Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 125-128.
В. Н. Худяков, П. И. Костенок
к проблеме терминологической работы над понятиями
Рассматривается терминологическая работа над понятиями в процессе педагогического исследования и практики образования, представлена система понятий, разработанная авторами применительно к профессиональному образованию будущих учителей математики. В качестве примера приводится понятийно-терминологический анализ понятия «интенсивная технология профессионального обучения молодежи».
Ключевые слова: понятие, термин, дефиниция, понятийно-терми-нологический аппарат, классы понятий, технология, обучение, процесс, интенсификация.
Понятийно-терминологический аппарат выполняет важнейшую методологическую функцию в развитии любой отрасли научного знания. Неразрывно связанный с мышлением, он не только фиксирует в терминах, дефинициях содержание адекватных им понятий, которые отражают состояние науки, но и способствует ее дальнейшему развитию, созданию новых теоретических положений и концепций.
Как известно, любое научное исследование начинается с отбора понятий. Понятие — это «логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений, идея чего-нибудь» [1. С. 551]. При этом предметы и явления, а также связи между ними отражаются в обобщенной форме посредством фиксации общих и специфических признаков. Понятия не существуют сами по себе. Совокупность понятий определенной области, связанных по семантическому (смысловому) признаку, образует систему понятий, состоящих из подсистем частных понятий. Классификация понятий в системе осуществляется от самых общих к более частным, чаще всего по иерархическому принципу.
Понятие не становится достижением научной мысли, пока оно не выражено словом. Существует две возможности показать понятие, т. е. сделать его доступным для восприятия: с помощью термина и с помощью дефиниций.
Термин, как известно,— «слово или словосочетание — название определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства» [1. С. 784]. Но термин — это еще и основной элемент языка для специальных целей.
Дефиниция — это также словесное выражение понятия, но уже в более развернутой, фразеологической форме, где перечислены существенные признаки и специфические особенности предметов и явлений, которые репрезен-туют понятие [2].
Совокупность терминов определенной отрасли знания составляет ее терминологию. При этом для терминологии крайне важны не слова вообще, а точные обозначения понятий, что возможно лишь в рамках определенной научной концепции, теории, разработки. Поэтому разработка терминологии требует концептуальных (в конкретной науке или ее отрасли) знаний и лексикологических навыков.
Таким образом, основная методологическая функция терминологии состоит в осуществлении связи между научной концепцией и лексической формой ее выражения. Недостаточная реализация этой функции затрудняет проведение научных исследований.
В частности, математическая наука в настоящее время широко внедряется практически во все научные дисциплины, и не только естественнонаучные, но и такие, как социология, экономика, психология, физиология и т. д. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, математика дает возможность широко использовать ее понятийный и терминологический аппарат во многих других отраслях научного знания и учебных дисциплинах. В то же время развитие математики, расширение сферы ее применения ведут к увеличению и усложнению ее терминологии как за счет выработки собственных терминов и понятий, так и за счет привлечения терминов из других научных, производственных и общественных сфер деятельности человека. Такое увеличение объема понятийно-терминологического аппарата (терминологического поля), расширение сферы его использования в других науках, несомненно, затрудняет применение математического аппарата как в научной, так и в практической деятельности преподавателей и учащихся. Особенно остро это ощущается при разработке новых теоретических положений, когда ученый, преподаватель
сталкивается не только с полисемией терминов, но и с некоторой неопределенностью и неоднозначностью понятий, что зачастую тормозит научный, методический поиск, лишает преподавателя, исследователя надежного рабочего аппарата, препятствует нахождению общего языка.
С подобными трудностями часто сталкиваются преподаватели при разработке теоретических основ проектирования интенсивных технологий обучения как в общеобразовательных, так и в профессиональных учебных заведениях, вузах. Поэтому необходимо наряду с прочими задачами методологического характера определить и ряд основных задач терминологической работы, которые, на наш взгляд, в основном сводятся к следующим:
- отбор понятий, их классификация и формирование понятийной системы, которая, с одной стороны, отразила бы весь накопленный в этой области объем знаний и опыт практической деятельности, в том числе собственной, а с другой — была бы основой нового (обновленного. расширенного, специфически направленного и т. п.) научного (методического) знания, необходимого для создания теории интенсивных технологий обучения;
- соотнесение функционирующих в научной лексике терминов с адекватными им понятиями;
- разработка новых терминов и формулирование дефиниций к ним.
В связи с тем, что изучение интенсивных технологий профессионального обучения осуществляется, как правило, на трех уровнях (общенаучном, частнонаучном, методико-технологическом), отбор понятий и их классификацию целесообразно проводить по данному признаку. При этом в понятийную систему, разработанную нами применительно к профессиональному образованию будущих учителей математики, мы включили три основных (базисных) класса понятий.
Первый класс системы составили понятия философского и общенаучного уровня, отражающие процессы развития, познания, мышления; эти понятия могут быть положены в основу разработки концептуального ядра педагогических исследований в соответствующей области, методики преподавания и помогут выбрать методологическую стратегию научного поиска в процессе профессионального обучения молодежи. В данном случае речь идет о философских категориях теории познания, а также общенаучных понятиях, связанных с характеристикой процессов интеграции при изучении основных тенден-
ций, закономерностей и противоречий процесса профессионального обучения учащейся молодежи и при исследовании социальной и производственной сферы, которая формирует социальный заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов и влияет на изменение требований к уровню и качеству этой подготовки.
В этот же класс вошли понятия, относящиеся к научному инструментарию, используемому в учебно-исследовательской работе: понятия, раскрывающие содержание системного, комплексного, личностно-деятельного и других подходов, различных методов, критериев, принципов.
Для словесного обозначения понятий и категорий этого класса использовались традиционно устоявшиеся математические и педагогические термины: «функция», «функциональная зависимость», «производная», «дифференциал», «модуль», «система», «принцип», «интеграл», «предел», «познание», «развитие», «мышление», «процесс», «структура», «метод», «критерий», «модель», «моделирование», «интенсификация», «оптимизация» и др.
Второй класс системы связан с разработкой теории профессионального образования. Содержание понятий этого класса отражает закономерность и принципы технологического взаимодействия всех компонентов процесса обучения, параметры и условия конструирования и функционирования интенсивных технологий обучения. Сюда относятся понятия конкретных научных дисциплин, непосредственно или опосредовано связанных с математикой, общей и профессиональной педагогикой, социологией, физиологией, экономическими и техническими науками. Прежде всего это понятия, которые обозначаются терминами: «обучение», «преподавание», «производство», «профессия», «квалификация», «технология», «личность», «высказывание», «предикат», «аксиома», «импликация», «тавтология» и др.
Третий класс системы составили понятия, раскрывающие процесс реализации частных теорий проектирования интенсивных технологий (модульных, кибернетических и пр.), а также методы, способы, средства и приемы внедрения их в учебно-воспитательный процесс.
Основная цель формирования понятийной системы была направлена на то, чтобы на базе этих основных (родовых) понятий педагогики, математики и других наук уточнить и сформулировать ведущие понятия обучения и исследования, такие, как: «технология обучения», «технология
профессионального обучения», «модульная технология обучения», «информационная технология обучения» и, как итог, — «интенсивная технология профессионального обучения учащейся молодежи».
Таким образом, терминологическая работа на понятийном уровне позволила соединить концептуальные положения разработчиков в систему понятий, которая отразила систему научного знания об объекте и предмете исследования и создала необходимую методологическую конструкцию для формирования теоретических основ проектирования интенсивных технологий профессионального обучения молодежи.
Параллельно с отбором и классификацией понятий проводилась работа по их уточнению, формулировке дефиниций и идентификации понятий с соответствующими им терминами.
Рассмотрим подробнее процесс терминологической работы над центральным понятием, обозначенным нами термином «интенсивная технология профессионального обучения молодежи». Очевидно, что в качестве исходных (родовых) понятий были использованы: «технология», «обучение», «процесс», «интенсификация».
Термин «технология» по своему происхождению (этимологии) означает, как известно, в переводе с греческого «учение об искусстве, мастерстве, умении». Но в процессе употребления смысловая его сторона (семантика) претерпела существенные изменения. Термин «технология» исторически связан с материальным производством и в Толковом словаре русского языка
С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой трактуется как «совокупность производственных процессов на определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [1. С. 786].
Как известно, в 70-80-е гг. прошлого столетия теоретики педагогической науки стали использовать термин «технология» применительно к образованию и обучению, однако достаточно четкого определения в научной литературе данный термин пока не получил. Вместе с тем, под «технологией образования» мы понимаем систему идеальных (т. е. знаний) и материальных (т. е. технических, финансовых и др.) средств проектирования содержания образования и функционирования процессов преподавания и усвоения учащимися знаний и умений. Технология обучения состоит из трех элементов педагогической системы: 1) дидактического процесса (структура которого включает три
взаимосвязанных и взаимопроникающих процесса: мотивационный (общественно значимая, личностно значимая деятельность); собственно познавательная деятельность (тип познавательной деятельности); управление этой деятельностью со стороны преподавателя (способы управления)); 2) организационных форм обучения; 3) педагогической квалификации преподавателя.
Производным от рассмотренного является понятие «технология профессионального обучения молодежи». Это понятие позволяет анализировать взаимосвязи всех компонентов процесса профессионального обучения, уточнять способы проектирования и реализации технологий обучения в условиях профессиональных учебных заведений различного типа или непосредственно на производстве, конкретизировать цели, результат обучения в соответствии с изменяющимися социально-производственными требованиями к уровню и качеству общеобразовательной и профессиональной подготовки учащейся молодежи, обеспечиваемыми Государственным и региональным стандартами профессионального образования.
Одним из способов повышения эффективности обучения и воспитания является их интенсификация. В определении понятия «интенсификация обучения» мы исходим из понятий «интенсивный» — «1) напряженный, усиленный; 2) дающий высокую производительность» [3. С. 306] и «интенсификация» — «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности» [3. С. 307]. В отношении к обучению и воспитанию это означает: оптимальная организация обучения и воспитания, позволяющая добиваться максимальных результатов в сокращенные сроки. Если рассматривать результативность обучения и воспитания как достижение необходимого (заданного) уровня образования, то «интенсивный процесс обучения» — это такой процесс, который обеспечивает уровень подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающий современным требованиям рынка, в кратчайшие сроки.
Необходимость интенсификации обусловлена, на наш взгляд, по крайней мере несколькими моментами, важнейшие из которых — это:
- потребность в использовании достижений науки и технического прогресса для повышения темпов роста современного производства;
- исчерпание традиционных резервов экстенсивного роста (увеличение численности преподавателей, количества учебных часов и т. д.);
- потребность в рациональном использовании имеющихся трудовых, финансовых и производственных ресурсов при оптимальном их сочетании;
- необходимость ускорения интегративных процессов в мировой экономической системе, давно и достаточно широко использующей факторы интенсификации.
Соединение понятий «интенсификация обучения» и «технология обучения» возможно через понятие «процесс». Этимология термина «процесс» связана с латинским словом «продвижение». Семантика этого понятия раскрывается в таких определениях: 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата [3].
В педагогической практике термин «процесс обучения» также имеет двойственное содержание. С одной стороны, это последовательность педагогических действий, направленных на достижение совершенно определенного результата — обучение по заданной программе, а с другой стороны — совокупность компонентов, составляющих процесс обучения исходя из его логики.
Термин «интенсивная технология обучения» можно определить как систему факторов, интенсифицирующих процесс обучения; идеальных (действий преподавателя, направленных на повышение степени активности учащихся, познавательной, эмоциональной, поведенческой стороны его личности) и материальных (технических, специальных), обеспечивающих заданный уровень (государственный, региональный стандарты) в кратчайшие сроки.
В результате дефиницию к термину «интенсивная технология профессионального обучения молодежи» можно выразить следующим образом: это мобильная система целенаправленных процессов преподавания и учения, каждый из которых представляет собой логически взаимосвязанную совокупность компонентов идеального и материального характера. При этом в качестве идеальных компонентов процессов выступают следующие: оптимизация содержания обучения; действия преподавателей, направленные на интенсификацию методов, способов, средств и приемов обучения; активное воздействие на познавательную, эмоциональную и поведенческую стороны личности учащегося; повышение степени мобилизации в учении со стороны учащихся и т. д. К материальным относятся: технологическая оснащенность учебно-
воспитательного процесса, материальная обеспеченность учащихся и т. д. Комплексный подход к применению указанных компонентов с учетом индивидуальных свойств и качеств личности учащихся позволяет обеспечить профессиональную подготовку молодежи по заданной программе (в соответствии с государственным и региональным стандартами) и в кратчайшие сроки в соответствии с постоянно изменяющимися требованиями рынка труда, а следовательно, производства и общества.
Проведенный терминологический анализ показывает, что уточнение понятий как в учебновоспитательном процессе, так и в научных исследованиях тесно связано с концептуальными положениями различных научных дисциплин (общеобразовательных, специальных, технологических, психолого-педагогических и др.), терминологию которых исследователи широко использовали в разработке теории интенсивных технологий обучения. При этом наглядно выявляется не только методологическая, но и коммуникативная функция языка. Разработка и уточнение терминов и дефиниций позволяет ввести их и в научно-исследовательский аппарат, и в педагогическую практику.
Благодаря терминологическому анализу преподаватель может ускоренно ликвидировать пропуски в знаниях и умениях, с которыми учащиеся приходят в учебные заведения, причем прежде всего в общеобразовательных дисциплинах, что, в свою очередь, имеет существенное значение для качественного усвоения профессиональных знаний и умений, а следовательно, оказывает влияние и на подготовку будущего специалиста.
^исок литературы
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 3-е изд., стер. М. : АЗЪ, 1996. 928 с.
2. Философский энциклопедический словарь. М. : Инфра-М, 1997. 576 с.
3. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17000 слов. М. : Рус. слов. : Астрель : АСТ, 2003. 957 с.
4. Дуранов М. Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследование и организация : монография. М. : Владос, 2003. 364 с.
5. Худяков В. Н. Педагогические технологии формирования и развития математической культуры учащихся средних специальных учебных заведений : монография. Челябинск : Челяб. ин-т развития проф. образования, 2008. 300 с.
6. Штофф В. А. Введение в методологию научного познания. Л. : Ленингр. гос. ун-т, 1972. 191 с.