Научная статья на тему 'К проблеме социализации личности студента университета средствами экранной культуры'

К проблеме социализации личности студента университета средствами экранной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА / SCREEN CULTURE / СУБЪЕКТ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ / SCREEN CULTURE SUBJECT / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ / CRITERIA OF FORMATION OF SCREEN CULTURE / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / FACTORS OF SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргапольцева Наталья Александровна, Ивлев Андрей Анатольевич

Выступая продуктом информационного развития личности человека XXI века, экранная культура подчёркивает определяющую значимость средств массовой коммуникации (масс-медиа) в жизни современной молодежи, определяет характерные черты нравственного облика современного специалиста, оказывая существенное влияние на эффективность профессионально-коммуникативной деятельности Сегодня уже очевидно, что важным элементом социализации личности в современном образовательном континууме является экранная культура, представленная такими средствами, как кино, телевидение и компьютерные технологии, Интернет. В условиях глобальной информатизации социума социализация личности студентов является перспективным вектором развития современного вуза в связи с компетентностным характером образования и мультимедийным характером медиаобразования. В статье обосновывается необходимость социализации личности студента средствами экранной культуры в целях подготовки конкурентоспособного специалиста. Уточнено содержание понятий «социализация личности» и «экранная культура». Выделены уровни сформированности экранной культуры, определяющие качественную динамику социализации личности студента в условиях педагогического опосредования образовательно-развивающего процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF SOCIALIZATION OF THE STUDENT OF THE UNIVERSITY BY MEANS OF SCREEN CULTURE

Being the product of informational development of the human personality of the XXI century, screen culture emphasizes the decisive importance of the mass media in modern life of young people, defines the characteristic features of the morality of the modern expert, providing a significant impact on the effectiveness of professional and communicative activities. Today it is obvious that an important element of socialization in modern educational continuum is a screen culture, represented by such means as the film, television and computer technology, the Internet. In conditions of global informatization of society the socialization of students’ personality is a promising vector of development of the modern university in connection with the nature of education and multimedia nature of media education. The necessity of the socialization of student's personality by means of screen culture in order to prepare a competitive specialist is proved in the article. The concepts of «socialization of the individual» and «screen culture» are clarified. Levels of formation of screen culture, defining the quality dynamics of socialization of the individual student in the conditions of pedagogical mediation of educational and developmental process are distinguished.

Текст научной работы на тему «К проблеме социализации личности студента университета средствами экранной культуры»

УДК 37.01

Каргапольцева Н.А.1, Ивлев А.А.2

1Оренбургский государственный университет

2Институт современных искусств, Москва E-mail: karna1@yandex.ru ; ivlev84@yandex.ru

К ПРОБЛЕМЕ СОцИАЛИЗАцИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА

средствами экранной культуры

Выступая продуктом информационного развития личности человека XXI века, экранная культура подчёркивает определяющую значимость средств массовой коммуникации (масс-медиа) в жизни современной молодежи, определяет характерные черты нравственного облика современного специалиста, оказывая существенное влияние на эффективность профессионально-коммуникативной деятельности

Сегодня уже очевидно, что важным элементом социализации личности в современном образовательном континууме является экранная культура, представленная такими средствами, как кино, телевидение и компьютерные технологии, Интернет.

В условиях глобальной информатизации социума социализация личности студентов является перспективным вектором развития современного вуза в связи с компетентностным характером образования и мультимедийным характером медиаобразования.

В статье обосновывается необходимость социализации личности студента средствами экранной культуры в целях подготовки конкурентоспособного специалиста. Уточнено содержание понятий «социализация личности» и «экранная культура». Выделены уровни сформированности экранной культуры, определяющие качественную динамику социализации личности студента в условиях педагогического опосредования образовательно-развивающего процесса.

Ключевые слова: социализация, экранная культура, субъект экранной культуры, критерии сформированности экранной культуры, факторы социализации.

Сложившаяся в начале XXI века система образования сегодня продолжает находиться под влиянием различных факторов и процессов. На качественно новом этапе её характеризуют изменения, происходящие в структуре, содержании, целях и задачах обучения. В этой ситуации будущему специалисту необходима систематизация знаний и умений, быстрая адаптация к возрастающим объёмам информации. Соответственно перед высшей школой стоит задача сформировать у студентов эти умения, устанавливать связи между фактами, выявлять закономерные отношения между научными понятиями.

Если раньше структурно-функциональная парадигма обучения выглядела следующим образом - «преподаватель - учебник - студент», то в настоящее время подобные взаимоотношения существенно изменились в своей срединной, опосредующей части: «студент - база электронных ресурсов - преподаватель». В новых условиях от участников образовательного процесса требуется творческий подход, поиск и анализ предлагаемой информации, что непосредственно проявляется в становлении субъектной позиции обучающихся. В наибольшей степени данная установка может быть реализована в рамках целенаправленного, компетентностно-

ориентированного образовательного процесса, в основу которого положена идея социализации личности студента.

Социализация личности - процесс становления и формирования, кото-рый, как известно, начинается с рождения и продолжается по мере взросления человека и усвоения им социального опыта. Очевидно, что наиболее интенсивно этот процесс происходит в период вузовского обучения, когда потребность в образовании и общении выступает личностно значимой ценностью, а учебная деятельность направлена на формирование умений приобретать новые знания [2].

Безусловно, сегодня особое место в осуществлении процессов интеграции и социальных изменений принадлежит масс-медиа и, в частности, экрану, который выступает своего рода «обучающей площадкой». Потому можно с уверенностью говорить о том, что социализация современного молодого человека в условиях образовательного социума происходит путём обогащения новой информацией, получаемой посредством экрана: через Интернет, различные образовательные порталы, а также в процессе подготовки и создания собственных телевизионных программ, поскольку использование экранных ресурсов в образовательных целях

Гуманитарная наука Оренбуржья_

помогает обучающимся более адекватно понять их реальную полезность и значимость.

В современных условиях социальное развитие личности опосредовано не всегда благоприятной множественностью воздействий факторов массовой коммуникации, что, со своей стороны, обусловливает педагогическую актуальность обозначенной медиаобразовательной проблематики [3, с. 4 ].

Ведущее место среди факторов социализации которых в последнее время всё быстрее занимает Интернет. Это новое средство массовой информации и общения значительно усиливает возможности диалога культур, их взаимовлияния. В то же время новая степень информационной свободы, предоставленная Интернетом, вызывает смешанные чувства: свобода без границ ведёт к засорению информационных пространств материалами, не совместимыми с цивилизованными нормами человеческого общения [5, с. 231].

Экранная культура, возникшая вследствие вхождения человечества в новую информационную эру своего существования и появления экрана как главного носителя и передатчика текстов, является важнейшей составляющей компетентностного развития личности и неразрывно связана с формированием новой культуры мышления, чувств, поведения.

Экранную культуру мы понимаем как сложную, многоуровневую систему получения, усвоения, обработки аудиовизуальной информации и оперативного обмена ею посредством «экрана» и на «экране», где наряду с ярко выраженной простотой доступа возникают негативные последствия из-за неверной интерпретации базовых культурных ценностей и понятий. В этой связи важны правильные сортировка и дозирование получаемой информации. Для чего носителям экранной культуры необходимо обладать полнотой знаний о современных средствах масс-медиа, об окружающей информационной среде, законах её функционирования, а также умениями, позволяющими хорошо ориентироваться в массовых информационных потоках, идущих с экрана.

При этом основными характеристиками аудиовизуального образования становятся:

- целенаправленное воспитание эстетического вкуса, формирование устойчивого инте-

реса к художественным качествам экранных искусств;

- формирование критического мышления; развитие восприятия различ-ных форм медиа-текстов;

- реализация творческого потенциала в области аудиовизуальных искусств;

- создание условий для формирования потребности в самообразовании и саморазвитии личности, содействие формированию индивидуальности, а также возможная профессиональная ориентация [1].

Соответственно, приоритетная миссия современного высшего образования состоит в том, чтобы сформировать у студентов как носителей экранной культуры умения устанавливать связи между фактами, выявлять закономерные отношения между научными понятиями. Университету как образовательному, научному и духовному центру необходимо готовить специалиста нового типа, отличаться высоким уровнем обучения, нацеленностью на реальные потребности рынка труда, а также особой нравственной атмосферой, позволяющей объединить задачи образования и воспитания, подготовить человека к оптимальному участию в жизни общества [4, с. 108].

Каждый, кто производит и потребляет информационный продукт, представляемый на экране телевизора, дисплее компьютера или плазменной панели в учебной аудитории вуза, невольно становится субъектом экранной культуры. Ежедневно они вступают в целенаправленное взаимодействие: обмениваются информацией посредством электронной почты, включают телевизор, чтобы узнать о последних новостях или заполнить свободное время, с этой же целью выходя в Интернет.

Развитие субъектной позиции студентов университета в образовательном социуме представляет собой процесс, возникающий в результате взаимодействия в ходе учебной деятельности и предполагающий обмен знаниями и обогащение информацией путём использования экранных средств коммуникации, что подразумевает межличностный, корпоративный и интеркультурный обмен информацией.

Одной из важнейших характеристик субъектной позиции студентов университета является умение делать выбор, который предпола-

К проблеме социализации личности студента университета

Каргапольцева Н.А., Ивлев А.А.

гает как целенаправленный, так и ситуативный поиск информации. Развитие субъектной позиции студентов университета в образовательном социуме способствует повышению общего уровня экранной культуры, выражающегося в умении правильно использовать возможности современных средств коммуникации, грамотно организовывать свою деятельность, ограничивать себя от вредного воздействия телевидения и Интернета.

Очевидно, что педагогические составляющие проблемы социализации личности студента как субъекта экранной культуры в современном культурно-образовательном социуме недостаточно раскрыты, что обусловлено существующими противоречиями между:

- главенствующей ролью средств экранной коммуникации в жизни ин-формационного общества и необходимостью выработки педагогической модели социализации личности студента как субъекта экранной культуры - представителя формирующегося поколения с «клиповым» восприятием действительности;

- уровнем знаний студентов в области экранной культуры и субъективными трудностями, связанными с адекватной интерпретацией медийной информации в процессе усвоения жизненного и профессионального опыта;

- потребностями современного общества в специалистах, обладающих высоким уровнем социализации, и недостаточной актуализацией субъектной позиции студентов в масс-медийном пространстве образовательного социума на основе развития информационно-коммуникативных компетенций.

В этой связи, говоря об экранной культуре личности, мы подразумеваем уровень развития, проявляющийся в совокупности интегративных

качеств, характеризующихся комплексом знаний, необходимых для получения, использования и передачи аудиовизуальной информации посредством экрана, с учётом эстетических норм и правил, основанных на чувствах и переживаниях, вызванных особым психологическим воздействием экрана. Этот комплекс знаний проявляется в медиакомпетентности, обогащающемся опыте решений задач в со-держательно-смысловой плоскости экранных текстов.

Для личности, обладающей высоким уровнем экранной культуры характерны:

1) знания, позволяющие ориентироваться в мире аудиовизуальной ин-формации;

2) умения, помогающие правильно использовать имеющиеся формы эк-ранной культуры, применять их, в том числе для разностороннего развития и самосовершенствования;

3) личная заинтересованность и мотивация к деятельности, связанной с созданием и производством форм экранной информации;

4) умение анализировать и «сортировать» информационные потоки, идущие с экранов.

Критерии сформированности экранной культуры характеризуются определёнными навыками и умениями по взаимодействию с экраном, что в конечном итоге может рассматриваться и в качестве факторов социализации личности. Естественно данные показатели будут отличаться у разных студентов, в зависимости от их специализации: у тех, кто готовится стать профессионалами в области массовых коммуникаций (журналисты, специалисты по связям с общественностью, социологи), и те, кто не связан напрямую с масс-медиа (студенты других специальностей). Условно эти группы можно обозначить как «созидатели» и «потребители» экранной культуры (табл. 1). Основываясь на

Критерии Умения

Созидатели Потребители

Сенсорно-понятийный Частота общения с экранными продуктами; знание технологии создания, профессиональная грамотность выбор, усвоение; знание истории экранных искусств, их видов

Мотивационно-оценочный целенаправленное взаимодействие; критическое мышление эстетическая оценка ситуативное взаимодействие; восприятие, эстетическая оценка

Креативно-действенный творческий поиск избирательный поиск

Таблица 1. Критерии сформированности экранной культуры

гуманитарная наука Оренбуржья

обозначенной классификации критериев сфор-мированности, можно провести сравнительную параллель между двумя этими группами.

Таким образом, можно констатировать, что основными критериями сформированности экранной культуры студентов университета становятся их умения мыслить, анализировать, давать оценку, выбирать из огромного потока экранной информации самое нужное и необходимое.

Определяющее значение имеют духовный потенциал, нравственное и эстетическое мышление, понимание прекрасного, активная гражданская позиция, особенно в условиях образовательного социума, где учебная деятельность постоянно направлена на формирование умений приобретать новые знания. Образовательный социум представляет собой некую среду, состоящую из тех людей, с которыми происходит непосредственное общение в процессе получения знаний и навыков: преподавателей, учёных-исследователей, управленцев, сокурсников, будущих работодателей, предоставляющих места для прохождения практики. Эта среда воздействует на всех и на каждого человека в отдельности. Благодаря возникающим контактам у

обучающегося формируется граница информационной среды, которая позволяет находиться в определённом месте социума.

Таким образом, процесс социализации личности студента неотделим от процесса формирования экранной культуры. В этой связи важна необходимость актуализации когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов личности посредством изучения специфики экранных технологий, получения новых знаний о них, вовлечения в процесс участия по производству и созданию экранного контента. Это особенно важно в современных условиях, когда многие исследователи всё чаще говорят об опасностях, которые таятся в ма-нипулятивной мощи современных медиа. Это, прежде всего, угроза способности человека к абстрактному мышлению. Поэтому при реализации целей и задач социализации личности в университетском образовании необходимо обращать внимание на разработку специальных программ, которые способствуют повышению уровня экранной культуры обучающихся посредством знакомства с возможностями, проблемами и противоречиями медиа в широком смысле.

10.10.2015

Список литературы:

1. Бондаренко, Е.А. Формирование медиакультуры подростков. [Электронный ресурс] / Е.А. Бондаренко. - Режим доступа: http://ipk.admin.tstu.ru/.

2. Каргапольцева, Н.А. Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 Социализация и воспитание личности в Монтессори-образовании / Н.А. Каргапольцева. - Оренбург, 2000. - 378 с.

3. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции. - А.И Ракитов. - М.: Политиздат, 1991. - 287 с.

4. Санкин, Л.А. Духовно-нравственное воспитание студентов. / Л.А. Санкин, С.В. Викторенкова // Педагогика. - М., 2008. - № 10.

5. Сюцзюань, У Регулирование и саморугелирование в Интернете: сетевая культура в Китае / У Сюцзюань // Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения: тезисы межвуз. науч.-практич. конф. - СПб: Роза мира, 2007. - 238 с.

Сведения об авторах:

Каргапольцева Наталья Александровна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, директор Ассоциации «Оренбургский (университетский) учебный округ», доктор педагогических наук, профессор E-mail: karna1@yandex.ru

Ивлев Андрей Анатольевич, докторант Оренбургского государственного университета, преподаватель Института современных искусств (Москва), кандидат педагогических наук E-mail: ivlev84@yandex.ru

460018, г Оренбург, пр-т Победы, д. 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.