Научная статья на тему 'К проблеме определения компонентов профессиональной деятельности воспитателя ДОУ по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников'

К проблеме определения компонентов профессиональной деятельности воспитателя ДОУ по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное воспитание / эмоциональная сфера / развитие эмоциональной сферы / старший дошкольный возраст / профессиональная деятельность воспитателя доу

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидовская Г. С.

Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогической теории и практики, связанной с деятельностью специалистов в области дошкольного воспитания: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задача развития эмоциональной сферы дошкольников представлена как одна из первостепенных в процессе их подготовки к обучению в школе. В статье представлены компоненты профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидовская Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the relevant problem of the modern pedagogical theory and practice connected with the activity of specialists in preschool education: the development of the emotional sphere of senior preschool children. This task is considered as one of the principal ones in children"s preparation for school. The author presents the components of tutors" vocational activity on the development of the emotional sphere of children in preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «К проблеме определения компонентов профессиональной деятельности воспитателя ДОУ по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников»

Г. С. Садовская

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа представлена кафедрой педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Ф. П. Хакунова

Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогической теории и практики, связанной с деятельностью специалистов в области дошкольного воспитания: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задача развития эмоциональной сферы дошкольников представлена как одна из первостепенных в процессе их подготовки к обучению в школе. В статье представлены компоненты профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

The article is devoted to the relevant problem of the modern pedagogical theory and practice connected with the activity of specialists in preschool education: the development of the emotional sphere of senior preschool children. This task is considered as one of the principal ones in children's preparation for school. The author presents the components of tutors' vocational activity on the development of the emotional sphere of children in preschool educational institutions.

Проблема эмоционального развития старшего дошкольника является одной из самых актуальных тем дошкольной педагогики и психологии. Это объясняется тем, что благополучное эмоциональное развитие обеспечивает успешное развитие интеллектуальной, социальной и других сфер жизни ребенка.

Развитие эмоциональной сферы старшего дошкольника определяется индивидуальным развитием ребенка, организацией воспитательной среды семьи и ДОУ. На наш взгляд, на работниках ДОУ лежит большая ответственность по организации просветительской деятельности, которая позволяет сформировать у родителей более точные представления о специфике психического развития их ребенка, вооружает их методическими приемами, обеспечивающими широту и качество воспитательного воздействия.

По нашему мнению, деятельность воспитателей по развитию эмоциональной сферы дошкольников должна быть определена требованиями к готовности воспитателя осуществлять именно эмоциональное развитие дошкольников. В данной статье мы предлагаем компоненты профессиональной деятельности воспитателя ДОУ по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников. На наш взгляд, в профессиональную деятельность воспитателя по развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника включены следующие компоненты: когнитивный, коммуникативный,

организационный, мотивационный. Рассмотрим их более подробно и определим, какими знаниями и умениями должен обладать воспитатель для успешного осуществления профессиональной деятельности по развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника.

Когнитивный компонент - обеспечивает педагога знаниями по проблеме развития эмоциональной сферы старшего дошкольника, связывает эти знания с профессиональным и жизненным опытом, расширяет понимание значимости деятельности педагога для развития эмоциональной сферы дошкольника.

Знания:

• основных теорий и концепций, объясняющих развитие эмоций ребенка;

• роли организованного развития эмоциональной сферы дошкольника как фактора, определяющего полноценное развитие личности;

• принципов и методов эмоционального развития дошкольников;

• цели и задачи развития эмоциональной сферы дошкольника;

• основных понятий, посредством которых возможно обозначение специфики эмоционального развития дошкольника и характеристика каких-либо психологических явлений;

Умения:

• формировать и закреплять знания, полученные в процессе осуществления профессиональной деятельности;

• формировать умения оценивать и отличать эмоции ребенка в их негативном и позитивном проявлении;

• формировать умение управления негативными эмоциями дошкольников;

• научно и доступно объяснять детям специфику проявления и управления как негативными, так и позитивными эмоциями.

Коммуникативный компонент - направлен на осознание педагогом необходимости овладения профессиональной педагогической этикой и общением. Отсутствие у педагога коммуникативных способностей не позволит ему полноценно работать.

Знания:

• профессиональной этики, норм общения;

• особенностей индивидуального развития детей дошкольного возраста;

• влияние определенных видов деятельности на эмоциональную и интеллектуальную сферу дошкольника.

Умения:

• экспрессивно-эмоциональное общение с дошкольниками;

• формирование у детей чувства коллективизма, радости общения, сопереживания, удовольствия от общения;

• владеть детской аудиторией, увлеченно и образно доносить эмоции и чувства.

Организационный компонент - направлен на организацию детского коллектива для достижения поставленных воспитательных целей и задач.

Знания:

• целей и задач развития эмоциональной сферы дошкольника;

• значимости и педагогической целесообразности различных методов развития эмоциональной сферы дошкольника;

• организации и планирования различных форм работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника;

• технических средств, применяемых в процессе работы.

Умения:

• организовывать различные формы деятельности детей, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка;

• составлять план занятий, игр, развлечений, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников, с указанием сроков проведения, необходимых средств, хода, анализа, ответственных;

• проектировать структуру собственных педагогических действий и действий дошкольников, связанных с усвоением знаний и формированием умений и навыков;

• создавать проблемные ситуации и разрабатывать вопросы для вовлечения детей в деятельность с целью выяснения качества полученных знаний;

• применение пособий, технических средств.

Мотивационный компонент - направлен на осознание предметов актуальных по-

требностей личности (саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышения социального статуса и т. д.), удовлетворяемых посредством успешного выполнения профессиональной деятельности.

Знания:

• особенностей развития мотивационной сферы дошкольника;

• мотивов активного участия дошкольника в различных видах деятельности;

• особенностей поведения дошкольников, его жестов и мимики, проявления эмоций, что поможет определить мотивы и чувства ребенка.

Умения:

• распознавать мотивы участия ребенка в предлагаемых нами видах деятельности;

• широко использовать моральные и материальные стимулы, соответствующие возрасту дошкольника;

• организовывать деятельность дошкольников, используя относительно устойчивые мотивы ребенка;

• применять на практике выработанную и апробированную систему поощрений и наказаний дошкольников.

Таким образом, вышеуказанные компоненты деятельности воспитателя, рассмотренные нами как профессионально-ориентированная готовность воспитателя к развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника, на наш взгляд, могут быть в полной мере реализованы в условиях ДОУ. Уверенность в этом обусловлена тем, что представленные нами компоненты это, во-первых, теоретическая подготовка специалиста, включающая знания в области педагогики и психологии, теории и методики развития эмоциональной сферы дошкольника, а во-вторых, это специальная практическая подготовка педагогов дошкольного образования, направленная на развитие знаний, умений и навыков по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольника.

Построение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по организации развития эмоциональной сферы дошкольника с учетом рассмотренных нами компонентов поможет четко определить содержание, педагогическую систему необходимых знаний, умений, навыков воспитателя для успешного осуществления работы по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.