Научная статья на тему 'К проблеме обоснования критериев оценки эффективности формирования профессиональной культуры будущих экономистов'

К проблеме обоснования критериев оценки эффективности формирования профессиональной культуры будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / КРИТЕРИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩИЙ ЭКОНОМИСТ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FORMATION / CRITERIA / PROFESSIONAL CULTURE / FUTURE ECONOMIST / FORMING PERSONALITY / PROFESIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Галина Анатольевна

В статье дается определение понятия профессиональной культуры и обосновывается эффективность применения рефлексивно-деятельностного подхода к ее формированию, раскрываются компоненты диагностики и условия определения критериев оценки эффективности использования рефлексивно-деятельностного подхода к формированию профессиональной культуры будущих экономистов вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for the evaluation the efficiency of reflexive-and-activity approach hen forming the professional culture of post-seconbarfehn

The article reveals the actuality of training future economists for the professional activities in connection with forming their professional culture. The author puts forward the description of a personality on different stages of the professional formation and presents an approximate model of a student graduating from Economy departments of the institutes of higher education.

Текст научной работы на тему «К проблеме обоснования критериев оценки эффективности формирования профессиональной культуры будущих экономистов»

Обучение иностранному языку оказывает влияние на личность будущего специалиста в целом: расширяет ценностные ориентации будущего специалиста, углубляет профессиональные знания, повышает образованность и культуру студента как будущего профессионала, содействует овладению новыми умениями и навыками общения.

Для того чтобы учебный процесс развития коммуникативной культуры студентов - будущих менеджеров в процессе изучения дисциплины гуманитарного цикла «Иностранный язык» в экономическом вузе был более эффективным, необходимо выполнение следующих педагогических условий, а именно:

- изучение социально-психологических и личностных особенностей студента;

- выявление и научное обоснование образовательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» в обеспечении профессионального становления будущего менеджера в условиях междисциплинарной интеграции;

- обеспечение положительной мотивации и стимулирование интереса к процессу и результатам развития коммуникативной культуры студентов экономического факультета;

- включение студентов в учебный процесс с использованием форм и методов учебной работы по дисциплине «Иностранный язык», инновационных педагогических технологий, соответствующих целям профессионального становления будущего менеджера.

Развитию коммуникативной культуры, овладению требуемыми знаниями и умениями в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста может способствовать изучение разработанного нами интегрированного спецкурса «Business communication». Умение непринужденно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях - одна из задач овладения языком. Учитывая актуальность подготовки специалистов -менеджеров со знанием иностранного языка для российской экономики, нам представляется правомерным говорить о формировании у студентов знаний, умений и навыков коммуникативной культуры как основы становления личности современного конкурентоспособного специалиста. Студенты размышляли об особенностях личности современного специалиста, отмечали его положительные деловые качества. Они высказывали свои суждения, связанные с особенностями профессионального общения, с ролью коммуникативной культуры будущего специалиста в решении профессиональных задач. В качестве идеала им видится образ свободного человека с высоким чувством долга, преданного делу, честного в отношениях с людьми, способного четко выражать свои мысли и убеждать, адаптироваться к условиям жизни, быть конкурентоспособным.

Приобретенные на занятиях иностранного языка будущим менеджером коммуникативные умения и навыки являются основой для эффективного взаимодействия с деловыми партнерами, представителями зарубежных компаний, клиентами и сотрудниками. Формирование представлений о многообразии культур в мире, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения, формирование экономического кругозора студентов, развитие и совершенствование личностных качеств средствами иностранного языка в условиях профессионального обучения способствует лучшему овладению избранной специальностью.

Примечания

1. Балдынюк Д. И. Системное исследование культуры общения педагога. Умань, 1989. 165 с.

2. Кибанов А. Я, Захаров Д. К. Этика деловых отношений: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФА-М, 2005. С. 114-121.

3. Колин М. К. Суперменеджер: проведение эффективных переговоров. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 128 с.

УДК 378:33

Г. А. Гущина

К ПРОБЛЕМЕ ОБОСНОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

В статье дается определение понятия профессиональной культуры и обосновывается эффективность применения рефлексивно-деятельностного подхода к ее формированию, раскрываются компоненты диагностики и условия определения критериев оценки эффективности использования рефлексивно-дея-тельностного подхода к формированию профессиональной культуры будущих экономистов вузе.

The article reveals the actuality of training future economists for the professional activities in connection with forming their professional culture. The author puts forward the description of a personality on different stages of the professional formation and presents an approximate model of a student graduating from Economy departments of the institutes of higher education.

Ключевые слова: формирование, критерии, профессиональная культура, будущий экономист, становление личности, профессиональное образование.

Keywords: formation, criteria, professional cul-ture, future economist, forming personality, profes-sional education.

Российское общество в настоящее время находится на переходном этапе своего развития, и мы должны учитывать возрастание значимости систе-

ГУЩИНА Галина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, директор слободского филиала ВСЭИ © Гущина Г. А., 2009

мы профессионального образования как социального института по воспроизводству профессионалов нового типа, способных эффективно работать в нынешних экономических условиях. Анализируя проблемы профессионального образования, мы пришли к выводу, что оно уже не может в полной мере обеспечить на основе старых принципов педагогики и философии качество подготовки будущих экономистов.

Из анализа работ известных исследователей в области профессионального образования следует, что от специалиста сегодня требуется умение моделировать, прогнозировать результаты своей деятельности, видеть перспективы развития своей организации, уметь побуждать к работе и стимулировать работу других, воплощать намеченное в жизнь, уметь в любых ситуациях принимать решения и брать ответственность на себя. В связи с этим в образовательном плане постижение профессиональной деятельности наиболее плодотворно осуществляется через усвоение её культуры, когда «человек начинает ощущать ее притягательность как сферы самореализации и испытывает желание стать её частью, внести свой вклад в её приращение» [3, 145], то есть происходит появление мотивации освоения выбранной профессии.

Человек, вступающий на путь профессиональной деятельности, застает её в виде сложившейся культуры как некой системы образа жизни, мировоззрения и поведения, системы навыков, приемов, знаний, технологий, инструментария, стереотипов, принципов, норм, прав, обязанностей, атрибутов, ценностей [5, 65]. Система профессионально-этических норм, обусловливающая профессиональную культуру экономиста, имеет свою форму социальной репрезентации, свою историю, эстетику, язык, символику, мораль, философию и воплощается в определенной мировоззренческо-поведенческой конструкции [5, 76].

Профессиональная культура экономиста, как отмечают некоторые авторы, - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления профессиональной деятельности ее субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения [4, 142].

Проблема формирования профессиональной культуры на основе рефлексивно-деятельностного подхода, на наш взгляд, связана с традиционным вопросом психолого-педагогической науки - вопросом внешней и внутренней детерминации. В работах А. А. Бодалёва [2, 345], Я. Л. Коломинского [6, 57], А. Н. Леонтьева [8, 354], А. В. Петровского [10, 124] в качестве ведущего принципа развития обозначен принцип социальной детерминации. Следовательно, любые внешние причины действу-

ют не прямо и непосредственно, а только через внутренние условия, то есть через рефлексию. «Человек выступает как вершитель своего жизненного пути, проявляя активность, внутреннюю свободу и автономность, он инициирует и развивает свои потенциальные возможности» [9, 123].

Следовательно, актуальным является не просто социализация и развитие учащихся в условиях вуза, а стимулирование их самореализации в процессе активного усвоения профессиональной культуры, в ходе профессиональных проб и общения с участниками педагогического процесса и другими людьми, причём педагог не направляет, не навязывает организацию этого процесса, а лишь помогает формированию профессиональной культуры, в котором учащийся самостоятельно определяется, а грамотно организованная профессиональная среда как система условий должна помочь студенту преодолеть внутренний страх и сопротивление, которые он может испытывать в процессе обучения в вузе.

Таким образом, для актуализации личности, при формировании профессиональной культуры, важны два процесса: внешний и внутренний, экстерио-ризации и интериоризации, интериндивидный и ин-траиндивидный, то есть, перенося внешнюю среду во внутреннее пространство личности, человек должен опять перейти от внутреннего к внешнему, что связано с обоснованием применения рефлексивно-деятельностного подхода при ее формировании.

Формирование профессиональной культуры в целом будет эффективно для выполнения всех видов профессиональной деятельности, особенно при вхождении молодого специалиста в профессиональное сообщество, в ту или иную конкретную социально-профессиональную группу. Здесь мы учитывали мировоззренческий аспект этой группы, включающий ориентацию ее представителей на те или иные профессиональные идеалы и ценности, а также морально-нравственные регуляторы деятельности, имеющиеся в рамках любой профессии, профессионально-этические нормы. Профессиональная адаптация в данном случае означает не столько владение комплексом специальных знаний и умений, сколько «вписывание», адаптацию молодого специалиста в данную социальную группу профессионалов, в их «гильдию», имеющую свои психологические и поведенческие особенности [3, 39].

Для интеграции воспитательных воздействий на личность и повышения эффективности их развивающего влияния при формировании профессиональной культуры будущих экономистов в вузе нами использовалось такое педагогическое средство, как профессиональные пробы, так как они включают в себя основные аспекты формирования профессиональной культуры в их взаимосвязи и взаимодействии и оказывают целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную, эмоционально-волевую сферы учащегося.

В их подготовке и проведении принимали участие все учащиеся, все педагоги, независимо от преподаваемого предмета и другие члены коллектива. Организация профессиональных проб позволяет разрушать барьеры взаимодействия, укреплять межличностные связи, удовлетворять естественные потребности членов студенческого сообщества в общении, творческом самовыражении, признании в студенческом и профессиональном коллективе, а в целом формировать нормы принудительного и целесообразного характера, правила поведения в условиях профессиональной среды.

С другой стороны, мы считаем, что использование профессиональных проб как вида деятельности при формировании профессиональной культуры будущих экономистов становится системообразующим фактором тогда, когда оно соответствует следующим требованиям:

а) целям и задачам исследования;

б) они выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным и значимым для большинства учащихся;

в) педагогический коллектив высокопрофессионально владеет методикой его использования в воспитательном процессе;

г) формируются системообразующие связи с будущей профессиональной деятельностью учащихся;

д) существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для ее развития.

К числу свойств (качеств) личности учащихся, приобретаемых в результате профессиональных проб, мы считаем целесообразно отнести:

- способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой;

- способность к интериоризации;

- знание себя, своих психофизиологических особенностей: реакций, функций, влечений, способностей, темперамента, а в итоге - особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни;

- способность к экстериоризации;

- самоприятие (подтверждение перед собой ответственности за свою профессиональную деятельность), гармония и согласие внутренних «образов Я»;

- активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость, стремление к достижению поставленных целей;

- готовность к постоянному поиску новых профессиональных целей;

- эмоциональная и интеллектуальная независимость, готовность к самостоятельному профессиональному и жизненному выбору;

- включенность в настоящее, способность получать удовольствие от профессиональной деятельности, быть успешным.

Руководствуясь этими показателями, мы определили для себя следующие базовые воспитательные процессы, способствующие формированию профессиональной культуры будущих экономистов в вузе:

- формирование мировоззрения, определяющего смысложизненные приоритеты, профессиональную и социокультурную направленность саморазвития молодого человека;

- формирование рефлексивной способности, обеспечивающей устойчивость в социальной среде, конкурентоспособность во всех сферах профессиональной жизнедеятельности, формирование самого себя в соответствии с определенными профессиональными целями, саморазвитие и самореализацию;

- формирование адаптивной способности, позволяющей быстро приспосабливаться к внедрению новых правил и стандартов в уже сложившуюся профессиональную культуру с целью приспособления к быстро изменяющимся условиям внешней среды;

- формирование способности к саморазвитию, то есть к решению реальных проблем профессионального роста и самосовершенствования;

- формирование способности к культурной идентификации - востребованность культурных способностей и свойств личности в будущей профессиональной среде, актуализация чувства принадлежности к данной профессиональной культуре и обретении специфических черт человека данной профессиональной среды;

- формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (профессиональной чести, достоинства, долга и др.), способности делать выбор, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

- индивидуализация - поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление профессионально-личностного «образа-Я».

В соответствии с вышеизложенным мы определили и обосновали критериально-диагностический аппарат и показатели оценки состояния и результативности использования рефлексивно-деятельно-стного подхода при формировании профессиональной культуры будущего экономиста.

Традиционные подходы в оценке уровня сфор-мированности тех или иных заданных параметров ориентируют педагогов на внешне заданные параметры, а не на внутренние, потенциальные возможности саморазвития, самоорганизации, самоопределения, и учащийся в этих обстоятельствах обращается в средство реализации каких-то внешних образцов, мы же в своей работе при применении рефлексивно-деятельностного подхода использовали возможность интериоризации норм и образцов поведения, сформированных в конкретной профессиональной среде, и наоборот, эксте-

риоризацию уже внутренне заданных правил поведения, с целью изменения внешней социальной среды.

Подобная ориентация при диагностике результатов обусловила возникновение направления работы по созданию идеальной модели выпускника учебного заведения, которая предполагает образ свободной духовной личности, ориентированной на ценности не только мировой и национальной культуры, но и профессиональной культуры, на творческую самореализацию, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся профессиональной среде. Это размещение человека в профессиональной культуре.

Следовательно, критерии можно разделить на две группы: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данном вузе условия для формирования профессиональной культуры и на каком уровне развития они находятся:

1. Упорядоченность и подчиненность жизнедеятельности вуза целям и задачам формирования профессиональной культуры будущих экономистов:

- соответствие содержания, объема и характера работы возможностям и условиям данного учебного заведения;

- разумное смещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий; скоординированность всех мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность;

- согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в учебном заведении;

- связь учебной и внеучебной деятельности.

2. Наличие сложившегося единого коллектива «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение. Педагогическая часть коллектива представляет союз единомышленников-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В студенческой среде развито коллективное и профессиональное самосознание. Студенческий коллектив живет по определенным профессиональным нормам и правилам, привычкам, традициям.

3. Интегрированность педагогических процессов, направленных на формирование профессиональной культуры, концентрация педагогических усилий, направленных на крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы).

4. Дискретность процесса формирования профессиональной культуры, чередование периодов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яркими, праздничными событиями, фокусирующими главные черты системы.

Вторая группа критериев позволяет сформировать представления об уровне профессиональной культуры студентов вуза и эффективности использования рефлексивно-деятельностного подхода.

1. Степень приближенности условий вуза к поставленным целям и задачам исследования, реализация педагогической концепции по формированию профессиональной культуры.

2. Общий психологический климат вуза, стиль отношений в нем, самочувствие учащихся, комфорт.

3. Уровень сформированности профессиональной культуры выпускников.

4. Готовность учащихся к профессиональной самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

5. Развитость индивидуальных способностей студента.

6. Профессиональная направленность личности.

7. Физическое и психическое здоровье.

8. Сформированность базовой культуры учащегося.

10. Уровень мотивации профессиональной деятельности.

Таким образом, основными критериями эффективности использования рефлексивно-деятельнос-тного подхода к формированию профессиональной культуры будущих экономистов выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему профессиональных ролей, сформированности системы профессиональных норм, правил и образцов поведения. Перечисленные критерии и подобранные в соответствии с ними диагностические методики, безусловно, позволят оценить уровень сфор-мированности профессиональной культуры и эффективности использования рефлексивно-деятель-ностного подхода.

Примечания

1. Архангельский С. И., Михеев В. И., Машни-ков С. А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974. 48 с.

2. Бодалев А. А. О формировании отношений // Сов. педагогика. 1991. № 8. С. 4-8.

3. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. Гл. II.

4. Глущенко Е. В. и др. Основы предпринимательства: учеб. пособие. М.: Вестник, 1996. 412 с.

5. Гуревич П. С. Философия культуры. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1995.

6. Коломинский Я. А. Изучение педагогики взаимодействия // Сов. педагогика. 1991. № 10. С. 12-16.

7. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 113 с.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1975. 304 с.

9. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997. 313 с.

10. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 225 с.

11. Сластенин В. А, Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.