Научная статья на тему 'К проблеме реформирования бюджетного учета'

К проблеме реформирования бюджетного учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
790
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ / СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / СУБСИДИИ / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / СУБВЕНЦИИ / STATE OF ECONOMIC / SOCIAL REGULATION / THE FINANCIAL MECHANISM / THE STATE BUDGET / GRANTS / BUDGET ALLOCATIONS / SUBVENTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полещук Татьяна Александровна

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого считается государственный бюджет. Посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Изменения, вносимые в бюджетный процесс, заключаются в повышении эффективности государственных расходов за счет концентрации наиболее важных для общества направлений. Суть этих изменений в реформировании бюджетного процесса, при котором планирование, выделение бюджетных средств должно обосновываться ожидаемым результатом их расходования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of reform budget account

Decisive role in the formation and development of the economic structure of any modern society is government regulation. One of the most important mechanisms that allow the State to carry out economic regulation, is the financial mechanism, the main point of which is the state budget. Through the financial system forms a central government and affects the formation of decentralized funds of funds, providing the ability to perform assigned functions to public authorities. Changes to the budget process, are to increase the efficiency of public spending due to the concentration of their most important social trends. The essence of these changes in reforming the budget process, in which the planning, allocation of budget funds must be supported by an expected result of their spending.

Текст научной работы на тему «К проблеме реформирования бюджетного учета»

УДК 340.1

Полещук Татьяна Александровна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

К проблеме реформирования бюджетного учета

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого считается государственный бюджет. Посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Изменения, вносимые в бюджетный процесс, заключаются в повышении эффективности государственных расходов за счет концентрации наиболее важных для общества направлений. Суть этих изменений в реформировании бюджетного процесса, при котором планирование, выделение бюджетных средств должно обосновываться ожидаемым результатом их расходования.

Ключевые слова и словосочетания: государственное экономическое, социальное регулирование, финансовый механизм, государственный бюджет, субсидии, бюджетные ассигнования, субвенции.

В современных условиях большой сектор экономики Российской Федерации занимают бюджетные учреждения, к которым относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, организации государственного управления, военно-промышленного комплекса, армии, министерства юстиции. Эти организации в процессе своей деятельности преследуют некоммерческие цели, являются опорой государственной власти и служат достижением государства общественных благ [1]. Данные организации характеризуются рядом специфических особенностей ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, налогообложения.

Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ дает определение бюджетной организации как некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры,

социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и т.д. [2]

Статья 9 Федерального закона № 83 от 8 мая 2010 г. поясняет, что бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Бюджетный учет осуществляется согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «О бухгалтерском учете», иным нормативным правовым актам Российской Федерации, инструкциям, плану счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, также определяет порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации [1].

В гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации прописаны следующие принципы, на которых основана бюджетная система Российской Федерации:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

- сбалансированности бюджета;

- результативности и эффективности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- прозрачности (открытости);

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств;

- подведомственности расходов бюджетов;

- единства кассы.

Сущность бюджетного учета наиболее полно проявляется в его функциях: наблюдения, отображения, обобщения, контроля над исполнением бюджетов всех уровней и обеспечения сохранности средств бюджета. Все они тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Функция наблюдения реализуется в процессе создания и использования финансовых ресурсов государства как по доходам, так и по расходам.

Функция отображения базируется на том, что все операции отражаются в соответствующих бухгалтерских документах.

Функция обобщения осуществляется при проведении всех операций по расчетам, результатом которых является баланс доходов и расходов как бухгалтерский отчет.

Все приведенные функции обеспечивают количественный и качественный учет исполнения бюджетов всех уровней, а также отражают изменения, внесенные в них в процессе выполнения заданий, что позволяет выявить отклонения от утвержденных в бюджете ассигнований и внести соответствующие изменения в бюджет или сметы расходов.

Таким образом, через выполнения указанных функций органы власти обеспечивают управление бюджетами всех уровней согласно своим полномочиям.

Функция контроля заключается в осуществлении бюджетного учета поступлений доходов и учета исполнения расходной части бюджета по соответствующим учреждениям, которые финансируются из бюджета, другими словами, использование бюджета по назначению, за целевым использованием средств, в соответствии с расписанием и бюджетной классификацией.

Учитывая важную роль бюджетных учреждений, перед ними ставятся следующие задачи бухгалтерского учёта:

- формирование полной и достоверной информации об исполнении местного бюджета;

- обеспечение контроля за соблюдением законодательства по использованию средств местного бюджета;

- формирование полной и достоверной информации о деятельности учреждения и её имущественном положении;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации;

- точное исполнение утверждённого бюджета;

- соблюдение финансово-бюджетной дисциплины;

- мобилизация средств бюджета и выявление дополнительных доходов.

К субъектам бюджетного учета относят:

- органы, организующие исполнение бюджета (Минфин России);

- органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета (Федеральное казначейство);

- главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств.

Объектами бухгалтерского учёта исполнения бюджета в учреждении являются:

- доходы и расходы бюджета;

- денежные средства на счетах;

- бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, подтверждение обязательства бюджета;

- источники финансирования дефицита бюджета;

- обязательства по предоставленным средствам на возвратной основе;

- расчёты, возникшие в ходе исполнения бюджета;

- результаты исполнения бюджета.

Учреждения расходуют бюджетные средства по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств.

За последние годы организация бюджетного бухгалтерского учета претерпевала многие изменения, что явилось следствием перехода страны к рыночной экономике. За последнее время улучшились методология и организация бухгалтерского учета. Были изданы новые нормативные документы, регламентирующие постановку бухгалтерского учета в различных отраслях и ведомствах.

Важно приведение отечественной практики бухгалтерского учета в соответствие практике западных стран, то есть требованиям международных стандартов, для этого было необходимо совершенствовать бухгалтерский учет, внедрять прогрессивные формы и методы учета.

На основе анализа новых задач, стоящих перед бюджетным учетом, требований международных стандартов отчетности, международного опыта реформирования учета, затруднений в осуществлении бюджетного учета на практике, с учетом опыта российской бухгалтерской школы были предложены следующие теоретические и практические шаги по совершенствованию действующей системы бюджетного учета.

Обобщив имеющиеся недостатки российской системы бюджетного учета и сущность изменений в области государственного управления, бюджетного процесса и государственной финансовой политики, сформулируем следующие задачи, стоящие перед бюджетным учетом:

- формирование показателей, необходимых для эффективного принятия решений в сфере государственного управления;

- представление информации о движении бюджетных средств и финансовом положении публично-правовых образований для граждан, кредиторов и иных внешних пользователей;

- формирование достоверной отчетности, повышение ее качества;

- формирование всеобъемлющей отчетности, представление в отчетности имущества, обязательств и хозяйственных операций в полном объеме;

- сближение с требованиями международных стандартов финансовой отчетности и статистики государственных финансов.

Для решения данных задач была проведена работа по следующим направлениям:

- упорядочена система нормативного регулирования бюджетного учета;

- разработаны и нормативно закреплены принципы бюджетного учета;

- разработаны правила учета и представления в отчетности отдельных хозяйственных операций, не регламентированные ранее, а также усовершенствованы отдельные правила исходя из требований системы государственного управления, теории учета и требований международных стандартов.

В первую очередь была предложена новая система нормативноправовых актов, регулирующих бюджетный учет и отчетность в Российской Федерации.

Предложенная система нормативно-правового регулирования содержит ряд взаимодополняемых нормативных документов, каждый из которых регулирует свою область бюджетного учета:

- правовые основы - Закон «О бухгалтерском учете» и Бюджетный кодекс РФ;

- принципы учета и представления отчетности - Стандарты бюджетного учета;

- учетные правила и правила формирования отчетности - Инструкция по бюджетному учету и Инструкция по бюджетной отчетности;

- отраслевые особенности учета - ведомственные инструкции.

Министерство финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного бухгалтерского учета провело реформирование бюджетного учета. Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 го-

да № 249 был утвержден план мероприятий по Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации. Основополагающими документами реформирования стали Федеральный закон №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ»; Инструкция по бюджетному учету №70н от 26 августа 2004 года; Приказ Министерства финансов № 72н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ». В соответствии с данными нормативными документами начиная с 1 января 2005 года лимиты бюджетных обязательств, ассигнования, сметы необходимо составлять, а кассовые и фактические расходы необходимо вести в разрезе новой бюджетной классификации.

С 2011 года в бюджетных учреждениях, в зависимости от рода их деятельности, с вступлением в силу Федерального закона № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года произошло изменение типа учреждений: они стали либо автономными, либо бюджетными, либо казенными учреждениями внутри единой организационно-правовой формы юридического лица (учреждения). Данное решение имело важное практическое значение, поскольку изменение типа учреждения не является его реорганизацией, оставляя все полученные лицензии и свидетельства о государственной аккредитации в силе.

После вступления в действие Закона № 83-Ф3 бюджетные учреждения отличаются друг от друга своим правовым статусом, то есть теми возможностями, которые получит их администрация для осуществления деятельности. Если говорить кратко, то казенное учреждение будет максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако получит финансовые гарантии от учредителя. Бюджетное и автономное учреждения получат больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ляжет и больший груз ответственности, поскольку учредитель не будет предоставлять им финансовых гарантий.

В Бюджетном кодексе (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 г. №83-ФЗ) дается определение данному типу бюджетного учреждения:

- казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;

- бюджетное учреждение - выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного

органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления;

- автономные учреждения - выполняют работы, оказывают услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления.

Нормативные документы, регламентирующие действия бухгалтерского аппарата учреждений, постоянно изменяются, дополняются, совершенствуются.

С 2004 по 2006 год бухгалтерский учет в бюджетных организациях регламентировался «Инструкцией по бюджетному учету» № 70н, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 года.

С 2006 года до 1 января 2009 года бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях регламентировал Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. №25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

С января 2009 года бюджетные учреждения осуществляли свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с Приказом № 148н от 30 декабря 2008 года «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету». С вступлением в силу Приказа №148н признан утратившим силу Приказ Министерства финансов №25н.

В декабре 2010 года Министерство финансов Российской Федерации утвердило для бюджетных учреждений приказ №157н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению» [4].

Для казенных учреждений на базе приказа № 157н был издан Приказ № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению» [5], вступающий в силу с 2011 года и отменяющий действие Приказа №148н, для бюджетных учреждений Приказ № 174н [6] и для автономных № 183 н [7].

Данные законодательные акты в значительной степени внесли изменения в бюджетный учет и являются продолжением реформирования бухгалтерского учета в учреждениях.

В едином плане счетов, согласно инструкции № 157н, номер счета состоит из 26 разрядов.

При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 - 17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов.

18 разряд - код вида деятельности: бюджетная деятельность - 1, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, - 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3 и т.д.

19 - 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета.

22 - 23 разряд - код группы и вида синтетического счета Плана счетов бюджетного учета.

24 - 26 разряд - код классификации операций сектора государственного управления.

Таблица 1

Структура номера счета Плана счетов бюджетного учета

________________________________1-17 разряды______________________________

Код функциональной классификации расходов бюджета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Администратор ГРБС Наименование раздела, подраздела Наименование целевых статей Наименование вида расходов

074 0706 4300000 327

Министерство образования и науки Высшие учебные заведения Обеспечение деятельности учебных заведений Обеспечение функционирования учебных заведений

18 разряд 19-21 разряды 22-23 разряды 24-26 разряды

Код вида деятельности Код синтетического счета Код синтетического счета Код классификации операций сектора государственного управления

группа вид

1 101 3 4 310

Бюджетная деятельность Основные средства Иное движимое имущество Машины и оборудование Увеличение стоимости производств и хозяйственного инвентаря

Также в Инструкции №157н содержится информация о новых формах учетных документов (актов, ведомостей и т. д.), приведена корреспонденция счетов.

В части 3 Инструкции № 157н изложен порядок применения плана счетов бюджетного учета.

В новом плане счетов всего 5 разделов:

1. Нефинансовые активы.

2. Финансовые активы.

3. Обязательства.

4. Финансовый результат.

5. Санкционирование расходов бюджета.

Кроме этого, в этой части расположены Забалансовые счета.

Таким образом, бюджетные учреждения обязаны организовать бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией № 157н. Если ими в установленном порядке оказываются платные услуги, учет по таким операциям ведется раздельно с предоставлением всей установленной отчетности.

Выполнение платных услуг в основное рабочее время персонала допускается только с последующим внесением данных в табель учета рабочего времени.

В ряде случаев раздельный учет платных услуг организуется и по источникам поступления финансовых средств.

Инструкция №157н разрабатывалась с учетом всех новых требований в отношении бухгалтерского и налогового учета, а также с учетом международных стандартов в области учета и отчетности.

Остановимся на изменениях в бюджетном учете, обусловленных введением Инструкции №157н.

Во-первых, обязательное принятие каждым учреждением своих актов (приказов, распоряжений), формирующих учетную политику. Эта норма появилась в силу того, что теперь учреждениям дана большая самостоятельность в вопросах организации и ведения учета. Например, есть право вводить отдельные счета, дополнительную аналитику, если руководителю недостаточно предусмотренной информации. У большинства учреждений такие акты уже есть, и их необходимо уточнить в свете принятых Инструкций.

Во-вторых, уже широко применяется электронный документооборот, в бухгалтерию поступают электронные документы, а также сами учреждения используют современные способы организации работы. В Инструкции четко прописаны требования к оформлению таких документов, правила их хранения. Причем периодичность формирования регистров, сформированных с помощью системы автоматизации (программных продуктов) с выводом на бумажном носителе, теперь устанавливается учреждением самостоятельно. Но не реже периодичности отчетности, которая формируется на базе этого регистра. Например, если у вас ежеквартальная периодичность отчетности, то все регистры, которые являются базовыми для ее формирования, создаются на бумажном носителе ежеквартально.

В-третьих, учреждения имеют право самостоятельно устанавливать для себя форму первичного документа, если она не определена нормативно. Раньше для этого нужно было внести изменения в приказ Минфина России, что затрудняло работу. Сегодня есть возможность локально, на уровне учреждения, решать этот вопрос. Такое доверие к учреждениям абсолютно правильно. Невозможно все до мелочей регулировать на уровне нормативного правового акта, тем более что спектр деятельности учреждений весьма разнообразен, а значит, существует много особенностей, требующих специального регулирования.

В-четвертых, изменения коснулись требований по учету имущества. Его сгруппировали в три позиции: недвижимое, движимое особо ценное и движимое иное.

Нельзя сказать, что этого деления не было раньше. Гражданское законодательство оперирует такими понятиями, как движимые и недвижимые вещи, поэтому вполне разумным представляется различие в учете объектов движимого и недвижимого имущества. Кроме того, в свете Закона о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений, которым установлены особые правила распоряжения бюджетными учреждениями особо ценным движимым и недвижимым имуществом, данное разделение выглядит вполне логичным.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрации прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Указанное разделение имущества в учете необходимо в связи с изменениями законодательства в части объема прав по распоряжению имуществом. Важно для собственника имущества и самого учреждения отдельно раскрывать информацию о совокупности недвижимого имущества, движимого и особо ценного. Руководитель учреждения будет точно знать, какая часть имущества находится в его управлении, в какой части он должен согласовывать свое решение с учредителем.

Кроме того, законом установлено, что автономные и бюджетные учреждения отвечают по принятым обязательствам всем своим имуществом, за исключением недвижимого и движимого особо ценного имущества. Казенные учреждения отвечают только денежными средствами.

В новом Едином плане счетов в каждый раздел добавляется помимо вида имущества еще и группа, занимающая 22 разряд.

Например, основным средствам соответствует синтетический счет 101, занимающий 19, 20, 21 разряды. К нему открываются счета, которые располагаются на 22 и 23 разрядах - группа и вид.

22 разряд, отражающий группу, имеет значение для всех нефинансовых активов:

1 - «Основные средства - недвижимое имущество учреждения».

2 - «Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения».

3 - «Основные средства - иное движимое имущество учреждения».

4 - «Основные средства - предметы лизинга».

23 разряд отражает вид имущества:

1 - «Жилые помещения».

2 - «Нежилые помещения».

3 - «Сооружения».

4 - «Машины и оборудование».

5 - «Транспортные средства».

6 - «Производственный и хозяйственный инвентарь».

7 - «Библиотечный фонд».

8 - «Прочие основные средства».

106 счет «Вложения в нефинансовые активы» в 23 разряде показывает вид:

1 - «Вложения в основные средства».

2 - «Вложения в нематериальные активы».

3 - «Вложения в непроизведенные активы».

4 - «Вложения в материальные запасы».

В таблице 2 представлен пример по поступлению оборудования.

Таблица 2

Корреспонденция счетов по поступлению основных средств

Содержание операции Дебет Кредит Сумма

Приобретен компьютер (в том числе НДС) 1.106.31.310 «Вложения в основные средства - иное движимое имущество учреждения» 1.302.31.730 «Расчеты по принятым обязательствам - по приобретению основных средств» 34160

Принят к учету компьютер 1.101.34.310 «Машины и оборудование - иное движимое имущество учреждения» 1.106.01.410 «Вложения в основные средства - иное движимое имущество учреждения» 34160

Например, в разделе «Финансовые активы» 22 разряд отражает группировку по каждому синтетическому счету. Если это счет 201, занимающий 19, 20 и 21 разряды, то 1 в 22 разряде означает счет «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства», а 3 - «Денежные средства в кассе учреждения».

Деление на группы ведутся в каждом разделе.

24, 25, 26 разряды показывают КОСГУ (классификация сектора государственного управления).

КОСГУ 300 «Поступление нефинансовых активов» включает в себя следующие статьи:

310 «Увеличение стоимости основных средств»;

320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;

330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»;

340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

КОСГУ 400 «Выбытие нефинансовых активов» подразделяется на статьи:

410 «Уменьшение стоимости основных средств»;

420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов»;

430 «Уменьшение стоимости непроизведенных активов»;

440 «Уменьшение стоимости материальных запасов».

Совершенствование бюджетного учета предполагает гармонизацию отечественного учета в бюджетной сфере в соответствии с международными стандартами. В то же время новая инструкция направлена не столько на изменение мировоззрения учетно-управленческого персонала в отношении целей и задач бухгалтерского учета, сколько на унификацию различных видов (направлений) бюджетного учета.

Так, в настоящее время выделяют три подсистемы учета в бюджетной сфере:

- учет исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений;

- учет исполнения бюджета, осуществляемый соответствующими финансовыми органами;

- казначейский учет.

Однако объединение всех вышеуказанных подсистем в единую систему с общим планом счетов, единой кодификацией не позволит повысить роль учета в достижении стабильности деятельности организаций бюджетной сферы. Главная цель этого реформирования - упрощение бюджетного учета. При этом первоочередной задачей бюджетного учета остается обеспечение целевого расходования бюджетных средств.

Но кроме реформирования самой системы бюджетного учета необходимо и повышение значимости кадровой подготовки и переподготовки менеджеров и бухгалтеров бюджетной сферы. Ведь именно от них зависит выполнение задач, поставленных перед бюджетным учетом, постоянно меняющихся требований и нормативных актов на этапе его реформирования.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (ред. от 27.06.2011) [Электронный ресурс]. Доступно из справ.-правов. системы «Консультант плюс».

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон РФ от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ; принят Государственной Думой 23.04.2010 г., одобрен Советом Федерации 28.02.2010 г.

3. Полещук Т.А. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учеб. пособие / Т. А. Полещук, О.В. Митина. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. - 151 с.

4. Об утверждении единого Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению: приказ Министерства финансов РФ № 157н от 01.12.2010 года (зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2010 г. №19452).

5. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и инструкция по его применению: приказ Министерства финансов РФ № 162н от

06.12.2010 года (зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 2011 г. №19593).

6. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Министерства финансов РФ от 16 декабря 2010 г. №174н.

7. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Министерства финансов РФ от 23 декабря 2010 г. № 183 н.

8. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от

15.12.2010 г. №173н.

9. Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.02.2011 № 19693).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.