помощью прироста выпуска высококачественной продукции в ^ом году. Данный показатель сопоставляется с затратами, которые были произведены за голы внедрения и функционирования СМК

4. Мхитарян А.Ю. Оценка СМК организаций связи // Век 6. Степанова И. П. Развитие системы оценки качества

качества. 2009. № 4. менеджмента промышленного предприятия: автореф. дис. ...

5. Свирина А.А. Эффективное управление предприятием: канд. экон. наук. Саратов, 2007. сбалансированный подход. М.: Креативная экономика, 2009.

удк 343.3 И. Н. Егорушкин

К ВОПРОСУ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ К НЕМУ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Целью исследования является выявление проблем и разработка рекомендаций для внесения изменений в административно-правовые акты, регламентирующие обеспечение деятельности по перевозке оружия и патронов к нему передаваемых пассажирами на время полета воздушными судами гражданской авиации. В процессе

исследования использовался метод познания отдельных сторон деятельности по перевозке опасных грузов, анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по перевозке оружия воздушным транспортом, и сложившейся практики в сфере воздушных перевозок. Выявлены противоречия административноправовых актов, препятствующие реализации установленных требований.

Результаты исследования применимы в области административно-правового регулирования деятельности по перевозке оружия и патронов к нему воздушными судами гражданской авиации и направлены на устранение имеющихся противоречий и их адаптацию к требованиям международных стандартов.

Ключевые слова: оружие, патроны, перевозка, опасный груз, авиация, воздушное судно, административноправовое регулирование.

I.N. Yegorushkin

ON THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF TRANSPORTATION OF ARMS AND AMMUNITION BY AIRCRAFT OF THE CIVIL AVIATION

The aim of the paper is to identify problems and develop recommendations for changes in administrative and legal acts regulating the provision of transportation of arms and ammunition, sent by passengers during the flight of aircraft of the civil aviation. The method of initial knowledge of individual aspects of the transport of hazardous cargo, the analysis of legal acts regulating the activities of transportation of weapons by air and practices in the airline industry were used in this study. The study revealed the contradictions of administrative and legal acts that impede the implementation of the established requirements governing the activities of transporting arms and ammunition by air.

Results of the study are applicable in the administrative and regulatory activities for transportation of weapons and ammunition by aircraft of the civil aviation and directed at eliminating the existing contradictions and their adaptation to international standards.

Key words: weapons, arms, ammunition, transportation, hazardous cargo, aviation, aircraft, administrative and legal regulation.

Проблемы, связанные с перевозкой оружия и боеприпасов к нему воздушными судами гражданской авиа -ции, можно рассматривать в нескольких направлениях, первоочередным из которых является административно-правовое регулирование этой деятельности. Потребность в урегулировании правоотношений, связан -ных с перевозкой воздушными судами гражданской авиации оружия и патронов к нему, нашла отражение в Воздушном кодексе Российской Федерации, ст. 113 «Воздушная перевозка опасных грузов» [1], где есть ссылка на законодательство Российской Федерации, федеральные авиационные правила, а также международные договоры Российской Федерации.

Основным административно-правовым актом, регламентирующим правоотношения, возникающие в сфере оборота гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия, является Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» [7], в котором ст. 25 установлено, что правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации. При этом действующее законодательство разделяет нормы права, регулирующие оборот «гражданского и служебного оружия» и «боевого оружия».

Постановлением Правительства РФ от 21 июня 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены «Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» [3]. В соответствии с Правилами перевозка гражданского и служебного оружия и патронов по территории Россий -ской Федерации производится на договорной основе юридическими лицами, уставами которых предусмот-

рено оказание подобных услуг и на основании разрешений на перевозку оружия, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД РФ от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814» введена в действие «Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» [6], которой регламентирован «Порядок приема и рассмотрения документов при выдаче разрешений на транспортирование и перевозку оружия и патронов». В соответствии с этим документом владельцы оружия и патронов получают в органах внутренних дел по месту регистрации разрешение на транспортирование, а юридические лица, оказывающие услуги по перевозке оружия и патронов, разрешение на их транспортировку При этом законодательство освобождает от оформления разрешения на транспортировку оружия только его владельца при условии, что перевозиться будет не более5 единиц оружия и в пределах субъекта РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. № 1314 утверждены «Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях» [2], которые регламентируют перевозку и транспортирование боевого оружия, принадлежащего государственным военизированным организациям. Оборот боевого оружия осуществляется в воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министер-

ства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внеш -ней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборо -том наркотиков, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федерального агентства специально -го строительства, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы, Службы специаль -ных объектов при Президенте Российской Федерации и прокуратуры Российской Федерации.

Одним из административно-правовых актов, при -званных детализировать требования по контролю за оборотом оружия в государственных военизированных организациях, является «Наставление по организации работы дежурных частей органов внутренних дел», ко -торое утверждено Приказом МВД России от 26 февраля 2002 г. № 174 дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внут -ренних дел Российской Федерации».

К ведомственным административно -правовым ак -там, разработанным в целях реализации положений Воздушного кодекса РФ и ст. 113 в частности, следует отнести утвержденные приказом Минтранса РФ от 5 сентября 2008 г. № 141 Федеральные авиационные правила «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации» [5], которые разработаны в соответствии с положениями Конвенции о Между -народной гражданской авиации и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиа -ции (приложение 18 «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху»).

В систему документов, регламентирующих деятель -ность по перевозке оружия, включены и действующие в настоящее время «Правила производства досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов», утвержденные приказом Минтранса России от 25 июня 2007 г. № 104, а также совместный межведомственный Приказ ФСВТ РФ № 120 и МВД РФ № 971 от 30 ноября 1999 г., кото -рым утверждена «Инструкция о порядке перевозки воз -душными судами гражданской авиации оружия, бое -припасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета» [4]. Инструкция разработана на осно -вании положений Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ, Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», « Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему а также холод -ного оружия в государственных военизированных организациях», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. № 1314, «Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814, «Правил производства досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживаю -

щего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов», утвержденных приказом Минтранса России от 25 июня 2007 г. № 104, и определяет порядок перевозки оружия, боеприпасов и патронов к нему специальныхсредств, переданных для временного хранения на период полета пассажирами, имеющими соответствующие разрешения на их хранение и ношение, а в необходимых случаях - на ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз из страны.

В целях реализации положений «Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета» дополнительно изданы указание ФАС России от 24 апреля 1997 г. № 36/и «О применении металлических ящиков для перевозки оружия, боеприпасов и спецсредств на гражданских воздушных судах» и распоряжение Минтранса России от 16 июля 2 007 г. № НА-254-р «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности перевозки длинноствольного оружия, переданного пассажирами для временного хранения на время полета».

Для соблюдения сертификационных требований по авиационной безопасности на авиапредприятиях разрабатываются следующие локальные нормативные акты:

- «Инструкция по правилам размещения, транспортировки и обеспечения сохранности металлических запираемых ящиков для перевозки оружия и боеприпасов»;

- «Технология приема (оформления), доставки на борт /с борта воздушного судна оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета»;

- «Технология о порядке перевозки на воздушных судах оружия, боеприпасов и патронов к нему специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета».

При из учении вы шепе речисл енных нор мат ивны х актов представляется, что «Инструкция о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на пери од полета», разработанная в целях совмещения требований «Правил оборота оружия» и «Правил перевозки опасных грузов по воздуху», создавалась без участия перевозчиков, пользователей воздушного транспорта. Это подтверждается отсутствием согласованности установленного Инструкцией порядка перевозки оружия с действовавшими на тот период времени «Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздуш ных линиях Союза ССР», утвержденными приказом МГА СССР от 16 января 1985 г. № 19, и действующими в настоящее время «Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров, грузоот-прави телей, грузополучателей», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 82, которые не предусматривают наличие в качестве перевозочной документации «Акта приемки оружия на период полета воздушного судна». Отсутствие необходимой документации (багажной бирки, грузовой накладной), предусмотренной нор-

мативными актами, регламентирующими перевозочную деятельность, затрудняет осуществление перевозок оружия рейсами, следующими за границу Российской Федерации, и транзитн ыми рейсами.

«Инструкция о порядке перевозки воздушными су -дами гражданской авиации оружия, боеприпасов и пат -ронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период поле -та» также вступает в противоречие с действовавшим на тот момент «Руководством по производству досмот -ра пассажиров, членов экипажей гражданских воздуш -ных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов», утвержденным Приказом Минтранса России от 21 ноября 1995 г. № 102, и ныне действующими «Правилами проведе -ния предполетного и послеполетного досмотров», утвержденными Приказом Минтранса РФ от 25 июля 2 007 г. № 104.

Перечень основных опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрирован -ном багаже и вещах, находящихся при пассажирах, со -держит:

- взрывчатые вещества, средства взрывания и пред -меты, ими начиненные:

- пороха всякие, в любой упаковке и в любом количестве;

- патроны боевые (в том числе малокалиберные);

- патроны к газовому оружию;

- капсюли (пистоны) охотничьи;

- пиротехнические средства: сигнальные и осветительные ракеты, патроны сигнальные, посадочные шашки, дымовые патроны (шашки), спички подрывни-ка, бенгальские огни, петарды железнодорожные;

- тротил, динамит, тол, аммонал и другие взрывчатые вещества;

- капсюли-детонаторы, электродетонаторы, электро-воспламенители, детонирующий и огнепроводный шнур и т.д.;

- оружие .

Для урегулирования возникшего противоречия необходимо переместить пункты «оружие», «патроны боевые (в том числе малокалиберные)», «капсюли (пи -стоны) охотничьи» в перечень предметов и веществ, разрешенных к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами с соблюдением требуемых условий.

Наставлением по организации работы дежурных частей органов внутренних дел, которое утверждено Приказом МВД России от 26 февраля 2002 г. № 174 дсп, установлены требования к размещению оружия, обо -рудованию оружейных комнат. В частности, регламентированы размеры окна приема-выдачи оружия

- 180 х 240 мм.

Практически аналогичные требования установлены « Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и слу -жебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утвержденной приказом МВД РФ от 12 апреля 1999 г. № 288: размер окна приема-выдачи оружия не должен превышать 300 х 200 мм.

В целях устранения препятствий, возникающих в процессе реализации нормативных требований по пе-

ревозке, транспортированию оружия и патронов к нему, нео бход имо :

1) разработать отдельные нормативные требования к комнатам приема- выдачи оружия, сдаваемого пассажирами на период полета, так как действующие требования часто невозможно выполнить из-за превышения габаритов упаковки оружия (кейсов), нормативно установленных размеров окна комнаты приема-выдачи оружия, что особенно актуально в связи с реализацией распоряжения Минтранса России от 16 июля 2007 г. № НА-254-р «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности перевозки длинноствольного оружия, переданного пассажирами для временного хранения на время полета»;

2) перевозку патронов осуществлять в металлических ящиках, применяемых в соответствии с указанием ФАС России от 24 апреля 1997 г. № 36/и «О применении металлических ящиков для перевозки оружия, боеприпасов и спецсредств на гражданских воздушных судах», что противоречит требованиям технических инструкций по перевозке опасных грузов по воздуху.

Возможным нормативно урегулированным вариантом остается осуществление перевозки оружия как «опасного груза». Для этого необходимо разработать межведомственный административно -правовой акт, разграничивающий полномочия и ответственность грузоотправителя, перевозчика и контролирующих органов, а также технологию приема-выдачи оружия и патронов к нему, предусматривающую их оформление как «опасного груза» и осуществления контроля за его оборотом в процессе приема-выдачи, учитывая, что в перечне перевозочной документации, предусмотренной «Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», имеется «грузовая накладная», «декларация на опасный груз», формализованные бланки которых содержат информаци ю, достаточную для организации контроля за оборотом оружия со стороны МВД РФ.

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 18.07.2011).

2. Постановление Правительства РФ от 15.10.1997 № 1314 (ред. от 30.05.2011) «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях».

3. Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (ред. от 07.07.2011) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации ».

4. Приказ ФСВТ РФ № 120, МВД РФ № 971 от 30.11.1999 «Об утверждении Инструкции о порядке перевозки воздуш -ными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета».

5. Приказ Минтранса РФ от 05.09.2008 № 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила пере -возки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации».

6. Приказ МВД РФ от 12.04.1999 № 288 (ред. от 16.05.2009) «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814».

7. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150- ФЗ (ред. от 1 9.07.2011 ) «Об оружии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.