Научная статья на тему 'К. С. Маслов. В свете незримого: жизнь и судьба А. А. Крогиуса'

К. С. Маслов. В свете незримого: жизнь и судьба А. А. Крогиуса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
419
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. А. КРОГИУС / К. С. МАСЛОВ / ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Троицкая И. В.

Критика и библиография к книге: К. С. Маслов. В свете незримого: жизнь и судьба А. А. Крогиуса. Изд-во Таллинского университета. Таллин, 2014. 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К. С. Маслов. В свете незримого: жизнь и судьба А. А. Крогиуса»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

К. С. Маслов. В свете незримого: жизнь и судьба А. А. Крогиуса. Изд-во Таллинского университета. Таллин, 2014. 560 с.

Естественен интерес специалистов к биографиям и жизнеописаниям ученых, творчество которых образовало фундамент той или иной науки. Сегодня психологи могут ознакомиться с книгой, посвященной жизни и деятельности российского ученого, педагога и психолога, доктора медицины, профессора Августа Адольфовича Крогиуса (18 марта 1871-29 июня 1933 гг.).

А. А. Крогиус был соратником многих отечественных ученых с мировым именем: В. М. Бехтерева и И. М. Сеченова, П. Ф. Лесгафта и А. Ф. Лазурского, Г. И. Россолимо и В. П. Сербского. Он также работал ассистентом и сотрудником в экспериментальных аудиториях европейских светил — рядом с В. Вундтом и Г. Эббингаузом, Э. Крепелином и Ж. Шарко. Профессиональная, научная и общественная деятельность А. А. Крогиуса проходила на фоне горячих дискуссий и драматических полемик в психологии Х1Х-ХХ вв.

Автору монографии удалось с особым изяществом рассказать об исторических переплетениях событий нескольких планов. Три части книги предлагают картину личного жизненного пути достойного, благородного и высокообразованного человека, увязанную с атмосферой жизни выдающихся академических институтов и духом катастрофического времени конца XIX — начала XX вв.

В первой части — «Ученье свет: в Лейпциг и обратно» — повествуется о становлении ученого. Представители шведского дворянского рода Крогиусов евангелически-лютеранского вероисповедания, начиная с прадеда ученого строителя и архитектора Адольфа Крогиуса (1783-1846) верно служили Российской империи. Сам ученый спокойно и даже иронично относился к своему знатному происхождению. Вместе с тем следует признать, что культура шведского быта, аккуратность и самодисциплина, отсутствие склонности к излишествам, трудолюбие и систематическое образование, владение несколькими языками (шведский, немецкий, французский, латинский, русский), широкий круг интересов, личное достоинство, а также почтительное отношение к людям, свойственные А. А. Крогиусу, несомненно, являлись результатом семейно-родовых традиций в воспитании.

388

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 1

По окончании гимназии и затем Николаевского инженерного училища в 1883 г. Август Адольфович Крогиус становится студентом Императорского Дерптского (Юрьевского, Тартусского) университета, одного из старейших учебных заведений Европы и России (основан в 1632 г.). С третьего курса, продолжая университетское обучение, он был принят на службу в клинику нервных и душевных болезней — вначале в качестве сверхштатного ассистента, потом, получив звание лекаря, и в должность штатного ассистента.

В процессе обучения и клинической практики у Крогиуса проявился интерес к психиатрии. Его предмет исследования определился под воздействием научного руководителя, одного из учеников Вильгельма Вундта, профессора В. Ф. Чижа.

К. С. Маслов пишет об обстановке в Юрьевском университете, дает характеристику правил поступления и обучения в университете и живописует стиль поведения студентов. Значительное внимание уделено В. Ф. Чижу, который после Эмиля Крепелина возглавил клинику нервных и душевных болезней Юрьевского университета. Автор замечает, что профессор отличался особым пристрастием к продвижению отечественных достижений в науке. Здесь рассказывается об усилиях В. М. Бехтерева и П. И. Корсакова по организации психологических лабораторий в России.

Выбрав область исследования, Крогиус остается верным, целенаправленным и последовательным приверженцем экспериментальной работы с незрячими. Результативность работы Крогиуса в области психологии слепых подтверждает библиографический список трудов (Приложение II., с. 535-542) К. С. Маслов оставляет «за кулисами» цепочку событий в истории формирования области психологии незрячих. Цель его монографии совсем в ином — показать, что и в дальнейшем, какие бы общественно-научные и просветительско-организационные задачи ни выполнял Крогиус, в центре его устремлений всегда было исследование и обучение слабовидящих людей. Не случайно Крогиуса по праву считают одним из основоположником тифлопедагогики и психокоррекции людей с нарушенной функции зрения.

Постоянно углубляя свои познания, Крогиус в 1900 г. отправляется на стажировку к Вильгельму Вундту в Лейпцигский университет. Рубеж Х1Х-ХХ вв. был знаменательным для судеб научной психологии. В этот период вслед за лабораториями появляются психологические журналы, собираются международные форумы по проблемам экспериментальной и теоретической психологии, ведутся дискуссии о ее клинической базе и о проблемах применения математики в области измерения психических функций и свойств. В горячих дискуссиях того времени обостряются противоречия между защитниками интроспекции как основного метода изучения психики и сторонниками клинических наблюдений и экспериментов в психопатологии. Телесное и психическое — параллельны или последовательно взаимосвязаны? Кто и как изучает психическое? Каким должен быть инструмент исследователя в области психического? Насколько психика целостна? Структуралисты или функционалисты правы? Участником споров и обсуждений в среде мировой психологии становится Крогиус.

И в России с конца 80-х гг. XIX устанавливается атмосфера оживленных общественно-научных дискуссий психологов и богословов, медиков и педа-

гогов. Полемика широко отражается на страницах многочисленных научных журналах, среди которых в 1889 г. появляется журнал «Вопросы философии и психологии». Выходят в свет переведенные на русский язык учебники по психологии по самым острым вопросам научных дискуссий. Первая часть рецензируемой книги заканчивается изложением позиций Н. Я Грота и Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурского и Г. И. Челпанова, А. И. Введенского и И. М. Сеченова.

Российские ученые разрабатывают проблемы психометрических принципов в исследованиях, классификации психических процессов, функций и свойств. Пристально следит А. А. Крогиус за доводами сторон в полемике между Сеченовым и Челпановым о роли руки в развитии слепых.

Автор интересно оценивает позицию И. М. Сеченова, который защищал естественнонаучный метод в психологии и отстаивал роль воспитания и нравственности в развитии индивидуальных свойств человека: у физиолога Сеченова «нравственность — это цель; у его противников — это средство для борьбы с опасностью стать не главным, а только лишь одним из возможных направлений в развитии науки, а то и вовсе утратить всякое влияние» (с. 131). И как прежде, в наше время, вопросы воспитания и нравственности остаются очень важными!

Важной вехой в развитии психологической мысли в России стало появление двух центров в российской психологии — Психоневрологического института под руководством В. М. Бехтерева и Психологического института, руководимого Г. И. Челпановым.

Во второй части книги — «Между революциями: наука о слепых и наука о душе» — К. С. Маслов более подробно останавливается на общественно-научной деятельности А. А. Крогиуса и его соратников. С особым почтением автор пишет о трудах П. Ф. Лесгафта, который, среди множества своих научных и общественных новшеств, основал в российских образовательных институтах физическую культуру в качестве теоретической и практической дисциплины.

Наполненную драмой историю мировоззренческого спора и личной ссоры между А. П. Нечаевым и его учителем профессором А. И. Введенским передает автор в главе VI — «Их нравы. А. П. Нечаев против А. И. Введенского». Конфликт между учеником и учителем возникает из-за того, что по возвращению из зарубежной стажировки Нечаев поменял свою точку зрения и вопреки прежним убеждениям стал превозносить экспериментальную психологию, при этом принижая значение интроспективной философской психологии своего учителя. В ответ Введенский всей мощью своего влияния развернул кампанию, в которой подвергал сомнению научную значимость трудов Нечаева. В этом долго длившемся конфликте А. А. Крогиус, в силу авторитета в научном сообществе и признаваемых всеми высоких моральных качеств, выступил в роли «секунданта» и организатора процедуры научно-светского третейского суда. По словам К. С. Маслова Крогиус «умел спокойно и уверенно доказывать оппонентам их неправоту», а порой — их глупость (с. 275).

В книге содержится весьма интересный массив сведений о состоянии психологической науки в России: о деятельности В. М. Бехтерева по строительству и обустройству Психоневрологического института, о докладах и прениях на первых и последующих всемирных и всероссийских конгрессов и съездов,

участником которых был А. А. Крогиус. В частности, автор отмечает, что Крогиус входил в состав редколлегии журналов «Вопросы философии и психологии» и был редактором отдела по экспериментальной психологии в журнале «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии», основанном В. М. Бехтеревым. А. А. Крогиус преподавал общую психологию на курсах и руководил биологической лабораторией, основанной П. Ф. Лесгафтом, затем был приват-доцентом Военно-медицинской академии, профессором Психоневрологического института и профессором института им. А. И. Герцена, где руководит дефектологическим отделением. Его судьба оказывается связанной и с Саратовским университетом, открытым в 1909 г.

Помимо этого Крогиус занимался библиографией психологической литературы и перевел «Психологию» У. Джемса, «Психопатологию в применении к психологии» Г. Штерринга. Вместе с А. П. Нечаевым и А. Ф. Лазурским он работал над переводом пятитомного труда В. Вундта. «Основы физиологической психологии».

Научно-аналитическое и методологическое направление деятельности А. А. Крогиуса, наряду с исследованиями в области теории и практики незрячих, проявляется в частичной критике экспериментального метода. По мнению Крогиуса, «в душе остаются такие глубины», к которым эксперимент не вправе подступать (с. 251). Такая установка позволяла А. А. Крогиусу критиковать ас-социанизм и быть противником механистичности в объяснении локализации психических фукнций в высших отделах головного мозга. Изучая душевную жизнь слепых, Крогиус разрабатывал, по сути, концепцию компенсаторных механизмов утраченных функций.

Третья часть — «В Саратов, но не глушь» (главы Х1У-ХХУШ) показывают жизнь и научно-преподавательскую и общественную деятельность А. А. Крогиуса в условиях революций и событий гражданской войны. Совместно с супругой, Ольгой Александровной, сподвижницей всех его трудов, Крогиус воспитывал троих детей. Гонения на профессуру, отстаивающую строгие и принципиальные требования в образовании, прессинг теоретических течений в психологии, например, педологии, как и давление на психологию в целом, политиканство в научных полемиках приводят вначале к аресту старшего сына Арсения. Оговорам, газетной травле подвергается и сам А. А. Крогиус. Невзирая на несправедливые давление, трудности военного времени и голодного быта 1920-1930-х гг., А. А. Крогиус продолжает активно работать по всем направлениям своей широкой деятельности. Он остается признанным и уважаемым своими учениками и коллегами. Эпидемия тифа в 1933 г. останавливает жизнь талантливого ученого.

Свои труды и деяния он принес в дар мировой и отечественной психологической науки.

Книга удалась. Она хорошо написана. Пользование ею облегчает именной указатель.

И. В. Троицкая

Учредитель журнала Частное образовательное учреждение высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия»

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР Шмонин Дмитрий Викторович — доктор философских наук, профессор, проректор РХГА по научной работе

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Ермичев Александр Александрович — доктор философских наук, профессор

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Андреева Екатерина Георгиевна —

кандидат филологических наук, доцент,

зав. кафедрой (Санкт-Петербургский

государственный университет)

Вдовина Галина Владимировна —

доктор философских наук

(Институт философии РАН)

Григорьев Григорий Игоревич —

доктор медицинских наук, профессор (РХГА)

Евлампиев Игорь Иванович —

доктор философских наук, профессор

(Институт философии, Санкт-Петербургский

государственный университет)

Иванов Олег Евгеньевич —

доктор философских наук, профессор (РХГА)

Климов Вадим Юрьевич — кандидат исторических наук (РХГА)

Михайлова Марина Валентиновна — доктор филологических наук, профессор (РХГА)

Прилуцкий Александр Михайлович — доктор философских наук (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена) Светлов Роман Викторович — доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный университет), директор издательства (РХГА)

Сапронов Петр Александрович — доктор культурологии, директор Института богословия и философии (РХГА)

РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА

Галат Александр Анатольевич — зам. директора издательства РХГА

Рейзвих Татьяна Николаевна — технический редактор

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ

Богатырёв Дмитрий Кириллович — доктор философских наук, профессор, ректор РХГА (председатель редакционного совета) Багно Всеволод Евгеньевич — член-корреспондент РАН, доктор филологических наук, профессор, директор Института русской литературы РАН, почетный профессор РХГА Дудник Сергей Иванович — доктор философских наук, профессор, директор Института философии СПбГУ Корольков Александр Аркадьевич — академик РАО, доктор философских наук, зав. кафедрой философской антропологии и истории философии РГПУ им. А. И. Герцена

Хосе Анхель Гарсиа Куадрадо — доктор философии, ординарный профессор Университета Наварры (Памплона, Испания)

Ян Красицкий — доктор философии, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии Вроцлавского университета (Польша) Марек Инглот — ординарный профессор факультета истории и культурного наследия Церкви Папского Григорианского университета (Рим, Италия)

Маслин Михаил Александрович — доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ, зав. кафедрой истории русской философии МГУ им. М. В. Ломоносова, почетный профессор РХГА

Маурицио Пизери — профессор истории образования факультета социальных и гуманитарных наук Университета Аосты (Италия)

Соломин Валерий Павлович — доктор педагогических наук, профессор (ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена)

Хоружий Сергей Сергеевич (Москва) — доктор физико-математических наук, профессор, почетный профессор РХГА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.