А.И. Дубнякова
К ПРОБЛЕМЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника [1, 2]. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание [2]. Дошкольный возраст - период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны [3]. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно [6, 9]. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [4, 5]. Играя, ребенок учится общаться со сверстниками. Игра - одно из наиболее эффективных средств воспитания. Это наиболее доступный дошкольнику вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни, стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты [7, 8, 10].
С целью выяснения сюжетов детских игр современных дошкольников нами было проведено наблюдение за свободной игрой. Небольшой группе детей (6-7 чел.) предлагалось в течение 30 минут в помещении группы поиграть в любую игру Исследователь отмечал, во что играют дети, а при необходимости после окончания игры спрашивал "Во что вы играли?". В каждой группе наблюдение проводилось 3 раза. На основе полученных результатов был сформирован список предпочитаемых игр.
51 % дошкольников демонстрировали те или иные формы ролевой игры. Наиболее популярными (56%) оказались традиционные бытовые сюжеты в семью: кормление, укладывание спать, прогулка, купание ребенка и др.
Достаточно часто (около 22%) встречались сюжеты, связанные с телепередачами и мультфильмами (пираты Карибского моря, Человек-паук, роботы, Последний герой, Бригада и др.). Значительное место среди них (47%) занимают агрессивные сюжеты, связанные с защитой и нападением: "милиционеры и преступники", "охотники за зомби", погоня за преступниками и пр. Чаще они проигрывались мальчиками. Подобные агрессивные сюжеты встречались в 16% случаев.
Ещё одну своеобразную группу сюжетов составили игры в домашних животных (примерно 12%). В этих играх дети берут на себя роли кошечек или собачек и их хозяев и разыгрывают отношения между ними: кормление, прогулки, лечение и пр.
Профессиональные сюжеты встречались только в 11% случаев. Это были игры в ресторан, кафе, магазин, больницу, салон красоты и т.д. Остальные сюжеты встречались в единичных случаях и имели самый разнообразный характер (цирк, самолёт, космический корабль, танцы и т.п.).
Квалификация результатов наблюдения по Е.О.Смирновой, О.В.Гударевой позволила сделать следующие выводы.
У современных детей 4,4-6 лет преобладает игра-действие, характерная для первого уровня развития игровой деятельности. Этот тип игры встречается почти у половины детей этого возраста (53 %). Игры этих детей ограничиваются отдельными игровыми действиями, например, приготовление еды, управление автомобилем, кормление ребенка, погоня за преступниками и пр.
Игра-роль во всех возрастах встречается реже, и с возрастом число детей с данным уровнем игры последовательно снижается от 41% до 16%. Эти дети в своих играх разыгрывают конкретный сюжет, содержащий 2-3 эпизода. Например, девочки готовят и наряжаются перед приходом "гостей", мальчики плывут к острову сокровищ и находят на нем клад.
Высший уровень развития игры (игра-отношение) появляется только у отдельных детей после 5 лет и в подготовительной группе наблюдается в 22% случаев. В этих играх, наряду с функциональным взаимодействием персонажей представлены отношения между ними.
Необходимо отметить, что многие дети в предложенной ситуации не играли, а занимались другими видами деятельности (рисовали, смотрели книжки, конструировали и пр.). Приблизительно 49% в свободное время не играли в сюжетно-ролевые игры. Некоторые из них демонстрировали отдельные предметные действия (например, бросание мяча), рисовали, рассматривали книжки, брали с полки коробки с настольными дидактическими играми и пр. Эти дети бегали по группе, читали и рассматривали книги, бурно обсуждали мультики и пр. Эти случаи фиксировались как "свободная деятельность". Отсутствие сюжетно-ролевой игры в свободное время (в особенности у детей 4-6 лет) может свидетельствовать о нежелании и неспособности детей играть.
Проведенное исследование специфики игровой деятельности современных дошкольников показало, что развитой формы игры достигают лишь немногие дети в основном к концу дошкольного возраста. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, полностью подтвердилась.
Сопоставляя полученные данные с общепринятыми положениями дошкольной педагогики, можно заметить, что у современных детей даже в старшем дошкольном возрасте явно доминируют бытовые сюжеты, а профессиональные и общественно политические "вытесняются" телевизионными, что отражает разрыв между жизнью современных детей и взрослых. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых. Реальный опыт детей ограничивается, с одной стороны, повседневным бытом, а с другой - сюжетами боевиков и виртуальных персонажей, заимствованных с экрана телевизора.
Литература
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. №4.
2. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: Учебное пособие. М., 2007.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2003.
4. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. № 4.
5. Игра и дошкольник: Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. М., 2007.
6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
7. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! Сценарии тематических игровых недель в ДОУ (из опыта работы). М., 2003.
8. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. №2.
9. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2006.
10. Якобсон С., Чернавина С., Копачева Ж., Пахомова Е. Формирование взаимодействий между детьми 3-4 лет // Дошкольное воспитание. 2002. №1.