Стрижиус Е.И.
Аспирант, кафедра общей психологии, Современная гуманитарная академия, г. Москва
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (ОТ ПОДРОСТКОВОГО К ЮНОШЕСКОМУ ВОЗРАСТУ)
Для каждого возрастного периода характерны определённые области жизни, которые вызывают повышенное беспокойство, тревогу вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого личностного образования.
Для ребёнка подросткового и юношеского возраста основной областью жизни, вызывающей большое количество как положительных, так и отрицательных эмоциональных состояний, является обучение в школе.
Период обучения в старших классах охватывает две возрастные стадии -отрочество (подростковый возраст) и возраст юношества. Следует отметить, что существуют различные мнения по поводу границ подросткового и юношеского возраста. Единство мнений отечественных и зарубежных психологов существует только в том, что границы этих возрастных отрезков условны и период перехода от отрочества к юношеству является периодом наиболее интенсивного личностного развития.
Если говорить о границах подросткового и юношеского возраста, следует вспомнить выделенные Э. Эриксоном психосоциальные стадии развития личности, среди которых он выделяет только период юности (от 12-13 лет до примерно 19-20 лет), рассматривает подростничество и юность как единый период для решения личностного самоопределения и достижения идентичности.
И.С. Кон определяет подростковый возраст 11-15-тью годами, а к юношескому возрасту относит возрастной период от 14-15 лет до 18 лет.
И.В. Дубровина считает подростковым возрастом период, относящийся к 10-14 годам, а юношеский - к 15-18 годам. При этом внутри подросткового возраста, она использует три подразделения: младший подростковый возраст - 10-11 лет, средний подростковый возраст - 11-12 лет, старший подростковый возраст - с 13 лет.
В «Новейшем психологическом словаре» указывается на то, что отрочество является периодом онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), который соответствует переходу от детства к юности, а юность - периодом развития человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Внутри периода юности при этом определяются следующие хронологические границы: ранняя юность - старший школьный возраст (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).
Особый интерес вызывает возрастная периодизация жизни человека, принятая решением симпозиума по возрастной физиологии в Москве в 1965 году. Данная периодизация разграничивает подростковый и юношеский возраст не только по хронологическим критериям, но и по гендеру:
- подростковый возраст: мальчики - 13-16 лет, девочки - 12-15 лет;
- юношеский возраст: юноши - 17-21 год, девушки - 16-20 лет.
Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Этот возрастной период изучался психологами биологического направления (З.Фрейд, С. Холл), которые связывали данный возраст с биологической предопределённостью, обусловленной половым созреванием; психологами социогенетического направления (М. Мид), трактовавшими природу возраста со стороны социальных условий, обучения, воспитания. Подростковый возраст также рассматривался и в социальной психологии (К. Левин), но всё же, одной из первых концепций, посвящённых подростковому возрасту, стала концепция С. Холла - известнейшего американского психолога, предложенная им в 1904 году. С. Холл указывал на то, что
подростковый возраст это есть промежуточная стадия между детством — эпохой охоты и собирательства, и взрослым состоянием — эпохой развитой цивилизации. Данные об этих эпохах были отражены им в теории рекапитуляции.
Э. Шпрангер - немецкий философ и психолог, разработал культурно-историческую концепцию подросткового возраста, считая его возрастом врастания индивидуальной психики в культуру.
Как известно психологическим симптомом подросткового возраста является чувство взрослости, о котором говорил Л.С. Выготский ещё в 1931 году Его основой является осознание подростком физиологических сдвигов в собственном организме, так и субъективное переживание социальных изменений (в частности, в отношениях с родителями). Испытывая это чувство, подросток выражает свою жизненную позицию по отношению к себе, людям, миру, определяет содержание социальной активности и особенности внутренней жизни. Своеобразие чувства взрослости заключается в том, что подросток, имея потребность в признании окружающими, отвергает свою принадлежность к детям, но не имеет при этом полноценной взрослости.
Стремление подростка занять определённую социальную позицию, осуществлять социально одобряемую деятельность порождает главную потребность этого периода -быть значимым в обществе и, прежде всего, в сообществе сверстников. На первый план выступает освобождение от родительской опеки и постепенное вхождение в группу сверстников.
Интимно-личностное общение со сверстниками помогает проиграть самые разнообразные стороны человеческих отношений. И не случайным является тот факт, что даже ухудшение успеваемости напрямую зависит от нарушения общения со сверстниками и наоборот, снятие напряжения в отношениях, избавление от личностных проблем влечёт за собой улучшение успеваемости.
Пора юности является напряжённым периодом формирования устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности, выработки ценностных ориентаций и идеалов.
Юность - это период, для которого характерны критические социальные события (получения паспорта, возможность вступления в брак, трудовая деятельность и уголовная ответственность), смена ведущей деятельности с интимно-личностного общения со сверстниками на учебно-профессиональную деятельность.
Главным в жизни становится определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. По мнению Л.И. Божович, старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего, в отличие от подростка, смотрящего на будущее с позиции настоящего.
Если говорить о возникновении тревожности в подростковом возрасте, то важно отметить следующее: даже для здоровых подростков характерны перепады настроения, депрессия, излишняя ранимость, сниженная самооценка. И это не случайно, ещё С. Холл указывал на то, что подростковый возраст считается кризисным периодом, в который подросток испытывает бурные внутренние переживания и эмоциональные трудности (период «бури и натиска»), преодолев которые он приобретает чувство индивидуальности.
Отрицательные эмоциональные и поведенческие проявления в подростничестве коррелируют с биологическим созреванием, гормональной перестройкой, а также переживанием, связанным с отношением к себе, к своей личности - подростки становятся застенчивыми, придают большое значение недостаткам внешности (действительным и мнимым), что приводит к формированию чувства неполноценности, замкнутости и даже неврозу.
Повышенный уровень тревожности в подростковом возрасте также может быть связан с фрустрацией потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе со
стороны «значимых» людей и с формированием психастенической акцентуации характера, отличительной особенностью которой являются тревожно-мнительные черты.
Обладая настойчивым чувством взрослости, подросток не имеет реальной возможности утвердить себя среди взрослых - возникает противоречие между желанием и возможностями, несущее за собой целую вереницу отрицательных эмоциональных состояний, в том числе и тревожность. Следует отметить, что тревожность может настолько парализовать социальную жизнь подростка, что он достаточно часто отказывается от большинства форм групповой активности.
Именно в подростковом возрасте тревожность становится устойчивым личностным образованием (А.М. Прихожан, 1998), а высокий уровень тревожности способствует развитию астении и психосоматических заболеваний (А.Л. Венгер, 2000). При этом отмечается преобладание эмоциональных расстройств у девочек - депрессия, страхи, тревожные состояния; для мальчиков - нарушения в поведении.
Школьная жизнь учащихся представляет собой постоянное столкновение с социальными ситуациями оценки успешности, многие из которых неприятны в эмоциональном плане. Ожидание неуспешного исхода, провоцирует возникновение негативных переживаний, сопровождаемых депрессией, стрессом, тревожностью.
В выпускных классах (9 и 11 класс) школьник обязательно проходит через ситуацию выбора - завершения или продолжения обучения, поступление в колледж, техникум или ВУЗ, занятие трудовой деятельностью. Тревожность формируется в этом возрасте в связи с неопределённостью жизненных целей и социального положения, противоречиями между своими возможностями и способностями.
Перечислим типичные причины школьной тревожности в подростковом и юношеском возрасте:
- 9 классы (неопределённость жизненных перспектив, ситуация выпускных экзаменов - ГИА, конкурсный набор в 10 класс, неблагополучные отношения со сверстниками и учителями, учебная неуспешность);
- 10 классы (усложнение учебной программы с изменением системы оценки знаний, адаптация к новому классному коллективу, неблагополучные отношения со сверстниками и учителями, учебная неуспешность);
- 11 классы (повышенная учебная нагрузка, связанная с подготовкой к поступлению в ВУЗы, выбор будущей профессии, ситуация выпускных экзаменов - ЕГЭ, неблагополучные отношения со сверстниками и учителями, учебная неуспешность).
Перечисленные причины показывают, что на возникновение тревожности детей подросткового и юношеского возраста и её рост влияют многочисленные факторы, связанные как с социальными контактами, так и с учебно-профессиональной деятельностью; среди типичных школьных фобий преобладающими становятся социальные фобии.