УДК 373.
ББК 74.100 Б 34
З.К. Бгуашева
К проблеме приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре
Аннотация:
В статье рассматриваются теоретические основы приобщения дошкольников к национальной культуре. В ней представлены педагогические условия формирования этики межнационального общения, знаний и отношения к родному языку, традициям, фольклору, истории.
:
, , .
Современные концепции развития личности ребен-
,
процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для много, -стве именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, когда начинают стираться прежде незыблемые границы не только многочисленных нацио-, , -чивает духовное и нравственное развитие личности (В.В. Розанов, Р.М. Чумичева). Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. По утверждению Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, АЛ. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом совре-, -рически сложившиеся воспитательные традиции и осо, , не утратить исторического национального лица и само.
Приобщение детей к традициям народов особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению ВТ. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит отстаивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. С А. Козлова, . . , . . , . . -,
возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации . ,
. . , . . , . . -, -направленного формирования знаний, чувств, оценок, ин-. ,
детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основания предположить следующее: период пяти-шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами национальной культуры.
По мнению НА. Бердяева, С Л. Гессена задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хо.
В своем исследовании мы придерживаемся позиции Концепции дошкольного воспитания, в которой основной путь воспитания представлен как продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре. Психологические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, АЛ. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и ) , -ре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях и осваивается в активной созидательной деятельности. В связи с этим дошкольный возраст справедливо рассматривается как период складывания личности, «период ее социализации» и приобщения личности к культуре. Изучение психологопедагогической литературы (Е.Н. Водовозова, В Л. Логинова, СЛ. Руденко, ЕЛ. Тихеева, К.Д. Ушинский, . . .), -того учреждения позволило сделать вывод о недостаточной изученности и разработанности проблемы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культу.
По данным американских и французских теоретиков культуры, насчитывается до 200 определений понятия « »,
многообразии мотивационных предпосылок. Все более , , -гическим в теории и истории культуры становится глобальная дефиниция понятия, которую разделяют столь известные ученые, как А. Швейцер, Тейяр де Шарден, Артега-и-Гассет, М. Мид, А. Моль; среди отечественных теоретиков культуры - В. Вернадский, Н. Бердяев,
В. Розанов; среди них и такие русские писатели, как Ф. , . , . . - -ность реальных обстоятельств, явлений, предметов, образа жизни и деятельности, выделившая человека из естественной природной среды; это все то, что создано рука-( ). именно это дело рук людских в его магическом воплощении и реализации способно «создавать, воссоздавать, пересоздавать человека» (Маргарет Мид), приводить в действие его планетарно значимые институты: общества, го, , , .
, -
но. И здесь перед мировой наукой, обществом, челове-, -
.
Культурная преемственность осуществляется не автоматически. Для того чтобы она проходила успешно, необходима организация стройной и внутренне согласованной системы воспитания и образования, основанной на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности [1].
. . « » задачу рассмотрения психического развития, как культурного процесса: «Мы можем сформулировать основной ... -
. -
является на сцену дважды, в двух планах, сначала - соци-, - ». -
« »,
много шире и глубже, чем понятия предметной и социальной среды в психологии вообще и в психологии развития ребенка как культурного существа Среду, даже понимаемую в широком смысле, можно только осваивать, к культуре нужно приобщаться. Приобщаться через слово, как культурный символ, становящийся средством, орудием, знаком в психическом (^ль^рном) развитии. Приобщение к культуре есть образование.
,
детского сада организовать подлинный диалог личности
, , , ,
культура говорят на одном языке - языке смыслов. Решается эта задача не только через приобщение к миру прекрасного (выставки, театры, концерты, специально орга-
),
общения. Ребенок<—ждослый. Именно это звено чаще , ,
. -
странства детства от пространства взрослости приводит к разрыву культурных связей поколений, к разрушению российской ментальности в российской семье.
Первые годы жизни ребенка - важный этап в его воспитании. В этот период начинают развиваться те чув, ,
, -
ределяют последующий путь жизни [2].
Через родную песню, сказку, игру, овладевая род, -
вые представления о культуре своего народа [3].
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырех лет,
когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Причем у старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональных коллективах, преобладает положительное отношение к представителям разных , -ни, культуре, желании дружить, выучить язык, на котором они говорят [4].
Эффективность формирования эмоционально-
положительного отношения к людям разных националь-, -ся рядом специфических и общих педагогических усло-:
- предшествующая форм ированию доброжелательного отношения к людям разных национальностей, а затем сопутствующая ему работа по воспитанию любви к
;
-
воспитания при разумном соотношении между ними, определяющимся отсутствием чрезмерного внимания к на;
- -
, , средству межнационального общения детей некоренной
, -
, , -
;
- , народов на основе в значительной мере сформированных у детей дружеских, гуманных взаимоотношений в период, когда национальная принадлежность сверстников не является для них значимой;
-
, -
ждения и родителей наряду с общей культурой, культуры межнационального общения (этнофафическое просве-
, );
- , ; -
симпатии и уважения к людям разных национальностей;
- , преемственность работы [5].
В педагогические условия по приобщению дошкольников к национальной культуре, касающиеся организации педагогического процесса, нами включены следующие: преемственность в работе воспитателей, их содружество с музыкальным руководителем, всеми сотрудниками детского сада; улучшение оснащенности педагоги; -териала, в том числе народных сказок, пословиц и пого-,
и не имеют права на жизнь; углубление связи представлений о разных народах с речевым развитием детей; индивидуальный подход к детям.
В процессе нашего исследования по изучаемой проблеме мы пришли к выводу, что залогом стабильности ,
преемственность ценностей старшего поколения, определяющих жизненный облик и поведение людей. Потеря связей с культурой своего народа ведет к «безжизненно» ( . . ). -ся востребованной задача воспитания у детей основ этни-
, -. -
на через моделирование педагогического процесса, содержательным компонентом которого является нацио-.
Примечания:
1. Российская Педагогическая Энциклопедия. 1 ч. Гл. ред. ВБ. Давыдов. - М., 1993. - 486 с.
2. Ребёнок в мире культуры. Ставрополь: Ставрополь сервис школа. - М., 1998. - 558 с. Под общей редакцией Р.М. Чуми-чевой.
3. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. - М., 1991.
4. Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей -важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 6.
5. Суслова ЭХ. Спецкурс «Втепитание у детей этики межнационального общения». - М., 1994.