Научная статья на тему 'К проблеме экологически ориентированного высшего образования (социально- философский и психолого-педагогический контекст)'

К проблеме экологически ориентированного высшего образования (социально- философский и психолого-педагогический контекст) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕК / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / HUMAN BEING / ECOLOGY / ECOLOGICALLY ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимофеева С. В.

В статье рассматривается актуальная проблема экологически ориентированного высшего образова-ния; акцентируется ценностный аспект. Экологическая составляющая образования выделяется как базовая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тимофеева С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF THE ECOLOGICALLY ORIENTED HIGHER EDUCATION (SOCIAL AND PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONTEXT)

The urgent issue about the ecologically oriented higher education is considered in the article; the valued as-pect is accented. The ecological component of education is emphasized as basic.

Текст научной работы на тему «К проблеме экологически ориентированного высшего образования (социально- философский и психолого-педагогический контекст)»

УДК 378.1

С.В. Тимофеева

К ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ)

В статье рассматривается актуальная проблема экологически ориентированного высшего образования; акцентируется ценностный аспект. Экологическая составляющая образования выделяется как базовая. Ключевые слова: образование, человек, экология, экологически ориентированное образование.

S.V. Timofeeva

TO THE ISSUE OF THE ECOLOGICALLY ORIENTED HIGHER EDUCATION (SOCIAL AND PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONTEXT)

The urgent issue about the ecologically oriented higher education is considered in the article; the valued aspect is accented. The ecological component of education is emphasized as basic.

Key words: education, human being, ecology, ecologically oriented education.

В России в настоящее время происходит процесс модернизации высшего образования, и стратегией образовательной политики выступает качество всех сфер и направлений образования. Категория «качество» есть совокупность определённых свойств, характеризующих сущность объекта, отличие его от других. Качество образования - синтетическая категория, определяется различными критериями, отражает все аспекты и компоненты развития образования как целостной структурной детерминированной системы, связано с целями и задачами образования.

Образование (как феномен цивилизации) зародилось одновременно с первыми признаками зарождения человека как «социального животного», постепенно развиваясь и совершенствуясь в процессе социокультурного развития. Современные социально-философские концепции (М.Б. Абсалямов, В.М. Видгоф, Б.С. Гершунский, Н.Т. Казакова, Н.Н. Лукин, Н.В. Наливайко, В.И. Парщиков, В.Н. Сагатовский, Я.С. Турбов-ской и другие) раскрывают понятие «образование» как возможность формирования в ментальной культуре Человека разнообразных символических культурных смыслов, образов, ценностей, постепенного активного освоения их (ментальное присвоение), а затем практической реализацией во всех сферах деятельности. Понятие «образование» включает в себя составное понятие «образ»: по Платону «образ» - внешнее раскрытие внутренней сущности. В психологии «образ» - субъективное отражение объективной реальности, в нём воплощается абстрактное содержание. Материалом для образа служат пространственно-временные представления человека. Образ - важнейший компонент ценностных действий субъекта. Он ориентирует в различных ситуациях, направляет на достижение целевого результата, даёт импульс к процессу внутреннего саморазвития и личностного роста. Образ складывается из наблюдений человека в реальной практической жизни и из представлений о сущности человека, его отношений с миром (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, М.К. Ма-мардашвили). Образование традиционно понимается как процесс и результат усвоения человеком теоретических знаний, умений, навыков; является основой, необходимым условием сохранения и развития ценностей духовной и материальной культуры человечества, «образование - это путь культурного восхождения (человека) ко Всеобщему...» (Ю.В. Сенько).

Стратегия развития образования (соответственно и всех его сфер) зависит от нескольких взаимозависимых составляющих: Человек - Социум - Цивилизация (по Б.С. Гершунскому). Движущей силой любого познавательного развития (как всеобщего, так и частного) выступает человек: роль человеческого фактора (эволюционного либо инволюционного) в историческом процессе и, в частности, в образовательном процес-

се, неоспорима и аксиоматична. В представленной выше логической цепи (по Б.С. Гершунскому) блок «Человек» рассматриваем как основополагающий, первичный, имеющий аксиологические (ценностные) основания. В блоке важны сущностные психологические характеристики - ментальные, мыслительные основания человеческой личности, которые предопределяют её мировоззренческие и поведенческие установки и качества, прогнозируемые ценностные выборы и поступки, ценностно-ориентированное отношение к различным аспектам духовной и материальной жизни общества (эти психологические компоненты средствами образования и культуры могут быть существенно скорректированы, улучшены, сгармонизированы).

Современным обществом сегодня востребован специалист не только с узкопрофессиональными компетенциями, а с развитыми социально важными компетенциями, такими, как ценностно-культурное отношение к окружающему миру, экологически ориентированная профессиональная деятельность, освоение позитивно-созидательных ценностей. Социально-психологические качества и свойства такого специалиста имеют общекультурные ценностные основания [5]. В контексте обозначенной темы экологически ориентированное образование состоит в подготовке специалистов, обладающих высоким уровнем экологической грамотности и экологической культуры, общим интеллектуальным развитием, сформированным экологическим сознанием - индивидуальной способностью понимать неразрывное единство человека и природы; как следствие, - использование этого понимания в практической деятельности, носящей ярко выраженный ценностный экологический характер. Повышение качества образования в данном контексте состоит в выделении экологической составляющей образования (как системы экологических отношений), в актуализируемых тенденциях насыщения образования ценностями экологического характера.

Человек, как носитель культуры, выступает единственным самосознающим видом в биосфере (область активной жизни), который наделён духовно-разумным началом, потому и определяющий равновесное, гармоничное состояние биосферы, судьбу этого «монолита жизни» в исторически малом отрезке времени. В.И. Вернадский утверждал, что в биосфере совокупная деятельность живых организмов (в том числе и человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения [1]. Состояние окружающей среды, поддержание экологического баланса, сохранение экосистем - эти вопросы адресованы человеку разумному, переживающему, грамотному в этико-экологическом отношении, который глубоко озабочен духовной деградацией и своим возможным физическим вымиранием. От уровня развитости индивидуальной экологической культуры отдельного человека, сформированности его экологического сознания напрямую зависит экологическое состояние социума, его экология. Общеизвестна диалектическая истина: не только бытие определяет сознание, но и сознание человека определяет его бытие, социокультурные ценностные характеристики и приоритеты.

В шестидесятых годах двадцатого столетия человечество впервые оказалось перед фактом возникновения глобального духовно-экологического кризиса (как результата антропогенной деятельности), поразившего всю планету: перед человечеством остро встала проблема уничтожения всего живого из-за ускоренного темпа развития промышленной деятельности; актуализировались вопросы экологии человека и его экологической культуры. Благодаря выдающимся научным трудам В.И. Вернадского, экология из чисто биологической науки превратилась в междисциплинарную область философского значения, а проблемы экологической культуры предлагалось рассматривать в широком антропологическом контексте, поскольку в центре её был помещён именно человек (носитель сознания, носитель культуры).

«Экологическая культура» - комплексное понятие, междисциплинарный феномен, понимается как система отношений человека (субъекта жизнедеятельности) с окружающим миром, система отношений с живой природой; основа формирования его экологического мировоззрения и экологического сознания. Экологическая культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых в процессе развития цивилизации, ориентированных не только на удовлетворение всесторонних потребностей человека, но и на сохранение, восстановление и улучшение качественных и количественных показателей его естественной среды обитания (В.В. Козин, В.А. Петровский).

Возникшие (не сегодня) масштабные экологические проблемы имеют в основе своей экологическую образованность и экологическую грамотность человека, его психологическую готовность и умение применять экологические знания [4], «сознательный переход от экологического образования к экологической культуре» (Экологическая доктрина РФ), постоянное овладение ценностями экологической культуры, реализация в окружающем социуме линий и стратегий осмысленного экологического поведения и экологически ориентированной деятельности. «Новые условия жизни активно требуют обновления сознания, воспитания чувства ответственности Человека за Природу в себе и себя в Природе, осознания себя органической частью единой космической реальности.» (Р.А. Парошина). Уровень развития земной цивилизации определяет степень её

гомоцентричности. Проявление этого признака выражается в том, насколько социальные институты видят в человеке главную ценность, цель своей деятельности. Это предопределяет и образовательные цели, диктует необходимость формирования того или иного образа человека. Потому одна из миссий экологически ориентированного высшего образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения образ Человека, который ответственно и бережно относится к экологии Земли, её сохранению и приумножению, размышляет над проектами экологически ориентированного развития всего человечества [7; 10]. «Будущее человека всегда большей частью создаётся им самим» - утверждает отечественный естествоиспытатель, мыслитель и исследователь В.И. Вернадский. При наличии грамотно созданных и благоприятных социокультурных условий экологически ориентированное высшее образование может оказывать огромное ценностное влияние на гармоничное развитие всех сфер человека (познавательной, эмоциональной, поведенческой), на успешность его профессионального и личностного становления. По Н.Д. Никандрову, очень важно, чтобы ценности, декларируемые образованием, были поддержаны на всех уровнях и всем социальным окружением, всем разумным человеческим сообществом.

«Сегодня мы вновь на таком этапе, когда дальнейшее движение и сохранение человечества требует не только Нового Просвещения, но и коренного поворота - принятия новой нравственности, нравственного императива - то, что было допустимо в прошлом, уже недопустимо сегодня. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы. Новые моральные принципы должны войти в кровь и плоть Человека. Для этого необходимо иметь не только специальное, но и гуманитарное образование», - глубоко убеждён известнейший (не только в ноосферологии) учёный Н.Н. Моисеев [8, с. 19]. В кризисное время именно гуманистическая мораль, её ценности выступают неотъемлемой бытийной характеристикой человека и общества (Л.А. Микешина).

Обратимся к понятию «ценности». Ценности - значимые для человека объекты (материальные или идеальные), в них отражается отношение человека к чему-либо, к кому-либо. Философская категория «ценность» является общенаучной категорией, ключевым нравственно ориентированным понятием; выступает в качестве культурного образца, условия полноценного бытия. Аксиология однозначной трактовки понятия «ценность» не даёт и тем не менее можно отметить общекультурные позиции учёных разных областей знаний в отношении ценностей. Ценности являются базовым структурным компонентом личности, они задают ориентацию на будущее [3]; выступают смыслообразующим моментом жизни людей (С.Ф. Анисимов); содержание ценности обусловлено культурными достижениями общества, в ценностях выражается мера и качество духовного богатства личности (А.Г. Здравомыслов); ценности произведены от соотношения мира и человека, выражают то, что создаёт человек в процессе истории, что значимо для человека (С.Л. Рубинштейн); в психологии ценности выступают центром духовного развития личности (Б.Г. Ананьев). Ценности связываются с предметами, явлениями, их свойствами; выступают как суждение, результат оценочной деятельности, как ценностное отношение к различным аспектам действительности (Л.М. Архангельский, Е.В. Беляева, Л.П. Буева, Г.Н. Гусейнов, В.М. Видгоф, О.Г. Дробницкий, И.Л. Зеленкова, М.С. Каган, Н.Н. Лукин, В.П. Тугаринов, И.Т. Фролов,

Э.Г. Юдин и другие).

Учёными также отмечается важность ценностей для понимания ключевых механизмов социализации личности. Ценность («объективное материальное образование») «оживает» благодаря процессу интериориза-ции, впитывания, освоения её личностью (О.Г. Дробницкий). Ценность имеет свою значимость только во взаимодействии с личностью - социально-психологическим проявлением характеристики человека. Освоение ценностей (либо анти-ценностей) постепенно вызывает в человеческой личности различные качественные изменения, становится субъективной реальностью её внутреннего мира, напитывает личность духовно, через ценности личность переживает свою принадлежность к социальному Целому. Экзистенциальное значение ценностей заключается также в постепенном воздействии на человеческое бытие, которое изменяется либо в сторону развития-эволюции, либо в направлении разрушения-деградации. Совокупность устоявшихся ценностей (интериоризируемых личностью) обеспечивает её устойчивость, представляет её ценностный (смыслосодержательный) портрет. «Методологически оправданным представляется разграничить фактические и признаваемые ценности: только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию, функцию ориентира при формировании человеком решения о том или ином поведении» (Б.И. Додонов).

Методологическое значение категории «ценность» особенно важно для гуманитарной науки, для психоло-го-педагогической деятельности и профессионального становления специалиста. Среди задач высшего профессионального образования определённое место занимают задачи, связанные с подготовкой молодых специалистов, владеющих общекультурными компетенциями, обладающих достаточно развитым уровнем экологической культуры, компетентных в этой сфере, «способных предусмотреть меры по сохранению и за-

щите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности» (из Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, 2010).

В процессе развёртывания экологически ориентированного высшего образования особая роль отводится комплексному обеспечению, содержащему общекультурные и профессиональные компоненты становления специалиста. Обеспечение - непрерывный процесс создания разнообразных условий (социальных, материальных, духовных; внешних и внутренних), окружающих человека и способствующих его существованию, формированию ценностных качеств и свойств, реализации определённой деятельности [6]. В решении данной комплексной проблемы будут востребованы междисциплинарные образовательные стратегии и тактики ярко выраженного экологического характера. Понятие «стратегия» (от гр. «strategia» - войско + «ago» - веду) широко используется различными областями человеческой деятельности. В военной терминологии означает высшую область военного искусства. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова трактует понятие «стратегия» как «наука и искусство.». В психологии понятие «стратегия» рассматривается также в нескольких смыслах: план поведения, действия, искусное руководство, сознательно составленный набор операций для решения некоторой проблемы, достижения некоторой цели. Социальная педагогика «стратегию» трактует как «.алгоритм планирования действий, основанный на разбиении на цели и подцели и поиске путей их достижения». Стратегия - процесс, протекающий во времени, направленный на достижение определённого качественного результата; предусматривает возможность выхода специалиста за пределы своей «личной» культуры и обогащения её общекультурной ценностной компонентой. В результате появляется обновлённое социокультурное качество личности специалиста, набор его ценностных добродетелей.

Реализуемый в сфере высшего образования стратегический подход, связанный с освоением экологической составляющей культуры, предполагает использование стратегии «ориентирование» и, в частности, ориентирование высшего образования на ценности экологического характера. Анализ родовидового понятия «ориентирование» показывает, что существительное «ориентирование» соотносится с глаголом «ориентировать» по смыслосодержанию. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова трактует понятие «ориентировать» как умение разобраться, помочь разобраться, направлять на достижение цели. В образовательной практике понятие «ориентировать» используется как комплекс действий ценностного характера, направленных на решение проблемы, на получение осведомлённости в чём-либо, на активизацию определённой деятельности. В психологии понятие «ориентировать» используется также в коннотации «установка». П.Я. Гальперин в теории планомерного формирования умственных действий рассматривает ориентировочную деятельность, как сложный механизм управления действием, как систему указующего назначения: «.субъект производит обследование ситуации, содержащей в себе элемент новизны, подтверждает или изменяет смысловые и функциональные значения её объектов, примеривает и видоизменяет свои действия, намечает для них новый или подновлённый путь» [2, с. 265]. Психолого-педагогической наукой ориентировочная деятельность трактуется как деятельность познавательного характера, направленная на построение алгоритма действий, контроль и корректировку их в ходе выполнения; развитие же процесса ориентации выступает как возвышение потребностно-мотивационной и ценностной сфер личности человека, получение в итоге его нового качества.

Ценности экологического характера связаны с освоением экологической культуры, с экологизацией мышления личности, экологией её мыследеятельности; осознанием и пониманием ценности Человека, Природы, Жизни как таковой [4; 9; 11]; это и отношения бережности, гуманизма, человечности к окружающим людям и миру, ориентация на здоровый образ жизни; практическая реализация линий экологического поведения в собственной жизнедеятельности, реальные этико-экологические действия в социуме, облагораживание и окультуривание социальной сферы. В комплекс ценностей экологического характера также входит понимание и осознание человеком гармонии мира, взаимного проникновения всех экосистем, глубинного всеединства всего Сущего, принятие мира и человека как единого Целого; познание гармоничности законов Вселенной, природы, человека (как неотъемлемой части Целого); признание взаимосвязи социальной экологии (экология социума) и экологии внутреннего мира человека; реализация взаимопомощи, творческого сотрудничества людей на уровне ближнего и дальнего окружения.

Ориентирование высшего образования на ценности экологического характера (некая экологизация образования) определённым образом повысит уровень и качество экологической сферы специалиста, знание им базовых основ экологической культуры, поскольку последовательное внедрение в сферу его сознания экологически ориентированных теоретических положений и установок будет постепенно способствовать выстраиванию экологических отношений и взаимодействий в социуме, формированию «профессионально значимых качеств» (А.А. Деркач) экологического свойства, развёртывающихся в профессиональной дея-

тельности. Путь к духовно-экологической цивилизации Будущего (Л.С. Гордина) лежит через экологически

ориентированное высшее образование.

Литература

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989. - 261 с.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. - М.: Книжный дом, 1999. - 332 с.

3. Гинзбург М.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. -

1994. - № 2. - С. 44-53.

4. Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические аспекты экологической проблемы. - М., 1986. - С. 154.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.; Воронеж, 2003. - 480 с.

6. Игнатова В.В., Нургалеев В.С. Педагогические стратегии как предмет системного анализа // Мир человека: науч.-информ. изд. - Красноярск: СибГТУ, 2001. - Вып. 1. - С. 112-122.

7. Казначеев В.П. Космогония планеты в современной научной картине мира // Знамя Мира. - 2003. -№ 1-3.

8. Материалы «круглого стола» по книге Н.Н. Моисеева «Быть или не быть. человечеству?». - М.:

Изд-во МНЭПУ, 2000. - С. 19; 39-40.

9. Тимофеева С.В. Проблема ценностей и формирования ценностных ориентаций личности. - Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2009. - 300 с.

10. Чешева Т.В. Естествознание как всеединое знание о Мире, Природе и Человеке. - Томск, 1995. - 100 с.

11. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - С. 244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.