УДК 81 ’27:81’38
Г. М. Шипицына, С. А. Свистельникова
Белгород, Старый Оскол, Россия К РЕЧЕВОМУ ПОРТРЕТУ ОППОЗИЦИОННОЙ ГАЗЕТЫ: ЗАГОЛОВКИ ЗАМЕТОК
ГСНТИ 16.21.27
Аннотация. Авторами статьи предлагается понятие речевой портрет газеты как система ее диагностических категорий внеязыгкового и языгкового характера. В рамках этого понятия рассматриваются функции и языгковое оформление заголовков газетныгх статей на материале региональной (белгородской) оппозиционной газетыг «Слово коммуниста».
Ключевые слова: речевой портрет; оппозиционная газета; КПРФ; власть; диагностическая категория; дискурс; функции заголовков; информативная; прагматическая; оценочная; экспрессивыг.
G. M. Shipitsina, S. A. Svistelnikova
Belgorod, Stary Oskol, Russia IN REFERENCE TO THE VERBAL PORTRAIT OF THE OPPOSITION NEWSPAPER: ARTICLE HEADLINES
Код ВАК 10.02.01 Abstract. The authors of the article introduce the notion: verbal portrait of a newspaper as a system of its diagnostic categories of linguistic and extralinguistic character. Within the notion the functions and linguistic framework of newspaper article headlines are considered on the material of the regional (Belgorod) opposition newspaper “Communist’s Word".
Key words: verbal portrait; opposition newspaper; CPRF; power; diagnostic category; discourse; headline functions; informative; pragmatic; attitudinal; expressives.
Сведения об авторе: Шипицына Галина Михайловна, доктор филологических наук, профессор ка-федрыг русского языгка и методики преподавания.
Место работыг: Белгородский государственныгй университет.
Контактная информация: 308023, г.Белгород, ул. Б. Хмельницкого, д.134-а, кв.168.
e-mail: [email protected].______________________________________________________
About the author: Shipitsina Galina Mikhailovna, Doctor of Philology, Professor of the Chair of the Russian Language and Teaching Methods.
Place of employment: Belgorod State University.
Сведения об авторе: Свистельникова Светлана Александровна, аспирант кафедры русского языка и методики преподавания Белгородского государственного университета.
Место работы: Воронежский государственный университет: Старооскольский филиал. Преподаватель кафедры журналистики
Контактная информация: 309511, г. Старый Оскол e-mail: [email protected].
About the author: Svistelnikova Svetlana
Aleksandrovna, Post-graduate Student of the Chair of the Russian Language and Methods of Teaching of Belgorod State University.
Place of employment: Voronezh State University, Stary Oskol Branch: Lecturer of the Chair of Journalism.
м-он Олимпийский, д.35, кв. 67.
Данная статья посвящена изучению особенностей речевого портрета региональной, оппозиционной к государственной власти и лидирующим политическим партиям современной России газеты «Слово коммуниста» (газета Белгородской области). На материале этой газеты подобное исследование ранее не проводилось. Тема исследования находится в русле проблем одного из новых лингвистических направлений последних десятилетий - политической лингвистики (термин А. П. Чудинова), которое стало возможным в России в период перестройки и постперестроечное время.
Актуальность данного исследования определяется следующим: печатное издание СМИ, в нашем случае малотиражная оппозиционная газета, представляет собой феноменальный дискурсивный продукт, речевые особенности которого должны быть учтены при осмыслении инновационных процессов в русском языке последнего десятилетия. Современная лингвистическая научная парадигма отличается многогранностью и стремлением к наиболее полному охвату самых разных сфер функционирования публичного языка новейшего времени. Описание разновидностей национального русского языка необходимо как для создания целостной
картины речевой деятельности его носителей, так и для обнаружения устойчивых тенденций его развития. Этим обусловлен интерес лингвистов к описанию языка определенных социогрупп (элитной части социума, группировок масскультуры (жаргоны, сленги), языка духовенства, политиков, различных профессиональных языков и т. д.). В результате таких исследований было установлено, что именно в политическом дискурсе наиболее остро проявляются лингвокультурные различия и противоречия общества, обусловленные дисгармонией и несовместимостью концептов массового сознания носителей различных идеологий и ценностей. Но «именно дисгармония политического дискурса особенно опасна: она несет в себе угрозу провоцирования и обострения конфликтов, не позволяет эффективно решать проблемы, жизненно важные для современного человечества» [Павлова 2008: 85]. Изучаемая нами газета находится на периферии основного потока печатных СМИ как по своему содержанию, так и по языку. Газета заряжена отрицательной коннотацией. Она манифестирует негативные оценки происходящему в стране и предлагает свой курс развития России, отличный от официального курса, заключающийся в возвраще-
нии к советскому строю с обязательным и полным господством КПРФ. Безусловно, газета «Слово коммуниста» отражает картину мира (особенно ее идеологическую составляющую) лишь части населения России, однако для полного представления структуры современной российской национальной картины мира необходимо учитывать и такие сферы ее проявления.
У истоков понятия «речевой портрет» стоит идея фонетического портрета, выдвинутая в середине 60-х годов XX века М. В. Пановым и воплощенная им в ряде фонетических портретов политических деятелей, писателей и ученых ХУШ-ХХ веков. Вскоре идея фонетического портрета была подхвачена рядом ученых (Ю. Н. Караулов, Е. И. Земская, В. И. Карасик, Л. П. Крысин и другие), в результате чего появились более широкие понятия, такие как «речевой портрет личности» и «языковая личность». В современной лингвистике существуют образцы описания языковой личности, но в большинстве своем создаются речевые портреты писателей, героев литературных произведений и современных политиков. В специальной литературе понятия «речевой портрет газеты» мы не встречали, возможно, оно вообще пока не было введено в метаязык описания газетного дискурса. Мы же считаем опору на это понятие в описании специфики газеты продуктивным.
Речевой портрет газеты для нас - это
система его диагностирующих категорий в сфере языкового оформления, обусловленная концептуальным содержанием вербализуемых идей. Термин диагностирующие категории мы избрали по аналогии с термином «диагностирующие пятна» Л. П. Крысина, под которыми он понимает «социально маркированные способы выбора и употребления языковых средств» [Крысин 2001: 91]. На наш взгляд, структура понятия речевой портрет применительно к такому объекту, как газета, достаточно сложна и предполагает характеристику не только языка газеты (конечно же, с различных точек зрения), но и факторов, его обусловливающих: пресуппозицию; прагматику; степень объективности в передаче информации; набор сюжетных линий и сфер действительности, отображаемых в материалах; национально-культурную, духовнокультурную и мыслительную составляющие; идеологические ориентиры; вкусы редактора и степень ориентации на вкусы читателей. Сущностные признаки речевого портрета политической газеты можно выявить через соотнесение ее языковых особенностей с концептуальной базой, основные элементы которой обусловлены коллективным идеологическим сознанием создателей газетных материалов.
В рамках данной статьи мы остановимся только на одной диагностической категории языкового портрета исследуемой газеты - на
функциональной характеристике газетных заголовков.
Как известно, театр начинается с вешалки, а письменное речевое произведение, в том числе газетная статья, - с заголовка. Заглавие - это ключевая позиция всего текста, это свернутая и предельно сжатая информация о его содержании, поэтому заголовок считают «компасом, ориентирующим читателя на газетной полосе» [Горбунов 1974: 7]. И с этим трудно не согласиться. Удачный заголовок, являясь коммуникативной единицей текста газетной статьи, выполняет большую информационную нагрузку: он кратко информирует читателя о содержании газетного материала, осведомляет о значении, характере и степени важности событий, отраженных на страницах газеты, привлекает внимание адресата к важной с точки зрения адресанта заметке (статье). Помимо этого, по заголовку статьи можно судить об отношении автора к описываемым событиям, поскольку заголовок является основным средством выражения прагматического содержания и оценочности в статье.
Являясь своего рода предвестником содержания, заголовок в текстах СМИ выполняет определенные функции. Первая и самая важная из них - информационная, функция сообщения о каком-либо событии. Ученые выделяют и такие функции заголовков, как номинативная, интерпретационная, ироническая, оценочная, рекламная, функция опровержения, функция полемики и другие. Информативная, оценочная и ироническая функции, по нашим наблюдениям, являются основными и наиболее часто встречающимися на страницах газеты «Слово коммуниста». Как правило, газетные заголовки выполняют сразу несколько функцией, поэтому все вышеперечисленные функции выделяются нами условно, отвлеченно от конкретного материала. Применительно к конкретным примерам правильнее будет говорить о преобладании одной из функций над остальными, а также о синкретизме функций заголовков. С учетом этой особенности заголовков мы и классифицируем их разновидности в региональной оппозиционной газете «Слово коммуниста».
1. Заголовки с преобладающей информационной функцией
Радиус заголовка охватывает содержание статьи полностью
По мнению Ю. А. Богомоловой, «в заголовках подобного рода представлена информация о содержании публикации, в которой не выражена или слабо выражена позиция автора» [Богомолова 2009: 71]. Такие заголовки являются своего рода лаконичными тезисами содержания газетного текста. Примеры этой разновидности заголовков: Валюту - на Запад, деньги - на Запад, природные ресурсы - на Запад (Ск.
2004. № 42). Мы построили дорогу, а вы - хотя бы «вокзальчик в Губкине»... (Ск. 2004. № 38). Раздвоение, или еще раз о «независи-
мых» профсоюзах, Г. Боцманове и не только (Ск. 2004. № 25). Судьба победителя соцсоревнования (Ск. 2004. № 25). Охота к перемене... названий улиц? (Ск. 2004. № 25). Нынешняя стабильность иллюзорна (Ск. 2005. № 50). Остановить «коммунальную реформу»! (Ск.
2005. № 50). Пленум горкома наметил новые горизонты (Ск. 2005. № 49). Восьмилетка Путина - время упущенных возможностей (Ск. 2008. № 19). Кто придумал продотряды? (Ск.
2008. № 47). Встреча с лидером КПРФ (Ск.
2009. № 38). Ищем выход из кризиса (Ск. 2009. № 40). Заявление фракции КПРФ в Государственной думе (Ск. 2010. № 5). Уроки кризиса (Ск.
2010. № 5). Так в нашу жизнь пришла война (Ск. 2010. № 9). Заголовки данной подгруппы малоэкспрессивны (на фоне иных разновидностей) и нацелены на передачу содержания статей.
Радиус заголовка охватывает содержание статьи частично
Заголовки данной подгруппы передают завуалированную информацию посредством кавычек, которые используются в функции выражения обратного смысла. Например: Наш губернатор «нашел» ключ к решению демографического кризиса (Ск. 2004. № 42). Жизнь становится «качественней»? (Ск. 2004.
№ 42). «Пятилетка» Путина (Ск. 2004. № 38). Как живешь, «реформируемая» Россия? (Ск.
2004. № 39). «Классная» работа (Ск. 2005. № 50). Так вот какие они, «честные выборы» (Ск. 2007. № 45). Депутат от коммунистов «дает старт» (Ск. 2007. № 37). Бюджет разорения страны и подкормки «золотого миллиарда» (Ск. 2007. № 22). Гоядут «доходные дома» (Ск. 2007. № 7). Избирательный патриотизм «патриотов» г. Старого Оскола (Ск.
2008. № 6). Закон был отмечен «салютом» (Ск. 2009. № 50). Предвыборная «агитация» власти (Ск. 2009. № 40). Не «проповедь», а диалог (Ск. 2009. № 40). «Единая Россия» -партия реальных «дел» (Ск. 2010. № 9). Правительство Путина сохранило «главное достояние» России (Ск. 2010. № 8). В этой группе примеров помещены заголовки, содержащие слова, употребленные в непрямом значении, которое передается посредством закавычива-ния лексемы, они обладают большей экспрессивностью и за счет этого способны сильнее воздействовать на читателя. Так, например, при упоминании реальных «дел» партии «Единая Россия» слово дел закавычено. Следовательно, читатель должен понимать значение этой фразы с точностью до наоборот: Партия «Единая Россия» - партия, ничего не делающая. Кроме того, за счет имплицитности заглавий авторам газетных материалов удается отчасти выразить и свое негативное отношение к происходящим событиям, не высказываясь прямо.
2. Заголовки с преобладанием оценочной функции
Заголовков с положительной оценкой на страницах газеты «Слово коммуниста» мы не нашли. На основании этого можно констатировать, что эмоционально-окрашенные заголовки изучаемого издания выражают негативную оценку деяний власти. Условно их можно разделить на следующие подгруппы.
Отрицательно-оценочные заголовки с констатацией неудач власти
Заголовки данной подгруппы достаточно частотны на страницах газеты «Слово коммуниста». Объясняется это тем, что излюбленное занятие оппозиции - критиковать власть и все ее деяния. Подтвердим сказанное типичными примерами: От «Единороссов» одни беды (Ск. 2005. № 39). Народ ставит режиму «неуд» (Ск.
2005. № 39). Бегство и возвращение «Едино-росса» Кулабухова (Ск. 2005. № 37). Растаскивают Россию (Ск. 2005. № 34). Не верю «демократам»! (Ск. 2005. № 34). Людям плюнули в душу (Ск. 2005. № 30). Терпение кончилось (Ск.
2006. № 11). Реформа ЖКХ ведет к катастрофе (Ск. 2006. № 21). С нынешней властью России не выжить! (Ск. 2007. № 41). Дальше так жить нельзя! (Ск. 2007. № 7). Даешь феодализм! (Ск. 2007. № 37). Капитализм - пройденный этап, вперед, к феодализму! (Ск. 2010. № 9). «Прорехи» в бюджете оборачиваются проблемами для людей (Ск. 2009. № 38). На советскую пенсию благотворительность г-на Скоча не распространяется (Ск. 2009. № 39). Экономическое положение опять ухудшается (Ск. 2010. № 8).
Как показывает языковой материал, заголовки данной группы обладают большим иллокутивным потенциалом и содержат в себе достаточно резкие высказывания в адрес правящей в России власти и лидирующей партии. На негативное отношение коммунистов к власть имущим указывают такие выражения как беды, неуд, растаскивают, катастрофа, не выжить, проблемы для людей, положение... ухудшается. В целом в заголовках газеты «Слово коммуниста» частотна констатация неудач власти и совершенно отсутствует тема удачной деятельности власти.
Отрицательно-оценочные заголовки
как форма неприятия действий власти
Подобные заголовки достаточно типичны для данной газеты, так как в основе большинства статей «Слова коммуниста» лежит неприятие действий власти. Однако, критикуя, российские коммунисты не торопятся давать советы по тому или иному поводу. Подтверждением этому служат примеры. Эх, реформа! Кто ж тебя выдумал? (Ск. 2004. № 44). «Медвежьи услуги»: порция за порцией (Ск. 2005. № 49). Партия «Единороссов» - это собрание чиновников, принимающих антинародные законы (Ск. 2005. № 40). Тысячи проклятий в адрес А. Скоча (Ск. 2005. № 35). Газета «Наш Белго-
род» как зеркало произвола власти (Ск. 2005. № 30). Удавиться можно от такой жизни (Ск.
2009. № 50). Надо не искать «системное решение», а убрать ледяные торосы с улиц и дорог (Ск. 2010. № 8).
Из приведенного языкового материала видно, что коммунисты недовольны действиями властей и выражают свое отношение эксплицитно. Кроме того, изучив языковой материал, мы пришли к выводу, что ранее (2004-2007 гг.) сторонники КПРФ просто высказывали свое отношение к действиям власти, не предлагая никаких альтернатив. В последнее время (20082010 гг.) намечается тенденция к появлению в некоторых случаях советов, предложений по решению тех или иных вопросов. Однако и в подобных предложениях-советах приверженцы КПРФ не смогли обойтись без иронии, тяготеющей к сарказму. Например: Не лучше ль на себя оборотиться? (Ск. 2008. № 47). Или: Не пора ли принять нацпроект «избавим жизнь от абсурда»? (Ск. 2009. № 39).
Отрицательная оценка действий власти выражается, как и в предыдущем случае, в лексике. Слова и словосочетания беды, проклятия, произвол, абсурд, антинародные законы и другие содержат негатив уже в своих значениях. Обратимся за подтверждением к словарям. Так, к примеру, лексема произвол в толковом словаре С. И. Ожегова имеет следующее толкование: «Произвол - 1. Своеволие, самовластие. Произвол чиновников» (ОШС). Толковый словарь современного русского языка под редакцией Г. Н. Скляревской дает такое определение: «Произвол - 1. Проявление своеволия, отсутствие всяких сдерживающих начал в поведении кого-либо. Жесточайший тоталитаризм уживался и продолжает уживаться с беспрецедентным анархизмом. Возможность произвола сверху создает простор и для произвола на всех иных уровнях (АиФ, 1992, №21)» (ТСЯИ). Таким образом, приведенные словарные дефиниции подтверждают нашу мысль о том, что отрицательная оценка, содержащаяся уже в самом значении слова, попадая в определенное контекстное окружение, еще больше усиливается.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что отрицательно-оценочные заголовки газеты
«Слово коммуниста» способствуют повышению значимости прагматики текстов, увеличивая их экспрессивность и иллокутивную силу высказывания.
3. Заголовки-призывы
Заголовки данной группы содержит призыв, побуждающий читателя к действию. Например: Подтянуться! (Ск. 2004. № 4). Не лгите на Советскую власть! (Ск. 2005. № 51). Белгородцы! Перекроем путь в областную думу разжиревшим на людском горе олигархам и чиновникам! (Ск. 2005. № 40). Власть - в отставку! (Ск. 2005. № 38). Не дать «Единорос-сам» вновь оккупировать областную думу (Ск.
2005. №37). . Вперед, «Красная гвардия!» (Ск.
2006. № 50). Защитить русских! (Ск. 2006. № 18). К новым достижениям и успехам! (Ск.
2007. № 3). Очнитесь, люди! (Ск. 2008. № 6). Не сдаваться (Ск. 2008. № 19). Комсомолу -светлую дорогу! (Ск. 2008. № 34). Ветеранам труда - достойную заботу (Ск. 2009. № 10).
Мы пришли к выводу, что в рамках данной подгруппы необходимо выделить в отдельную разновидность заголовки-лозунги, встретившиеся в газете «Слово коммуниста». Обычно по своей структуре (иногда и семантике) они уподобляются заголовкам-лозунгам периода советской эпохи, в частности такого типа, как Даешь пятилетку за три года! Особенность лозунгового вида заголовков рассматриваемой газеты состоит в том, что жанр лозунгов в настоящее время не является столь популярным и распространенным, как в советское время. Однако, как показывает языковой материал газеты «Слово коммуниста», на страницах изучаемого печатного издания данный жанр по-прежнему актуален и встречается практически в каждом номере. Подтвердим сказанное примерами: Встань, деревня! Бей в колокола! (Ск.
2004. № 45). Руки прочь от Ленина! (Ск. 2005. № 31). Мы против Суркова и его камарильи! (Ск. 2005. № 39). Приди и проголосуй! (Ск.
2005. № 40). Власть - в отставку! (Ск. 2005.
№ 38). Осторожно: богатые! (Ск. 2007. № 20). Комсомолу - светлую дорогу! (Ск. 2008. № 34). Ветеранам труда - достойную заботу (Ск.
2009. № 10). Товарищ! Прочитав газету, передай ее другому! - данный лозунг-призыв печатается в каждом номере газеты «Слово коммуниста» на последней странице. Модальность призывности достигается использованием глаголов в повелительном наклонении со значениями настойчивой просьбы, не сопровожденной словами вежливого этикета типа пожалуйста, будьте любезны и т. п. (передай (газету), приди и проголосуй), предупреждения и предостережения (не лгите, очнитесь) и категоричного приказа (встань, бей), глаголов в неопределенной форме с модусом категоричного совета, приказа (лозунговый вариант): Защитить русских! (Ск. 2006. № 18). Остановить провокаторов антикоммунизма (Ск. 2005.
№ 47). Инфинитив часто сопровождается модальными словами со значением крайней желательности или необходимости совершения действия, выраженного глаголом: И все это надо решать! (Ск. 2005. № 41). Аналогичное модальное значение передают и личные формы глаголов изъявительного наклонения с семантикой призыва к совместному действию: Белгородцы! Перекроем путь в областную думу разжиревшим на людском горе олигархам и чиновникам! (Ск. 2005. № 40). Защитим ленинский мавзолей! (Ск. 2005. № 48). Противопоставим «нашистам» свои идеалы (Ск. 2005. № 35) (нашисты - от названия молодежного движения «Наши»). Широко используются так-
же модальные экспрессивы типа прочь, вон, долой, например: Долой хрущевскую клевету! (Ск. 2004. № 47). Руки прочь от мавзолея Ильича! (Ск. 2005. № 41). На побуждение указывает также и то, что большая часть приведенных заголовков оформлена восклицательными предложениями, в целом заголовки данного типа достаточно эмоциональны и обладают высоким прагматическим потенциалом.
Заголовок - приглашение читателя к размышлению
Заголовки данной группы содержат в себе вопрос, адресованный читателю и приглашающий его поразмыслить над тем или иным высказыванием адресанта. Примеры: Чего ждать от реформы социальной сферы? (Ск. 2004. № 46). Можно ли сменить курс России? (Ск. 2004. № 48). «Интеко» виновно. А власть? (Ск. 2005. № 41). Кто услышит ветеранов? (Ск. 2005. № 39). Найдет ли на нас затмение? (Ск. 2005. № 38). Что ждет «хирургию»? (Ск. 2005. № 35). Что за разборки? (Ск. 2005. № 35). Если власть -антинародна, нужна ли эта власть народу? (Ск.
2005. № 28). Кому приглянулся вуз? (Ск. 2006. № 6). Почем солнечные калории? (Ск. 2006. № 5). Отчего мы такие? (Ск. 2006. № 18). Кому поклоняется Хрусталев? (Ск. 2007. № 37). Как в таких условиях качественно лечить людей? (Ск. 2007. № 33). От социализма - к криминальному капитализму? (Ск. 2007. № 20). О чем молчат победные реляции? (Ск. 2008. № 6). Куда зовет КПРФ? (Ск. 2008. № 19). Что обещано, а что сделано? (Ск. 2008. № 19). А зачем нас приглашали? (Ск.
2008. № 47). Открыт еще один способ извести садоводов? (Ск. 2008. № 34). Россия погружается во мглу? (Ск. 2009. № 50).
Заголовки данной разновидности посредством открытого вопроса, часто риторического, обращенного к читателю, способствуют привлечению внимания адресата к той или иной проблеме, повышению интереса к материалу газеты и, кроме того, увеличивают экспрессивность текстов данного издания.
Заголовок - предупреждение и/или угроза
Со страниц региональной газеты «Слово коммуниста» приверженцы КПРФ не просто выражают свое недовольство действиями власти, открыто критикуют ее, но и предупреждают своих читателей о возможной опасности, якобы исходящей со стороны «правящей элиты». Кроме того, иногда встречаются заголовки, содержащие своего рода угрозы по отношению к тем, чьи действия, по мнению коммунистов, требуют отчета перед так называемым «простым народом» (простой народ - типичная номинация для исследуемой газеты). Подобные предупреждения и угрозы довольно часто встречаются и среди заголовков. Например: Без нового курса, предлагаемого КПРФ, страну ждет катастрофа (Ск. 2005. № 38). Осторожно: «Мир Белогорья»! (Ск. 2005. № 38). С дубинками наперевес (Ск. 2005. № 35). Над кем глумитесь? (Ск. 2005. № 31). Политических
вандалов - к ответу! (Ск. 2005. № 28). Кто там против Сталина? (Ск. 2005. № 28). Сколько же можно обманывать? (Ск. 2005. № 27). Отъездились! (Ск. 2006. № 20). Нам втирают очки (Ск. 2007. № 33). Осторожно: богатые (Ск. 2007. № 20). Капитализм - путь Иуды (Ск. 2007. № 3). Льготников ждут нелегкие времена (Ск. 2007. № 3). То ли еще будет... (Ск. 2009. № 10). Не стоит плевать против ветра истории (Ск. 2009. № 38).
Приведенные примеры показывают, что, уличая власть в тех или иных недостатках, коммунисты параллельно обращаются к своим читателям с предупреждениями - Осторожно: богатые; или Льготников ждут нелегкие времена. К инакомыслящим приверженцы КПРФ обращаются в весьма угрожающей форме, требуя от них разъяснения и ответа за свои действия: Кто там против Сталина? Или: Политических вандалов - к ответу!
Рассмотренный языковой материал показывает, что в целом заголовки газеты «Слово коммуниста» структурированы в соответствии с основными функциями, которые они обычно выполняют в газетах. В качестве специфической особенности рассматриваемых в данной статье заголовков отметим следующее: в преобладающем большинстве заголовков газеты «Слово коммуниста» информативная функция подавляется прагматической - нами отмечена их яркая оценочность и экспрессивность. Все заголовки так или иначе выражают стремление создателей газетных заметок привлечь внимание к публикации, заинтриговать читателя, вызвать на диалог - словом, не оставить получателя информации равнодушным. Выполняя разные функции в тексте, заголовки газеты «Слово коммуниста» высокоэкспрессивны и обладают большим иллокутивным потенциалом. Возможно, в этом заключается одно из их отличий от заголовков иных (скажем так: спокойных) газет. Анализируемая газета призвана волновать, тревожить своего читателя, возбуждать в нем агрессию, желание активно протестовать против власти, верить только КПРФ и поддерживать только эту партию, и эта функция выполняется, в частности, заголовками к газетным статьям.
ЛИТЕРАТУРА
Богомолова Ю. А. Функции заголовочных комплексов в томских газетах // Актуальные проблемы речевой культуры и теории текста: научные труды Лаборатории русской речевой культуры и теории текста Томского государственного педагогического университета / под ред. Болотновой Н. С. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. С. 68-73.
Г орбунов А. П. Язык и стиль газеты: учеб. пособие. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974.
Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. 2001. № 1. С. 90-106.
Павлова Е. К. Лексические аспекты дисгармонии политического дискурса // Филологические науки. 2008. № 1. С. 85-93.
© Шипицына Г. М., Свистельникова С. А., 2010