Научная статья на тему 'К проблеме конкурентоспособности частных вузов'

К проблеме конкурентоспособности частных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЙ ВУЗ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВУЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗОВ / РЕЙТИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агапова Е.Н.

В статье проводится анализ проблем частного сектора высшего образования. Предметом исследования является конкурентоспособность частных вузов. Показана актуальность интеграции в общенациональную образовательную систему конкурентоспособного частного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме конкурентоспособности частных вузов»

международный научный журнал «инновационная наука»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

№9/2015

ISSN 2410-6070

УДК 748

Е.Н. Агапова,

канд. пед. наук, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента РГПУ им. А.И. Г ерцена,

г. Санкт-Петербург

К ПРОБЛЕМЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧАСТНЫХ ВУЗОВ

Аннотация

В статье проводится анализ проблем частного сектора высшего образования. Предметом исследования является конкурентоспособность частных вузов. Показана актуальность интеграции в общенациональную образовательную систему конкурентоспособного частного сектора.

Ключевые слова

Частный вуз, государственный вуз, образовательная услуга, мониторинг эффективности вузов, рейтинг,

конкурентоспособность.

Сфера образования во всем мире представляет собой основной фактор динамичного развития экономики и общества. Необходимым условием ее обновления в условиях рыночных отношений является наличие равноправного частного сегмента. Согласно официальной статистике, в России в 2015 году действует 548 государственных вузов и 402 частных вуза (далее ЧОУ ВПО) [7]. Различий между государственными и частными вузами с точки зрения закона нет: одни и те же образовательные стандарты, вступительные испытания, условия обучения; равные условия лицензирования, аккредитации и аттестации.

В ситуации модернизации высшего образования активизация деятельности конкурентоспособного частного сектора в нем, интегрированного в общенациональную систему, становится с каждым годом все более актуальной.

Понятие «конкурентоспособность» различными исследователями трактуется по-разному. Так, В.А. Шилова в своем диссертационном исследовании в контексте социокультурной реальности определяет «конкурентоспособность» как «уровень качества оказываемой услуги, возможность обеспечить удовлетворение потребности больше, чем конкуренты» [6].

Опираясь на данное определение, а также субъективное мнение широкого круга общественности, большинства абитуриентов и их родителей, частный вуз является менее конкурентоспособным, чем государственный, т.к., как правило, значительно уступает по размерам, не имеет развитой материальной базы, компетентного персонала, системы научных школ и т.п. Такое восприятие уровня конкурентоспособности приводит к тому, что при выборе вуза, абитуриенты и их родители, выбирают частное высшее образовательное заведение, чаще всего, как «запасной вариант».

Усугубляет данное положение еще и то, что требования со стороны работодателей к выпускникам частных вузов более жесткие. Результат опроса работодателей, проведенного в институте экономики и управления РГПУ ИМ. А.И. Герцена в 2014 году (Санкт-Петербург), показал, что 83% респондентов предпочли бы принять на вакантное место выпускника государственного вуза (при прочих равных условиях: направление подготовки, средний балл диплома, результаты устного собеседования, резюме, портфолио). Причем, 72% из них прием на работу выпускника частного вуза не рассматривают вовсе. В опросе принимали участие собственники малого и среднего бизнеса, руководящий персонал организаций, работающий по найму в должностях: директор организации, заместитель директора, руководитель службы персонала.

293

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

В рамках секции «Трудоустройство выпускников» Международной студенческой конференции «Инновационные проекты в области предпринимательства, бизнеса, экологии и образования» (2014 год) института экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена, удалось выяснить, что работодатели делают исключение лишь для выпускников филологического профиля, свободно владеющих иностранным языком и специалистов в области компьютерных технологий.

Описанные выше факторы, безусловно, оказывают серьезное влияние на усиление конкуренции между частными вузами и государственными, осуществляющими подготовку по внебюджетной форме обучения, а после того, как ряду частных вузов министерство образования и науки стало выделять бюджетные места в контрольных цифрах приема, конкуренция усилилась и в бюджетном секторе.

В настоящее время практически 100% выпускников 11 классов стремятся поступить в вуз и получить высшее образование как гарантию дальнейшего трудоустройства, престижности профессии и занятия в будущем более высокооплачиваемой должности.

В период подготовки к приемной компании 2015 года (в ноябре 2014 и феврале 2015 г.), на базе института экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена, было проведено анкетирование выпускников школ г. Санкт-Петербург - будущих абитуриентов, на предмет выбора образовательного или профессионального маршрута и предпочтения частного или государственного вуза.

В анкетировании приняли участие 950 респондентов - выпускников образовательных организаций Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Калининского, Кировского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Приморского, Центрального районов (рис.1).

Рисунок 1. Выбор абитуриентами образовательного маршрута

На рисунке 1 видно, что 82% выпускников хотят поступить именно в государственный вуз и лишь 5% рассматривают вариант выбора в пользу частного вуза. При этом среди планирующих подавать заявление в государственный вуз, 63% абитуриентов, рассматривают возможность поступления на внебюджетную форму обучения.

С целью получения качественных данных, поясняющих результаты анкетирования, был использован метод фокус-группы, в результате которой определились мнения абитуриентов. Так, в пользу государственного вуза, приводились следующие аргументы, представленные далее в рейтинговой позиции:

1) возможность перевестись на бюджет;

2) более высокое качество образования (компетентные преподаватели);

3) диплом государственного образца;

4) престижность;

5) качественная материально-техническая база;

294

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

6) предпочтение работодателя в виде диплома государственного вуза.

Аргументы в пользу выбора частного вуза были объединены в следующие группы:

• возможность дистанционного образования;

• более прозрачная информация на сайте и более выраженная ориентация на потребности абитуриента;

• возможность получения образования наиболее легким способом.

Как видно из результатов исследования, конкуренция государственных и частных вузов в настоящее время очень высока. И речь не идет о бюджетной и внебюджетной форме обучения, так как преимущество первой очевидно. Выявился достаточно высокий уровень конкуренции в секторе высшего платного образования. Например, в 2014 году, на бакалавриат в институте экономики и управления государственного вуза - РГПУ им. А.И. Герцена, было принято 365 человек. Из них только 41 студент - на бюджетной основе, а 323 - на платной.

В этих условиях для руководства ЧОУ ВПО особенно остро встает проблема поиска способов повышения конкурентоспособности частного вуза, что, в свою очередь, актуализирует вопрос оценки конкурентоспособности, анализа и сравнения с более эффективными вузами, на основе базовых параметров соизмеримости:

• характеристик предоставляемых услуг по идентичности потребностей, удовлетворяемых с их помощью;

• сегментов рынка, для которых предназначены данные услуги;

• фазы жизненного цикла образовательной организации.

Управление конкурентоспособностью предполагает ряд мер по совершенствованию, как самой образовательной услуги, так и сервиса, улучшения маркетинговой деятельности ЧОУ ВПО, поиску и привлечению новых потребителей.

Необходимо отметить, что понятие «образовательная услуга» до сих пор является предметом активных дискуссий. Процессуальный характер выделяет сферу услуг из других секторов экономики.

В словосочетании «образовательная услуга» второе слово понимается как «определенная работа (предмет услуги), выполняемая кем-то (субъект услуги), вместо, или в пользу, кого-то (объект услуги)» [2].

Согласно «Закону об образовании в РФ», определение слова «образование», трактуется как «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»[1].

К вопросу о специфике образовательных услуг в последнее время обращалось достаточно много исследователей и можно представить следующие характеристики, отличающие этот вид услуг, от любого другого: неотделимость от источника, неосязаемость, несохраняемость, непостоянство качества, сезонность, высокая стоимость, относительная длительность оказания, отсроченность выявления результативности; зависимость результатов от условий будущей работы и жизни студента; необходимость их дальнейшего сопровождения; зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся; невозможность перепродажи; необходимость лицензирования; конкурсный характер; относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг и др.

Одним из распространенных определений «образовательных услуг» является следующее - «система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многих потребностей человека, общества и государства»[3].

Частные и государственные вузы конкурируют на уровне образовательных услуг как объекта рыночной заинтересованности различных экономических субъектов.

Исследователи выделяют три основных вида конкуренции, которые на примере высшего образования можно представить следующим способом (см. таб. 1).

295

международный научный журнал «инновационная наука»

№9/2015

ISSN 2410-6070

Таблица 1.

Виды конкуренции в образовании

№ Вид Содержание

1 Функциональная Разные образовательные услуги удовлетворяют одну и ту же потребность (например, потребность в овладении новыми знаниями и компетенциями можно удовлетворить с помощью дистанционного обучения, обучения в форме экстерната, формального (очного, заочного, вечернего) и неформального образования, курсов повышения квалификации, семинаров, вебинаров, тренингов).

2 Видовая Возникает между одинаковыми образовательными услугами, но имеющими существенное различие (например, приобретение образования в дополнение к основному: учитель химии со знанием английского языка).

3 Предметная Между разными вузами - производителями одинаковой услуги.

Следует отметить, что все представленные в таблице 1 основные виды конкуренции в высшем образовании имеют место в частных вузах.

Для выявления сильных сторон конкурентов целесообразно применять такой инструмент маркетинга и менеджмента качества, как бенчмаркинг, который, при правильном применении позволит обнаружить и собственные слабые стороны. Так, организуя бенчмаркинговое исследование конкурентоспособности, руководство вузов имеет возможность не только увидеть преимущества конкурентов, но и определить «зоны неудовлетворенности потребителей» в своем ЧОУ ВПО, для того, чтобы приложить усилия к их устранению или последующему улучшению. Для этого администрации частного вуза необходимо поставить себе следующие вопросы и получить ответ на них:

• Какие вузы являются нашими конкурентами?

• Какую долю рынка занимает каждый из них?

• Какие маркетинговые программы они применяют и насколько они эффективны?

• На какой стадии жизненного цикла находятся образовательные услуги конкурентов?

• Каково финансовое состояние конкурентов, их организационная структура и уровень управления?

• Какова их стратегия, какие методы они используют в борьбе за рынок?

Высокая конкурентоспособность среди частных вузов определяется также потребностью в постоянном опережении своих конкурентов: в открытии направлений подготовки стратегической направленности, во вводе новых образовательных услуг на рынок, в уровне и качестве обслуживания, снижении издержек, внедрении новых маркетинговых стратегий, приемов, методов и т.д.

Необходимо отметить, что конкуренция в сфере образовательных услуг предполагает хорошее знание своих специфических отличий: специфики технологий и условий предоставления образовательных услуг, профессиональной компетенции преподавателей, состава заинтересованных сторон, зависимости конечного результата от качества подготовки «входа в процесс обучения» (качество абитуриентов) и т.д.

В настоящее время одной из самых сложных задач является оценка качества образования в вузе. С этой целью Министерство образования и науки проводит мониторинг эффективности, результаты которого позволяют определить, какое место в иерархии занимает вуз.

В основе оценки могут находиться различные критерии, например, количество студентов, ширина охвата направлений подготовки, возможность оказания дополнительных образовательных услуг (наличие учебных центров, краткосрочных и долгосрочных курсов), качество предоставляемых вузом образовательных услуг и т.д.

Поскольку оценку частных и государственных вузов проводят по одним и тем же критериям, то рейтинг становится одним из видов сравнительной оценки деятельности вуза, представляя интерес, тем самым, как для работодателей, различных профессиональных ассоциаций, органов управления образованием, так и для абитуриентов и их родителей в качестве основы выбора вуза.

Неэффективными вуз считается в том случае, если он набирает уровень пороговых значений ниже заявленных показателей.

Стартовый перечень показателей был следующий:

296

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

• образовательная деятельность (средний балл ЕГЭ);

• научно-исследовательская деятельность (объем НИОКР в расчете на одного НПР);

• международная деятельность (удельный вес численности иностранных студентов);

• финансово-экономическая деятельность (доходы вуза из всех источников в расчете на одного

НПР);

• инфраструктура (общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента).

По данным мониторинга Минобрнауки, в России насчитывается 446 частных вузов [5]. Поскольку участие в мониторинге является исключительно добровольным, то из 300 ЧОУ ВПО, которые сначала изъявили готовность предоставить документацию, фигурируют из них лишь 70 вузов и 97 филиалов. По результатам, 41 частный вуз и 55 филиалов имеют признаки неэффективности.

Низкий показатель участия в мониторинге частных вузов может свидетельствовать об их низкой конкурентоспособности, так как непредставление данных в созданную министерством информационную систему, означает отказ от участия в конкурсе на выделение бюджетных мест.

Так, например, из 167 московских частных вузов в мониторинге приняли участие только 19.

В г. Санкт-Петербург, в первом мониторинге эффективности приняли участие: институт

правоведения и предпринимательства, институт специальной педагогики и психологии, Невский институт языка и культуры, Балтийская академия туризма и предпринимательства (рис. 2.).

О 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5

вузы

Институт правоведения и предпринимательства, Балтийская академия Институт специальной педагогики и психологии, туризма и Невский институт языка и культуры предпринимательства

Рисунок 2 - Результаты мониторинга частных вузов Санкт-Петербурга с позиции эффективности.

По результатам мониторинга 2013 года, было выявлено 127 ЧОУ ВПО с низкими показателями, 47 из которых представили «дорожные карты» мероприятий по повышению эффективности, 26 только из них имеют хорошие шансы для развития и повышения уровня конкурентоспособности (по оценке Ассоциации негосударственных вузов России).

В Минобрнауки России в результате заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга вузов, были подведены итоги работы за 2014 год [8]. Было рекомендовано учредителям 442 частных вузов и филиалов, выполнивших менее 4 основных показателей мониторинга, провести мероприятия, направленные на повышение эффективности их деятельности.

3 апреля 2015 года вышел приказ Министерства образования и науки, в котором поручается «рабочей группе совместно с Ассоциацией негосударственных вузов России, в срок до 1 ноября 2015 года, разработать комплекс мероприятий, направленный на повышение эффективности деятельности, качества предоставляемых услуг, а также конкурентоспособности частных образовательных организаций» [4].

Предполагается, что в мониторинге эффективности вузов в 2015 году будут добавлены следующие показатели:

• учет фактического трудоустройства выпускников,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• доступность образовательной среды для инвалидов;

• внутренняя оценка самими студентами своего вуза.

Как отразится введение новых показателей на конечные результаты мониторинга эффективности частных вузов сказать сложно, но очень хотелось бы, чтобы сформировавшееся в нашем обществе устойчивое мнение о том, что качество государственного образования выше, все-таки изменилось.

Во многих частных вузах, открытых в 90-х годах прошлого века, уже создана и качественная материально-техническая база, и сформирован высококвалифицированный преподавательский корпус. Свидетельством успешного инновационного развития и мобильности частных вузов является тот факт, что

эффективные с признаками н еэффективмости

297

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

они все чаще получают различные международные гранты, выигрывают тендеры, на практике реализуют обменные программы, более оперативно реагируют на потребности современного абитуриента [9].

Список использованной литературы

1. ЗАКОН 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» ГЛАВА 1, СТАТЬЯ 2.

2. Кожухар В.М. К определению содержания образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом №3, 2005.

3. Ксенофонтова О.Л. Специфика образовательных услуг: маркетинговый аспект//

http://MAIN.ISUCT.RU/FILES/PUBL/SNT/2006/02/HTM/45.HTM

4. Приказ Министерства образования и науки № 357 «О создании рабочей группы по вопросам деятельности частных образовательных организаций высшего образования Российской Федерации» http://www.anvuz.ru/

5. «Российская газета» - Федеральный выпуск № 5960 (287)

6. Шилова Вера Анатольевна. Конкурентоспособность негосударственного высшего образования в социокультурных условиях современной России : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Москва, 2005 184 c. РГБ ОД, 61:05-22/230

7. http://netreforme.org/news/pri-monitoringe-effektivnosti-vuzov 27.04.2015]

8. http://eurekanet.ru/ewww/promo/23809.html

9. http://rutube.ru/video

© Е.Н. Агапова, 2015

298

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.