Научная статья на тему 'К структуре населения мелких соколов в бору Терсек-Карагай Наурзумского заповедника'

К структуре населения мелких соколов в бору Терсек-Карагай Наурзумского заповедника Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
163
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКИЕ СОКОЛЫ / ПЛОТНОСТЬ ГНЕЗДОВАНИЯ / СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ / НАУРЗУМСКИЙ ЗАПОВЕДНИК / БОР ТЕРСЕК-КАРАГАЙ / SMALL FALCONS / NESTING DENSITY / POPULATION STRUCTURE / NAURZUM RESERVE / PINE FOREST TERSEK-KARAGAI

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Брагин А. Е., Брагина Т. М.

Приводятся сведения о видовом составе, структуре населения и распределении гнездящихся мелких соколов на территории ленточного соснового бора Терсек-Карагай Наурзумского заповедника (Казахстан) по данным учетов численности и территориального распределения гнезд в 2007-2009 гг. Показана зависимость количества гнезд изученных видов соколов от числа подходящих гнезд врановых. Установлено, что характер распределения мелких соколов зависит от совокупности требований как к местам гнездования, так и к местам кормодобывания и толерантности птиц друг к другу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the structure of the population of small falcons in the pine forest Tersek-Karagai of the Naurzum Reserve

The paper provides information on the species composition, population structure and distribution of small falcons nesting in the territory of the pine forest Tersek-Karagai of the Naurzum Reserve (Kazakhstan) according to censuses and spatial distribution of nests in 2007-2009. The dependence of the number of nests of studied species of falcons with the number of suitable nests of corvids was shown. The distribution pattern of nests of small falcons depends on a set of requirements as to their breeding and foraging sites for birds and tolerance for each other

Текст научной работы на тему «К структуре населения мелких соколов в бору Терсек-Карагай Наурзумского заповедника»

БИОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 2. С. 102-105.

УДК 591.9

А.Е. Брагин, Т.М. Брагина

К СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ МЕЛКИХ СОКОЛОВ В БОРУ ТЕРСЕК-КАРАГАЙ НАУРЗУМСКОГО ЗАПОВЕДНИКА

Приводятся сведения о видовом составе, структуре населения и распределении гнездящихся мелких соколов на территории ленточного соснового бора Терсек-Карагай Наурзумского заповедника (Казахстан) по данным учетов численности и территориального распределения гнезд в 2007-2009 гг. Показана зависимость количества гнезд изученных видов соколов от числа подходящих гнезд врановых. Установлено, что характер распределения мелких соколов зависит от совокупности требований как к местам гнездования, так и к местам кормодобывания и толерантности птиц друг к другу.

Ключевые слова: мелкие соколы, плотность гнездования, структура населения, На-урзумский заповедник, бор Терсек-Карагай.

Введение

Лесостепь Западной Сибири и степи Северного Казахстана с их многочисленными колками, островными и ленточными борами, а также созданной в XX в. сетью полезащитных лесополос, перемежаемой обширными открытыми пространствами, являются привлекательными биотопами для обитания дневных хищных птиц. Всего здесь зарегистрировано 32 вида соколообразных [1], большинство из которых включены в списки Международного союза охраны природы (ШОМ), Красной книги Российской Федерации, Красной книги Казахстана. Для многих из них эти регионы являются важным местом гнездования и донором для расселения на сопредельные территории.

Материалы и методы

Исследования, послужившие материалом для данной работы, проводились в 2007-2009 гг. на территории Наурзумского государственного природного заповедника (Костанайская область, Республика Казахстан). Заповедник расположен в центральной части Тургайской ложбины в пределах Северо-Тургайской физико-географической провинции, которая расположена в северной половине Тургайской столовой страны, примыкая на западе к холмистому плато Зауралья, на востоке - к Казахскому мелкосопочнику. Ширина Тургайской ложбины колеблется от 25 до 70 км. Борта ложбины шириной 10-20 км представляют собой наклонные дренированные равнины, в пределах которых местами наблюдаются террасированные ступени. Климат резко континентальный с жарким сухим летом и холодной малоснежной зимой. Средняя температура января -17...-18 0С с абсолютным минимумом -45,7 0С, средняя температура июля +24,2 0С при абсолютном максимуме +41,6 0С. Среднегодовая температура воздуха составляет +2,4 0С, безморозный период в районе Наурзума - 131 день. Территория входит в состав Казахстанской сухостепной провинции темно-каштановых и каштановых почв в подзону темно-каштановых почв [2].

Работы проводились на территории реликтового ленточного соснового бора Терсек-Карагай. Бор тянется по склону западного борта Тургайской ложбины (Адаевско-Улькаякского плато) узкой лентой шириной 0,6-1,5 км и длиной 25 км. Древостои представлены в основном сосняками, среди которых единично встречаются более старые деревья. Сосны относительно невысокие, часто с искривленными стволами. Нижние ветви сосен

© А.Е. Брагин, Т.М. Брагина, 2014

Численность гнездящихся мелких соколов в бору Терсек-Карагай в 2007-2009 гг. Наурзумский заповедник

Вид Участок, площадь

Терсекский ленточный бор, основная часть, 1 км2 Терсекский ленточный бор, грачевник, 1 км2

Число пар Пар на 100 км2 Доля, % Число пар Пар на 100 км2 Доля, %>

2007 2008 2009 2007 2008 2009

Чеглок 2 1 1 133,3 10,0 1 2 2 166,7 4,3

Дербник 2 2 2 200,0 15,0 3 1 3 233,3 6,1

Кобчик 1 - - 33,3 2,5 24 20 19 2100,0 54,8

Пустельга 10 7 12 966,7 72,5 9 12 19 1333,3 34,8

Всего 15 10 15 1333,3 100,0 37 35 43 3833,3 100,0

часто засыхают, но не опадают, что делает лес труднопроходимым. В сосняках в виде постоянной примеси встречаются осина (Populus tremula) и береза (Betula verrucosa). Бор приурочен к геоморфологической поверхности, сформировавшейся в первой половине плейстоцена (в период самаро-тазовского оледенения Западной Сибири) и является самым древним в регионе.

Учеты численности и территориального распределения гнездящихся мелких соколов проводились методом абсолютных учетов дневных хищных птиц на выделенной площади [3]. Учеты проводились на двух модельных участках площадью от 1 до 5 км2 в северо-восточной и юго-западной оконечностях бора Терсек-Карагай. Участок на северо-востоке Терсека включал в себя многолетнюю грачиную колонию. Выбор участков обусловлен тем, что на этих территориях проводились такие же учеты в 1946, 1947 и 1955 гг. Л.А. Гибет [4] и в 1978-1982 гг. Е.А. Брагиным [5]. Таким образом, данное исследование является логическим продолжением работы, начатой в 1946 г., и включает современные данные о размещении и числу гнезд мелких соколов на выделенных учетных участках.

Результаты и обсуждение

За время проведения работ на обследованных участках зарегистрированы все 4 вида соколов, указываемых как гнездящиеся в литературных источниках: чеглок (Falco subbuteo), дербник (Falco columbarius), кобчик (Falco vespertinus) и пустельга (Falco tinnun-culus). Всего за 3 полевых сезона было учтено 155 гнезд. В таблице приведено количество обнаруженных пар для каждого участка по годам, а также усредненные плотность гнездования и доля участия каждого вида.

В целом степи Северного Казахстана предоставляют богатую кормовую базу для пернатых хищников, но бедны на гнездовья. Поскольку соколы не строят гнезда самостоятельно, а только занимают уже имеющиеся, именно наличие подходящих гнезд оказывается для них лимитирующим фактором. Наиболее предпочитаемыми гнездами для мелких соколов в районе исследований являются гнезда врановых, в частности сороки и грача. В результате любые группы деревьев, а часто и отдельно стоящие деревья, при наличии на них подходящих гнезд охотно ими заселяются. С другой стороны, в

грачиных колониях доступность гнезд отходит на второй план, и плотность гнездования, а следовательно, и численность обсуждаемых видов регулируется доступностью кормов и толерантностью птиц друг к другу.

В целом в бору Терсек-Карагай наиболее многочисленным видом является обыкновенная пустельга. Ее доля участия в населении мелких соколов достигает 72,5 %. Лишь в грачевниках, на северо-востоке бора, численность пустельги уступает численности кобчика, здесь их доли составляют 34,8 % и 54,8 % соответственно.

В основной части бора кобчик встречается единичными парами и его доля участия резко снижается - до 2,5 %. Такое неравномерное распределение кобчика объясняется более поздними по отношению к остальным соколам сроками гнездования. В результате когда кобчик начинает осваивать гнездовые территории, большая часть гнезд оказывается уже занятой. Лишь в колониях грачей остается достаточный пул свободных гнезд. Вероятно, это послужило одной из причин того, что кобчик, как и степная пустельга, также испытывающая дефицит мест гнездования, выработал способность к образованию колониальных поселений.

Плотности гнездования чеглока и дерб-ника примерно одинаковы на обоих модельных участках. Уменьшение долей их участия в грачевниках объясняется более высокой плотностью гнездования кобчика и пустельги. В целом можно говорить о равномерном распределении гнезд чеглока и дербника в бору Терсек-Карагай. По всей видимости, здесь эти два вида не испытывают дефицита гнездовий, поскольку размеры их гнездовых участков достаточно велики, чтобы включать как минимум одно подходящее гнездо. На рис. 1 представлено соотношение долей участия каждого вида мелких соколков на модельных территориях в процентах к общему числу зарегистрированных гнезд.

В ленточном бору Терсек-Карагай, состоящем из многочисленных некрупных колков, в биотопическом отношении представляющих собой сплошную опушку, отсутствуют градиенты плотности гнездования соколов, характерные для крупных лесных массивов. Поэтому обследованные модельные участки дают достаточно точную картину плотности гнездования обсуждаемых видов. Данные об усредненной по годам плотности

104

А.Е. Брагин, Т. М. Брагина

гнездования мелких соколов в бору Терсек-Карагай были представлены в таблице в пересчете на 100 км2. На рис. 2 и 3 приведены данные о плотности гнездования. Также на них показаны минимальные и максимальные значения плотности гнездования каждого вида за весь период проведенных исследований.

%

□ Терсек

□ Терсек, грачевник

Рис. 1. Доли участия отдельных видов в населении мелких соколов в бору Терсек-Карагай. Наурзумский заповедник. Суммарные данные за 2007-2009 гг.

Рис. 2. Средняя плотность гнездования мелких соколов в бору Терсек-Карагай и ее минимальные и максимальные значения (число пар на 1 км2).

Наурзумский заповедник.

Суммарные данные за 2007-2009 гг.

Приведенные диаграммы показывают соотношение между плотностью гнездования соколов: как между видами на одном участке, так и между модельными участками. Разница в соотношении числа гнезд различных видов соколов между участками обсуждалась выше при анализе долей их участия в общем населении мелких соколов.

25

20

15

10

0

□ чеглок □ дербник □ кобчик □ пустельга Рис. 3. Средняя плотность гнездования мелких соколов в грачиной колонии в бору Терсек-Карагай и ее минимальные и максимальные значения (число пар на 1 км2). Наурзумский заповедник. Суммарные данные за 2007-2009 гг.

Разница плотности гнездования между видами объясняется также отличиями в экологии питания. Пустельга как вид с наиболее широким спектром питания, основу которого составляют мышевидные грызуны, рептилии и крупные насекомые, нуждается в меньшей охотничьей территории. Поэтому при наличии доступных гнезд она способна образовывать довольно плотные гнездовые поселения, доходящие в грачевниках до 1333,3 пар/100 км2. С другой стороны, для этого вида характерны наибольшие изменения численности в зависимости от состояния кормовой базы. За время проведенных наблюдений плотность гнездования пустельги испытывала двукратные колебания. Особенно хорошо это заметно на примере гнездования в грачиной колонии: в 2007 г. там отмечено 9 пар пустельг на 1 км2, а в 2009 г. уже - 19 пар на 1 км2. В основной части бора в 2009 г. также наблюдался пик численности пустельги - 12 пар на 1 км2, что подтверждает предположение о связи этих колебаний с состоянием кормовой базы.

Кобчик, прилетая на гнездовья позже остальных видов, вынужден занимать оставшиеся свободными подходящие гнезда при стабильно избыточной кормовой базе. В связи с этим плотность его гнездования относительно стабильна. Лишь в 2009 г., во время пика численности пустельги, кобчик был частично вытеснен ею из грачиной колонии, что отразилось на амплитуде колебаний плотности гнездования. Чеглок и дерб-ник, кормовая база которых основана на воробьинообразных, демонстрируют высокую стабильность плотности гнездования.

Заключение

Подытоживая вышесказанное, мы можем выделить четыре характерные особенности структуры населения мелких соколов в ленточном бору Терсек-Карагай на территории Наурзумского заповедника:

5

1) численность соколов лимитируется наличием подходящих гнезд, поскольку сами они их не строят, основными поставщиками гнезд являются врановые, в первую очередь сорока и грач;

2) характер распределения мелких соколов зависит от совокупности требований как к местам гнездования, так и к местам кормодобывания, а также толерантности птиц друг к другу;

3) ограниченность гнездовых угодий при богатой кормовой базе определяет высокую плотность населения мелких соколов, доходящую в грачиных колониях до 43-х пар на 1 км2;

4) в плотности гнездования соколов в районе исследований отсутствуют градиенты, связанные с дальностью расположения гнезд от опушки, поскольку линейные размеры колков, составляющих бор Терсек-Карагай, редко превышают 0,5 км.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Брагин Е.А., Брагина Т. М. Фауна Наурзумского заповедника. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (аннотированные списки видов). Костанай : Костанай-ский дом печати, 2002. 56 с.

[2] Брагина Т. М. Особо охраняемые природные территории Казахстана и перспективы организации экологической сети (с законодательными основами в области особо охраняемых природных территорий). Костанай : Костанай-ский дом печати, 2007. 164 с.

[3] Галушин В. М. Численность и территориальное распределение хищных птиц Европейского центра СССР // Тр. Окского гос. заповедника. 1971. Вып. 8. С. 5-12.

[4] Гибет Л. А. Хищные птицы лесостепи Западной Сибири, степи и полупустыни Казахстана, их распределение и численность : дис. ... канд. биол. наук. М., 1961. 337 с.

[5] Брагин Е. А. Биология хищных птиц колковых лесов Кустанайских степей, пути их охраны и увеличения численности : дис. ... канд. биол. наук. М., 1989. 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.