Научная статья на тему 'К проблеме терминологической работы над понятиями'

К проблеме терминологической работы над понятиями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / ТЕРМИН / ДЕФИНИЦИЯ / ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИ-НОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ / КЛАССЫ ПОНЯТИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОЦЕСС / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / CONCEPT / TERM / DEFINITION / THE CONCEPTUAL AND TERMINOLOGICAL SET / CLASSES OF CONCEPTS / TECHNOLOGY / TRAINING / PROCESS / INTENSIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худяков Виктор Никитич, Костенок Павел Иванович

Рассматривается терминологическая работа над понятиями в процессе педагогического исследования и практики образования, представлена система понятий, разработанная авторами применительно к профессиональному образованию будущих учителей математики. В качестве примера приводится понятийно-терминологический анализ понятия «интенсивная технология профессионального обучения молодежи».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the terminological work on the concepts is considered in the process of pedagogical research and practice of education, the system of concepts is given, this system was developed by the authors in the context of vocational education of future teachers of Mathematics. As an example, held the conceptual and terminological analysis of the concept "intensive technology of youth training".

Текст научной работы на тему «К проблеме терминологической работы над понятиями»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 125-128.

В. Н. Худяков, П. И. Костенок

к проблеме терминологической работы над понятиями

Рассматривается терминологическая работа над понятиями в процессе педагогического исследования и практики образования, представлена система понятий, разработанная авторами применительно к профессиональному образованию будущих учителей математики. В качестве примера приводится понятийно-терминологический анализ понятия «интенсивная технология профессионального обучения молодежи».

Ключевые слова: понятие, термин, дефиниция, понятийно-терми-нологический аппарат, классы понятий, технология, обучение, процесс, интенсификация.

Понятийно-терминологический аппарат выполняет важнейшую методологическую функцию в развитии любой отрасли научного знания. Неразрывно связанный с мышлением, он не только фиксирует в терминах, дефинициях содержание адекватных им понятий, которые отражают состояние науки, но и способствует ее дальнейшему развитию, созданию новых теоретических положений и концепций.

Как известно, любое научное исследование начинается с отбора понятий. Понятие — это «логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений, идея чего-нибудь» [1. С. 551]. При этом предметы и явления, а также связи между ними отражаются в обобщенной форме посредством фиксации общих и специфических признаков. Понятия не существуют сами по себе. Совокупность понятий определенной области, связанных по семантическому (смысловому) признаку, образует систему понятий, состоящих из подсистем частных понятий. Классификация понятий в системе осуществляется от самых общих к более частным, чаще всего по иерархическому принципу.

Понятие не становится достижением научной мысли, пока оно не выражено словом. Существует две возможности показать понятие, т. е. сделать его доступным для восприятия: с помощью термина и с помощью дефиниций.

Термин, как известно,— «слово или словосочетание — название определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства» [1. С. 784]. Но термин — это еще и основной элемент языка для специальных целей.

Дефиниция — это также словесное выражение понятия, но уже в более развернутой, фразеологической форме, где перечислены существенные признаки и специфические особенности предметов и явлений, которые репрезен-туют понятие [2].

Совокупность терминов определенной отрасли знания составляет ее терминологию. При этом для терминологии крайне важны не слова вообще, а точные обозначения понятий, что возможно лишь в рамках определенной научной концепции, теории, разработки. Поэтому разработка терминологии требует концептуальных (в конкретной науке или ее отрасли) знаний и лексикологических навыков.

Таким образом, основная методологическая функция терминологии состоит в осуществлении связи между научной концепцией и лексической формой ее выражения. Недостаточная реализация этой функции затрудняет проведение научных исследований.

В частности, математическая наука в настоящее время широко внедряется практически во все научные дисциплины, и не только естественнонаучные, но и такие, как социология, экономика, психология, физиология и т. д. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, математика дает возможность широко использовать ее понятийный и терминологический аппарат во многих других отраслях научного знания и учебных дисциплинах. В то же время развитие математики, расширение сферы ее применения ведут к увеличению и усложнению ее терминологии как за счет выработки собственных терминов и понятий, так и за счет привлечения терминов из других научных, производственных и общественных сфер деятельности человека. Такое увеличение объема понятийно-терминологического аппарата (терминологического поля), расширение сферы его использования в других науках, несомненно, затрудняет применение математического аппарата как в научной, так и в практической деятельности преподавателей и учащихся. Особенно остро это ощущается при разработке новых теоретических положений, когда ученый, преподаватель

сталкивается не только с полисемией терминов, но и с некоторой неопределенностью и неоднозначностью понятий, что зачастую тормозит научный, методический поиск, лишает преподавателя, исследователя надежного рабочего аппарата, препятствует нахождению общего языка.

С подобными трудностями часто сталкиваются преподаватели при разработке теоретических основ проектирования интенсивных технологий обучения как в общеобразовательных, так и в профессиональных учебных заведениях, вузах. Поэтому необходимо наряду с прочими задачами методологического характера определить и ряд основных задач терминологической работы, которые, на наш взгляд, в основном сводятся к следующим:

- отбор понятий, их классификация и формирование понятийной системы, которая, с одной стороны, отразила бы весь накопленный в этой области объем знаний и опыт практической деятельности, в том числе собственной, а с другой — была бы основой нового (обновленного. расширенного, специфически направленного и т. п.) научного (методического) знания, необходимого для создания теории интенсивных технологий обучения;

- соотнесение функционирующих в научной лексике терминов с адекватными им понятиями;

- разработка новых терминов и формулирование дефиниций к ним.

В связи с тем, что изучение интенсивных технологий профессионального обучения осуществляется, как правило, на трех уровнях (общенаучном, частнонаучном, методико-технологическом), отбор понятий и их классификацию целесообразно проводить по данному признаку. При этом в понятийную систему, разработанную нами применительно к профессиональному образованию будущих учителей математики, мы включили три основных (базисных) класса понятий.

Первый класс системы составили понятия философского и общенаучного уровня, отражающие процессы развития, познания, мышления; эти понятия могут быть положены в основу разработки концептуального ядра педагогических исследований в соответствующей области, методики преподавания и помогут выбрать методологическую стратегию научного поиска в процессе профессионального обучения молодежи. В данном случае речь идет о философских категориях теории познания, а также общенаучных понятиях, связанных с характеристикой процессов интеграции при изучении основных тенден-

ций, закономерностей и противоречий процесса профессионального обучения учащейся молодежи и при исследовании социальной и производственной сферы, которая формирует социальный заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов и влияет на изменение требований к уровню и качеству этой подготовки.

В этот же класс вошли понятия, относящиеся к научному инструментарию, используемому в учебно-исследовательской работе: понятия, раскрывающие содержание системного, комплексного, личностно-деятельного и других подходов, различных методов, критериев, принципов.

Для словесного обозначения понятий и категорий этого класса использовались традиционно устоявшиеся математические и педагогические термины: «функция», «функциональная зависимость», «производная», «дифференциал», «модуль», «система», «принцип», «интеграл», «предел», «познание», «развитие», «мышление», «процесс», «структура», «метод», «критерий», «модель», «моделирование», «интенсификация», «оптимизация» и др.

Второй класс системы связан с разработкой теории профессионального образования. Содержание понятий этого класса отражает закономерность и принципы технологического взаимодействия всех компонентов процесса обучения, параметры и условия конструирования и функционирования интенсивных технологий обучения. Сюда относятся понятия конкретных научных дисциплин, непосредственно или опосредовано связанных с математикой, общей и профессиональной педагогикой, социологией, физиологией, экономическими и техническими науками. Прежде всего это понятия, которые обозначаются терминами: «обучение», «преподавание», «производство», «профессия», «квалификация», «технология», «личность», «высказывание», «предикат», «аксиома», «импликация», «тавтология» и др.

Третий класс системы составили понятия, раскрывающие процесс реализации частных теорий проектирования интенсивных технологий (модульных, кибернетических и пр.), а также методы, способы, средства и приемы внедрения их в учебно-воспитательный процесс.

Основная цель формирования понятийной системы была направлена на то, чтобы на базе этих основных (родовых) понятий педагогики, математики и других наук уточнить и сформулировать ведущие понятия обучения и исследования, такие, как: «технология обучения», «технология

профессионального обучения», «модульная технология обучения», «информационная технология обучения» и, как итог, — «интенсивная технология профессионального обучения учащейся молодежи».

Таким образом, терминологическая работа на понятийном уровне позволила соединить концептуальные положения разработчиков в систему понятий, которая отразила систему научного знания об объекте и предмете исследования и создала необходимую методологическую конструкцию для формирования теоретических основ проектирования интенсивных технологий профессионального обучения молодежи.

Параллельно с отбором и классификацией понятий проводилась работа по их уточнению, формулировке дефиниций и идентификации понятий с соответствующими им терминами.

Рассмотрим подробнее процесс терминологической работы над центральным понятием, обозначенным нами термином «интенсивная технология профессионального обучения молодежи». Очевидно, что в качестве исходных (родовых) понятий были использованы: «технология», «обучение», «процесс», «интенсификация».

Термин «технология» по своему происхождению (этимологии) означает, как известно, в переводе с греческого «учение об искусстве, мастерстве, умении». Но в процессе употребления смысловая его сторона (семантика) претерпела существенные изменения. Термин «технология» исторически связан с материальным производством и в Толковом словаре русского языка

С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой трактуется как «совокупность производственных процессов на определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [1. С. 786].

Как известно, в 70-80-е гг. прошлого столетия теоретики педагогической науки стали использовать термин «технология» применительно к образованию и обучению, однако достаточно четкого определения в научной литературе данный термин пока не получил. Вместе с тем, под «технологией образования» мы понимаем систему идеальных (т. е. знаний) и материальных (т. е. технических, финансовых и др.) средств проектирования содержания образования и функционирования процессов преподавания и усвоения учащимися знаний и умений. Технология обучения состоит из трех элементов педагогической системы: 1) дидактического процесса (структура которого включает три

взаимосвязанных и взаимопроникающих процесса: мотивационный (общественно значимая, личностно значимая деятельность); собственно познавательная деятельность (тип познавательной деятельности); управление этой деятельностью со стороны преподавателя (способы управления)); 2) организационных форм обучения; 3) педагогической квалификации преподавателя.

Производным от рассмотренного является понятие «технология профессионального обучения молодежи». Это понятие позволяет анализировать взаимосвязи всех компонентов процесса профессионального обучения, уточнять способы проектирования и реализации технологий обучения в условиях профессиональных учебных заведений различного типа или непосредственно на производстве, конкретизировать цели, результат обучения в соответствии с изменяющимися социально-производственными требованиями к уровню и качеству общеобразовательной и профессиональной подготовки учащейся молодежи, обеспечиваемыми Государственным и региональным стандартами профессионального образования.

Одним из способов повышения эффективности обучения и воспитания является их интенсификация. В определении понятия «интенсификация обучения» мы исходим из понятий «интенсивный» — «1) напряженный, усиленный; 2) дающий высокую производительность» [3. С. 306] и «интенсификация» — «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности» [3. С. 307]. В отношении к обучению и воспитанию это означает: оптимальная организация обучения и воспитания, позволяющая добиваться максимальных результатов в сокращенные сроки. Если рассматривать результативность обучения и воспитания как достижение необходимого (заданного) уровня образования, то «интенсивный процесс обучения» — это такой процесс, который обеспечивает уровень подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающий современным требованиям рынка, в кратчайшие сроки.

Необходимость интенсификации обусловлена, на наш взгляд, по крайней мере несколькими моментами, важнейшие из которых — это:

- потребность в использовании достижений науки и технического прогресса для повышения темпов роста современного производства;

- исчерпание традиционных резервов экстенсивного роста (увеличение численности преподавателей, количества учебных часов и т. д.);

- потребность в рациональном использовании имеющихся трудовых, финансовых и производственных ресурсов при оптимальном их сочетании;

- необходимость ускорения интегративных процессов в мировой экономической системе, давно и достаточно широко использующей факторы интенсификации.

Соединение понятий «интенсификация обучения» и «технология обучения» возможно через понятие «процесс». Этимология термина «процесс» связана с латинским словом «продвижение». Семантика этого понятия раскрывается в таких определениях: 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата [3].

В педагогической практике термин «процесс обучения» также имеет двойственное содержание. С одной стороны, это последовательность педагогических действий, направленных на достижение совершенно определенного результата — обучение по заданной программе, а с другой стороны — совокупность компонентов, составляющих процесс обучения исходя из его логики.

Термин «интенсивная технология обучения» можно определить как систему факторов, интенсифицирующих процесс обучения; идеальных (действий преподавателя, направленных на повышение степени активности учащихся, познавательной, эмоциональной, поведенческой стороны его личности) и материальных (технических, специальных), обеспечивающих заданный уровень (государственный, региональный стандарты) в кратчайшие сроки.

В результате дефиницию к термину «интенсивная технология профессионального обучения молодежи» можно выразить следующим образом: это мобильная система целенаправленных процессов преподавания и учения, каждый из которых представляет собой логически взаимосвязанную совокупность компонентов идеального и материального характера. При этом в качестве идеальных компонентов процессов выступают следующие: оптимизация содержания обучения; действия преподавателей, направленные на интенсификацию методов, способов, средств и приемов обучения; активное воздействие на познавательную, эмоциональную и поведенческую стороны личности учащегося; повышение степени мобилизации в учении со стороны учащихся и т. д. К материальным относятся: технологическая оснащенность учебно-

воспитательного процесса, материальная обеспеченность учащихся и т. д. Комплексный подход к применению указанных компонентов с учетом индивидуальных свойств и качеств личности учащихся позволяет обеспечить профессиональную подготовку молодежи по заданной программе (в соответствии с государственным и региональным стандартами) и в кратчайшие сроки в соответствии с постоянно изменяющимися требованиями рынка труда, а следовательно, производства и общества.

Проведенный терминологический анализ показывает, что уточнение понятий как в учебновоспитательном процессе, так и в научных исследованиях тесно связано с концептуальными положениями различных научных дисциплин (общеобразовательных, специальных, технологических, психолого-педагогических и др.), терминологию которых исследователи широко использовали в разработке теории интенсивных технологий обучения. При этом наглядно выявляется не только методологическая, но и коммуникативная функция языка. Разработка и уточнение терминов и дефиниций позволяет ввести их и в научно-исследовательский аппарат, и в педагогическую практику.

Благодаря терминологическому анализу преподаватель может ускоренно ликвидировать пропуски в знаниях и умениях, с которыми учащиеся приходят в учебные заведения, причем прежде всего в общеобразовательных дисциплинах, что, в свою очередь, имеет существенное значение для качественного усвоения профессиональных знаний и умений, а следовательно, оказывает влияние и на подготовку будущего специалиста.

^исок литературы

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 3-е изд., стер. М. : АЗЪ, 1996. 928 с.

2. Философский энциклопедический словарь. М. : Инфра-М, 1997. 576 с.

3. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17000 слов. М. : Рус. слов. : Астрель : АСТ, 2003. 957 с.

4. Дуранов М. Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследование и организация : монография. М. : Владос, 2003. 364 с.

5. Худяков В. Н. Педагогические технологии формирования и развития математической культуры учащихся средних специальных учебных заведений : монография. Челябинск : Челяб. ин-т развития проф. образования, 2008. 300 с.

6. Штофф В. А. Введение в методологию научного познания. Л. : Ленингр. гос. ун-т, 1972. 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.