Научная статья на тему 'К ш и ц о в а Д. Хождения в Святую Землю xii-xx веков. Мифы и реальность в чешских и русских паломничествах. Брно: университет масарика, 2013'

К ш и ц о в а Д. Хождения в Святую Землю xii-xx веков. Мифы и реальность в чешских и русских паломничествах. Брно: университет масарика, 2013 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
36
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ш и ц о в а Д. Хождения в Святую Землю xii-xx веков. Мифы и реальность в чешских и русских паломничествах. Брно: университет масарика, 2013»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2014. № 2

К ш и ц о в а д. Хождения в Святую землю XII-XX веков. Мифы и реальность в чешских и русских паломничествах. Брно: Университет Масарика, 2013. 336 с. K s i c o v a D. Cesty do Svate zeme XII. - XX. stoleti. Myty a realita v r uskych a ceskych cestopisech. Brno: Masarykova univerzita, 2013. 336 s.

Профессор философского факультета Университета им. Масарика в Брно Дануше Кшицова - один из ведущих современных русистов Чехии. На протяжении вот уже нескольких десятилетий она занимается изучением и популяризацией нашей литературы у себя на родине. Творческая активность ученого, особенно в последние годы не могут не удивлять: у нее более 400 научных публикаций, в числе которых пять монографий.

До сих научные интересы Д. Кшицовой были сосредоточены на сравнительно-типологическом изучении чешской и русской литератур рубежа XIX-XX веков1. Монография «Хождения в Святую землю XII-XX веков. Мифы и реальность в русских и чешских паломничествах» открывает совершенно новое направление в научной деятельности автора.

Это работа уникальна во многих отношениях. Прежде всего - по теме: перед нами единственное на сегодняшний день сравнительно-типологическое исследование сочинений чешских и русских авторов, предпринявших паломничества к христианским святыням в Иерусалиме с XII по XX в.

Книга информационно насыщенна, почти энциклопедична. Живой, занимательный рассказ о содержании анализируемых текстов подсвечен личными впечатлениями автора, что, бесспорно, способствует большей убедительности повествования.

Структурообразующей характеристикой жанра «хождения» автор монографии считает его содержательную составляющую: путешествие в Святую Землю имело для паломника сакральный смысл очищения от грехов, духовно-нравственного просветления и возрождения. Кульминационной точкой паломничества, как в плане эмоционально-психологического содержания, так и сюжетно-композиционной организации, должно было стать посещение храма Гроба Господня в Иерусалиме. Главная ценность произведений этого жанра для современности Д. Кшицова видит в их «моральном послании»: «Хождения в Святую Землю, часто оплаченные дорогой ценой потери здоровья, показывают нам не только изменения жанра в широком временном диапазоне, но и рассказывают о силе человеческого

1 «Путевые заметки» и «Африканский дневник» А. Белого, хотя и не вышли самостоятельными изданием (по независящим от автора причинам), однако были в таком качестве задуманы, поэтому их рассмотрение в жанровом ряду «паломничеств» вполне правомерно.

духа, способного, преодолев страдания, оставить обо всем свидетельства, укрепляющие веру в ценности, которые невозможно измерить мерками светских благ» (с. 299).

Доминантные характеристики жанра «хождения» - сакральная цель и намеченная конечная точка путешествия четко очерчивают его границы, отделяя как от путешествий, выполняющих функции познавательные, так и от авантюрно-приключенческих, с неопределенной целью.

Исследование жанра «хождения» сосредоточено на углубленном анализе 12 текстов - шести русских и шести чешских: «Хождение Данила, Русской земли игумена» (1104-1106), «Путешествие из Чехии в Иерусалим и Каир 1491-1492» купца Мартина Кабатника, «Паломничество, в 1493 год от Рождества ко Гробу Господню совершенное» Яна Гасиштейнского из Лобковичей, «Путешествие из Праги <. .> в Святую Землю, в город Иерусалим, к Гробу Господню» дворянина, астронома и математика Ольдржиха Префата (1546), «Приключения Вацлава Вратислава из Митровичей на пути к Царьграду» (1591-1595), «Путешествие из Королевства чешского <.. .> в Святую Землю <...>» Крыштова Гаранта (1598), «Хождение в Святую Землю московского священника Иоанна Лукьянова» (1701-1703), «Путешествие по Святой Земле» А.В. Норова (1835), путешествие в Иерусалим Н.В. Гоголя (1845-1850), «Картины чужбины» Яна Неруды (1872), сборник очерков «Тень птицы» И.А. Бунина (1907), «Путевые заметки» и «Африканский дневник» А. Белого (1910-1911).

И здесь возникает возражение принципиального порядка. Если предмет исследования - жанровая модель «хождения» и ее эволюция, то, очевидно, не следует рассматривать в этом ряду впечатления от путешествий в Святую Землю, не оформленных в самостоятельное сочинение. Я имею в виду прежде всего письма к друзьям Н.В. Гоголя2. Выпадают из данного ряда и «Приключения» Вацлава Вратислава, так как путешественники в силу исключительно неблагоприятно сложившихся обстоятельств вынуждены были вернуться на родину, не достигнув своей главной цели - Гроба Господня. Этот материал обладает несомненной ценностью в контексте проблематики книги, но должен быть привлечен не как основной, а как фоновый.

Другая, наряду с тематикой, оригинальная особенность рецензируемой монографии - избранный автором ракурс изучения жанра «хождения». Д. Кшицова анализирует «паломничества» с точки зрения сочетания в них мифологическо-легендарного и реального начал, благодаря чему и возникает специфическая мифопоэтическая картина мира3. Матрица такого соединения возникла уже в «Хождении игумена Данила», где «рассказ о чудесах и об историях из жизни Иисуса Христа, Матери Божьей и других святых» (с. 19) в сочетании «с точными топографическими сведениями <...> убеждали верующего в достоверности текста» (с. 19-20).

2 В понимании термина «миф» Д. Кшицова опирается на работы К. Леви-Стросса, Р. Барта, П. Рикёра, А.Ф. Лосева и М. Элиаде.

3

Соотношение в анализируемых произведениях реального и мифологического начал, функций познавательной и сакральной определили эволюцию жанра. Прочерчивается линия движения от мироощущения человека архаического, с его абсолютной верой в миф (игумен Даниил), к человеку историческому, воспринимающему миф критически, со значительной долей скепсиса - особенно в отношении к мифам античным и исламским, и уделяющего большее внимание историко-географическим и бытовым реалиям жизни (М. Кабатник, Я. Гасиштейнский, О. Префат) - к путешествиям модернистского типа, где христианское предание переживается автором лишь как символ и знак (Я. Неруда, И. Бунин, А. Белый).

Прочерченные автором монографии линии эволюции прихотливо сплетаются с развитием литературных направлений Х11-ХХ вв. (искусство Средневековья - игумен Даниил; Возрождение - М. Кабатник, Я. Гасиштейнский, О. Префат; барокко - К. Гарант, И. Лукьянов; сентиментализм -А.В. Норов; реализм - Я. Неруда; модернизм - И. Бунин, А. Белый). Так «архаическая» вера в христианское предание своеобразно соединилась с мироощущением человека «нового времени» в паломничествах И. Лукьянова и А.В. Норова, а скептически-ироническое отношение к увиденному встречаем как у М. Кабатника и О. Префата, так и у Я. Неруды и А. Белого.

На протяжении исследуемого периода жанр «хождения» видоизменялся, возникали многообразные его модификации: от собственно «паломничества» Даниила и И. Лукьянова к путешествиям М. Кабатника, Я. Гасиштейнского, О. Префата, К. Гаранта и «сентиментальному» путешествию А.В. Норова до более сложных форм ХХ в. - репортажи Я. Неруды, «стихотворения в прозе» И. Бунина и гротесково-ироничные зарисовки А. Белого.

Абсолютно оригинальная в научном плане линия исследования - выявление типологических корреляций между русскими и чешскими образцами жанра. Они в книге Д. Кшицовой отмечены и проанализированы впервые в компаративистике.

Главная, общая для подавляющего большинства исследуемых текстов черта - это дружелюбная толерантность в отношении инонациональных культур. Впрочем, ирония и даже гротеск в описании наблюдаемых явлений также свойственны многим авторам (К. Гаранту и И. Лукьянову, Я. Неруде и Белому). А у М. Кабатника и И. Лукьянова на уровне содержательном отмечено сходство «профессионального», купеческого взгляда на жизнь и нравы чужих народов, с подчеркнутым интересом к реалиям быта, вплоть до точного указания цен на базарах.

Еще более интересны типологические переклички между анализируемыми произведениями на уровне художественного стиля. Так гротесково-иронический стиль связывает стиль путевых «репортажей» Я. Неруды и очерков А. Белого.

Неожиданно, однако весьма убедительной выглядит типологическая перекличка стиля паломничеств К. Гаранта и А. Белого: оба текста отличает синкретизм нескольких видов искусства. Так К. Гарант, один из образован-

нейших людей своего времени, талантливый музыкант и живописец, сопровождал свои записки иллюстрациями к увиденному, услышанному или где-то прочитанному, а также нотными записями собственных сочинений. То же и в «Африканском дневнике» А. Белого, где возникает синтез прозы, поэзии и графики - тенденция, которая впоследствии получит развитие у писателя в романах «Серебряный голубь» и «Петроград», особенно же в «Глоссалиях». И хотя синкретичная мультиформа выполняла у К. Гаранта и А. Белого различные функции (познавательную у первого и стилистическую у последнего), между авторами, разделенными более чем четырехвековым временным периодом, нить эстетического предвосхищения протягивается вполне отчетливо.

Монография Д. Кшицовой - труд, бесспорно, новаторский. В нем удачно соединились открытие для читательской публики, как широкой, так и научной, огромного по объему интереснейшего фактического материала -с фундаментальностью в постановке проблем и оригинальностью движения исследовательской мысли.

А.В. Злочевская

Сведения об авторе: Злочевская Алла Владимировна, докт. филол. наук, старший научный сотрудник учебно-научной лаборатории «Русская литература в современном мире» филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: zlocevskaya@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.