Научная статья на тему 'К созданию сапр технологии правки и оборудования роликоправильных машин'

К созданию сапр технологии правки и оборудования роликоправильных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
194
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО ГОРЯЧЕКАТАНЫХ ПРОФИЛЕЙ / РАСЧЕТ ДЕФОРМАЦИИ МЕТАЛЛА / РОЛИКОПРАВИЛЬНАЯ МАШИНА / РЕЖИМЫ ПРАВКИ / ТЕРОМОУПРОЧНЕННЫЙ РЕЛЬС

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Поляков Борис Николаевич

Предлагаются математическая модель и основные положения современной научной методологии расчета и оптимизации на ЭВМ технологического процесса деформации металла сортового (или листового) проката при правке на роликоправильной машине (РПМ). Приводятся некоторые результаты применения созданной методологии для условий производства рельсов на НТМК с целью совершенствования технологии и оптимизации режимов правки и обоснования конструктивных параметров РПМ с позиции минимума конечной кривизны и уровня остаточных напряжений. В частности, предлагаемые «мягкие» режимы деформирования существенно снижают энергосиловые параметры и повышают потребительские свойства рельсов, а оптимальные режимы правки могут в 25 раз понизить конечную кривизну термоупрочненных рельсов; доказанная высокая чувствительность потребительских свойств рельсов к изменению конструктивных параметров РПМ позволилa обосновать их рациональные величины, а также целесообразность автоматизации технологии и оборудования правильных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К созданию сапр технологии правки и оборудования роликоправильных машин»

Научно-технический прогресс УДК 621.771.09 + 681.5

к созданию сапр технологии правки

и оборудования роликоправильных машин

Б. Н. Поляков

Светлой Памяти талантливого, с широчайшей эрудицией Учёного, мудрого Педагога высокой культуры и профессионализма Бориса Ефимовича Хайкина посвящается

Предлагаются математическая модель и основные положения современной научной методологии расчета и оптимизации на ЭВМ технологического процесса деформации металла сортового (или листового) проката при правке на роликоправильной машине (РПМ). Приводятся некоторые результаты применения созданной методологии для условий производства рельсов на НТМК с целью совершенствования технологии и оптимизации режимов правки и обоснования конструктивных параметров РПМ с позиции минимума конечной кривизны и уровня остаточных напряжений. В частности, предлагаемые «мягкие» режимы деформирования существенно снижают энергосиловые параметры и повышают потребительские свойства рельсов, а оптимальные режимы правки могут в 25 раз понизить конечную кривизну термоупрочненных рельсов; доказанная высокая чувствительность потребительских свойств рельсов к изменению конструктивных параметров РПМ позволилa обосновать их рациональные величины, а также целесообразность автоматизации технологии и оборудования правильных комплексов.

Ключевые слова: производство горячекатаных профилей, расчет деформации металла, роли-коправильная машина, режимы правки, теромоупрочненный рельс.

Заключительным этапом производства горячекатаных профилей является процесс правки. Данную технологию относят к числу отделочных операций основного производства. Необходимость правки объясняется тем, что во многих случаях предупредить искривление и нарушение требуемой формы изделия не удается. Вероятны также случаи, когда предупреждение искривлений принципиально возможно, но неэффективно по технико-экономическим соображениям. Известно, что правка оказывает большое влияние и на формирование потребительских свойств проката, таких как конечная кривизна и остаточные напряжения, которые, например, применительно к рельсам определяют их контактно-усталостные свойства, а следовательно, срок службы. Указанные обстоятельства делают правку одной из ответственных операций в технологии изготовления прокатных изделий.

Наиболее широко распространенным способом правки в настоящее время является правка знакопеременным упругопластическим изгибом на ролико-правильных машинах (РПМ).

В данной статье показаны определяющие положения современной научной методологии расчета деформации металла при правке на РПМ и некоторые полученные на ее основе практические рекомендации [1]. Конкретные расчеты и сравнение с экспериментальными данными выполнены для правки рельсов в холодном состоянии на 6-роликовых РПМ Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК)1.

Правке на НТМК подвергают закаленные и незакаленные рельсы. Закаленные рельсы проходят последовательно правку в плоскостях максимальной и минимальной жесткости. Незакаленные рельсы правят лишь в плоскости максимальной жесткости.

Под настройкой РПМ понимают задание величин вертикальных перемещений роликов относительно «нулевого» положения. При различных отклонениях в физико-механических свойствах материала профиля (предел текучести, модуль упругости, структура и т. д.), при колебаниях начальной искривленности, биения бандажей и т. д. режимы настройки РПМ изменяются. Поэтому на практике для одинаковых профилей,

1 Работа выполнялась сотрудниками Инженерно-конструкторской лаборатории станов горячей прокатки НИИТяжмаша ОАО «Уралмаш» совместно с сотрудниками кафедры теоретической механики Пермского государственного технического университета под руководством проф., д.т.н. Ю. И. Няшина. Автор выражает им искреннюю признательность и благодарность за многолетнее плодотворное творческое сотрудничество и дружеские взаимоотношения.

изготовленных из одного и того же материала, но с различными свойствами необходимо каждый раз подбирать настройку РПМ. Это связано со значительными затратами, так как при эмпирическом подборе настройки несколько профилей бракуются (правку в холодном состоянии можно проводить только один раз). Следовательно, возникает задача выбора рациональных режимов правки для различных профилей.

Также с учетом того, что живучесть рельса, его контактно-усталостные свойства в значительной степени определяются фоном, уровнем и распределением по сечению остаточных напряжений, необходимо, чтобы математическая постановка задачи обоснования режимов правки отражала и этот важный технологический фактор. Кроме того, на металлургических заводах, например на НТМК, сохраняется определенный уровень брака при правке, в частности, появляются трещины на рельсах и наблюдается их поломка, поэтому остается актуальной и экономически обоснованной задача дальнейшего совершенствования существующей технологии правки.

Перечисленные выше соображения приводят к необходимости создания современной математической модели процесса правки и разработки методики поиска оптимальных режимов процесса. В данном случае (при пренебрежении концевыми эффектами) задача исследования напряженно-деформированного состояния (НДС) в процессе правки сводится к стационарной задаче упругопластичности. Следует особое внимание обратить на сложность создания современной методологии теоретического исследования НДС профиля при правке, идентификации граничных условий и исходных параметров процесса (с позиции минимума конечной кривизны и остаточных напряжений). Это усугубляется тем, что в отечественной и зарубежной литературе практически отсутствует экспериментальная информация по дифференциальным характеристикам (изменение напряжений, деформаций, кривизны и т. п.), известны лишь единичные замеры интегральных параметров (изгибающих усилий, крутящих моментов и т. п.) процесса правки сортовых профилей.

Таким образом, цели теоретических исследований процесса правки сортовых профилей заключались в рационализации технологии и конструкций правильных машин, в оценке целесообразности их автоматизации. Для достижения этих целей была создана методика и программа расчета на ЭВМ НДС профилей в стационарной стадии процесса правки.

Исследованиям процесса правки сортовых профилей посвящено достаточно большое коли-

чество интересных теоретических и экспериментальных работ [2]. Необходимо отметить особую сложность теоретического описания процесса деформации металла при правке, связанную с решением соответствующей задачи механики деформируемого твердого тела. Поэтому обычно это вынуждает исследователей принимать различные упрощения, часто довольно грубые, существенно влияющие на результаты, что и содержится во многих ранее выполненных теоретических разработках [2]. Ниже предлагается новая постановка задачи исследования НДС металла при правке на РПМ, позволяющая избежать некоторых существенных недостатков.

Исследование НДС сводится в данном случае к решению объемной стационарной изотермической задачи упругопластичности. При постановке задачи здесь и далее будем использовать прямоугольные декартовы системы координат, а также соглашение о суммировании по повторяющимся индексам (правило Эпштейна). Индекс после запятой означает дифференцирование по соответствующей координате.

Обозначим исследуемую область через ее границу через Предположим, что на части границы Зи заданы перемещения, на части 5

- усилия. Объединение области и границы 5 обозначим как О . Задача заключается в определении перемещений, напряжений и деформаций в области

В систему уравнений, записанную для удобства последующего решения в приращениях, входят [3]:

- уравнения равновесия:

<Зог; =0, хеО; г = Цз (1)

определяющие уравнения, объединяющие теории упругости и пластического течения:

= *е* = 13; (2) геометрические соотношения:

с1е1/ = +с1г?=\ (сЮ.. + сШ), х е О; i, у = 13. (3) Начальные условия (задача стационарна, однако нужно задать условия на поверхности Г входа частиц металла в область £3):

а,=а«, 8, =8«, и,=и1 хеГ; и = и.(4) Граничные условия:

схе5а; / = 1^3; (5)

г = 1Д (6)

В уравнениях (1) - (6) приняты следующие обозначения: о., е.. - компоненты тензоров напряжений и деформаций; Ц, ¥,, Р. - компоненты тензоров перемещений, массовых сил и поверхностных нагрузок; Ыа 0 = йгк1, х е Й, / = 1, 3

- компоненты четырехвалентного тензора упру-гопластических свойств; п - направляющие косинусы внешней нормали к поверхности; индексы I

и р в уравнении (3) и далее относятся к упругим и пластическим деформациям.

Перемещения и отсчитываются от недефор-мированного состояния. Однако в рамках геометрически линейной теории их можно отсчитывать и от значений 11° на границе Г (4).

Для определения остаточных напряжений может быть использована теорема о разгрузке в изотермических условиях [4], в том числе в случае появления вторичных пластических деформаций [5]. При использовании теоремы предполагается, что разгрузка начинается во всех точках области одновременно, что в практических задачах редко имеет место. В общем случае произвольного НДС аналогичные теоремы отсутствуют, в силу чего остаточные напряжения будем находить с помощью решения задачи упругопластичности, соответствующей полному снятию силовой нагрузки.

Аналитическое решение поставленной задачи (1) - (6) представляет значительные математические трудности, а ее численное решение требует большого количества машинного времени и значительного объема памяти ЭВМ. Поэтому несколько изменим постановку задачи.

Введем неподвижную систему отсчета 0х1х2х3 и движущуюся как жесткое целое систему координат (рис. 1). Начало системы находится в центре тяжести рассматриваемого сечения, причем оси и лежат в плоскости поперечного сечения и система движется как жесткое целое так, что одна из осей (0///3 или 0///3) остается параллельной оси (при изгибе в плоскости 0х2х3) или 0х2 (при изгибе в плоскости 0х1х3).

Для определенности изложения будем считать, что изгиб происходит в плоскости 0х2х3. Для учета истории нагружения необходимо ввести также сопутствующую лагранжеву систему координат (для индивидуализации частиц сплошной среды).

Будем считать, что углы поворота при правке малы. В силу этого систему можно было бы не вводить, а изложение методики вести в системе 0х1х2х3.

Воспользуемся гипотезой плоских сечений, согласно которой (при изгибе в плоскости 0х2х3) продольная деформация е33 любого волокна равна

е33 = % + ^ (7)

где а0 - продольная деформация линии центров тяжести.

Величина а0 с точностью до знака равна кривизне проекции линии центров тяжести на плоскость изгиба 0х2х3 (рис. 1) [6]:

а2 = -к2. (8)

Найдем приращение продольной деформации Ае33 для любой точки поперечного сечения профиля:

А^ = -^А^ + Аа2. (9)

Из гипотезы плоских сечений следует

Ае13 = ^23 = 0. (10)

Введем предположение

А°13 = Аа23 = 0. (11)

Запишем определяющее соотношение для Аа33: Аа33 =АзуЛг,, и = 1,3. (12) Соотношение (12) можно записать в виде

Ла33 =£>ззззА8зз+Аа;з. (13)

где Дазз =£)33/уАе/у, /,./ = 1,2.

Отметим, что Аа33 удовлетворяет следующим интегральным уравнениям равновесия:

[До3£2^ = -ЛМ2,

Да„<*Р = 0.

При малых изгибах можно записать:

йги

к, =

ск'

(14)

(15)

(16)

Рис. 1. Неподвижная система отсчета 0х1х2х3 и движущаяся система координат (а), границы исследуемой

области 8 (б)

где и - поперечное перемещение центра тяжести сечения.

Граничные условия имеют вид:

£/,■=*/,-, Зсе^; М2°=М2"=0, (17) где и. - заданные перемещения роликов РПМ;

М\ и М1 - изгибающие моменты на первом и последнем роликах РПМ соответственно.

К граничным условиям необходимо также добавить условия сопряжения на промежуточных роликах РПМ [1].

Теперь при известных Т)Ш1 и Аеу = 1,2) можно определить из решения задачи (9) - (17)

Ае33 и Аа33.

С другой стороны, при выполнении предположений (10) и (11) краевая задача (1) - (6) для определения НДС в области поперечного сечения принимает вид:

х^Г; и = _ (18)

= +^ззАезз, X е I, у, к, / = ^2; (19)

Агу. = Аг^. + Де£ = иц + А£/Д = 1,_2; (20)

Аи,=АОп Х€5„;Аод.=АРу, / = 1,2;(21)

Таким образом, при принятых предположениях исходная задача (1) - (6) сводится к решению системы уравнений (9) - (21). Обращаем внимание, что ее можно «расщепить» на две связанные между собой задачи. Первая задача (назовем ее задачей А) описывает задачу изгиба профиля при учете поперечных напряжений и деформаций. Она сводится к решению системы уравнений (9) - (17). Вторая задача (задача В) описывает исследование НДС частиц элементов поперечного сечения профиля при их движении по линиям тока в процессе правки на РПМ с учетом продольных напряжений и деформаций и сводится к решению системы уравнений (18) -(21). Для решения задачи (18) - (21) используется алгоритм, подробно описанный в работе [3].

Совокупность задач А и В позволяет решить задачу правки. При решении задачи не учитываются контактные напряжения и вся поверхность (граничные условия для задачи В) считается свободной, так как это воздействие носит локальный характер (хотя контактные напряжения возникают в области максимальных пластических деформаций) и вследствие принципа Сен-Венана не внесет существенного изменения в результаты расчета НДС. Задача исследования НДС при правке является прямой задачей для задачи выбора рациональных режимов РПМ (задачи оптимизации). Реализация решения задачи упругопластического знакопеременного изгиба требует значительного времени счета даже на современных ЭВМ. Это неприемлемо для задачи оптимизации, которая требует многократного решения прямой задачи. В то же время результаты расчета по приведенной методике показывают, что компоненты тензора напряжений (за исключением продольной) почти во всех точках поперечного сечения, исключая область контакта, существенно меньше а33. Это свидетельствует о возможности использования схемы одноосного напряженного состояния (все компоненты напряжений, за исключением продольной, полагаются равными нулю).

Физические уравнения в этом случае примут

вид:

Да23 = Б* Де33. (22)

где Б* - секущий модуль [1]; Де33 - приращение продольного напряжения в исследуемой точке поперечного сечения профиля.

Дифференциальное уравнение изогнутой линии центров тяжести получаем подстановкой, в частности, уравнения (22) в (14) и (15), и которое имеет вид:

^^ Аа0 \DX.dF + к2 \DX.dF + Ш2

\D\ldF

(23)

При рассмотрении знакопеременного упруго-пластического изгиба необходимо учесть эффект Баушингера. В данной работе эффект учитывался путем использования принципа Мазинга, согласно которому кривая повторного знакопеременного напряжения совпадает с соответствующей кривой при первом нагружении, построенной в осях с удвоенным масштабом и обратным направлением (рис. 2).

Рис. 2. Поведение кривой о33 - е33 при циклическом нагружении

Если при первом нагружении были достигнуты напряжения и деформации е"3, то при повторном нагружении в обратном направлении предел текучести определяется параметрами а"+1, е"+1, удовлетворяющими уравнениям

I = 2Ф

(24)

при наличии вторичных пластических деформаций

Е1 -£

Ф(е.), то

2е"

1°зз I - 2Ф

при упругой разгрузке. Поскольку а" =Ее3

_ И+1 _ П Г%— П

Отсюда следует так как °зз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, принцип Мазинга учитывает эффект Баушингера. В случае квазиобъемной постановки вместо о , е необходимо брать о , е .

(25)

(26) (27)

Для получения кривой деформационного упрочнения о33 = /(е33) для термоупрочненных рельсов производства НТМК были выполнены экспериментальные работы [1]. Эксперименты проводились на растяжение и сжатие, и зависимость о33 = /(г33) была получена в виде

°зз=^езз- (28)

Предел текучести при сжатии (повторное нагружение) был определен согласно принципу Мазинга.

Для решения задачи оптимизации режимов правки на основе представленной математической модели применен метод штрафных функций [1]. Здесь в качестве целевой функции используется конечная искривленность профиля. В вектор управления и вошли перемещения роликов РПМ, а ограничения на эти перемещения формируют соотношения типа неравенств

\и,\£\0,\. (29)

В качестве дифференциальных связей выступают уравнения краевой задачи упруго-пластичности (9) - (21). Целевая функция при использовании метода штрафных функций записывается в виде

1,0, V) =к,;он(й, Г)+к£и? -6,, (30)

_ _ 7=1

гдек7®и(^3''.) - конечная искривленность профиля; 31 - весовые коэффициенты; к - коэффициент штрафа,

£ _ I 0, при выполнении условия (29), 1 [■<» + , если условие (29) не выполняется.

Для решения поставленной задачи применен метод безусловной оптимизации - метод деформируемого многогранника Нелдера - Мида [1].

Оценка достоверности вышеприведенной математической модели НДС профиля при правке на РПМ была выполнена на основе решения ряда тестовых задач. В частности, для проверки упругого решения методом Верещагина был рассчитан изгиб профиля прямоугольного сечения на семи роликах РПМ. Результаты расчета интегральных характеристик процесса по квазиобъемной и стержневой методикам сопоставлены с известными экспериментальными данными. Также обоснована степень полинома, аппроксимирующего радиус искривленности профиля на пролете РПМ [2].

На основе разработанной современной научной методологии исследования и оптимизации НДС профиля в процессе знакопеременного изгиба создана программа расчета на ПЭВМ дифференциальных и интегральных параметров технологии правки на РПМ рельсов и других фасонных профилей. Программа позволяет вычислить компоненты векторов перемещений, тензоров напряжений и деформаций и их рас-

пределение в любой точке подвергаемого правке профиля; распределение по роликам усилий, изгибающих и крутящих моментов, мощностей; распределение остаточных напряжений и величины конечной кривизны. Исходными данными для программы являются: взаимное расположение роликов РПМ (настройка), шаг и диаметр роликов, конфигурация и исходная величина кривизны выправляемого профиля, предел текучести и форма кривой деформационного упрочнения материала профиля.

Применение программы позволяет с достаточной степенью точности определить рациональную настройку роликов, обеспечивающую минимальную остаточную кривизну, рассчитать интегральные характеристики режима правки, сократить трудозатраты на выбор параметров настройки, исключить проведение трудоемких ручных расчетов технологических и энергосиловых параметров РПМ. Программа применялась для обоснования правки двутавровых и рельсовых профилей и конструктивных параметров РПМ при их проектировании для металлургических предприятий ряда зарубежных государств [1, 2].

С помощью программы на ЭВМ выполнены численные и параметрические исследования некоторых аспектов применяемых на НТМК технологий правки «сырых» (незакаленных) и термоупрочненных рельсов Р65, в результате чего предложен ряд технологических и конструктивных рекомендаций. Наиболее важные из них следующие:

1. Нецелесообразно уменьшение применяемых в настоящее время в конструкциях РПМ величин шагов и диаметров роликов, так как это отрицательно повлияет на формирование остаточных напряжений.

2. В противовес вынужденно применяемым (для уменьшения разброса конечных кривизн) «жестким» режимам правки (со степенями деформации более 1,0 %), которые хотя и позволяют достичь большей прямолинейности, но обладают рядом существенных недостатков, а именно: повышают неоднородность деформации, что способствует формированию худшей картины распределения остаточных напряжений, приводят к возникновению значительной разницы в поперечных размерах между непра-вящимися концами и правленой частью рельса, а также к образованию и развитию трещин, а иногда и к разрушению по имеющимся дефектам поверхности, - предложены «мягкие», щадящие режимы (максимальные деформации на уровне 0,5 - 0,6 %), которые уменьшают поврежденность металла, т. е. повышают служебные свойства рельсов, сокращают вероятность поломок при правке,

что в конечном итоге положительно отражается на живучести и сроке службы рельсов.

3. Целесообразен переход к технологии правки как минимум на 8-роликовых РПМ, которые за счет большего количества упругопластических перегибов (в сравнении с 6-роликовыми) формируют условия меньшей чувствительности остаточной (конечной) кривизны к колебаниям размеров поперечного сечения рельса, механических свойств (предела текучести) его материала и погрешностям настройки. При этом за счет применения «мягких» режимов можно дополнительно снизить нагруженность подшипниковых узлов, оборудования и приводов, например по моментам изгиба и усилиям правки - на 21 % (рис. 3), и уменьшить поврежденность металла (рис. 4).

а :!8Л б 145,1

т

-4

изг 10 ,11-М

Р-ю~4,н

Рис. 3. Снижение средних величин изгибающих моментов (а) и усилий (б) при правке на 8-роликовых РПМ: ^ - «жесткие» режимы деформирования; ^ - «мягкие» режимы деформирования

Рис. 4. Накопление поврежденности при правке (ф - угол

исходного поверхностного дефекта):........- на 6-роликовой

РПМ;--на 8-роликовой РПМ

Рекомендация о количестве роликов в конструкции РПМ удачно корреспондируется с параметрами правильных машин, применяемых на новом (июнь, 2002 г.) рельсопрокатном стане

фирмы Steel DYNAMICS, INC (SDI, Columbia City, USA), где горизонтальная машина имеет 9 роликов диаметром 1060 мм, а вертикальная - 7 роликов диаметром 750 мм.

4. Решение задач оптимизации технологии правки показало, что полученный рациональный режим правки «сырого» рельса Р65 наиболее близок к режиму, применяемому в настоящее время в рельсо-балочном цехе НТМК (что дополнительно подтверждает достоверность методики и результатов), а оптимальный режим правки термо-упрочненного рельса в плоскости максимальной жесткости позволяет уменьшить конечную кривизну (в сравнении с действующим) примерно в 25 раз [2].

5. Доказано, что заметное изменение остаточной кривизны рельса и остаточных напряжений происходит уже при отклонении роликов от заданного положения на 0,1 - 0,2 мм (т. е. имеет место высокая чувствительность потребительских свойств проката к конструктивным параметрам правильных машин), поэтому точность настройки, формируемая точностью перемещения роликов, величинами биения бандажей и люфтов в подвижных частях и жесткостью конструкции, должна обеспечиваться конструкцией РПМ, а определяющие величины должны находиться в следующих пределах: точность перемещения роликов и биение бандажей должны быть не более 0,1 - 0,2 мм, суммарный люфт - не более 0,5 мм, а жесткость РПМ - не менее 2000 кН/мм. Кроме того, с целью эффективного управления остаточными напряжениями в правящемся профиле, целесообразно перейти от настройки РПМ по перемещениям роликов к настройке по напряжениям (по усилиям на роликах), предусмотрев в конструкции РПМ установку датчиков давления на каждом ролике.

6. Показана целесообразность автоматизации правильного комплекса и предложен состав автоматических систем контроля и микропроцессорного программного управления [2].

В современных сложных экономических условиях для обеспечения конкурентоспособности рельсов и других профилей проката (а это абсолютно реально) целесообразно продолжить работу по совершенствованию технологии правки и оборудования, а также внедрению автоматических систем с учетом вышеприведенных результатов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Поляков Б. Н., Няшин Ю. И. К созданию САПР роликоправильных машин. САПР в тяжелом машиностроении: сб. науч. тр. / под ред. Б. Н. Полякова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - С. 45 - 68.

2. Обследование нагруженности механического оборудования УБС НТМК. Совершенствование технологии и оборудования для правки рельсов тяжелых типов и балочных профилей. Исследование процесса правки сложных профилей на роликоправильных машинах

и термомеханической правки растяжением: Отчет по НИР / Науч.-исслед. конструкт.-технол. ин-т тяжелого машиностроения (НИИтяжмаш); руководители работы

- Б. Н. Поляков, Ю. Д. Макаров; отв. исполнители -Ю. Д. Макаров, С. В. Колмогоров; т ГР 80011770; Инв. т 0286.0040780. - Свердловск, 1985. - Т. 3. - 79 с.

3. Поздеев А. А., Няшин Ю. И., Трусов П. В. Остаточные напряжения: теория и приложения.

- М.: Наука, 1982. - 112 с.

4. Ильюшин А. А. Пластичность: В 3 ч. Ч. 1. Уп-ругопластические деформации. - М.-Л.: Гостехиздат, 1948. - 376 с.

5. Москвитин В. В. Циклические нагружения элементов конструкции. - М.: Наука, 1982. - 394 с.

6. Работнов Ю. Н. Механика деформируемого твердого тела. - М.: Наука, 1979. - 744 с.

Поляков Борис Николаевич - доктор технических наук, профессор, Статья поступила в редакцию

член-корреспондент Академии инженерных наук Российской Федерации, 28 октября 2012 г.

почетный ученый Европы

© Б. Н. Поляков, 2012

Объявления

ЕЖЕГОДНАЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ЯРМАРКА (ПТЯ) С 12 ПО 14 МАРТА 2013 ГОДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Это традиционное масштабное событие в сфере обмена опытом и демонстрации новейших достижений реального сектора экономики. Так, в 2012 году ярмарка превзошла предыдущие проекты по уровню деловых мероприятий и количеству участников и посетителей. Свои достижения в индустриальной сфере на площади 7 760 кв. м представили около 600 ведущих компаний из 16 стран мира, в т.ч. России, Республики Беларусь, Украины, Финляндии, Румынии, Венгрии, Германии. Мероприятия ПТЯ 2012 посетили 8 700 специалистов.

Выставочная программа Ярмарки 2013 как обычно объединит в себе сразу несколько отраслевых направлений. В ее состав входят промышленные выставки «Обработка металлов», «Металлургия. Литейное дело», «Машиностроение», «Компрессоры. Насосы. Арматура. Приводы», «Неметаллические материалы для промышленности», «AUTOPROMRussia 2013», «Услуги для промышленных предприятий», «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» (Hi-Tech). Кроме того, на одной площадке с ПТЯ пройдут ведущие мировые специализированные мероприятия: выставка по обработке листового металла BLECHRussia 2013 и выставка крепежных изделий и технологий Fastener Fair Russia 2013.

Петербургская техническая ярмарка - это не только профессиональная площадка для показа промышленных и научных возможностей региона, но и форум для дискуссий и диалога по актуальным вопросам отрасли. Деловую программу Ярмарки представляет Петербургский промышленный конгресс, на котором специалисты смогут обменяться опытом, на самом

высоком уровне обсудить острые вопросы реального сектора экономики и определить задачи на будущее. В рамках Конгресса планируется проведение пленарной дискуссии «Глобальные цепочки поставщиков в промышленности. Россия в условиях ВТО», а также ассамблеи топ-менеджеров промышленных предприятий. Всего в рамках Конгресса ожидается более 12 различных мероприятий. Последний день работы Ярмарки объявлен «Днем Hi-Tech». 14 марта пройдут круглые столы с участием инвестиционных компаний и фондов, содействующих развитию инновационных проектов, а также состоится награждение победителей конкурса «Лучший инновационный проект и лучшая научно-техническая разработка года». Подробную информацию по деловой программе смотрите на сайте www.ptfair.ru

Совместно с ПТЯ проводится VII Санкт-Петербургский Международный Партнериат - уникальная кооперационная биржа, направленная на установление и развитие деловых партнерских контактов в промышленности. Партнериат дает возможность специалистам обсудить меры по сохранению экономической стабильности, поддержке малого и среднего бизнеса через межрегиональную и приграничную промышленную кооперацию.

Получить дополнительную информацию о мероприятиях Петербургской технической ярмарки и возможных вариантах сотрудничества вы можете: по телефону: (812) 320-80-92 по e-mail: autopr@restec.ru Контактное лицо - Львова Ирина

http://www.ptfair.ru/press.ru.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.