Научная статья на тему 'К проблеме образования: информационно-когнитивные аспекты'

К проблеме образования: информационно-когнитивные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МАТЕМАТИКА / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / UNIFIED STATE EXAM (USE) / EDUCATIONAL PROBLEMS / SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS / INFORMATION SOCIETY / MATHEMATICS / ENGINEERING EDUCATION / INDEPENDENT WORK OF A STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенко Ирина Геннадьевна

Освещаются актуальные проблемы, связанные с процессами реформирования образования в России, обусловленными переходом к информационному обществу. Автор доказывает, что введение ЕГЭ привело к заметному снижению качества образования в средних школах. Анализируется проблематика введения ЕГЭ в качестве одновременно и выпускной итоговой аттестации, и способа поступления в вуз. Раскрываются основные факторы, влияющие на доступность высшего образования и связанные с ЕГЭ, проводится анализ проблем, возникших при его введении. Автор акцентирует внимание, что главным в контроле качества обучения школьника должны являться способность к обучению, готовность к восприятию сложной информации, не забывая о том, что главным результатом школьного математического образования должна быть математическая культура учащихся, позволяющая им ориентироваться в окружающем мире, продолжать свое образование в профессиональных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисенко Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO EDUCATIONAL PROBLEM: INFORMATION AND COGNITIVE ASPECTS

The paper discusses the current issues related to the processes of education reform in Russia caused by the transition to the information society. The author proves that the introduction of the unified state exam (USE) has led to a significant decline in education quality at secondary schools. The paper analyzes the problems of USE introduction as both a graduation examination and the method of entering university; discusses the main factors affecting the availability of higher education, which are associated with USE; analyzes the problems arose with the USE introduction. It is emphasized that the key factors in controlling the quality of students’ education should be the ability to learn, preparedness to accept complex information, keeping in mind that the main result of school mathematical education must be the mathematical culture of students, allowing them to navigate in the world, to continue their education in vocational and professional educational institutions.

Текст научной работы на тему «К проблеме образования: информационно-когнитивные аспекты»

УДК 130.3: 004

К ПРОБЛЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ИНФОРМАЦИОННО-КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ

л

© И.Г. Борисенко1

Сибирский федеральный университет, 660041, Россия, Красноярск, пр. Свободный, 79.

Освещаются актуальные проблемы, связанные с процессами реформирования образования в России, обусловленными переходом к информационному обществу. Автор доказывает, что введение ЕГЭ привело к заметному снижению качества образования в средних школах. Анализируется проблематика введения ЕГЭ в качестве одновременно и выпускной итоговой аттестации, и способа поступления в вуз. Раскрываются основные факторы, влияющие на доступность высшего образования и связанные с ЕГЭ, проводится анализ проблем, возникших при его введении. Автор акцентирует внимание, что главным в контроле качества обучения школьника должны являться способность к обучению, готовность к восприятию сложной информации, не забывая о том, что главным результатом школьного математического образования должна быть математическая культура учащихся, позволяющая им ориентироваться в окружающем мире, продолжать свое образование в профессиональных учебных заведениях. Ил. 3. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: проблемы образования; социально-философский анализ; единый государственный экзамен; информационное общество; математика; инженерное образование; самостоятельная работа студента.

TO EDUCATIONAL PROBLEM: INFORMATION AND COGNITIVE ASPECTS I.G. Borisenko

Siberian Federal University,

79 Svobodny Av., Krasnoyarsk, Russia, 660041.

The paper discusses the current issues related to the processes of education reform in Russia caused by the transition to the information society. The author proves that the introduction of the unified state exam (USE) has led to a significant decline in education quality at secondary schools. The paper analyzes the problems of USE introduction as both a graduation examination and the method of entering university; discusses the main factors affecting the availability of higher education, which are associated with USE; analyzes the problems arose with the USE introduction. It is emphasized that the key factors in controlling the quality of students' education should be the ability to learn, preparedness to accept complex information, keeping in mind that the main result of school mathematical education must be the mathematical culture of students, allowing them to navigate in the world, to continue their education in vocational and professional educational institutions. 3 figures. 4 sources.

Key words: educational problems; socio-philosophical analysis; unified state exam (USE); information society; mathematics; engineering education; independent work of a student.

Учитывая детермининантность процессов информатизации и глобализации, вопросы, взаимосвязи причинно-следственных явлений «информатизация» -«информационное общество» и другой пары «глобализация» - «глобальный мир» привлекает к себе внимание исследователей различных отраслей науки, однако необходимость социально-философского анализа становится все более очевидной. Чрезвычайно обостряется информационно-когнитивный ракурс сферы высшего образования как базиса выживания нашего общества в условиях глобализации. Поскольку образование - одна из важнейших ценностей человека. Инженерное образование - одна из важнейших ценностей России, залог развития промышленности и современных технологий, и, следовательно, ее стабильности и достойного места в глобальном мировом сообществе.

Актуальность проблематики, затрагиваемой в

данной статье, обусловлена следующими факторами.

Во-первых, низкий уровень знаний абитуриентов предполагает интегративный подход к решению ведущих проблем вузов.

Во-вторых, негативное отношение к ЕГЭ преподавателей вузов (согласно нашим исследованиям) не является предубеждением, а обусловлено низким уровнем базовых знаний абитуриентов (первокурсников).

В-третьих, хотя ЕГЭ упростил процедуру поступления в вуз и несколько уравнял шансы при поступлении в престижные ведущие вузы страны различных выпускников, однако, существенно упростились и требования к качеству школьного, в том числе и математического образования.

Обозначим некоторые последствия введения ЕГЭ, которые приходится из года в год наблюдать многим преподавателям вуза, работающим со студентами

1 Борисенко Ирина Геннадьевна, доцент кафедры начертательной геометрии и черчения Института педагогики, психологии и социологии, тел.: 89039218653, e-mail: i.g.borisenko@yandex.ru

Borisenko Irina, Associate Professor of the Department of Descriptive Geometry and Drawing of the Institute of Pedagogics, Psychology and Sociology, tel.: 89039218653, e-mail: i.g.borisenko@yandex.ru

младших курсов.

1. Введение ЕГЭ в экспериментальном режиме в 2002-2008 гг., когда его результат влиял только на школьную оценку по алгебре и началам анализа, привело к тому, что геометрию в школе мы практически потеряли, хотя геометрическая составляющая подготовки будущих инженеров имеет огромное значение.

2. Поскольку ЕГЭ - экзамен письменный, заключающийся в выполнении заданий стандартизованной формы (сначала - трех видов, с 2010 г. - двух), поэтому вот уже много лет мы принимаем на первый курс «безмолвного» студента, который зачастую не знает, как описать словами стандартные математические действия, не говоря уже о доказательных рассуждениях [3].

3. Достаточно низкие результаты ЕГЭ по математике по всей России (стабильно около 25% неудовлетворительных оценок во время эксперимента, согласно данным аналитического отчета Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) по резуль-

татам ЕГЭ 2010 г. (математика) [1]), привели к тому, что «планка» получения удовлетворительной оценки на ЕГЭ снижена до выполнения трех заданий.

4. Объективность ЕГЭ вызывает сомнения, ведь основное количество баллов школьники получают в первой части экзамена, которая ни в коей мере не измеряет знания школьников, поскольку здесь ответы можно угадать, либо запомнить.

5. Анализ традиционных ошибок учащихся, допускаемых на ЕГЭ и результаты приведенного в диаграммах (рис. 1, 2) тестирования наводят на мысль о том, что обучение в 9-11 классах зачастую сводится только к «натаскиванию» учащихся на решение заданий определенного типа по некоторым стандартным алгоритмам.

Наша обеспокоенность будущим базовых дисциплин в вузе вынудила провести исследование, результаты которого выходят за рамки узкопрофессионального сектора проблем, а предполагают серьезный социально-философский анализ.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Площадь круга Длина

окружности

Длина дуги Разделить Восстановить окружности окружность на серединный шесть равных перпендикуляр частей с к отрезку с помощью помощью циркуля циркуля

Всего

опрошенных

Правильные ответы на вопросы

Рис. 1. Результаты правильных ответов на конкретный вопрос

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Всего опрошенных

I Правильные ответы на вопросы

Нет Один Два Три Четыре Пять

Рис. 2. Количество правильных ответов

При входном тестировании 105 студентам Политехнического института Сибирского федерального университета, обучающимся по направлению подготовки бакалавров 221400.62 «Управление качеством», 221700.62 «Стандартизация и метрология», 151600.62 «Прикладная механика», 150100.62. 07 «Материаловедение и технология материалов в машиностроении», 150700.62.02 «Машины и технология обработки металлов давлением», 150700.62.04 «Оборудование и технология сварочного производства» и 151000.62.12 «Гидравлические машины гидроприводы и гидропневмоавтоматика» анонимно было предложно ответить на пять вопросов: 1 - чему равна площадь круга; 2 - длина окружности; 3 - длина дуги окружности; 4 -как разделить окружность на шесть равных частей с помощью циркуля; 5 - как восстановить к отрезку серединный перпендикуляр с помощью циркуля. Трагикомизм ситуации заключается в том, что ответы на эти вопросы, согласно программе, обязан знать каждый ученик 5-6 классов. Тем не менее, результаты тестирования, сведенные в диаграммы (рис. 1, 2), ошеломляют: 17 студентов не ответили ни на один вопрос, на четыре вопроса ответили 7 студентов, на все пять вопросов не ответил никто. Причем, два студента, набравшие 71 и 72 балла по результатам ЕГЭ, ответили только на один вопрос «чему равна площадь круга», и один студент, набравший 72 балла, не ответил ни на один из предложенных вопросов.

Как следует из диаграмм, преподаватели вынуждены заниматься «дотягиванием» большинства студентов младших курсов до минимально возможного вузовского уровня. Можно заключить, что гарантированное поступление при невысоком ЕГЭ вступает в противоречие с требованиями к качеству подготовки абитуриентов и основным, в настоящее время, рейтинговым показателем вуза. Результаты ЕГЭ этих студентов по математики приведены на рис. 3.

Важно отметить, что независимо от ЕГЭ, его формы и содержания, школьный учитель не должен забывать о том, для чего изучается математика, какое значение она имеет для формирования общей культуры

человека. И главным результатом школьного математического образования должна быть математическая культура учащихся, позволяющая им ориентироваться в окружающем мире, продолжать свое образование в профессиональных учебных заведениях. Именно на этом базисе происходит выработка важных для формирование мировоззренческих установок навыков: анализировать, рассуждать, абстрактно мыслить, пользоваться профессиональным языком, представлять и понимать [4].

В результате опроса выявлено, что в настоящее время около 80% поступающих в технические вузы, к сожалению:

• практически не знают геометрию;

• не изучали в школе черчение;

не обладают пространственным представлени-

ем;

• не умеют организовать самостоятельную работу.

К тому же, в реальности мы получаем абитуриентов, а потом и студентов, как минимум половина из которых при поступлении не проявляла тяги к инженерной профессии.

Причиной и одновременно следствием сложившейся ситуации является непривлекательность инженерного образования. В частности, из графика (рис. 3) видно, что основную массу студентов технических специальностей составляют средние троечники - чем выше результаты ЕГЭ, тем меньше поступивших на инженерные специальности. Естественно, что трудно выработать привлекательность профессии инженера на фоне все продолжающегося закрытия крупных промышленных предприятий (мелкие и средние -давно закрыты), невысоких зарплат и т.п. Не способствует этому и современное искусство. Если проанализировать продукцию современного кинематографа за последнее десятилетие, то мы убедимся, что главными героями выступают олигархи, сидящие на «нефтяных и газовых трубах», банкиры, юристы, воры, бандиты и т. д., а также их дети, обучающиеся в самых престижных учебных заведениях мира, ведущие праздный образ жизни. Инженеру, как правило, отво-

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

25-30 баллов

31-40 баллов

41-50 баллов

51-60 баллов

61-70 баллов

71-80 баллов

Всего

опрошенных

ЕГЭ по математике

Рис. 3. Результаты ЕГЭ по математике анкетируемых студентов

дится роль загнанного в угол, опустившегося, отчаявшегося неудачника, готового на любые неблаговидные поступки ради погашения ипотечного кредита, оплаты лечения и т.п.

Перед образовательной системой в целом стоит задача - научить старшеклассников (первокурсников) приемам самообразования, т.е. приобретать знания из различных источников информации самостоятельно, овладевать как можно большим разнообразием видов индивидуальной работы. Важность умения учиться становится в последнее время всё более актуальной по нескольким причинам. Главная из них - это переход к информационному обществу. Без навыков самостоятельного умственного труда человеку невозможно выжить в современном обществе. Самостоятельная работа студентов (СРС) сегодня является не просто важной формой образовательного процесса, а становится его основой. В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени. Также в течение всей жизни приходится постоянно пополнять свой информационный багаж, используя различные способы и формы образования (самообучение, дистанционное образование).

Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания для того, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Обучение - это приобретение новой информации для целесообразной деятельности. Основу разумной деятельности человека обеспечивают информационные процессы восприятия, запоминания и извлечения образов объектов и событий окружающего мира.

Тем не менее, как показывают исследования, пока эта задача решается не на должном уровне. По крайней мере, с сегодняшним уровнем базовых знаний о модернизационном рывке нашей страны остается только мечтать.

Проведенное исследование позволяет сделать определенные выводы.

Во-первых, современное состояние образования катастрофически ухудшается не по вине преподавателей, а в результате непродуманных реформ, провоцирующих проблемы, связанные:

• с количеством образовательных предметов,

• их содержанием и объемом в учебных программах,

• проблемой оптимального сочетания традиционных консервативных и инновационных подходов в образовательной сфере.

Все это приводит к серьезным «перекосам», имеющим место в учебных планах, разработанных по новым образовательным стандартам [2].

Можно заключить, что большинство студентов младших курсов не умеют работать самостоятельно с предложенной информацией и, как результат, не в состоянии ориентироваться в современном информационном пространстве.

Современная глобализация обостряет информационное неравенство между богатыми и бедными странами. Информационное неравенство представляет собой новую глобальную проблему развития цивилизации, которая сегодня еще очень мало изучена. Эта проблема не сводится лишь к инструментально-технологическим аспектам обеспечения доступа людей к новым средствам коммуникации и информационным ресурсам (так называемое «цифровое неравенство»). Она имеет более глубокие корни культурологического характера и поэтому вполне заслуживает специального исследования.

Система образования и воспитания, а также вся система отечественной культуры должны обеспечить передачу этих ценностей молодому поколению граждан России, которому сегодня через средства массовой информации агрессивно навязывается чуждая для российской ментальности идеология индивидуализма и потребительского отношения к жизни. ЕГЭ в современном виде в значительной степени способствует обострению проблем, традиционно сопровождающих подрастающее поколение. Нужно остановить дальнейшую духовную деградацию нашего общества, которая делает бессмысленными все другие социально-экономические преобразования.

Анализ структуры и содержания современного ЕГЭ, а также практический опыт показывают, что подобная система контроля не учитывает отечественных образовательных традиций, а также особенностей многих последних достижений российской науки в области информатики. В частности, вопросы ориентированы, главным образом, на инструментально-технологические аспекты современной науки, а наиболее важные и актуальные научно-методологические проблемы современного образования рассматриваются в них в недостаточной степени.

Необходимо привлечь внимание преподавателей, студентов и аспирантов российских университетов к наиболее актуальным философским проблемам, связанным с информатизацией, раскрыть основную сущность этих проблем и показать их связь с современными проблемами развития науки и образования, экономики, социальной сферы, национальной и международной безопасности.

По нашему мнению, новые методологические подходы необходимо использовать на всех уровнях образовательного процесса преподавателями, аспирантами и студентами как самостоятельно, так и в процессе проведения аудиторных занятий в интересах повышения качества образования и его адекватности современным проблемам развития цивилизации.

Таким образом, мы считаем, что для преодоления указанных проблем необходимо повысить индивидуальную работу со студентами, позволяющую выявить действительный уровень знаний и одновременно научить их работать самостоятельно, пользоваться учебной и научной литературой, т.е. свободно ориентироваться в информационном пространстве, что и является одной из важнейших составляющих образования.

1. Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ 2010 г. (математика) [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.rU/view/sections/138/docs/522.html (2 дек 2012).

2. Борисенко И. Г. Информация в образовательной системе: особенности социально-философского исследования // Вестник ИрГТУ. 2012. № 4.

ский список

3. Шашкина М.Б., Владимирова А.Э. ЕГЭ по математике: оценка качества образования или удар по качеству?: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (18-21 мая 2011 г., Красноярск). Красноярск, 2011. С. 57-59.

4. Кови Стивен Р. Восьмой навык: от эффективности к величию / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 422 с.

УДК 371.018+15

СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИХ Я-КОНЦЕПЦИИ

© И.С. Бубнова1, В.И. Рерке2

Восточно-Сибирская государственная академия образования, 664001, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6.

В статье рассмотрены проблемы формирования Я-концепции у подростков в различных условиях семейного воспитания. Систематизированы материалы многих авторов, разрабатывающих теоретические и практические аспекты проблемы формирования Я-концепции. Рассмотрены особенности Я-концепции у подростков в различных условиях семейного воспитания. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии.

Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: Я-концепция; позитивная Я-концепция; негативная Я-концепция; формирование.

SPECIFIC CHARACTER OF MODERN TEENAGER FAMILY EDUCATION AND ITS INFLUENCE ON THEIR SELF-CONCEPT FORMATION I.S. Bubnova, V.I. Rerke

East Siberian State Academy of Education,

6 Nizhnyaya Naberezhnaya, Irkutsk, Russia, 664001.

The article deals with the problems of forming Self-concept with teenagers under different conditions of family education. The works of many authors occupied in theoretical and practical aspects of Self-concept formation are systematized. The features of teenager Self-concept under different conditions of family education are considered. This article is of scientific interest to the specialists in various branches of psychology.

7 sources.

Key words: Self-concept; positive Self-concept; negative Self-concept; formation.

Одной из главных проблем современной семьи является то, что существующей политической и экономической ситуацией семья спровоцирована на формирование социального характера ребенка, отчуждённого от нравственности. В современной семье сегодня часто формируются люди, замкнутые на личных интересах и нуждах, апатично относящиеся к социальным проблемам [5]. В связи с этим меняются и условия семейного воспитания, что вызвано:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) изменением традиционных ролей мужчины и женщины в семье;

2) непредсказуемостью экономических, политических и социальных изменений, приводящих к ориентации на повседневность, сиюминутность, которые становятся доминирующими в массовом сознании людей;

3) неспособностью семьи осуществить полноценный процесс социализации личности, сформировать оптимальные нормы и стереотипы поведения, подго-

товить ребёнка к выполнению многообразных социальных и поведенческих ролей.

Воспитание ребёнка в семье - сложный психологический процесс. Известно, что девиантное поведение подростков в определённой мере является результатом столкновения, борьбы разнохарактерных, психологически несовместимых поведенческих стереотипов и ценностей у родителей и детей. Это порождает деформацию семьи в вопросах формирования жизненного мира, образа жизни детей, формирования их Я-концепции. Эта тенденция усиливается ещё и тем, что не разработана современная государственная политическая система семейного воспитания и социального воспитания в целом, а также противоречивостью массового сознания. Резкое усложнение всей общественной ситуации в условиях перехода к рыночным отношениям привело к тому, что молодежь перестала ориентироваться на престиж производи-

1 Бубнова Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент педагогического института, e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

Bubnova Irina, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Pedagogical Institute, e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

2Рерке Виктория Игоревна, кандидат психологических наук, доцент педагогического института, тел. 89149082000, e-mail: rerkew@mail.ru

Rerke Victoria, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Pedagogical Institute, tel.: 89149082000, e-mail: rerkew@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.