К проблеме трудоустройства молодежи ON YOUTH EMPLOYMENT PROBLEM Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Научная статья на тему 'К проблеме трудоустройства молодежи' по специальности 'Народное образование. Педагогика' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37
  • Указанные автором: УДК: 331.5

Статистика по статье
  • 381
    читатели
  • 48
    скачивания
  • 2
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • БЕЗРАБОТИЦА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
  • YOUTH UNEMPLOYMENT
  • PROFESSIONAL TRAINING OF YOUNG PEOPLE
  • SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация
научной статьи
по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Бибик В. Л.

В статье рассматриваются особенности актуальной на сегодняшний день проблемы роста молодежной безработицы, а также факторы, которыми он обусловлен. Предложены пути преодоления молодежной безработицы, в основе которого лежит социальное партнерство участников рынка труда. Ключевые роли в данной модели отводятся образовательным учреждениям и государственной службе занятости.

Abstract 2012 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Bibik V. L.

In article concerns urgent issues of youth employment, as well as the factors influencing rates of unemployment. It suggests ways to get over youth unemployment growth, basing on social partnership between educational institutions and labor market participants. The key part of this model belongs to educational institutions and public employment services.

Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика" из научного журнала "Профессиональное образование в России и за рубежом", Бибик В. Л.

 
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Бибик В. Л.

Текст
научной работы
на тему "К проблеме трудоустройства молодежи". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

изводственной подготовки», «Технология конструкционных материалов» и «Введение в машиностроительные технологии» и др.
Во время производственной подготовки студенты получают индивидуальные задания, в том числе и творческого характера. Завершающей стадией ИПП являются анализ, обсуждение и представление результатов в виде отчёта, содержащего схемы, чертежи, таблицы и др.
Важно отметить, что выпускникам технических вузов очень важно уметь находиться постоянно под давлением фактора времени, конкуренции, состояния рынка и затрат на разработку новых изделий. Осуществление целенаправленной и систематической аудиторной и внеаудиторной в интегрированной системе «вуз -предприятие» познавательной деятельности,
поощрение самостоятельности студентов позволяет получить положительную динамику формирования профессиональных компетенций студентов.
1. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования // Ю. А. Захаров, Н. Э. Касаткина, Б. П. Невзоров, Т. М. Чурекова. - Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 1996. - 160 с.
2. Пелевина Т. В. Студенческий коллектив как условие воспитания и обучения студентов. - Л.: ЛГУ,1980. -111 с.
3. Ростовецкая Л. А. Самостоятельность личности в познании и общении. - Ростов-на-Дону, 1975. - 297 с.
4. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.. - М.: АПК и ППРО, 2005. - 101 с.
УДК / UDC 331.5 В. Л. Бибик,
кандидат технических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе Юргинского технологического института (филиала] Национального исследовательского Томского политехнического университета, Юрга, Кемеровская область, Россия, bibik@tpu.ru
Vladislav Bibik,
PhD in Engineering Sciences, Docent, deputy director for education of the Yurga Institute of Technology (branch] of National Research Tomsk Polytechnic University, Yurga, Kemero region, Russia, bibik@tpu.ru
К ПРОБЛЕМЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ ON YOUTH EMPLOYMENT PROBLEM
В статье рассматриваются особенности актуальной на сегодняшний день проблемы роста молодежной безработицы, а также факторы, которыми он обусловлен. Предложены пути преодоления молодежной безработицы, в основе которого лежит социальное партнерство участников рынка труда. Ключевые роли в данной модели отводятся образовательным учреждениям и государственной службе занятости.
In article concerns urgent issues of youth employment, as well as the factors influencing rates of unemployment. It suggests ways to get over youth unemployment growth, basing on social partnership between educational institutions and labor market participants. The key part of this model belongs to educational institutions and public employment services.
Ключевые слова: безработица среди мо-
лодежи, профессиональное образование молодежи, социальное партнерство.
Keywords: youth unemployment, professional training of young people, social partnership.
Реализация государственной политики в области модернизации экономики, в т. ч. и образования, требует адекватного кадрового обеспечения и является делом не только ведомств и нескольких прорывных институтов развития, но касается всех субъектов Российской Федерации, требует безотлагательной мобилизации усилий всего общества.
Приоритет следующего десятилетия - создание инновационной экономики - это критический вызов для системы общего и профессионального образования. Правильно спрогнозировать направления развития новой структуры экономики, найти адекватные им механизмы подготовки кадров - наша главная
задача. При этом от того, кого и как мы подготовим, во многом будет зависеть и облик нашего будущего.
Глобальная конкуренция в возрастающей степени захватывает сферы профессионального образования. Это означает, что качество образовательных услуг и интеллектуальных продуктов наших вузов, техникумов, училищ уже не может оцениваться внутри региональных и национальных образовательных систем, и, чтобы достичь успеха, образовательные учреждения должны не просто повышать уровень образования, но и обеспечить международную сопоставимость его условий и результатов, включаться в межнациональные профессиональные сети и потоки глобальной академической мобильности. В противном случае вся образовательная система обречена на прогрессирующее отставание [1].
Поэтому неизбежный новый этап модернизации общего и профессионального образования должен обеспечить соответствие потребностям новой инновационной экономики всей системы образования, а не только учрежде-ний-лидеров. И несмотря на то, что формально на повестке дня стоят все те же вопросы - кого нужно учить, чему учить, где учить и кто будет это делать, на самом деле они ставят перед системой профессионального образования задачи иного уровня и другого порядка, чем те, которые решались в последние годы.
Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала, в частности - с повышением уровня образования населения. Именно в сфере образования на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе.
Сегодня отсутствуют механизмы, обеспечивающие связь развития человеческого потенциала с ростом благосостояния граждан. Образование, которое не сказывается на успешности граждан и эффективности экономики, не может считаться качественным. На решение этих задач направлена федеральная образовательная политика модернизации образования.
Развитие рыночной экономики, модернизация производства, развитие наукоемких технологий вызывают значительные изменения в структуре занятости и приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. При этом существенно увеличивается конку-
ренция на рынке труда, что не может не сказаться на занятости молодежи.
Сегодняшний рынок труда предъявляет новые требования и к системе образования: необходимо подготовить таких специалистов, которые будут востребованы на рынке труда через несколько лет, необходимо не только дать знания, но и подготовить выпускников к жизни в новых экономических условиях, привить навыки социально-профессиональной адаптации к рынку труда, навыки самосовершенствования, т. е. подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию.
Существуют стереотипы о статусе и стоимости труда рабочих и специалистов, и причинами их явились:
• недостаточная информированность молодежи о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда;
• наличие значительной дифференциации в уровне оплаты труда между сферой услуг и производственной сферой, бюджетным и внебюджетным сектором;
• низкое качество рабочих мест в отдельных отраслях.
Низкий уровень заработной платы в отдельных отраслях (сельском хозяйстве, легкой промышленности, образовании, культуре, здравоохранении и т. д.) способствует углублению диспропорций на рынке труда и приводит, во-первых, к оттоку квалифицированных кадров в другие секторы экономики; во-вторых, к снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям, т. е. невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.
Рост численности молодежи среди официально зарегистрированных безработных обусловлен значительным увеличением граждан трудоспособного возраста, вызванного демографическим фактором 80-х годов, продолжением процесса реорганизации отдельных нерентабельных производств, сохранением структурного несоответствия спроса и предложения рабочей силы. Кроме того, все еще сохраняются многочисленные элементы старой системы трудовых отношений: низкая плата за труд, недостаточная мобильность трудовых ресурсов, связанная в первую очередь с неразвитостью рынка жилья. Это привело к формированию чрезвычайно сегментированного рынка труда в городе.
Сегодня как никогда остро встает проблема профессионального самоопределения молодого поколения. Молодежь более мобильна на рынке труда, но в силу причин объективного и
94
Профессиональное образование в России и за рубежом 4 (8) 2012
субъективного порядка продолжает оставаться уязвимой категорией.
Проблема трудоустройства молодежи, получившей профессиональное образование, во многом обусловлена социально-психологическими факторами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и будущей трудовой деятельности в целом не совпадают с реальной обстановкой на рабочем месте и реальным соотношением спроса и предложения на рынке труда. Зачастую это является следствием изначально неправильного выбора будущей профессии, низкой информированностью о различных ее аспектах.
Социальная незрелость молодых специалистов, их психологическая неподготовленность приводят к формированию негативных стереотипов восприятия выпускников вузов со стороны работодателей.
Для современного молодежного рынка труда характерно увеличение разрыва между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь не имеет практического опыта работы (либо он недостаточен), данная категория граждан оказывается мало востребованной на рынке труда. А высокие требования с их стороны к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы.
В то же время завышенные требования работодателей к нанимаемым работникам (опыт работы, высокая квалификация), низкий уровень оплаты труда, отсутствие социального пакета негативно влияют на организацию процесса трудоустройства молодежи.
Сегодня изменения во всех сферах жизни требуют нового понимания процесса становления специалиста. Происходит переориентация оценки результатов образования, смена модели «образованность» на модель «компетентность». Профессиональные образовательные учреждения должны обеспечить специалистов в той или иной профессиональной деятельности необходимым и достаточным потенциалом для опережающей подготовки специалистов.
Своевременные мероприятия по социально-профессиональной адаптации позволяют избежать многих проблем, связанных с поиском работы и дальнейшим трудоустройством молодежи.
Для эффективного решения задач социального, профессионального самоопределения молодежи, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда необходима программа по содействию занятости населения и переподго-
товке кадров. Такая программа должна включать несколько подпрограмм.
Первая подпрограмма социальной адаптации, профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи позволяет минимизировать сроки поиска работы, оказывать помощь в личностной и социально-профессиональной ориентации, в формировании психологической установки на активный и самостоятельный поиск работы, в составлении профессионального резюме, отработке навыков самопрезентации.
Вторая подпрограмма направлена на временное трудоустройство несовершеннолетних и также призвана способствовать социальной адаптации и профессиональной ориентации старшеклассников. Эта программа очень популярна у подростков, и желающих поработать, особенно в период летних каникул, всегда значительно больше, чем рабочих мест.
Занятость молодежи, ее профессиональная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности являются важными задачами, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодых людей на труд, свободу выбора рода деятельности и эффективное использование их потенциала в развитии экономики региона.
Для этого целесообразно расширять практику заключения соглашений частно-государственного партнерства, направленных на решение следующих приоритетных задач развития кадрового потенциала:
• опережающая подготовка профессиональных кадров;
• привлечение молодежи к освоению рабочих профессий;
• предотвращение потерь квалифицированных кадров;
• содействие инициативе по сохранению и развитию кадрового потенциала предприятий.
Ключевые роли в решении данных задач отводятся образовательным учреждениям и государственной службе занятости населения.
Важность социальных проблем молодежи несомненна. Нерешенные социальные проблемы молодой части населения сегодня - это социальные болезни завтра. А осмысление же любых социальных проблем молодежи требует внимания к молодежной занятости и трудоустройству.
1. Профессиональное образование в России и зарубежных странах: коллективная монография. - Томск: STT, 2008. - 340 с.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх