Научная статья на тему 'К проблеме взаимодействия традиций в симфонической музыке композиторских школ Центральноазиатского региона'

К проблеме взаимодействия традиций в симфонической музыке композиторских школ Центральноазиатского региона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
207
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СИМФОНИЧЕСКАЯ СТИЛЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / FOLK AND PROFESSIONAL ART / SYMPHONIC STYLE OF INSTRUMENTAL MUSIC / DIALOGUE OF CULTURES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кокишева Марлена Тастемировна

Пространство культуры является общим для всего мирового сообщества. Именно это пространство объединяет Восток и Запад в сохранении культурного диалога. Невозможно полностью раскрыть проблему сравнительно-типологического анализа взаимодействия традиций в регионе Центральной Азии, не обращаясь к вопросу художественного творчества природы, ее влияния на процессы, происходящие в мире культуры. Для обучения чужой культуре требуется какую-то деятельность, практическая, творческая или иная, этот процесс осуществляется с помощью конкретных людей, действующих как творцы культуры. Творчество означает также создание и личное саморазвитие, постоянные усилия обновления, для которых наличие «другой» культуры и другого опыта являющееся основанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative-typological analysis of interaction of traditions in symphonic music of Central Asian region’s composer schools

The space of culture is common for the world community. It is this space that unites East and West in preservation of the cultural dialogue. It is impossible to wholly disclose the problem of comparative-typological analysis of interaction of traditions in Central Asian region, not referring to the issue of artistic creativity of the nature, its influence on the processes, taking place in the world of culture. As learning foreign culture requires some kind of activity, practical, creative or another, this process is carried out by means of specific people, acting as creators of culture. Creativity also means a creating subject and his personal self-development, constant efforts of renewal, for which the presence of «another» culture and another experience is a ground.

Текст научной работы на тему «К проблеме взаимодействия традиций в симфонической музыке композиторских школ Центральноазиатского региона»

Секция 3. Искусствоведение

Kokisheva Marlena Tastemirovna, doctoral P (h)D Kazah National Conservatory after Kurmangazy

Kazakhstan, Almaty E-mail: bntb@mail.ru

Comparative-typological analysis of interaction of traditions in symphonic music of Central Asian region’s composer schools

Abstract: The space of culture is common for the world community. It is this space that unites East and West in preservation of the cultural dialogue. It is impossible to wholly disclose the problem of comparative-typological analysis of interaction of traditions in Central Asian region, not referring to the issue of artistic creativity of the nature, its influence on the processes, taking place in the world of culture. As learning foreign culture requires some kind of activity, — practical, creative or another, — this process is carried out by means of specific people, acting as creators of culture. Creativity also means a creating subject and his personal self-development, constant efforts of renewal, for which the presence of «another» culture and another experience is a ground.

Key words: folk and professional art, symphonic style of instrumental music, the dialogue of cultures.

Кокишева Марлена Тастемировна, докторант P (h)D Казахская национальная консерватория имени курмангазы,

Казахстан, Алматы E-mail: bntb@mail.ru

К проблеме взаимодействия традиций в симфонической музыке композиторских школ Центральноазиатского региона

Аннотация: Пространство культуры является общим для всего мирового сообщества. Именно это пространство объединяет Восток и Запад в сохранении культурного диалога. Невозможно полностью раскрыть проблему сравнительно-типологического анализа взаимодействия традиций в регионе Центральной Азии, не обращаясь к вопросу художественного творчества природы, ее влияния на процессы, происходящие в мире культуры. Для обучения чужой культуре требуется какую-то деятельность, — практическая, творческая или иная, — этот процесс осуществляется с помощью конкретных людей, действующих как творцы культуры. Творчество означает также создание и личное саморазвитие, постоянные усилия обновления, для которых наличие «другой» культуры и другого опыта являющееся основанием.

Ключевые слова: народное и профессиональное искусство, симфоническая стиль инструментальной музыки, диалог культур..

Стремительное развитие научно-технического прогресса активизировало урбанизацию общественной жизни и, наряду с этим, глобализационные процессы, которые, по сути, являются вестернизацией, то есть повсеместным засильем американской и западной культуры, цивилизации, образа жизни. Естественно, что засилье западными ценностями послужила толчком обращения к своим корням. Запад и Восток — два совершенно противоположных типа мышления, культуры и мироощущения, вследствие чего их равноправный диалог, синтез двух субкультур становится зачастую невозможным. Безусловно, в мировой истории делались попытки преодоления этих различий. Первая связана с эллинизацией Ближнего Востока. Вторая — со статусом Византии, которая,

оставаясь, по сути, восточной страной, оказала большое влияние на культуру и религию Европы. Эти примеры можно продолжить.

Наряду с «противопоставлением» и «соревнованием» между двумя противоположными философскими системами в современном искусстве имеется немало образцов, в которых предпринимаются попытки их сближения, к примеру, музыкальное искусство. В мировой концертной практике уже накоплен опыт совместного музицирования исполнителей на «европейских», «профессиональных» и традиционных музыкальных инструментах. Соревнования переходят на конструктивный диалог, основным содержанием которого становятся поиски общих корней, синтез, сближение культур.

17

Section 3. Study of art

Существенное значение для понимания роли диалога культур, формирования его в тех или иных условиях, в том числе в контексте больших пластов Восточных и Западных цивилизаций, имеют общетеоретические и собственно культурологические исследования. Исследованиями типологических особенностей Востока и Запада занимались Р. Генон, А. Камю, Г. Гессе, И. Тэн, Б. Р. Виппер, А. Д. Алехин, Л. Г. Андреев, А. И. Мухамбетова, М. М. Ауэзов. Особое значение для понимания Западных и Восточных культур имеют работы Л. Гумилева, И. Бродского, Н. И. Конрад, Г. Гачев, Л. И. Ремпель и др.

История взаимодействия двух цивилизаций — западной и восточной — имеет давнюю историю, берущую свое начало с периода становления европейской культуры. Центры профессиональной композиторской музыки были сосредоточены в основном в таких странах как Австрия, Германия и Италия. В этот период на европейскую музыкальную культуру, оказывают влияние новые веяния польской, венгерской, чешской, русской, а позже, с начала ХХ века — финской и американской композиторских школ. Следующий за эпохой романтизма импрессионизм еще больше усиливает интерес к экзотическим краскам и пряным ароматам Востока. И, как следствие, — появление живописных полотен Поля Гогена, ориентализм арабесок Клода Дебюсси и испанских мотивов музыки Мориса Равеля.

Интерес к Востоку усилился в ХХ веке. Пресыщенный запад начинает понимать насколько богата и своеобразна восточная культура, философия, резко отличающаяся от западного диалектического мышления. Резкое ускорение темпа жизни и самого человеческого существования способствовало обретению новых реалий культурного бытия. Меняется содержание искусства, появляются новые его виды, формы и жанры. Конец ХХ — начало XXI века можно смело назвать эпохой сближения Востока и Запада, конструктивного равноправного диалога между ними. «Отныне понятие «мировая музыка» перестало отождествляться всецело с искусством Европы <...> рухнула «китайская стена», отделяющая культуру европейских народов от неевропейских» [1, 51], все отчетливее и увереннее звучит голос Востока, завоевывающий лидирующие позиции, эта тенденция не осталась незамеченной в трудах музыковедов: «Словно стремясь на новом витке человеческой истории вернуть былое могущество (известно, сколь велико было значение древневосточных цивилизаций), народы Востока заявляют о себе все настой-

чивее и решительнее. Начат волнующий творческий диалог с Европой, которая постепенно утрачивает свою многовековую монополию» [2, 11].

Прежде чем говорить о взаимовлиянии культур Востока и Запада, нужно помнить, что сам Восток неоднороден. Помимо его деления на кочевой и оседло-земледельческий миры, страны Востока сформировали три различные типы цивилизаций. Первая из них принадлежит к «китайско — дальневосточной конфуцианской», вторая — мусульманской, третья — индо-буддийской. Данные особенности породили различия государственного строя, общественного уклада, религию и мировоззрение «трех миров». Все это не могло не сказаться как на традиционной устной профессиональной музыке, так и на академическом композиторском творчестве письменной традиции. Исследование взаимодействия традиций в симфонической музыке композиторских школ Центральноазиатского региона невозможно без выявления типологических особенностей каждой из этих культур, особенностей той или иной культуры. Мы ограничимся анализом взаимодействия традиций в симфонической музыке композиторских школ, близких нам по идеологии и социальному укладу: узбеков, киргизов, башкир, татар и т. д.

В странах бывшего СССР тенденция взаимовлияния национальной традиционной музыки и т. н. «профессионального» композиторского творчества имело свои особенности. Самобытная национальная культура стала трактоваться как «устаревшее менее прогрессивное» явление, «музейный артефакт», несущий в себе «пережитки» и идеологию патриархально-феодального прошлого. Ей противопоставлялись академическая музыкальная культура и композиторское творчество западного образца, которые к тому времени были на достаточно высоком уровне. Противостояние «прогрессивного» и «регрессивного», «народного» и «профессионального» сохранилось на территории бывшего СССР вплоть до середины 80-х гг. и внедрялось в систему всех уровней музыкального образования. Политика и идеология социалистического прошлого повлияли на государственную систему образования, в том числе и музыкального, в котором господствовали единый образец и стандарты обучения европейской письменной профессиональной традиции. Своя национальная музыка использовалась в сочинениях композиторов на местах, но это происходило в рамках стиля и форм, выработанных западной и русской классической музыкой.

Начиная с 70-х гг. стали происходить положи-

18

Секция 3. Искусствоведение

тельные сдвиги. В среде национальной интеллигенции в различных республиках повсеместно стал расти интерес к своей родной культуре, ее истокам, традициям. Постепенно пришло понимание, насколько оригинальна и богата традиционная культура народа и сколько в ней имеется потенциальных возможностей. Об этом пишет А. И. Мухамбетова: «... распространенное мнение об отсутствии профессиональной музыкальной культуры у казахов (как, впрочем, и у некоторых других народов Средней Азии) в дореволюционное время является заблуждением» [3, 306]. С 80-х гг. на всем пространстве бывшего Советского Союза началось интенсивное изучение традиционной культуры — бесценного народного богатства, об этом свидетельствуют многочисленные Международные симпозиумы, конференции, посвященные традиционному наследию. Новаторские веяния не обошли стороной и композиторское творчество письменной традиции. Если до этого времени, в музыкальных произведениях композиторов преобладали преимущественно европейские стили и формы с «вкраплением» национального материала, то к концу ХХ века стали появляться настоящие шедевры, основанные на синтезе общечеловеческого и национального, Запада и Востока

Помимо общих тенденций, развитие национальной композиторской школы бывшего СССР имело свои особенности. Первая кроется в специфике той или иной художественной традиции. Так, в фольклорном и народно-профессиональном пласте русской и украинской музыки преобладает песенная культура. Отсюда в композиторском творчестве этих стран большое внимание уделяется мелосу, его интонационному богатству, широте дыхания и выразительности. Данная тенденция оказала влияние на развитие новых жанров и форм, песенная мелодическая природа русской традиционной культуры послужила одной из причин появления нового жанра как вариации на сопрано остинато.

В традиционной культуре других стран, например, в казахской, большее развитие получила инструментальная музыка. В XIX в. иностранные путешественники, ученые-исследователи, посетившие казахские волости, обращали внимание на «законченность» и универсальность, казалось бы, незатейливого и простого инструмента как домбра, на «оркестровую» мощь и динамику кюя-токпе. Приведем высказывание русского путешественника И. Савичева об игре великого композитора-кюйши Курманга-зы Сагырбаеве: «Курмангазы настроил струны и без

прелюдий вдруг заиграл импровизацию, такова сила человеческой способности, — из домбры выходила чистейшая музыка, которую можно поставить наряду с произведениями европейской образцовой музыки. Сагирбаев — редкая музыкальная душа и, получи он европейское музыкальное образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины» [4, 72-74]. Тембровую многомерность кюя-токпе отмечает А. И. Мухамбетова: «Симфонический» характер казахского кюя-токпе связан с тем, что сам звук домбры является очень насыщенным и богатым обе-ртоникой, что, несомненно, создает «оркестровый» эффект» [3, 235]. Об этом же пишет киргизский этномузыковед Р. Аманова: «... по своему содержательному значению народный кюу, песня, дастан для кыргызской культуры нисколько не уступают симфонизму в европейской культуре» [5, 114].

В. Виноградов отмечает: «Музыкальная культура соседних с киргизами народов — узбеков, таджиков неоднородна, многослойна. В ней выделились особо сложные жанры, доступные исполнению народных музыкантов и певцов-профессионалов, как, например, макомы у узбеков и таджиков» [6]. Эти музыкальные формы существенным образом отличаются от массовой народной песни и инструментальных пьес. В киргизской музыке не произошло формирование такого профессионального жанра. «Конечно, в ней имеются различные жанровые подразделения, но в целом она по сравнению с другими культурами более однородна. Любое произведение народного творчества доступно исполнению каждого певца или музыканта, который в той или иной мере владеет голосом или инструментом» [6, 72]. Говоря о том, что кочевая среда сформировала особый тип профессионального музыканта, исследователь подчеркивает: «Вместе с тем, судя по их биографиям, они никогда не представляли собой какой-то обособленной группы, цеха, не делали из своего искусства не только единственного, но даже главного источника средств к существованию. Киргизские музыканты в массе своей были демократичными даже по условиям своего быта» [6, с. 184]. На демократичный характер устной кочевой и полукочевой культуры обращали внимание исследователи туркменской музыки: «оставаясь в буквальном смысле всенародным достоянием, музыка не теряет, тем не менее, своего профессионального характера, обеспечивающего ей известную высокую степень совершенства... Играть и петь в Туркменистане, как и везде, может всякий» [7, 41]. Академическая композиторская школа письменной традиции в Казахстане,

19

Section 3. Study of art

Кыргызстане и Туркменистане, сохранила демократический дух традиционной культуры, в симфонической музыке композиторов ХХ века вплоть до 80-х гг. сохранилась живая пульсация, энергия, мощь, широта и динамика инструментального кюя.

Оседлый образ жизни формирует расслоение общества на социально неоднородные классы и группы: правящее меньшинство «элита», воинское сословие и простолюдины — земледельцы, ремесленники, производители материальных благ. Эта разделение общества привело к зарождению и развитию городов, где музыка и искусство стали служить потребностям той или иной социальной среды. «Профессиональная музыка устной традиции, как известно, сформировалась в условиях городского музицирования и в исполнительских традициях маститых певцов и инструменталистов» [8,9]. Именно там зародились основные предпосылки деления искусства на «элитарное» и «массовое», городское и сельское. Города Средневековья — будь то Восток или Запад — сформировали новые виды человеческой деятельности, одним из которых стала профессия придворного музыканта. Утонченные вкусы и эстетические запросы правящей элиты общества дали толчок к зарождению и развитию новых музыкальных жанров — индийской раги, узбекского макома, азербайджанского мугама и т. д. В музыке глубокого философского содержания живет импровизационное начало, строго подчиненное законам интонационного развития, ритма, формы.

Переосмысление в творчестве композиторов письменной традиции происходит иначе, чем в соседних странах — России, Казахстане, Кыргызстане

и т. д. В их музыке, в отличие от мощи и динамики симфонических произведений кюев-токпе, преобладает статика, лирическое созерцательное настроение. Данная особенность была отмечена в узбекских музыковедческих трудах: «Воздействием макомной музыки, а шире — развитых лирических жанров национального наследия, во многом объясняется и особое развитие лирико-философской линии симфонизма, тяготение к симфоническому стилю, в отличие, скажем, от Казахстана, где ярче развивается активное, действенное начало, отражающее повышенную динамику кюев» [9, 81].

Проблема Востока и Запада в музыкальной культуре, освещенная в отечественной и зарубежной литературе, неисчерпаема и таит в себе еще много загадок для ученых и исследователей будущего. Казахская музыка в этом плане не исключение, она является своеобразным барометром, чутко реагирующим на изменения и коллизии современной нам эпохи.

Итак, многообразные явления интеграции различных национальных культур являются той движущей силой музыкального искусства, которая наполняет его новым содержанием, рождает новые формы и средства выразительности, прогрессивные идеи, особенно когда во взаимодействие выступают различные художественные системы, а именно культуры Востока и Запада. Только общность эволюционных путей Востока и Запада будет способна решать судьбы народов, а для того, чтобы эти пути сошлись, необходимо взаимопонимание, построенное на широкой основе обмена культурными и духовными ценностями.

References:

1. Irzabekova Е. S. East and Western musical romanticism. Almaty, 1992-40 p.

2. Yanov-Yanovskaya N At the origins of polyphony in Uzbek music.//Music of the Asian and African nations. -11-45 p.

3. Mukhambetova А. I. National and international aspects in the music of Soviet Kazakhstan (the issue of kyui)//Amanov B. Mukhambetova А. Kazakh traditional music and XXth century. Almaty: Dyke press, 2002,

4. Zhubanov А. К. The strings of centuries. Almaty: Dyke press, 2001. 72-74 p.

5. Amanova R. А. Kyrgyz folk and professional song tradition. Dissertation. Phd in art history. Manuscript. Almaty,

2006. -121 p.

6. Vinogradov V. Kyrgyz folk music. - F.: Kyrgyz state publishing house, 1958. - 72 p.

7. Uspenskyi V., Belyayev V. Turkmen music. - Almaty: The Soros-Kazakhstan foundation, 2003. - 832 p.

8. Karomatov F. М. Makamat in contemporary conditions//Professional music of oral traditions of Middle East nations and modernity. - Tashkent: 1981. - 9-15 p.

9. Yanov-Yanovskaya N. The ways of genre acquisition (about modern Uzbek symphony)//Musical culture of the fraternal republics of the USSR. Kiev: Musical Ukraine, 1982. 80-97 p.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.