Научная статья на тему 'К проблеме телевизионного насилия (криминологический аспект)'

К проблеме телевизионного насилия (криминологический аспект) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
559
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / МЕДИАНАСИЛИЕ / CRIME / MASS MEDIA / TELEVISION / MEDIA VIOLENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Булатецкий П. С.

Анализируется влияние средств массовой информации, в особенности, телевидения, на насильственную преступность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF TELEVISION VIOLENCE (CRIMINOLOGICAL ASPECTS)

The article is devoted to mass media influence, especially television, on the violent crime.

Текст научной работы на тему «К проблеме телевизионного насилия (криминологический аспект)»

К ПРОБЛЕМЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО НАСИЛИЯ (КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

П.С. БУЛАТЕЦКИЙ,

адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России

ЕшаЛ: pashbul@yandex.ru

Аннотация. Анализируется влияние средств массовой информации, в особенности, телевидения, на насильственную преступность.

Ключевые слова: преступность, средства массовой информации, телевидение, медианасилие.

TO THE PROBLEM OF TELEVISION VIOLENCE (CRIMINOLOGICAL ASPECTS)

P.S. BULATETSKIY,

the postgraduate at the chair of criminology of the Moscow university

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article is devoted to mass media influence, especially television, on the violent crime. Keywords: crime, mass media, television, media violence.

На протяжении нескольких лет криминологическая ситуация в стране остается неблагоприятной. Несмотря на снижение в последние годы уровня зарегистрированной преступности, ее фактическое состояние свидетельствует об обратном (рис. 1).

Наличие такой закономерности обусловлено рядом факторов, в частности, средствами массовой информации.

О воздействии СМИ начали говорить еще в 1450 г. — с момента появления первого печатного станка2. Однако, несмотря на это, гипотезы о взаимосвязи преступности с массмедиа начали появляться лишь в конце XIX в., последующем нашедшие свое отражение в научных трудах таких авторов, как А. Корре, Ф. Фентон, Г. Тарда, А.Э. Лацис, А. Бандура и др.

Особую актуальность проблема воздействия массмедиа на рост преступности приобретает в наши дни, что объясняется рядом причин. Во-первых, технологическим развитием СМИ, введением конституционного запрета на цензуру, что, в свою очередь, привело к резкому рас-

ширению и преобразованию информационного поля, способного оказывать негативное воздействие на общественное сознание3. А во-вторых, количеством аудитории, пользующейся различными ее видами (рис. 2), объемом среднесуточного медиапотребления4.

1 Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности: моногр. / под ред. С.М. Иншакова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011. С. 9.

2 Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ; пер. с англ. М., 2004. С. 39.

3 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2001; Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб., 2008; ПолищукЮ.И. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье // Независимый психиатрический журнал. 2003. № 1. С. 62—65; Борщов Н.А. Превенция информационного насилия: возможности и границы // Высшее образование сегодня. 2010. № 4. С. 28—31.

4 По данным социологических исследований АЦВИ «Телевидение глазами телезрителей-2009» на горожанина, в среднем, приходится 7 часов контакта с тем или иным медийным контентом в сутки (это сумма всех обращений без учета «совмещенного» медиапотребления). Теория и практика медиарекламных исследований (к 15-летию Аналитического центра «Видео Интернешнл») / Аналитический центр «Видео Интернешнл»; отв. ред. В.П. Коломиец; науч. ред. С.В. Веселов, И.А. Полуэхтова. М., 2011. С. 236—237.

30

25 22,3 23 23,4 23,4

20 20,5 20,6 20,5

15 10 5

23,8

20,2

24,3

20,4

25,

21,5

25,7

22,5

19,3

--2;968-255.....T5263Ü5......2;Т56398.....288381.......А^Ш.........3J55373......3,582541.......3-2Ш867-

♦ 4 <-♦ • • -> "

2,99482 -♦

2001 I 2002 I 2003 А Фактическая преступность

т

2004 1 2005 1 2006 — Латентная преступность —

Т

2007 1 2008 1 2009 ■ Зарегистрировано преступлений

Рис. 1. Динамика состояния преступности в России за период 2001—2009 гг., млн1

0

Телевидение 80,1

Журналы 17,8

Рис. 2. Аудитория СМИ среднестатистического дня (2008 г.), млн человек5

Безусловно, в наибольшей степени медианасилие воздействует на подсознание людей посредством телевидения, что объясняется способностью ТВ к массовому социальному влиянию6, его доминирующим положением в общем объеме среднесуточного медиапотребле-ния (рис. 3), и, самое главное, сложившейся пропагандой насилия и жестокости7, культивированием преступных установок8.

Стойкая связь между криминализацией населения и появлением телевидения подтверждается рядом исследований. Так, А. Бандура, основываясь на большом числе проведенных экспериментов, утверждал, что модели поведения, увиденные в сценах насилия, усваиваются аудиторией, неизбежно вызывают у нее агрессивные импульсы, в последующем отражаясь в имитации увиденного9. Тем не менее, выводы А. Бандуры подвергались критике со стороны ученых-социологов и представителей телеиндустрии.

Однако, многочисленные последователи А. Бандуры (Л.А. Джой, Дж. Лейенс, М.М. Лефковитц, Р. Парке, Б.С. Сентерволл и др.) в ответ на эту критику провели внелабораторные исследования, которые показали, что

в изучаемых ими странах (США, Канада, Южная Африка) рост преступности константно связан с появлением там телевидения. Например, уровень преступности в Северной Америке вырос более чем на 90% по мере бурного развития ТВ (1940—1970-е гг.), в два раза выросло число убийств в США и Канаде. А в ЮАР после появления телевидения уровень преступности начал расти аналогичными как в США и Канаде темпами. Исследования показали, что подавляющее большинство преступников совершают преступления, подражая телегероям, а многие из них даже перенимают технику преступлений, совершая тем самым преступления-имитации10.

5 Коломиец В.П., Полуэхтова И.А. Телевидение глазами телезрителей 2000—2009: отрасл. отчет. М., 2011.

6 Зимбардо Ф. Социальное влияние; пер. с англ. Н. Мальгина, А. Федоров. СПб., 2000.

7 Клочкова А.В. Пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации (криминологический аспект) // Культура: управление, экономика, право. 2006. № 4. С. 2—7.

8 Шоткинов С.А. «Криминализированность» средств массовой информации // Законность. 2004. № 11. С. 49—51.

9 Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.

10 Клочкова А.В. Роль СМИ в детерминации девиантности // Ломоносовские чтения-2004: сб. науч. докладов. В 2 т. Т. 2. М., 2004. С. 294; Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ. М., 2009. С. 39.

Музыка.

Интернет, 6%

Газеты, 2% Видео, 1% Книги, 2%^ ^^Журналы, 1%

Прочее, 4%

Компьютер

Радио, 12%"

Рис. 3. Структура среднесуточного медиапотребления городского населения

50

Вестник Московского университета МВД России

№ 3 / 2012

Отечественными учеными также подтверждается воздействие СМИ на преступность. Так, А.Э. Лацис и Л.М. Кейлина в книге «Дети и кино» (1928 г.) пишут: «Наглядевшись в кино авантюрных картин, некоторые подростки перенимают приемы кинобандитов и предводителей шаек и переносят их в жизнь. (...) Двое ребят, увлекшись парижским фильмом из жизни великосветских убийц, убивают с целью ограбления, так как им хочется попасть в этот манящий Париж. (...) Был задушен подростком шестилетний ребенок. Прием удушения заимствован им из кинокартины «Когда растает снег». (...) Мальчики подражали приемам, виденным в кино. Кино научило их механизму преступления, а с другой стороны, явилось мотивом преступления»11.

Д.В. Калюжный и Е.Э. Ермилова отмечают: «Героя производства сменил на экране убийца и насильник, а вместо станка и доменной печи мы видим трупы, трупы, трупы. Трупы «документальные», «художественные», трупы бытовые и военные. Погибших показывают крупным планом, подробно и с деталями. В результате такого «воспитания» за 2001 г. в России было совершено 30 тыс. убийств, что почти на 10 тыс. больше, чем некогда во всем СССР»12.

По данным социологических исследований13 на один час телетрансляции в среднем приходится 4,2 сцены насилия и эротики. Суммарная продолжительность сцен насилия в одном фильме колеблется в диапазоне от 1 до 31 минуты, а ее среднестатистический показатель — 7 минут. Путем арифметического подсчета, учитывая среднесуточное количество потребления ТВ, несложно подсчитать, сколько сцен насилия и эротики мы видим в день, неделю, месяц и т.д. Причем, большая часть такого контента представлена российским кинематографом (57%).

Оценить весь масштаб последствий медианасилия на сегодняшний день не представляется возможным. Тем не менее, уже сейчас опросы показывают, что «43,3% людей отмечают снижение порога чувствительности к жестокости, 43% — стимулирование агрессивно-насильственного поведения самого телезрителя, 42,4% — обесценивание человеческой жизни и нравственных ценностей»14.

Таким образом, «культ насилия» в обществе и дальше будет продолжать распространяться. Следовательно, уровень преступности, в частности, насильственной, будет только возрастать. Осознание этого факта требует проведения более комплексного исследования

воздействия медианасилия (теленасилия), разработки ряда мер, направленных на его нейтрализацию. Помимо этого, нужно активизировать процесс по созданию передач и фильмов, формирующих у телезрителя, в особенности, у молодого поколения, учебные, трудовые, профессиональные, научно-исследовательские интересы, семейные ценности, с последующим их предоставлением телезрителю.

Литература

1. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.

2. Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ. М., 2009.

3. Борщов Н.А. Превенция информационного насилия: возможности и границы // Высшее образование сегодня. 2010. № 4.

4. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ; пер. с англ. М., 2004.

5. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб., 2008.

6. Зимбардо Ф. Социальное влияние; пер. с англ. Н. Мальгина, А. Федоров. СПб., 2000.

7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2001.

8. Клочкова А.В. Пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации (криминологический аспект) // Культура: управление, экономика, право. 2006. № 4.

9. Клочкова А.В. Роль СМИ в детерминации деви-антности // Ломоносовские чтения — 2004: сб. науч. докладов. В 2 т. Т. 2. М., 2004.

10. Полищук Ю.И. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье // Независимый психиатрический журнал. 2003. № 1.

11. СобкинВ. С., Глухова Т.В. Насилие и эротика на телеэкране глазами подростка // Телефорум. 2001. № 12.

12. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004.

13. Шоткинов С.А. «Криминализированность» средств массовой информации // Законность. 2004. № 11.

11 Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог. 2004. С. 15.

12 Калюжный Д., Ермилова Е. Телепатология. Школой садизма становится телевидение для миллионов зрителей // Лит. газета. 2003. № 14. С. 5.

13 Собкин В.С., Глухова Т.В. Насилие и эротика на телеэкране глазами подростка // Телефорум. 2001. № 12. С. 51—56.

14 Брушлинская Н. Насилие на телеэкране и в жизни // Российская Федерация сегодня. 2002. № 6. С. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.