Научная статья на тему 'К проблеме качества предварительного расследования преступлений'

К проблеме качества предварительного расследования преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2157
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / PRELIMINARY INVESTIGATION / LEGISLATIVE PRACTICE / PROVIDING FORENSIC / CYBERCRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ищенко Евгений Петрович

В статье анализируются объективные и субъективные факторы, обусловливающие низкое качество предварительного расследования преступлений, а также правовые условия, в которых оно осуществляется. Обосновывается необходимость его техникокриминалистического, тактико-криминалистического и методикокриминалистического обеспечения в современных условиях быстрого распространения киберпреступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF QUALITY OF PRELIMINARY INVESTIGATION OF CRIMES

Review. The article analyzes the objective and subjective factors contributing to the low quality of the preliminary investigation of crimes, and legal environment in which it is carried out. Substantiates the need for its technical and forensic, tactical and methodical forensic and forensic security in modern conditions the rapid spread of cybercrime.

Текст научной работы на тему «К проблеме качества предварительного расследования преступлений»

Ж--1

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

L,

Евгений Петрович ИЩЕНКО,

заведующий кафедрой криминалистики Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ kriminalistmsal@list.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

К ПРОБЛЕМЕ КАЧЕСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация. В статье анализируются объективные и субъективные факторы, обусловливающие низкое качество предварительного расследования преступлений, а также правовые условия, в которых оно осуществляется. Обосновывается необходимость его технико-криминалистического, тактико-криминалистического и методико-криминалистического обеспечения в современных условиях быстрого распространения киберпреступности.

Ключевые слова: предварительное расследование, законодательная практика, криминалистическое обеспечение, киберпреступность.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.33.5.120-134

E. P. ISHCHENKO,

head of the Department of criminalistics at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), doctor of juridical sciences, professor, honoured lawyer of the Russian Federation, honored worker of science of the Russian Federation

kriminalistmsal@list.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

TO THE PROBLEM OF QUALITY OF PRELIMINARY INVESTIGATION OF CRIMES

Review. The article analyzes the objective and subjective factors contributing to the low quality of the preliminary investigation of crimes, and legal environment in which it is carried out. Substantiates the need for its technical and forensic, tactical and methodical forensic and forensic security in modern conditions the rapid spread of cybercrime.

Keywords: preliminary investigation, legislative practice, providing forensic, cybercrime.

Проблемы обеспечения качества предварительного расследования преступлений давно не обсуждались в научной литературе, главным образом вследствие того, что в последние два-три десятилетия рассуждать и писать о нем (качестве), если не выдавать желаемое за действительное, было даже неприлично . Как можно серьезно обсуждать то, чего нет и в обозримой перспективе не предвидится? Но и замалчивать эту животрепещущую проблему дальше нельзя, поскольку без ее решения ни о правовом государстве, ни о гражданском обществе в стране и речи быть не может.

Низкое качество раскрытия и расследования совершаемых в стране мил© Е . П . Ищенко, 2017 лионов преступлений обусловлено целым рядом объективных и субъективных

•ВШгЯЖ Е■П■

УНИНРРРМТРТД К проблеме качества предварительного |2|

УНИВЕРСИТЕТА

имени о.Е.кугафина(мгюА) расследования преступлении

факторов . Наиболее важными из них представляются: количество и уровень профессионализма регистрируемых криминальных деликтов; количественный и профессиональный состав следственных и дознавательских кадров; профессиональный уровень осуществляемой оперативно-розыскной и экспертной деятельности; уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и иные правовые условия, в которых вынуждены работать следователи, дознаватели, эксперты и оперативные сотрудники, формирующие их действительное отношение к выполнению профессионального долга по поддержанию в России законности и правопорядка; технико-криминалистическое, тактико-криминалистическое и методико-криминалистическое обеспечение качества предварительного расследования преступлений и др .

К основным факторам, детерминирующим качество предварительного расследования, В . Д . Зеленский относит: уголовно-процессуальное законодательство, правовой статус следователя как основного субъекта расследования, организацию расследования преступлений, криминалистическую методику, следственную тактику, использование специальных знаний, а также профессионально-психологический уровень следователя1 .

С этим можно согласиться, ибо раскрыть и качественно расследовать любое преступление может лишь следователь, дознаватель, способный грамотно, профессионально организовать этот процесс, который по сложным уголовным делам вполне можно отнести к разряду творческих . О качественном составе следственных кадров в России мы уже писали2. За прошедшие годы ничего к лучшему не изменилось . Членам этого корпуса, не имеющим высшего юридического образования и приличного (5—7 лет) стажа работы по специальности, организовать раскрытие и расследование сложного неочевидного преступления далеко не всегда по силам . В этой связи нельзя не сказать о правовых условиях, в которых осуществляется предварительное расследование преступлений .

Главную роль здесь играют нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ . Российское уголовно-процессуальное законодательство уже в период своего кодифицированного формирования представляло собой некий противоестественный «симбиоз» двух мало похожих друг на друга систем: континентальной (романо-германской) и островной (англосаксонской) . Заокеанские «советники», активно участвовавшие в разработке УПК РФ, постарались сделать его супердемократичным, для чего насытили его текст всеми мыслимыми и немыслимыми запретами, которые в буквальном смысле слова сковали следственный корпус страны по рукам и ногам, а адвокатскому сообществу создали очень благопри- ш

ятные условия для жирных гонораров . К

Для забывчивых напомню, что первоначальный текст УПК РФ фактически °

лишил следователя процессуальной самостоятельности: он не мог даже возбудить уголовное дело без «высочайшего» на то разрешения . Во главу угла зако-

Зеленский В. Д. Качество расследования преступлений: понятие и определяющие факторы // Качество расследования: криминалистические и уголовно-процессуальные проблемы : материалы Всерос . науч . -практ. конф . Краснодар, 2016 . С . 6—9 . Ищенко Е. П. О состоянии следственного корпуса России // Вестник криминалистики . □

2008. № 3 (27) . С . 6—11.

Ю р

И Д И Ч гп п

К

п

к к

2

1--г 1

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

нодателем были поставлены и, к величайшему сожалению, сохраняются до сих пор «права человека», под которым подразумевается субъект с преступными наклонностями, а не законопослушный гражданин Российского государства, на чьих плечах оно, собственно говоря, и держится

Эта неукоснительная забота о правах подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного берет свое начало в Конституции РФ, пять статей которой посвящены их правам и интересам и только одна — законным правам гражданина, потерпевшего от преступного посягательства . По сравнению с обвиняемым последний, можно сказать, бесправен . Потерпевший не интересует ни западных, ни отечественных правозащитников, как и права его близких родственников (жены, детей, родителей) в случае, если он убит или стал нетрудоспособным инвалидом, нуждающимся в постоянном дорогостоящем лечении и персональном уходе .

И никого не смущает, что при таком подходе грубо нарушается принцип равенства граждан перед законом . Социалистическая демократия давно закончилась, теперь разгулялась подлинно демократическая демократия. Вот ее-то, как выяснилось, горькие плоды мы, россияне, и вкушаем . Начнем с тех, которые порождают последствия, наиболее негативные для гражданского общества и правового государства, создают и множат проблемы для правоприменительной практики вообще и следственной в особенности

Из уголовно-процессуального законодательства была изгнана и пока не восстановлена в правах объективная истина, установить которую советский следователь был обязан посредством полного, объективного и всестороннего (т. е . качественного) расследования, чтобы выявить все обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие человека, заподозренного в совершении конкретного преступления

Действующий УПК РФ имплантировал в российский уголовный процесс юридическую, формальную истину, а заодно исключил объективное ведение предварительного и судебного следствия, полноту выяснения всех обстоятельств произошедшего . О какой объективности и беспристрастности может идти речь, если следователь отнесен законодателем к стороне обвинения (ст. 38 УПК РФ)?

О какой полноте выяснения обстоятельств содеянного можно говорить, хорошо помня о нормах гл . 32 .1, 40 и 40 .1 УПК РФ? Если подозреваемый признаёт свою вину или соглашается на сотрудничество со следствием, то предварительное расследование в отношении него фактически заканчивается, он получает преференции, от которых могут пострадать (и страдают) права потерпевшего, всего общества и даже государства

Адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России М. М. Че-пик вполне обоснованно сомневается в возможности обеспечить качество и полноту расследования в условиях законодательного компромисса, полагает, что именно всесторонность, полнота и объективность должны фигурировать в качестве основных критериев оценки качества исследования обстоятельств уголовного дела, ратует за включение в УПК РФ нормы, их содержащей, что, как она справедливо полагает, будет способствовать обеспечению и защите прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, повы-

•МШН1Ж Е■П■

УНИВЕРСИТЕТА К проблеме качества предварительного имени o.e. кугафина(мгюА) расследования преступлений

шению качества предварительного расследования, отысканию истины по уголовному делу3 .

В итоге очень многие преступления из числа зарегистрированных остаются нераскрытыми, виновные в их совершении не несут за содеянное никакого наказания, права потерпевших игнорируются, что создает и нагнетает в стране социальную напряженность . Даже официальная статистика признает, что из надлежаще зарегистрированных преступлений раскрывается около половины .

А если верить А . И . Бастрыкину, которому трудно не верить, учитывая его должностное положение, то в стране ежегодно совершается не 2—3, а более 40 млн преступлений . Если же учесть невозвращение капиталов из-за границы и другие экономические, таможенные деликты, то каждый гражданин страны ежегодно становится потерпевшим, даже не догадываясь, что его в очередной раз обокрали или обманули, в лучшем случае недоплатили пенсию, стипендию, зарплату

Заокеанские «доброжелатели» очень настойчиво добивались обеспечения «истиной состязательности» в российском уголовном процессе, активно упирая на то, что очень мало-де российские суды выносят оправдательных приговоров, намеренно забывая о том, что бесперспективные уголовные дела у нас прекращаются в ходе предварительного расследования и до суда вообще не доходят. Такое развитие событий для англосаксонской системы уголовного судопроизводства в принципе невозможно, однако западные консультанты об этом лукаво умалчивали . Как и об особенностях преступности, обусловленных повсеместным распространением кибернетических систем и устройств4. Но не буду забегать вперед, с актуальными проблемами некачественной работы органов предварительного следствия по расследованию традиционных преступлений разобраться бы.

Вопрос о количестве совершаемых, регистрируемых и расследуемых преступлений имеет очень неоднозначный ответ Ежегодно в России регистрируется порядка 3 млн преступлений, из которых около половины остаются нераскрытыми, преступники — безнаказанными, а потерпевшие, даже в законном порядке признанные таковыми, — неудовлетворенными качеством работы правоохранительных органов . Однако на самом деле картина здесь гораздо более мрачная . По данным А . И . Бастрыкина5, ежегодно каждый третий взрослый россиянин становится потерпевшим от какого-либо уголовно наказуемого посягательства .

Не могу не напомнить, что жертвами таких посягательств нередко становятся также несовершеннолетние и малолетние граждане страны . Но не будем мелочиться, учтем их в этих 40 млн . Но тогда незарегистрированными ежегодно ш оказываются 37 млн преступлений, а нераскрытыми — 38,5 млн . Как минимум д столько россиян, реально потерпевших от преступных посягательств, каждый год °

глотают жгучие слезы бессильной обиды на власти предержащие .

Чепик М. М. Влияние компромисса на качество и полноту предварительного расследования // Вестник ДВЮИ МВД России . 2016 . № 1 (34) . С . 46—50.

Ищенко П. П., Ищенко Е. П. Эволюция организованной преступности в цифровую эпоху //

~0

б Р И Д И Ч m П К

Библиотека криминалиста . 2016 . № 6 (29) . С . 222—231. □

URL: https://rg . ru/2010/08/26/bastrykin . html (дата обращения: 31 января 2017 г. ) .

П

К к

3

4

5

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

О каком качестве правоохранительной деятельности в стране можно вести речь на фоне этих цифр? Не мудрствуя лукаво, его можно признать только очень плохим, даже если согласиться с расхожим утверждением, что рост преступности — это плата за все большую демократизацию общественных отношений в России . Не слишком ли велика плата? И в чем она, собственно, выразилась, та демократизация?

Анализу степени сложности совершаемых в стране преступных посягательств должно быть посвящено отдельное обстоятельное научное исследование . Общая же ситуация такова, что уровень профессионализма преступников постепенно повышается, в то время как профессиональный уровень следователей, дознавателей, экспертов, оперативных сотрудников и их руководителей в лучшем случае перестал падать

Качественное расследование конкретного уголовного дела предполагает детальное планирование, отработку всех выдвинутых версий, деловое взаимодействие следователя с органом дознания, экспертами и специалистами, имеющими, как и он сам, надлежащую профессиональную подготовку и опыт работы по специальности; разумное количество уголовных дел в производстве, с учетом их сложности и давности совершения преступления, которое предстоит раскрыть, а уже затем расследовать, наличия технико-криминалистического обеспечения, адекватных тактических приемов производства следственных действий, а также криминалистической методики предварительного расследования данного состава преступления, наличия и интенсивности противодействия расследованию со стороны заинтересованных лиц и др

О явном неблагополучии в сфере предварительного расследования преступлений начали открыто говорить даже официальные лица . В недавнем прошлом начальник Следственного департамента МВД России, заместитель министра внутренних дел А . А . Савенков, выступая на юридической конференции в СПбГУ, подверг жесткой критике ситуацию, сложившуюся в сфере уголовной юстиции . Он заявил, что «профессия юриста деградирует, все хотят обслуживать интересы, которые неплохо оплачиваются, по принципу "чего изволите?"... Никто не хочет становиться криминалистом» .

Он посетовал, что больше половины следователей — женщины, что есть следователи, которые не в состоянии без ошибок написать рапорт, что ни один вуз страны не готовит следователей — финансовых аналитиков, что полиция не владеет современными методами расследования киберпреступлений, и заключил, что «с такими подходами нельзя побороть организованную преступность и коррупцию» . Прав он и в том, что «первое право человека — на возмещение вреда, а реформа Гражданского кодекса, "второй Конституции страны", заблокирована и залоббирована» .

Представитель Совета Федерации в Конституционном и Верховном судах А . Александров очень обоснованно и однозначно заявил, что разработанный с участием «американских советников» УПК РФ требует коренного изменения6 .

Как справедливо подчеркивал Р С . Белкин, уголовно-процессуальный закон устанавливает общую процедуру расследования преступлений и изъятия из нее .

6 URL: http://www. kommersant. ru/doc/2745973 (дата обращения: 31 января 2017 г ) .

УНИВЕРСИТЕТА К проблеме качества предварительного имени o.e. кугафина(мгюА) расследования преступлений

На этой процедуре базируется структура частных криминалистических методик, включающая в себя последовательность действий следователя, а также содержание и специфику его действий на каждом этапе расследования . Процессуальная процедура определяет обязательные следственные действия, а иногда и их последовательность, временные границы проведения . «В силу сказанного ясно, что изменение процессуальной процедуры самым непосредственным образом влияет на криминалистическую методику в целом и на ту или иную частную криминалистическую методику в особенности»7 .

А что бы сказал мэтр отечественной криминалистики, столкнувшись с абсурдной ситуацией, когда в УПК, УК, КоАП, ГК, ТК РФ и другие российские кодексы практически ежемесячно вносятся поправки, в том числе и противоречащие друг другу? Он бы, наверное, констатировал, что правоохранителям приходится выполнять свой профессиональный долг в условиях правового хаоса . И был бы прав . Но вернемся к проблеме качества

Анализируя аналитические модели выведения интегральных критериев оценки качества уголовно-процессуального исследования преступлений, О . Я . Баев пишет: «Закон достаточно стабилен и, в принципе, подвергается изменениям для улучшения своего качества лишь в тех случаях, когда в результате обобщения репрезентативного массива уголовных дел, а также анализа мнений компетентных экспертов необходимость таковых изменений становится очевидной»8 .

Должен с сожалением констатировать, что так было и так должно быть, но нынешняя законодательная практика находится с этим постулатом в вопиющем противоречии . Никаких обобщений репрезентативных массивов уголовных дел, никакого анализа мнений компетентных экспертов никто не производит, уголовно-процессуальный закон, а также другие законы чрезвычайно нестабильны и подвергаются различным изменениям, причем далеко не всегда в сторону улучшения . Доказывать это нет никакой необходимости .

Это признает и цитируемый автор: «Вряд ли за всю историю российских правовых систем можно найти примеры столь неуважительного отношения к установлению стабильных правил "судопроизводственной игры", как те, что являют лихорадочные, перманентно-постоянные изменения, вносимые в УПК РФ 2001 года»9 .

Анализируя проблемы качества уголовно-процессуального закона, О . Я . Баев сосредоточивает свое внимание на языке его норм, констатирует высокую нестабильность этого законодательного акта, далеко не лучшим образом сказывающуюся на правоприменительной практике10 .

С приведенным мнением солидаризируется и А. Р Белкин: «История измене- ш

ний, вносимых в УПК РФ, изобилует примерами внесения неожиданных, стран- д

й

Р

7 Белкин Р. С. Курс криминалистики . 3-е изд . , доп . М . : Юнити-Дана, Закон и право, 2001. С . 755—756.

8 Баев О. Я. Избранные работы : в 2 т. Воронеж : Изд-во Воронеж . гос . ун-та, 2011. Т. 1. С . 360—483.

9 Баев М. О., Баев О. Я. Заметки об очередных изменениях Уголовно-процессуального кодекса РФ (о новеллах Федерального закона № 23-ФЗ от 4 марта 2013 г ) // Судебная власть и уголовный процесс . 2013 . № 2 . С . 41. □

10 Баев О. Я. Указ соч

П К

1--^ 1

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

ных, бессистемных и даже алогичных поправок, в дальнейшем исправляемых, в свою очередь, путем внесения "поправок на поправки" и т.д .»11 .

Такая законодательная практика представляется тем более странной, что высшую ступень в иерархии источников уголовно-процессуального права вслед за Конституцией РФ занимает УПК РФ . В статье 7 УПК РФ определено, что суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон или иной нормативный правовой акт, противоречащий УПК РФ, а при установлении несоответствия законов должны принимать решения в соответствии с нормами последнего12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщающим критерием качества уголовного преследования, включающего в себя обнаружение и выявление преступлений, их предварительное расследование, возбуждение и поддержание государственного обвинения, О . Я . Баев считает обнаружение и выявление преступлений, законное и обоснованное обвинение лиц, совершивших эти деяния . По его данным, эксперты оценивают качество предварительного расследования преступлений как находящееся на «недостаточно хорошем, но все же приемлемом уровне»13 . С такой экспертной оценкой современной следственной практики по вышеизложенным причинам согласиться никак нельзя . Нынешний уровень приемлем только для преступного сообщества .

Правильно полагает В . К. Зникин, что дознание и предварительное следствие служат основой для дальнейшего движения уголовного дела, очерчивают объем и пределы судебного рассмотрения, во многом обусловливают его правильный исход, поэтому понятие качества расследования преступлений имеет особое практическое значение . Анализ уголовно-процессуального законодательства и практики его применения привел его к выводу, что правовыми требованиями, составляющими в своей совокупности качество расследования преступлений, являются: законность, всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств уголовного дела, а также обоснованность и мотивированность предъявленного обвинения14 .

Следует согласиться с мнением Ю . А . Ляхова, что повышение качества российского предварительного следствия зависит от реализации целого комплекса законодательных и организационных мер . Какого-либо одного способа нет. Среди этих мер должны быть реальное обеспечение процессуальной самостоятельности следователя, устранение незаконного ведомственного вмешательства в следственную деятельность, серьезное повышение профессионального уровня следственных кадров, достойное материальное обеспечение следователей, усиление надзора за законностью предварительного расследования преступлений .

11 Белкин А. Р. Еще одна реформа Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации или возврат на круги своя? // Вестник Воронежского государственного университета . 2014 . № 1 (16) . С . 106 .

12 Гриднева С. В. О соотношении кодекса с другими федеральными законами в системе источников уголовно-процессуального права // Судебная власть и уголовный процесс . 2012 . № 1. С . 40 .

13 Баев О. Я. Указ . соч .

14 Зникин В. ^.Понятие эффективности и качества предварительного расследова-

ния // Вестник Томского государственного университета . Право . 2014 . № 1 (11) . С . 25—32.

УНИВЕРСИТЕТА К проблеме качества предварительного имени o.e. кугафина(мгюА) расследования преступлений

«Процессуальная самостоятельность следователя — необходимое условие его ответственного отношения к расследованию уголовного дела»15 .

Имеет право на существование подход к оценке качества предварительного расследования преступлений, предполагающий три уровня: высокий, средний и низкий . Высококачественным может быть признано расследование, материалы которого содержат полные, всесторонние и объективные ответы на все вопросы о совершенном преступлении, необходимые для правильного разрешения дела по существу, при отсутствии каких-либо нарушений закона . Среднекачественным считается предварительное расследование, содержащее те же ответы, но не в должной мере, имеющее нарушения процессуальных или материальных норм, не препятствующие вынесению законного и обоснованного решения по уголовному делу. Низкокачественным признается расследование, при котором не соблюдены или существенно нарушены основополагающие требования закона, не установлена объективная истина, нет базы для разрешения дела по существу16 .

Прав В . Д . Зеленский, обоснованно полагающий, что на качество расследования крайне отрицательно влияет отсутствие в законе указания на обязанность следователя всесторонне, полно и объективно расследовать преступление . Он пишет: «Качественное расследование — расследование законное, эффективное, с использованием научно-практических рекомендаций, достигающее конечной цели — установления истины в оптимальные сроки . Для качественного расследования важно и необходимо достаточное научно- и материально-техническое обеспечение, производство расследования профессионально подготовленными субъектами»17 .

Наивно полагал В . К . Степанов, что вступление в силу нового Уголовно-процессуального кодекса станет своеобразной точкой преломления негативной динамики одного из важнейших показателей качества предварительного расследования — раскрываемости преступлений . Но тут же оговаривался, что качество расследования зависит от комплекса причин и условий как объективного, так и субъективного характера18 . В частности, на качество оказывают влияние такие факторы, как отсутствие процессуальной самостоятельности следователя, низкая степень его взаимодействия с оперативно-розыскными органами, высокая загруженность делами, слабый уровень социального обеспечения, недостатки подготовки следственных кадров и др . По его мнению, качество предварительного расследования — это свойство, заключающееся в соответствии реальной деятельности следователя (дознавателя) требованиям, предъявляемым к ней в источниках уголовно-процессуального права . «Существующее в современном ш

обществе понимание качественного расследования как всестороннего, полного д

й Р

15 Ляхов Ю. А. Пути повышения качества предварительного следствия // Качество расследования: криминалистические и уголовно-процессуальные проблемы : материалы Всерос . науч . -практ. конф . Краснодар, 2016 . С . 42—46.

16 Власов В. И. Расследование преступлений . Проблемы качества . Саратов : Изд-во Саратов . ун-та, 1988. С . 37—38.

17 Зеленский В. Д. Указ . соч . К

... канд . юрид . наук . Ростов н/Д, 2004.

И

Ч m

18 Степанов В. К. Проблемы качества предварительного расследования : автореф . дис .

П К

1--^ 1

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

и объективного исследования обстоятельств дела в установленном законом порядке, если в ходе него в полной мере обеспечена защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защищена личность от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, стало закономерным итогом долгой эволюции правовых взглядов»19 . Ограниченность такого взгляда на проблему обсуждать нет необходимости .

Криминалистическое обеспечение расследования преступлений как необходимое условие его качества может быть реализовано путем профессионального, умелого использования средств криминалистической техники, а также современных технических средств, тактических приемов и методических рекомендаций во всех необходимых случаях не только самим следователем, дознавателем, но и специалистом-криминалистом, экспертом-криминалистом, следователем-криминалистом . Особенно актуален и результативен такой подход в ходе расследования тяжких и особо тяжких посягательств со стороны организованной преступности на общественные и личные интересы граждан и организаций

К факторам объективной реальности, обусловливающим необходимость криминалистического (технического, тактического и методического) обеспечения расследования совершаемых в стране тяжких и особо тяжких преступлений, в порядке их значимости, правильно будет отнести: дальнейшую профессионализацию преступности, рост ее организованной составляющей; нынешний профессиональный состав следственных аппаратов и органов дознания; усиление массированного противодействия расследованию со стороны организованной преступности и ее коррупционных связей в государственных и судебных органах; крайне неблагоприятные тенденции в изменениях действующего в России законодательства и др

Приходится с горечью констатировать, что российская преступность с каждым годом становится все более профессиональной, организованной и оснащенной по последнему слову науки и техники . Она активно осваивает всё новые сферы влияния, налаживает международные связи с криминалитетом, заимствует из-за рубежа новейшие криминальные технологии, особенно реализуемые в ки-берпространстве

Организованный российский криминалитет привлекает в свои ряды специалистов в сфере высоких информационных технологий, в области «оптимизации» налоговых платежей, нанимает опытных беспринципных адвокатов, способствующих уходу от уголовной ответственности за очередное тяжкое преступление . Для этих целей у него имеются практически неограниченные финансовые средства, поступающие из «серой» экономики, реализующей новые преступные схемы выпуска контрафактной продукции, ухода от налогообложения, контрабандных поставок из стран — членов ЕС и т. д .

Особые проблемы здесь возникают в связи с тем, что организованная преступность все активнее осваивает колоссальные возможности киберпростран-ства, вследствие чего особую актуальность приобретает разработка тактико-технических приемов производства следственных действий в этой эфемерной реальности, где все наличествует в виртуальном, электронном, цифровом виде .

19 Степанов В. К. Указ . соч .

•МШН1Ж Е■П■

УНИВЕРСИТЕТА К проблеме качества предварительного имени o.e. кугафина(мгюА) расследования преступлений

Специалисты-криминалисты, эксперты-криминалисты, следователи-криминалисты должны первыми и безотлагательно освоить новейшие информационные интернет-технологии, чтобы во всеоружии быть на переднем крае борьбы с современной киберпреступностью, передавать свой опыт рядовым следователям . Даже экспертам-криминалистам в этом направлении предстоит сделать еще очень непростые шаги20 .

А пока во всех криминальных хитросплетениях современных преступных посягательств приходится разбираться нынешним следователям и дознавателям, профессионализм и опытность которых оставляют желать лучшего . Напомню, что в следственном аппарате МВД России более 50 % — молодые женщины, треть следователей не имеют высшего юридического образования, а значит и криминалистических познаний, около половины проработали в этой должности менее 3 лет

Более 70 % рабочих мест следователей МВД не отвечают научно разработанным требованиям — стандартам безопасности труда . Продолжительность рабочего дня следователей этого ведомства составляет в среднем 10 часов . Лишь 10 % следователей и дознавателей укладываются в нормированный рабочий день, остальные вынуждены работать более 8 часов (40 %), до 12 часов (45 %) и более 12 часов в день (5 %) .

Ежегодно следователи МВД приостанавливают расследование до 1,5 млн уголовных дел, что соответствует затратам около 400 тыс . человеко-дней . На долю следователей этого ведомства приходится около 80 % всех уголовных дел, а средняя нагрузка составляет 32 уголовных дела в месяц на одного следователя, что почти в три раза больше, чем у следователей других ведомств . В течение рабочей недели следователи МВД проводят следственные и иные действия по 7—8 уголовным делам21 . Без грамотного криминалистического сопровождения обеспечить качественное предварительное расследование уголовных дел практически нереально, что и наблюдается в действительности

Анализ статистических данных о работе следователей МВД России за 2009— 2015 гг. свидетельствует, что ими ежегодно приостанавливается около половины всех расследуемых уголовных дел, причем более 95 % — вследствие неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого . Другими словами, половина совершенных, а точнее говоря — зарегистрированных, преступлений ежегодно остаются нераскрытыми, а виновные лица безнаказанными, что не может не беспокоить думающих людей .

В Следственном комитете России и ФСБ России все следователи имеют выс- ш

шее юридическое образование, должности укомплектованы мужчинами, однако д

опыт практической работы и здесь невелик. Да и следователи в этих двух ведом- °

й Р И

Д

ствах составляют примерно пятую часть от общей численности . Так, в СК России число следователей на май 2016 г. составляло 8 500 человек, в том числе 2 500

20 Ищенко Е. П. Актуальные проблемы развития российской криминалистики // Криминалистика XXI века : стратегия и тактика развития : коллективная монография . М . : Проспект, 2016 . С . 3—29 .

21 Можаева И. П. Криминалистическое учение об организации расследования преступле-

X m П

К к

ний : дис . ... д-ра юрид . наук. М. , 2015 . Т 1. С . 352—360.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

военных следователей и 1 500 следователей-криминалистов . Ими за 5 лет было возбуждено 663 тыс . уголовных дел, в суды направлено 500 тыс. дел, что свидетельствует о серьезной нагрузке на каждого следователя . Уверен, что качество профессиональной деятельности остальных 4 000 следователей было бы выше, а рабочая нагрузка меньше, если бы не служебная активность 3 500 процессуальных контролеров, полезность которых, на мой взгляд, более чем сомнительна .

Дело в том, что в структуре СК России были образованы самостоятельные подразделения, чья единственная задача — осуществление процессуального контроля . Процессуальная власть инспекторов и руководителей этих подразделений весьма велика, однако научно обоснованных технологий производства такого контроля нет до сих пор

Под процессуальным контролем предлагается понимать реализуемую в установленной законом процессуальной форме функцию руководителя следственного органа по предотвращению или пресечению нарушений закона при расследовании уголовных дел и проверке сообщений о преступлениях, выполняемую либо им непосредственно, либо через специально уполномоченные отделы процессуального контроля, их руководителей и инспекторов .

За идеал процессуального контроля в СК России приняты тотальность и дублирование . Первая предполагает, что в поле зрения субъектов контроля находится вся процессуальная деятельность следователя, которая подвергается сплошной ревизии . Дублирование контроля состоит в том, что его субъекты перепроверяют друг за другом один и тот же объект с одних и тех же сторон . Поэтому вполне обоснован вывод, что система процессуального контроля, основанная на «методе сплошной дублированной проверки следственной деятельности, является громоздкой, неэкономичной и, в конечном счете, неэффективной»22 . Не может она быть эффективной уже вследствие крайней нестабильности УПК РФ .

Поэтому не стоит удивляться, что ежегодно текучесть следственных кадров МВД и СК России доходит до 10 % от общего состава . Если преступность постоянно совершенствуется, то следственный и дознавательский корпус страны разве что перестал деградировать, хотя ежегодный приход тысяч новичков едва ли положительно сказывается на уровне его (корпуса) профессионализма, и без того, к сожалению, невысокого .

Борьба с коррупцией не принесет ощутимых результатов, пока не будет если не искоренена, то решительно подавлена российская организованная преступность . Все поползновения в этом направлении будут скорее имитацией усилий, нежели реальной деятельностью . Становясь все могущественнее, налаживая коррупционные связи на всех уровнях, проникая во все поры общественного организма, организованная преступность приобретает очень широкие возможности по оказанию противодействия не только предварительному расследованию, но и судебному разбирательству уголовных дел .

При этом следователи, дознаватели, оперативные работники, эксперты, прокуроры, судьи не только рядового, но и руководящего звена испытывают как

22 Цветков Ю. А. Управление в следственных органах : курс лекций . М . : Юнити-Дана, 2016 .

■ШШпИШШ Е■П■ 131

УНИНРРРМТРТД К проблеме качества предварительного |31

УНИВЕРСИТЕТА

имени о.Е.кугафина(мгюА) расследования преступлении

внешнее, так и внутреннее противодействие, нацеленное на избежание уголовной ответственности либо ее минимизацию в отношении «засветившихся» членов оргпреступных сообществ (ОПС) . В этом руководителям ОПС самую активную помощь оказывают адвокаты, часть из которых состоит на постоянном содержании у организованных криминальных структур .

Из наук уголовно-правового цикла только криминалистика всецело сориентирована на решение практических проблем борьбы с преступностью вообще и на полное раскрытие и расследование преступлений в частности . Представители криминологии, уголовного права и уголовного процесса предпочитают чувствовать себя так, будто с преступностью в России почти покончено, а то, что творит в стране организованный криминал, их вообще не касается. К борьбе с преступностью и даже к ее «преодолению, сдерживанию» они якобы не имеют даже косвенного отношения . Поэтому «ничтоже сумняшеся» предпочитают теоретизировать, рассуждать о принципах, презумпциях, критериях, концепциях, преюдициях и прочих сугубо теоретических материях . И очень немногие из них подают свои голоса против того законодательного беспредела, который происходит с нормами УК, УПК РФ и других российских кодексов .

Уголовный кодекс РФ имеет сравнительно небольшую, но очень насыщенную историю . Проследить ее подробно не представляется возможным, ибо по состоянию на 5 февраля 2017 г было принято 204 федеральных закона, внесших в него самые различные изменения, дополнения, уточнения и т.д . Легко подсчитать, что каждый год по поводу УК РФ принималось в среднем по 10 федеральных законов, т. е ., если исключить парламентские каникулы, изменения вносились ежемесячно . От исходного содержания Кодекса, согласно подсчетам экспертов, осталось около 8 %, все остальное — «новодел», причем поспешный, непродуманный.

Как пишет Э . Л . Сидоренко, очередным свидетельством стихийности реформирования уголовного законодательства стал Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 32-ФЗ, который вновь поставил перед научным сообществом вопрос: «Что такое современное правотворчество: уголовная политика как организованная деятельность государства или спорадический процесс принятия решений "на злобу дня"?» Вопрос этот возник потому, что многие из принятых нововведений «не согласуются с требованиями системности, справедливости и гуманизма уголовного законодательства... Особенно возмущает тот факт, что глумление над трупом является преступлением, а издевательство над живым человеком — нет»23 . В

Постоянно изменяющийся уголовный закон очень трудно применять и испол- д

нять, особенно если учесть те, мягко говоря, недружественные процессуальные □

й Р

И Д И Ч

23 См попппбнее1 Си>дореико Э Л Летние тезисы Госупарственной Пумы РФ ипи К оо-

условия, в которых приходится работать следователям и дознавателям . Но изменения тех или иных норм УК РФ на самом деле происходят еще более часто, поскольку до 60 % статей Особенной части УК являются бланкетными, отсылающими к нормативным актам иной природы . А административное, банковское,

См . подробнее: Сидоренко Э. Л. Летние тезисы Государственной Думы РФ, или К вопросу о качестве реформирования УК РФ // Библиотека криминалиста . 2016 . № 6 (29) .

С 67—73

П

* к

Ш--У 1

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

гражданское, трудовое, финансовое и другое законодательство тоже очень далеки от стабильности . И все изменения в законодательстве следователь (дознаватель) должен учитывать в своей профессиональной работе . Это не у всех получается, особенно у тех, кто не имеет высшего юридического образования и достаточного профессионального опыта (до 30 % от списочного состава следователей) . Среди дознавателей этот показатель еще выше .

В УПК РФ за годы его существования было внесено более 3 000 изменений, дополнений, уточнений . Для этого с 29 мая 2002 г. по 5 февраля 2017 г. Государственная Дума приняла 208 федеральных законов, да еще Конституционный Суд РФ вынес 4 постановления и 15 определений, пытаясь устранить неконституционность целого ряда положений УПК РФ . Некоторые статьи УПК изменялись многократно

По подсчетам заведующего кафедрой уголовно-процессуального права Университета имени О . Е . Кутафина (МГЮА) Л . А . Воскобитовой, из общего числа статей УПК РФ не изменялись лишь 168 (30 %) . Она обоснованно считает, что УПК РФ никак не борется с преступностью и не может этого делать, ибо нет соответствующей концепции . Потому и вносимые в него изменения бессистемны и хаотичны. А в результате за качество и эффективность предварительного расследования преступлений в стране не отвечает никто . Поэтому вполне обоснованно можно констатировать системный кризис отечественного уголовно-процессуального законодательства со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, главное из которых — свертывание борьбы с организованной и обычной преступностью, низкое качество раскрытия и предварительного расследования совершаемых в стране миллионов преступлений .

Необходимость криминалистического обеспечения расследования преступлений обусловлена еще и тем, что либо в распоряжении большинства следователей и дознавателей современных средств криминалистической техники нет, либо имеются устаревшие экземпляры, либо применять их эти практические работники не умеют. В то же время сейчас снова начинают приобретать первостепенное значение «немые свидетели» преступлений — различные следы и вещественные доказательства, особенно формирующиеся в киберпространстве .

Без применения технико-криминалистических средств и методов выявить их, зафиксировать, изъять и подвергнуть судебно-экспертному исследованию практически невозможно . Не могут их уничтожить и преступники, в том числе профессиональные (запаховые, тепловые, цифровые, микроследы), тогда как на свидетелей-очевидцев и потерпевших оказывается интенсивное давление со стороны членов ОПС и обслуживающих их адвокатов24 .

Неопытный, да к тому же не имеющий юридического образования следователь, дознаватель, вынужденный работать в условиях законодательной «свистопляски», будет чувствовать себя гораздо увереннее, если его усилия по сбору судебных доказательств будут подкреплены научно-технической базой российской криминалистики, средства и методы которой под воздействием научно-технического прогресса постоянно развиваются и совершенствуются . Поступают такие сред-

24 Гармаев Ю. П. Незаконная деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве . Средства предупреждения и нейтрализации : монография . М . : Юрлитинформ, 2010 .

УНИВЕРСИТЕТА К проблеме качества предварительного имени o.e. кугафина(мгюА) расследования преступлений

ства и в результате заимствований из-за рубежа . Такой подход облегчит решение многих сложных проблем уголовного судопроизводства25 .

В этой связи следует констатировать острую необходимость скорейшего налаживания грамотного технико-, тактико- и методико-криминалистического сопровождения расследования совершаемых в стране тяжких и особо тяжких преступлений . Это повысит качество их предварительного расследования, будет способствовать очищению российского гражданского общества от организованного и обычного криминала, проникшего во все сферы жизнедеятельности страны26 .

Резюмируя вышеизложенное, можно прийти только к такому выводу: до тех пор, пока законодательная и кадровая политика и практика не станут адекватными современному состоянию и тенденциям развития преступности в стране, о высоком качестве, т. е . об объективности, о полноте и всесторонности предварительного расследования преступлений, можно только мечтать . Согласны ли на это россияне, в массовом порядке становящиеся потерпевшими от преступных посягательств? Вопрос риторический, но лишь частично .

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Баев М. О. Заметки об очередных изменениях Уголовно-процессуального кодекса РФ (о новеллах Федерального закона № 2Э-ФЗ от 4 марта 2013 г. ) / М . О . Баев, О . Я . Баев // Судебная власть и уголовный процесс . — 2013 . — № 2 . — С . 41—50 .

2 . Баев О. Я. Избранные работы : в 2 т. / О . Я . Баев . — Воронеж : Изд-во Воро-

неж . гос . ун-та, 2011. — Т. 1. — С . 360—483 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 . Белкин А. Р. Еще одна реформа Уголовно-процессуального кодекса Россий-

ской Федерации или возврат на круги своя? / А . Р Белкин // Вестник Воронежского государственного университета . — 2014 . — № 1 (16) . — С . 106—114 .

4 . Белкин Р. С. Курс криминалистики / Р. С . Белкин . — 3-е изд ., доп . — М . : Юни-

ти-Дана,Закон и право, 2001.

5 . Власов В. И. Расследование преступлений . Проблемы качества / В . И . Вла-

сов . — Саратов : Изд-во Саратов . ун-та, 1988 . — С . 37—38 .

6 . Гармаев Ю. П. Незаконная деятельность адвокатов в уголовном судопроиз-

водстве . Средства предупреждения и нейтрализации : монография / Ю . П . Гармаев . — М . : Юрлитинформ, 2010 .

7 . Гриднева С. В. О соотношении кодекса с другими федеральными законами ш

в системе источников уголовно-процессуального права / С . В . Гриднева // Су- д

дебная власть и уголовный процесс . — 2012 . — № 1. — С . 40—42 . □

"О й

И Д

8 . Зеленский В. Д. Качество расследования преступлений: понятие и определяющие факторы / В . Д . Зеленский // Качество расследования: криминалистические и уголовно-процессуальные проблемы : материалы Всерос . науч . -практ. конф . — Краснодар, 2016 . — С . 6—9 .

25 Ищенко П. П., Ищенко Е. П. Ключевые проблемы уголовного судопроизводства // Lex К

Russica . 2016 . № 9 (118) . С . 230—241. □

Подробно см . : Ищенко Е. П. Реформой правит криминал? М. : Юрлитинформ, 2013 .

П

К к

26

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

9 . Зникин В. К. Понятие эффективности и качества предварительного расследования / В . К . Зникин // Вестник Томского государственного университета . — Право . — 2014 . — № 1 (11) . — С . 25—32 . 10 . Ищенко Е. П. Актуальные проблемы развития российской криминалистики / Е . П . Ищенко // Криминалистика XXI века : стратегия и тактика развития : колл . монография . — М . : Проспект, 2016 . — С . 3—29 . 11. Ищенко П. П. Ключевые проблемы уголовного судопроизводства / П . П . Ищенко, Е . П . Ищенко // Lex Russica . — 2016 . — № 9 (118) . — С . 230—241.

12 . Ищенко Е. П. О состоянии следственного корпуса России / Е . П . Ищен-

ко // Вестник криминалистики . — 2008 . — № 3 (27) . — С . 6—11.

13 . Ищенко Е. П. Реформой правит криминал? / Е . П . Ищенко . — М . : Юрлитин-

форм, 2013 .

14 . Ищенко П. П. Эволюция организованной преступности в цифровую эпоху /

П . П . Ищенко, Е . П . Ищенко // Библиотека криминалиста . — 2016 . — № 6 (29) . — С . 222—231.

15 . Ляхов Ю. А. Пути повышения качества предварительного следствия / Ю . А .

Ляхов // Качество расследования: криминалистические и уголовно-процессуальные проблемы : материалы Всерос . науч . -практ. конф . — Краснодар, 2016 . — С . 42—46 .

16 . Можаева И. П. Криминалистическое учение об организации расследования

преступлений : дис . ... д-ра юрид . наук / И . П . Можаева . — М ., 2015 . — Т. 1.

17 . Сидоренко Э. Л. Летние тезисы Государственной Думы РФ, или К вопросу

о качестве реформирования УК РФ / Э . Л . Сидоренко // Библиотека криминалиста . — 2016 . — № 6 (29) . — С . 67—73 .

18 . Степанов В. К. Проблемы качества предварительного расследования : авто-

реф . дис . ... канд . юрид . наук / В . К . Степанов . — Ростов н/Д, 2004 .

19 . Цветков Ю. А. Управление в следственных органах : курс лекций / Ю . А. Цвет-

ков ; под ред . А. И . Бастрыкина . — М . : Юнити-Дана, 2016 .

20 . Чепик М. М. Влияние компромисса на качество и полноту предварительно-

го расследования / М . М . Чепик // Вестник ДВЮИ МВД России . — 2016 . — № 1 (34) . — С . 46—50 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.