Научная статья на тему 'К проблеме создания инновационных информационных ресурсов'

К проблеме создания инновационных информационных ресурсов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
711
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ИННОВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСУРСА / INNOVATION / INFORMATION RESOURCE / RESOURCE INNOVATIVE CHARACTERISTIC

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пронина А. А.

В статье анализируется информационный ресурс по инновационным критериям, раскрывается инновационная составляющая в контенте информационного ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF CREATING INNOVATIVE INFORMATION RESOURCES

In the article the information resource for innovative criteriais analyzed, theinnovative component in the content of an information resource andtechnologies of its development is revealed.

Текст научной работы на тему «К проблеме создания инновационных информационных ресурсов»

СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

А. А. ПРОНИНА

В статье анализируется информационный ресурс по инновационным критериям, раскрывается инновационная составляющая в контенте информационного ресурса.

Ключевые слова: инновация, информационный ресурс, инновационная характеристика ресурса.

Современное общество определяют как информационное - общество знаний. Все чаще мы встречаем публикации, в которых используют термины «ресурсы знаний» (knowledge resource), «управление ресурсами знаний», «управление знаниями» (knowledge management), «экономика знаний» (knowledge economy) и т. п. Знание как информация является одним из факторов производства наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательской деятельностью. Современная экономика - это экономика, при функционировании и развитии которой неизмеримо возрастает роль знаний и информации за счет возможностей доступа к мировым ресурсам и ресурсам знаний, созданных человечеством на базе современных информационных технологий.

Под мировыми информационными ресурсами понимаем совокупность информационных ресурсов стран мира и информационные ресурсы, созданные одной страной, но с охватом ресурсов нескольких стран.

Создателями мировых информационных ресурсов являются: центры-генераторы (производители информации) специализируются на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии; центры распределения (поставщики информации) которых называют вендорами, занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, предоставленных центрами-генераторами на коммерческой основе; информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей.

Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Все активнее

развивается информационная индустрия и рынок информационных продуктов и услуг: непосредственный доступ к базам данных - режим on-line; пакетный доступ к базам данных - режим off-line; базы данных на разных носителях, консультации, оказываемые специалистами в области информационных ресурсов, обучение доступу к мировым информационным ресурсам и т. д.

Информационное обеспечение общества осуществлялось всегда. Многие продукты и услуги являются традиционными. Чтобы быть успешными на рынке, в том числе и на информационном, необходимо предлагать новшества, нововведения, инновации. Тогда возникает вопрос: информационные ресурсы, которые создаются, имеют инновационный характер, или они тради-ционны и меняется лишь техническая и технологическая составляющая? Попробуем разобраться в данной проблеме на примере информационного ресурса, который был создан творческим коллективом университета в рамках проекта, поддержанного Российским гуманитарным научным фондом.

Ориентируясь на региональные информационные потребности, нами создана информационнопоисковая система «Справочные издания о населении и природе Тамбовской области XIX-XX вв.». Цель нашего проекта - формирование сегмента культурно-информационно-образовательной среды, включающий редкие (преимущественно дореволюционные), малодоступные (в силу рассеивания документов) справочные издания. Данная информационно-поисковая система (ИПС) задумывалась как электронный ресурс с широкими поисковыми возможностями и учебно-методическими указаниями. Впервые осуществлена оцифровка незащищенных авторскими правом посто-

янно востребованных справочных изданий о Тамбовской области (географические словари, административно-территориальные справочники, сборники статистических сведений, обзоры Тамбовской губернии и т. п.) и создана ИПС с дидактической направленностью. Отличие нашего информационного ресурса от представленных на информационном рынке заключается в наличии дидактической составляющей, сочетании первичной и вторичной информации. Такой дидактический эффект позволяет более четко определить сегмент рынка. Тогда возникает вопрос: данный продукт - инновационный или традиционный?

Под инновацией понимается конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде новых объектов (продуктов, технологий, услуг), отличающихся от предыдущих новыми свойствами. Используя разработки специалистов в области инноватики (С. Д. Ильенковой, Р. А. Фатхутдинова, М. Хуче-ка, А. И. Пригожина и др. авторов) можно выделить аспекты характеристики инноваций и их признаков. Попытаемся проанализировать наш продукт по данным аспектам.

По степени рыночной новизны инновационных предложений нашу ИПС можно считать как новую для отрасли в регионе и, в какой-то мере, в стране. В основе данного вывода - исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей, анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития регионального информационного рынка, анализ существующей информационной продукции, тенденций в формировании ассортиментной политики и т. д. Анализ ассортимента информационных ресурсов на информационном рынке Тамбовщины показал, что краеведческая электронная продукция создается библиотеками, архивами и музеями путем оцифровки письменных и вещественных первичных и вторичных краеведческих информационных ресурсов, хранящихся в их фондах, и путем создания ресурсов, которые уже не имеют традиционных печатных аналогов.

Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина был открыт в 2004 г., на нем выставлена фактографическая информация, касающаяся жизни и деятельности ряда видных местных деятелей (С. В. Рахманинова, И. В. Мичурина и др.), календарь знаменательных и памятных дат и др. Краеведческую информацию предоставляет Научная библиотека Тамбовского государственного технического университета: на сайте доступны несколько оцифрованных текстов документов из Государственного

архива Тамбовской области, содержание которых касается крестьянского восстания на Тамбовщине в 1919-1921 гг. (так называемая «Антоновщина»). На сайте представлена информация, характеризующая различные стороны жизни Тамбовского края - природу, культуру, искусство, литературно-художественную жизнь и т. д. Выделяются ряд известных персон - местных деятелей (писатели, поэты, композиторы и др.), по каждому из которых дается краткая биографическая справка, портрет, список основных произведений и литературы, посвященной данному лицу, иногда - его оцифрованные произведения, т. е. полнотекстовые ресурсы (например, два рассказа Е. Замятина).

В Государственном архиве Тамбовской области существуют локальные базы данных: «Репрессированные», «Нотариальная контора», «Фондовая картотека». Наиболее представлены в Интернете ресурсы местных музеев - Тамбовского областного краеведческого музея, Музея истории медицины Тамбовского края, Литературнохудожественного музея, Дома-музея Б. В. Чичерина и др. Краеведческая информация представлена и на сайте Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина: «Виртуальный музей Е. А. Боратынского», «Родословное древо», коллекция «Информационные ресурсы краеведения» и др. Постепенно создаются и локальные электронные ресурсы, чаще всего имеющие отраслевой, тематический и персональный характер (часть из них зарегистрирована в «Информреги-стре»). Итак, на региональном информационном рынке присутствуют краеведческие сетевые, мультимедийные ресурсы, библиографические базы данных (краеведческие каталоги и картотеки), гипертекстовые издания. Полнотекстовые электронные ресурсы представлены ограниченно, из них справочных изданий - единицы. Следовательно, данный сегмент информационного пространства постепенно формируется, но, к сожалению, подобных ресурсов явно недостаточно. Сопоставление реальных информационных потребностей (выявленных путем анкетирования), имеющегося ассортимента информационных продуктов позволил нам сформулировать идею товара. Как известно, идея товара - это общее представление о возможном товаре, который фирма могла бы, по ее мнению, предложить рынку. Значит, наш товар должен содержат полные тексты документов, информировать о населении и природе Тамбовской области (наименее обеспеченные сферы), обеспечивать образовательные, самообразовательные, научные и производственные потребности. Такой широкий спектр целевого на-

значения содержит лишь справочное издание. В современной трактовке справочные издания -это энциклопедии, словари, справочники, причем на титульном листе обязательно указывается тип издания. Дореволюционные издания, которые содержат справочную (фактографическую) информацию могут быть в виде адрес-календарей, памятных книжек, обзоров и т. п. Справочные издания традиционно считаются одним из достоверных источников информации: содержащаяся

в них фактографическая информация является доказательной базой, нормой использования терминов и понятий и т. п. Поэтому велика популярность и справочных баз данных, которые востребованы на информационном рынке. Таким образом, были определены содержательные границы информации. Современная тенденция в развитии электронных ресурсов, на наш взгляд, - это создание мощных интегрированных информационно-поисковых систем с разнообразным и разнородным контентом, обладающих мощными поисковыми возможностями. Поэтому было принято решение - создать информационно-поисковую систему краеведческой направленности (население и природа края), полнотекстовую (тексты справочных изданий), с достаточной хронологической глубиной (200 лет), с возможностями использования в научно-образовательной, практикопроизводственной деятельности. Изучение состояния регионального сегмента электронного пространства показало, что подобных электронных ресурсов нет, в то же время потребность в подобном информационном ресурсе очевидна. Мы первыми на региональном рынке создаем подобный информационный ресурс. Он будет интересен не только на Тамбовщине, но и в других регионах (например, Липецкой области - ранее Тамбовская губерния) как информационный ресурс, и будет полезен специалистам нашей сферы при разработке ассортимента информационных продуктов. Таким образом, нами предлагается модифицирующее нововведение.

По степени завершенности - это завершенная разработка. В рамках основного этапа выполнения проекта были приняты окончательно все методические, технологические и технические решения. Одновременно с заполнением системы мы приступили к разработке стратегии маркетинга по выходу на рынок с конкретным продуктом. Осуществлялся пробный маркетинг. Мы неоднократно выступали с результатами на Международных, всероссийских и региональных научнопрактических конференциях. Рекламная акция проведена в рамках областного семинара-совеща-

ния директоров и методистов государственных и муниципальных библиотек Тамбовской области «Формирование и использование информационных ресурсов государственных и муниципальных библиотек области» в ноябре 2009 г. Окончательная версия продукта - информационно-поисковая система зарегистрирована в «Информрегистре» и в настоящее время передана в библиотеки для использования. Таким образом, продукт делает первые шаги на региональном информационном рынке.

По сфере применения новшества - новшество для продажи. Конкретным итогом работ по проекту стало тиражирование информационной системы на CD для библиотек, архивов, музеев, административных учреждений, учебных заведений области. Круг пользователей у данного ресурса достаточно широкий: это ученые, сотрудники библиотек, архивов, музеев, преподаватели, студенты, учащиеся общеобразовательных учебных заведений. Дополнительные возможности проекта заключаются в том, что продукт может применяться на курсах повышения квалификации педагогов и библиотекарей области на базе Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования и Тамбовской областной научной библиотеки им. А. С. Пушкина. Созданная ИПС - это новшество, предназначенное для внешних пользователей.

Технологические параметры изменений -продуктовые. Нами предлагаются следующие методы и подходы к решению проблемы. Впервые произведена оцифровка незащищенных авторскими правом постоянно востребуемых справочных изданий о Тамбовской области. Списки электронных копий отдельных справочных изданий или их части систематизированы в соответствии с ББК, что обеспечит их удобный поиск в любых целях: научных, производственных, образовательных, самообразовательных и т. д. Каждое издание сопровождается аннотацией, предметным, географическим и именным указателями. Составной частью системы являются вузовские и школьные учебные программы дисциплин регионального компонента образования (географического, исторического, литературного, библиотечного краеведения, регионоведения, региональной экономики и др.), связанные с электронными текстами справочников и дополненные оригинальными методическими указаниями по использованию справочных изданий в учебном процессе.

Проверка замысла товара осуществлялась нами путем опроса будущих пользователей и представителей учреждений (в частности, биб-

лиотек), которые будут предоставлять наш продукт пользователям. В декабре 2008 г. проведены круглые столы «Развитие регионального электронного пространства» с директорами межпосе-ленческих библиотек и централизованных библиотечных систем, методистами библиотек области и работниками областных библиотек. Обсуждались проблемы создания качественных электронных ресурсов в регионе, была представлена презентация нашего продукта, обсуждался алфавитно-предметный указатель «Население и природа Тамбовского края» (Тамбов, 2008) для определения реальных границ содержания темы, определения групп потенциальных пользователей системы и внесения корректировки в принципы отбора контента. Указатель передан в фонды библиотек области.

Далее мы приступили к разработке товара. Наиболее сложная проблема на данном этапе -это выявление и отбор документов. Поэтому было принято максимально полно выявить издания, которые являются справочными и издания, которые содержат справочную информацию, то есть часть издания. В результате мы имеем библиографическое описание на издание в целом и аналитическое описание. Задача максимальной полноты решалась следующим образом. В качестве основных источников выявления документов использованы сводный краеведческий каталог Тамбовской областной универсальной научной библиотеки, каталоги и картотеки научной библиотеки Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, каталоги Областного краеведческого музея, справочно-поисковый аппарат Государственного архива Тамбовской области ГАТО), каталоги центральной библиотеки имени Н. К. Крупской централизованной библиотечной системы г. Тамбова. Дополнительными источниками послужили каталоги Российской государственной библиотеки каталоги Российской национальной библиотеки, каталоги Государственной исторической библиотеки и государственный библиографический указатель «Ежегодник книги» и государственный библиографический указатель «Книжная летопись» Российской книжной палаты, где использовался географический указатель для выявления изданий о Тамбовской области. В результате создана рабочая картотека выявленных документов, которая включает библиографические описания отдельного справочного издания или его части. Далее происходит отбор справочных изданий для системы по качественным параметрам с использованием и формальных признаков.

«Переходным звеном» от содержательной к технологической составляющей проекта стало построение логической структуры гиперсвязей электронных текстов справочных изданий с аннотациями, указателями, учебными программами, методическими указаниями. Важнейшими элементами технологии реализации проекта являются создание программной «оболочки» и дизайна информационной системы, заполнение информационно-справочной системы, которые могут осуществляться по ходу оцифровки изданий и их библиографического описания. При создании оболочки использовалась программная среда Delphi и СУБД Paradox. Программная оболочка Delphi является одним из лидеров визуальных систем программирования и сочетает в себе значительный потенциал как для работы с графикой, что немало важно для создания дизайна и обработки оцифрованного справочного материала, так и для работы с базами данных. В качестве БД, как уже говорилось, была выбрана система Paradox, со своей простотой структурирования данных, и что не менее важно распространенностью в Windows-системах. Драйверы БД Paradox включены в стандартную поставку операционных систем Windows 2000 - Windows Vista. Взаимосвязь среды программирования и БД осуществляется посредством мощнейшей в своем роде среды Borland Database Engine (BDE). Программная оболочка в автоматизированном режиме проверяет установку BDE в системе и устанавливает в случае ее отсутствия, а также прописывает алиасы БД в случае первичного запуска диска.

БД информационного ресурса состоит из нескольких ключевых таблиц: таблица авторов, таблица ББК, таблица указателей, основной таблицы «main», где хранится название и идентификационный индекс элемента по которому осуществляется привязка составляющей информации и др. Таблица указателей разбита на категории: географические, предметные, именные, что позволило добавить дополнительные возможности при осуществлении поиска необходимой информации. Для отображения оцифрованного материала используется формат pdf. Последним из этапов является разработка пользовательского интерфейса. В результате создается, на наш взгляд, достаточно качественный продукт.

Инновационный потенциал - тактический и отчасти стратегический. Продукт обладает хорошим потенциалом. Тактический потенциал заключается в четком сегментировании рынка и определении параметров ресурса с четкой ориентацией на потребности. Наш проект направлен на

создание качественного сегмента регионального электронного документного пространства и оптимизацию использования информационных технологий для поддержки научных, научно-производственных и образовательных процессов в регионе. Продукт имеет и стратегический потенциал, ибо открывает новое направление в продуктовой линейке информационных ресурсов в регионе. Кроме того, ИПС может рассматриваться как образец ресурса, и разработанные методические, технологические и технические решения могут использоваться при создании информационного продукта.

Уровень новизны - модифицирующий.

ИПС представляет собой сочетание полнотекстовой и библиографической баз данных. Тексты содержат фактографическую информацию. ИПС имеет дидактическую направленность. Следовательно, продукт модифицирует существующие аналоги, улучшает их и дополняет функционально.

Место в организации - инновация на «выходе» организации (обеспечивающие конкурентоспособность выпускаемых организацией товаров). Информационно-поисковая система -результат интеллектуальной деятельности творческого коллектива Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. Продукт имеет широкий диапазон применения. Его продвижение в различных учреждениях с использованием разных коммуникационных каналов позволяет позиционировать университет как конкурентоспособную организацию в сфере информационных продуктов и услуг.

Отношение к своему предшественнику. На наш взгляд, создаваемый нами продукт не имеет сопоставимых функциональных предшественников. В России практически нет опыта создания информационных систем подобного типа, которые бы были ориентированы на многоцелевое использование и обладающих дидактическим эффектом. Электронные тексты различных справочных изданий в большом количестве, но бессистемно размещены на различных научных, образовательных и других сайтах. Какой-либо научновспомогательный аппарат и особенно учебнометодические указания по использованию этих текстов в подавляющем большинстве случаев отсутствуют. В последние годы в Intemet все чаще размещаются тематические электронные библиотеки, скорее коллекции, содержащие, в частности, и справочные издания с грамотными библиографическими описаниями и небольшим научновспомогательным аппаратом (библиотека научных изданий Алтайского края, Труды Тверской

ученой архивной комиссии и др.). Однако и в тематических библиотеках отсутствуют методические указания по использованию справочных изданий в учебном процессе. Данные тенденции характерны для многих стран мира. В ряде стран появляются информационные системы нового класса, ключевую роль в которых играют сформировавшиеся в 1990-е гг. технологии управления информационными ресурсами и коммуникационные средства. В настоящее время существует множество сайтов, имеющих образовательный или краеведческий характер. Сочетание двух данных признаков практически не встречается. Поэтому можно сказать, что система относится к открывающим инновациям.

Объем применения - системные. Создаваемая разнообразная и разнородная информационная продукция в совокупности представляет собой систему, ориентированную на разные информационные потребности пользователей и общества в целом. Она отличается по содержанию, по типу, жанру, виду, но является составной часть системы продуктов. Наш информационный продукт занимает свою нишу и является частью регионального информационного рынка. Поэтому мы, вырабатывая характеристики создаваемого продукта, ориентировались на общесистемный результат.

Объект применения - продукция. В результате наших усилий создается инновационный продукт.

Источник инициативы - прямой социальный заказ. Мы исходили из следующего. Наиболее логичной стартовой площадкой в поиске идей являются потребители. Нам необходимо было выявить и уточнить их краеведческие информационные потребности. Ранее нами проведено исследование краеведческих информационных потребностей населения методом анкетирования населения областного центра (г. Тамбов) и одного из районных центров Тамбовской области (г. Мор-шанск) в 2005-2006 гг., затем ежегодно опрашивались контрольные группы (50-80 чел.) для определения устойчивости и стабильности потребностей. Информация о Тамбовском крае интересует 92,4 % респондентов, не интересует - 7,6 %. Диапазон интересующей их краеведческой тематики достаточно широк: история Тамбовского края - 48,5 %; культура Тамбовского края - 43,9 %; природа и экология Тамбовского края - 31,8 %; экономика Тамбовского края - 31,8 %; литературно-художественная жизнь Тамбовского края -22,7 %; искусство Тамбовского края - 21,2 %; религия Тамбовского края - 19,7 %; общественно-

политическая и социально-экономическая жизнь Тамбовского края - 13,6 %; другая тематика - 3 %. Основная цель, с которой респонденты обращаются к информации о Тамбовском крае - самообразование (71,2 %), производственная деятельность - 18,2 %, образование - 15,2 %, научная работа - 10,6 %. Наибольшая доля опрошенных хотели бы получать следующую информацию о Тамбовском крае в Интернете: полные тексты краеведческих книг, статей и др. - 31,8 %; полные тексты архивных документов - 30,3 %; сведения о наличии той или иной краеведческой литературы в библиотеках - 25,6 %; электронные изображения музейных предметов и экспозиций - 21,2 %; сведения о наличии тех или иных предметов и коллекций в музеях - 15,2 %; сведения о наличии тех или иных документов в архивах - 7,6 %. Таким образом, потребность в информационных ресурсах краеведения огромна. Опираясь на полученные результаты, мы определили наших реальных и потенциальных пользователей и их информационные потребности, спектр информационных ресурсов, которые они хотели бы иметь. Поэтому, в принципе, заказчиком нашего продукта являются жители Тамбовщины.

Социально-психологические условия внедрения мы определяем как рефлекторно осознаваемые. Разработка нового товара начинается с поиска идей для новинки. Наша идея заключается в следующем: на рынке мы должны ориентироваться, прежде всего, на нужды потребителя, на имеющиеся информационные ресурсы и на собственные информационные и технологические возможности. Мы не должны забывать о «конкурентах» - учреждениях региона - поставщиков информационных ресурсов и прогнозировать изменения в региональной информационной среде, обусловленные развитием информационного пространства в целом. Мы выбрали сферу применения - это краеведение. Кроме того, реализация проекта требует от всех участников инновационной деятельности согласованности действий и эффективных коммуникаций. Создание продукта подобного типа требует определенной подготовки и квалификации сотрудников: в проекте участвуют специалисты в сфере информационной деятельности, информационных технологий и краеведения (в частности исторического краеведения).

Цели эффективности. Наша инновация обеспечивает эффективность производства.

Краеведение в настоящее время общепризнано как важный фактор сохранения местного культурного наследия, формирования национального самосознания, самосознания личности, развития

всех сфер деятельности в регионе. Краеведческие информационные ресурсы заключают в себе огромный потенциал для развития региона, обеспечивают информационную основу научной, производственной, образовательной деятельности, так или иначе связанной с данным краем. Они позволяют сохранять и передавать из поколения в поколение богатое культурное наследие регионов -научные достижения, произведения художественного творчества, традиции, обычаи, обряды и др., способствуют производству новых культурных ресурсов, обеспечивают устойчивость и продвижение региона в мировом сообществе. Кроме того, происходят структурные изменения ресурсной базы за счет вовлечения в производство новых видов носителей информации.

Оригинальность характера изменений -оригинальные (творческие).

Как указывалось выше, многое в системе делается впервые. Кроме того, мы попытались сочетать первичную и вторичную информацию, расширить информационную емкость за счет включения библиографической информации и многоаспектного поиска. Мы подошли и к проблеме представления информации творчески. Например, разработка пользовательского интерфейса. Его структура: руководство пользователя, библиографический список оцифрованных и дополнительных источников, учебные программы, географический, предметный и именной указатели.

Структура оболочки позволяет осуществлять поиск одного и того же источника различными способами. Поиск можно производить по названию, автору, ББК, году издания, но можно подойти и со стороны поискового указателя (предметного, географического, именного). Все оцифрованные материалы созданы путем наложения на распознанный текст изображения страницы, что позволило добавить полнотекстовый поиск по конкретному изданию.

Раздел «Оцифрованные источники» представляет полный список изданий, входящих в БД, с библиографическим описанием, ББК, местом хранения книги и т. д. Путь через указатели позволяет сделать выборку материалов соответствующих запросу пользователя и уже по конкретному изданию осуществить быстрый переход на нужную страницу. Переход к конкретному изданию сопровождается выборкой указателей соответствующих данному материалу. Все указатели были созданы на основе анализа соответствующих географических границ, схем классификации документов, вспомогательных указателей изданий ИНИОН и т.д.

В «Список дополнительных источников» пользователю представляется список тех источников, которые содержат аналогичную информацию или информацию, касающуюся одного населенного пункта. Кроме того, в настоящее время мы отразили там и те источники, которые выявлены и будут оцифрованы в дальнейшем. Большинство источников доступны через библиотечную сеть. Отдельный блок в системе занимают программы и методические рекомендации по работе с ними. Интересен дизайн, обложка и сам диск оформлен в соответствии с существующими ГОСТами.

Исходя из результатов проведенного анализа, можно утверждать, что создаваемая информационно-поисковая система является инновационным продуктом.

Таким образом, создавая контент ресурса, мы ориентируемся на многие параметры и, если мы выдерживаем данные критерии, то тогда ресурс имеет инновационную составляющую.

* * *

TO THE PROBLEM OF CREATING INNOVATIVE INFORMATION RESOURCES

L. A. Pronina

In the article the information resource for innovative criteriais analyzed, theinnovative component in the content of an information resource andtechnologies of its development is revealed.

Key words: innovation, information resource, resource innovative characteristic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.