К пятидесятилетию первого полета человека в космос Текст научной статьи по специальности «Космические исследования»

Научная статья на тему 'К пятидесятилетию первого полета человека в космос' по специальности 'Космические исследования' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 89.01.09 — История космических исследований. Персоналия
  • УДK: 52(15)(091);52(15)(092)

Статистика по статье
  • 555
    читатели
  • 87
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Научная статья по специальности "История космических исследований. Персоналия" из научного журнала "Сибирский торгово-экономический журнал", Ванюкова Н. Н.

 
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по космическим исследованиям , автор научной работы — Ванюкова Н. Н.

Текст
научной работы
на тему "К пятидесятилетию первого полета человека в космос". Научная статья по специальности "История космических исследований. Персоналия"

К ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ ПЕРВОГО ПОЛЕТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС
12 апреля 1961 года навсегда останется в памяти человечества. В этот день впервые в мире был совершен полет человека в космос. Совершил этот полет гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин (рис.1). Первый космонавт планеты родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (в настоящее время - Гагарин), Смоленской области. Безоблачное детство будущего покорителя космических просторов было прервано начавшейся Великой Отечественной войной. 1 сентября маленький Юрий пошел в первый класс Клушинской неполной средней школой, а уже 12 октября занятия были прерваны - гитлеровские войска оккупировали село. 9 апреля 1943 года советские войска освободили село, и занятия в школе возобновились. В мае 1949 года Юрий Алексеевич окончил шестой класс Гжатской неполной средней школы, а 30 сентября того же года поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно с учебой в училище, поступил в Люберецкую вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года. А спустя месяц с отличием окончил ремесленное училище по специальности формовщик-литейщик. Своей рабочей профессией Гагарин гордился всю жизнь. Кроме учебы и производственной практики, много времени отнимала комсомольская работа, спорт. Именно в те годы он увлекся авиацией и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб.
Наступивший 1955 год стал годом первых значительных успехов Юрия Алексеевича. В июне он с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, в июле - совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18, 10 октября -окончил Саратовский аэроклуб. 27 октября 1955 года Октябрьским райвоенкоматом города Саратова Юрий Алексеевич был призван в ряды Советской Армии и направлен в город Оренбург на учебу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков имени К.Е.Ворошилова. Едва надев военную форму, Гагарин понял, что с небом будет связана вся его жизнь. Это оказалось той стезей, к которой стремилась его душа.
9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научноисследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К.А.Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам. Их было 20 молодых летчиков, которым предстояло готовиться к первому полету в космос. Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звездам. Это потом, когда полет стал реальностью, когда более или менее стали ясны сроки этого полета, выделилась группа из шести
«Он всех нас позвал в космос».
Н. Армстронг о Ю. Гагарине.
человек, которых стали готовить по иной, чем остальных, программе.
А за четыре месяца до полета практически всем стало ясно, что полетит именно Гагарин. Никто из руководителей советской космической программы никогда не говорил, что Юрий Алексеевич был подготовлен лучше, чем другие. Выбор первого определялся многими факторами, причем физиологические показатели и знание техники не были доминирующими. И Сергей Павлович Королев, который внимательно следил за подготовкой, и руководители Оборонного отдела ЦК КПСС, курировавшие космические разработки, и руководители Министерства общего машиностроения и Министерства обороны прекрасно понимали, что первый космонавт должен стать лицом нашего государства, достойно представляющим Родину на международной арене. Наверное, именно эти причины и заставили сделать выбор в пользу Гагарина, доброе лицо и открытая душа которого покоряли всех, с кем ему приходилось общаться. А последнее слово оказалось за Никитой Сергеевичем Хрущевым, бывшим в ту пору Первым секретарем ЦК КПСС. Когда ему принесли фотографии первых космонавтов, он без колебаний выбрал Гагарина.
Рисунок1. - Гагарин Юрий Алексеевич
Советские ученые и инженеры создали одноместный космический корабль, предназначенный для полетов по околоземной орбите. В этом первом рейсе решались важнейшие задачи, связанные с полетом человека в космическом пространстве.
Изучались вопросы активной деятельности человека в условиях космического полета при длительном воздействии невесомости, проводились испытания систем и агрегатов корабля. Корабль «Восток» состоит из спускаемого аппарата сферической формы, в котором совершает полет космонавт, и приборного отсека с бортовой аппаратурой и тормозной двигательной установкой. Космонавт в скафандре размещается в катапультируемом кресле. Управление кораблем в полете осуществляется автоматически и самим космонавтом. Система жизнеобеспечения позволяет
совершать полеты длительностью до 10 суток. Космический корабль «Восток» весит 4730 кг, спускаемый аппарат - 2400 кг (рис.2), диаметр спускаемого аппарата - 2,3 м.
Рисунок 2. - Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» в Мемориальном музее космонавтики (г. Москва)
Космический корабль был запущен с помощью трехступенчатой ракеты-носителя и выведен на орбиту с минимальным удалением от поверхности Земли 181 км и максимальным удалением 327 км. Полет продолжался 108 минут. Первый полет человека в космическое пространство подтвердил высокую надежность корабля и его систем, показал, что человек может успешно переносить условия космического полета, сохраняя работоспособность при активной деятельности [1].
Когда началась разработка космического корабля «Восток» и подготовка первых космонавтов, медикам практически ничего не было известно о влиянии условий космического полета на организм человека. Были только догадки, основанные на опыте авиационной медицины. Одни утверждали, что космический полет мало отличается от полета на самолете и никаких особых требований к космонавтам предъявлять не стоит. Другие утверждали, что космонавт, оказавшись в невесомости, просто сойдет с ума. Медики спорили, но к единому мнению прийти никак не могли. Все понимали, что до первого полета человека ответ должен быть найден обязательно. Тогда и решили, что при проведении испытательных полетов на борту корабля должны присутствовать какие-нибудь животные. При решении вопроса о том, кто полетит, особых споров не было. Уже в течение многих лет на геофизических ракетах летали собаки, и был накоплен большой опыт, который обязательно надо было использовать. Кроме того, необходимо было убедиться в надежности всех систем корабля, так как от них зависела человеческая жизнь. И убедиться надо было не на макетах или тренажерах, а в реальных условиях. Как бы то ни было, программа летных испытаний корабля «Восток» была составлена таким образом, чтобы получить ответы на два кардинальных вопроса: сможет ли ракета доставить в космос человека, и сможет ли человек перенести космический полет. Подготовка полета человека шла в условиях жесткого лимита времени. Президиум ЦК КПСС ставил перед конструкторами задачу такого запуска раньше американцев. Поэтому и летные испытания планировались таким образом, чтобы сразу после двух успешных полетов собак в космос, стартовал человек.
В конце 1959 года, одновременно с набором в человеческий отряд космонавтов, произошел набор в собачий отряд космонавтов. Здесь требования были не такими жесткими, как у людей, но тоже существовал ряд ограничений. Набирались собаки
беспородные, ростом не более 35 сантиметров и весом не более 6 килограмм. Параметры определялись возможностями космического корабля, а вот порода, точнее ее отсутствие, была взята из предыдущего опыта. Дворняги оказались для медиков и биологов прекрасным «материалом». Они были не такими прихотливыми, как их породистые сородичи, они были смышлеными, добрыми. В общем, первый собачий космический отряд набрали в ближайших подворотнях. Готовили их почти как людей: крутили на центрифуге, помещали в баро- и сурдо- камеры, приучали к пребыванию в замкнутом пространстве.
И вот наступил момент, когда и техника, и «пилоты» были готовы к полету. Первый корабль-спутник стартовал 15 мая 1960 года. Это был еще не совсем тот корабль, на котором меньше чем через год стартовал Юрий Алексеевич Гагарин. Не были проверены в работе многие бортовые системы, корабль был лишен теплозащитного экрана, который обеспечивал возвращение космонавта на Землю. Предстояло еще очень много работы, но на многие вопросы этот полет должен был дать ответы. Так как предполагалось сгорание корабля в атмосфере Земли, на его борту живых существ не было. Очень жаль было отправлять на верную смерть собак, которых все причастные к подготовке успели полюбить. Итак, корабль-спутник успешно стартовал.
Название «космический корабль» родилось именно в тот день. В те годы было принято после успешного старта сочинять коммюнике, которые затем на весь мир зачитывал Левитан. Так было и в этот раз. Коммюнике сочиняли Сергей Павлович Королев, Мстислав Всеволодович Келдыш, Александр Юльевич Ишлинский и Лев Архипович Гришин. Кто из них предложил назвать спутник «космическим кораблем» - история умалчивает, но само название понравилось. Королев сказал: «А почему бы и нет? Есть морские, есть речные, есть воздушные, теперь появятся космические корабли!». Коммюнике отпечатали и передали в Москву.
А получивший такое экзотичное название первый корабль-спутник продолжал свой полет по околоземной орбите. Предварительно спуск было решено осуществить 18 мая. В расчетный момент на борт корабля-спутника была передана команда: «на спуск». Однако система ориентации неправильно выбрала направление тормозного импульса и включившийся тормозной двигатель направил корабль не в сторону Земли, а в направлении Юпитера. Корабль был заброшен с орбиты в 320 километров на высоту 690 километров и до 5 сентября 1962 года совершал свой полет, прежде чем сгорел в атмосфере. У многих конструкторов мороз по коже прошел, когда они представили, что будет, если в такой ситуации окажется человек. А некоторые ретивые западные газетчики уверяли, что на борту находились люди, которые стали «пленниками Вселенной».
У следующего корабля-спутника спускаемый аппарат был защищен теплоизоляцией. Впервые в практике космических полетов он должен был вернуться из космоса с живыми собаками. На борту их было две - Чайка и любимица Королева рыжая Лисичка. Корабль был подготовлен гораздо лучше, чем его предшественник. Были тщательно проработаны все возможные ситуации, чтобы не допустить ошибки при выборе системы ориентации и выдаче команды на спуск с орбиты.
28 июля 1960 года ракета стартовала. На 23-й секунде полета произошла катастрофа. Ракетные блоки разлетелись по степи, собаки погибли.
Авария показала, насколько актуальна разработка системы спасения спускаемого аппарата непосредственно от места старта. Гибель Лисички и Чайки стимулировала разработку системы аварийного спасения. А на Байконуре начали готовить к полету третий корабль-спутник. Это уже был полноценный спутник с большим набором аппаратуры для проведения научных исследований. Предусматривалось изучение особенностей жизнедеятельности животных в условиях космического полета, действия космической радиации, проверка работоспособности системы регенерации отходов, питания, водоснабжения и ассенизации. Кроме двух собак на борту в герметической кабине находились две белые крысы, множество белых и черных мышей, семена различных растений.
16 августа ракета была вывезена на старт, а на следующий день был намечен ее пуск. Неожиданно на носителе забраковали главный кислородный клапан, и пришлось отложить запуск. Новый клапан привезли спецрейсом из Куйбышева. Ракета с кораблем-спутником стартовала 19 августа 1960 года. В целом, все прошло благополучно, хотя и во время этого полета были моменты, которые заставили поволноваться конструкторов. Все обошлось, и 20 августа спускаемый аппарат возвратился на Землю. Собаки чувствовали себя превосходно.
11 октября 1960 года правительство СССР приняло решение осуществить первый полет человека в космос в декабре 1960 года. Первый пилотируемый полет должен был состояться вслед за двумя подряд успешными стартами в космос кораблей-спутников. Первый успешный старт произошел в августе, следующий полет планировался на ноябрь. Так что, при благоприятном стечении обстоятельств полет человека мог бы состояться в декабре. Но такому развитию событий помешали трагические обстоятельства, которые произошли в октябре на Байконуре. Сначала неудачами закончились две попытки пуска ракет в сторону Марса. А 24 октября произошла одна из самых страшных трагедий в истории советской ракетной техники. На Байконуре при подготовке к старту ракеты Р-16 (не космической, а боевой) произошел взрыв. В результате возникшего пожара погибло более 100 человек. И хотя все эти аварии не имели прямого отношения к программе полетов кораблей-спутников, косвенно они повлияли на нее, отодвинув сроки следующего запуска.
Следующий старт корабля-спутника состоялся 1 декабря 1960 года. На нем в космос стартовали собаки Пчелка и Мушка. Сначала все шло нормально, пришло время возвращения на Землю. На борт была подана команда «на спуск», но тормозной двигатель проработал меньше расчетного времени, и траектория спуска корабля была такова, что он вполне мог приземлиться где-то вне пределов территории СССР. Для того чтобы государственные тайны не попали во враждебные руки, на корабле была размещена система аварийного подрыва объекта (АПО). Именно эта система сработала и уничтожила корабль, превратив его в тучу мелких обломков. Собаки погибли. Вместе с собаками погибла и надежда
осуществить полет человека в 1960 году.
Следующий экспериментальный пуск корабля-спутника состоялся 22 декабря 1960 года. В полет на этом корабле отправились собаки Жемчужина и Альфа, мыши, крысы и другая живность. Но на участке работы третьей ступени произошел отказ, и поступила команда на отделение корабля. Спускаемый аппарат совершил посадку в Якутии. Велика была радость конструкторов, когда они узнали, что собаки остались живы. В реальных условиях удалось проверить работу системы аварийного спасения.
Новый старт корабля-спутника смог состояться только через два с половиной месяца. Было сделано все возможное и невозможное, чтобы неприятности 1960 года не повторились. 9 марта 1961 года стартовал корабль-спутник с собакой Чернушкой и манекеном на борту. Полет проходил по одновитковой программе, аналогичной той, которая планировалась для полета человека. Все этапы полета прошли нормально, и спускаемый аппарат совершил посадку в 260 километрах от Куйбышева. 25 марта 1961 года был запущен последний корабль-спутник с собакой Звездочкой и манекеном на борту. В космос должна была лететь Удача, но за день до старта Юрий Алексеевич Гагарин, тогда еще просто один из кандидатов на полет, сказал: «Мы люди не суеверные, но удача нам и самим не помешает». Удачу окрестили Звездочкой. Под таким именем она и вошла в историю. Полет корабля-спутника в точности повторил предыдущий. Совершив один виток, спускаемый аппарат совершил посадку в районе Воткинска. Ничто больше не мешало полету человека в космос [3].
На рабочем заседании Государственной комиссии принимается решение - первым в полет отправится Юрий Алексеевич Гагарин, запасными будут Г.С.Титов и Г.Г.Нелюбов. Перед торжественным заседанием комиссии руководитель подготовки летчиков космонавтов Герой Советского Союза Николай Петрович Каманин сообщает Гагарину и Титову решение, которое завтра будет объявлено официально. После этого состоялось торжественное заседание Государственной комиссии, которое снималось документалистами, и было показано всему миру частями по мере увеличения срока давности.
12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут мощная ракета с космическим кораблем «Восток» оторвалась от стартового стола. По громкой связи пронеслось знаменитое гагаринское «Поехали!».
Были волнения перед стартом. В ходе проверки герметичности датчик показал, что крышка люка, через которую космонавт садился в корабль, якобы закрылась не плотно. В острейшем дефиците времени группа испытателей, отвернув 30 гаек с замков, запирающих люк, поправила специальный электрический контакт прижима крышки, сигнализирующий о ее нормальном закрытии. Работали так быстро, что обменялись с Гагариным только взглядами, крышку вернули на место и после проверки герметичности подтвердили готовность к пуску.
При запуске корабля, в отличие от принятой практики, персонал не эвакуировали со второй площадки на восемнадцатый километр. С.П. Королев пошел на это нарушение правил безопасности, по-видимому, для того, чтобы психологически поддержать космонавта демонстрацией
уверенности в успешном исходе запуска.
Волновался ли Ю.А.Гагарин? Все отмечали его отличное, ровное настроение в день старта. Но вот что показало измерение пульса на разных стадиях подготовки, старта и полета, в определенной степени связанное с эмоциональным состоянием космонавта. За четыре часа до старта -пульс 65 ударов в минуту, за пять минут до старта - 108, на участке выведения - в конце первой минуты - выше 150, к концу участка выведения -опять около 108. В момент включения тормозной двигательной установки и при начале входа в атмосферу - 112. Во время полета в невесомости частота пульса была 97 ударов в минуту.
В процессе выведения на первых секундах полета был временный небольшой сбой в связи, который заставил всех поволноваться. Связь восстановилась.
Конечная скорость выведения оказалась несколько больше расчетной, поэтому Святослав Сергеевич Лавров, который входил в специальную группа поддержки, располагавшуюся в кабинете С.П. Королева, сразу же приступил к расчетам, чтобы оценить последствия этой ошибки. Расчеты показали, что без включения тормозной двигательной установки, возвращение корабля состоится на пределе его возможностей по сроку пребывания на орбите. Тормозной импульс был выдан вовремя. ТДУ (тормозная двигательная установка) отработала 40 секунд до полной выработки топлива, что расходилось со штатной программой посадки, при которой отключение двигателя должно было бы произойти от команды интегратора (по достижении заданной скорости торможения). Далее по программе спуска в 10 часов 25 мин. 57 секунд предстояло отделение приборно-агрегатного отсека от спускаемого аппарата, в котором находился космонавт, однако, разделение произошло только в 10 час. 35 мин. Все это время наблюдалось вращение аппарата со скоростью до 30 градусов в секунду. После разделения отсеков при входе в плотные слои атмосферы ориентация спускаемого аппарата стабилизировалась в расчетном положении. При этом космонавт сохранил самообладание, хотя знал, что разделение после окончания работы ТДУ должно было произойти через 10-12 секунд.
У космонавта было несколько каналов связи с Землей, которыми он активно пользовался. Через две минуты вращения Ю.А. Гагарин передает на Землю по коротковолновому каналу связи, что ТДУ сработала нормально, а по телефону сообщил, что разделения не произошло, ключом сообщил «ВН» - все нормально.
Спуск корабля прошел по баллистической траектории. Перегрузки достигали 10 единиц, спускаемый аппарат был «отцентрован» так, что перегрузки действовали в направлении «грудь-спина». На высоте семи километров космонавт
катапультировался из корабля и приземлился на своем парашюте.
Приземление из-за несвоевременного прекращения работы ТДУ и задержки разделения отсеков произошло в районе г. Саратова, что, по-своему, оказалось и символичным. Именно здесь Ю.А. Гагарин впервые поднялся в небо на самолете, именно здесь он проходил парашютную подготовку перед полетом в космос.
В своем докладе Государственной комиссии Ю.А. Гагарин докладывал все очень скрупулезно. Например, что во время спуска на основном парашюте раскрылся ранец запасного, но купол его так и не наполнился, что оторвался закрепленный на отдельном фале НАЗ (носимый аварийный запас). Определенные трудности возникли при открытии клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик этого клапана, когда одевали космонавта, попал под демаскирующую оболочку - знаменитый оранжевый комбинезон. Подвесной системой все было так притянуто, что Ю.А. Гагарин не мог его достать минут шесть, потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан. До этого в воздухе он отсоединил колодку ОРК'а (объединенного разъема кислородного), стеклянную шторку скафандра открыл, уже находясь на Земле. Так завершился полет Юрия Алексеевича Гагарина.
Ликованию жителей нашей страны не было предела, люди толпами валили на улицу, везде возникали стихийные демонстрации. Весь мир был восхищен этим свершением. Все понимали, началась новая эпоха - эпоха полетов человека в космос. Это казалось невероятным, это волновало и будило самые смелые фантазии. Людям старшего поколения больше никогда не испытать такой радости и гордости за свою страну [2].
В 2011 году весь мир будет отмечать 50-летие первого полета человека в космос. Для России это событие стало поистине национальным триумфом, который сплотил и объединил тогда весь народ. Основные мероприятия пройдут в местах, исторически связанных с первым полетом в космос. Речь идет о Смоленской, Калужской, Саратовской областях, о Королеве, Байконуре, Москве. Вместе с тем, учитывая значение юбилея, предусмотрены программы, охватывающие практически все регионы Российской Федерации. К юбилею в России будет рассекречено собрание материалов. По словам заместителя генерального директора «Центрального научно-исследовательского института машиностроения» Олега Клишева, достоянием гласности станет стенограмма бесед Гагарина, документы о создании ракеты.
В заключении хотелось бы привести слова Юрия Алексеевича Гагарина:
Литература:
1. Космос: фотографии, исследования, освоение, новости. - [Электрон. ст.] - Режим доступа: http://www.fotokosmos.narod.ru/index.html,
2. Куприянов, В.Н. Первый полет в космос / В.Н. Куприянов. - [Электрон. ст.] - Режим доступа:
Н.Н. Ванюкова
http://cosmosravelin.narod.ru/r-
space/Gagarin2004/GP.html,
3. Первый полет человека в космос. - [Электрон. ст.] - Режим доступа: http://www.rtc.ru/encyk/gagarin/main1 ^Мт1.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх