Научная статья на тему 'К проблемам правового регулирования волонтерской деятельности на современном этапе'

К проблемам правового регулирования волонтерской деятельности на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2892
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Присяжнюк Ю. П.

Рассматриваются проблемы правового регулирования волонтерской деятельности в России. Автор касается основных положений законопроекта «О добровольчестве (волонтерстве)», а также обобщает практический опыт стимулирования добровольческой активности в ряде регионов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF VOLUNTEER ACTIVITIES AT THE PRESENT STAGE

The article considers some problems of legal regulation of volunteer activities in Russia. The author examines the main provisions of the draft law "On volunteering" and summarizes the practical experience of volunteer activity encouragement in several regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К проблемам правового регулирования волонтерской деятельности на современном этапе»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (2), с. 181-184

УДК 347.471

К ПРОБЛЕМАМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© 2014 г. Ю.П. Присяжнюк

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского g.i.za@yandex.ru

Поступила в редакцию 9.10.2014

Рассматриваются проблемы правового регулирования волонтерской деятельности в России. Автор касается основных положений законопроекта «О добровольчестве (волонтерстве)», а также обобщает практический опыт стимулирования добровольческой активности в ряде регионов РФ.

Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, государственная поддержка волонтерского движения, стимулирование волонтерской деятельности в регионах

Волонтерская деятельность - в разных ее проявлениях - является сегодня приметой времени. Массовые всероссийские мегапроекты и социальные катаклизмы, стихийные бедствия и возникающие с пугающей регулярностью гуманитарные проблемы, целый ряд факторов, связанных с развитием макроэкономики, с поворотами геополитики, наконец просто с ощущением (осмыслением) себя как человека в нашем несовершенном мире, - все это делает волонтерскую деятельность весьма востребованной.

В зависимости от мотивации такого рода социальной активности разнятся и ее результаты. Стремление помочь - одно из базовых человеческих отличий - соседствует порой с ощущением человеком собственной невостребованности и, как следствие - со стремлением эту невостребованность восполнять. Возможность и умение быть полезным, проявляя свои профессиональные качества, подчас пересекаются с карьерными интересами. В итоге волонтерское движение, основываясь на целях высоких и благородных, на уровне социума в целом (то есть, выступая как явление, объединяющее значительные массы людей) выглядит иной раз и как «актуальная тенденция». В последние годы возникает даже, если угодно, «мода» на волонтерство.

Рассматриваемая под таким углом зрения, проблема эта не несет выраженного «национального колорита», существуя и рядом с каждым из нас, и далеко за пределами российских границ. Анализ нравственной составляющей данного круга вопросов мог бы стать темой отдельного серьезного исследования. Не претендуя на выполнение такового, в дальнейшем мы сосредоточим внимание на правовых аспектах волонтерского движения, на необходимости и

возможности определенной юридической регламентации статуса, прав и полномочий как отдельных волонтеров, так и добровольческих организаций. Прежде всего, напомним и систематизируем факты - этапы осмысления данной проблемы, какими они видятся из дня сегодняшнего.

Итак, связанные с волонтерством в нашей стране вопросы, так или иначе, были уже проработаны на европейской почве. Как любое явление, обретающее более или менее массовый характер, добровольческое движение было подвергнуто там специальной правовой регламентации. Документы такого рода возникали сначала в отдельных государствах, а затем - и на межгосударственном уровне. Наиболее показательной в этом плане выглядит принятая на 11-й Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий специальная «Декларация добровольцев» (14.09.1990, Париж). Следующим логичным шагом на этом пути стала известная Резолюция 55/57 Генеральной Ассамблеи ООН (от 24.09.2002), в которой правительствам всех стран настоятельно рекомендовано оказывать системное содействие развитию добровольчества.

Российские законодатели до последнего времени откликались на проблему волонтерства весьма сдержанно - на уровне отдельных «точечных» рекомендаций, прецедентов и «решений на местах». Но в 2013 году последовала и реакция по существу. На обсуждение в нижнюю палату парламента был внесен заново разработанный законопроект «О добровольчестве (во-лонтерстве)». Необходимо акцентировать внимание на том, что речь идет о специальном нормативно-правовом акте, который на феде-

ральном уровне мог бы определять основы волонтерской деятельности в РФ. Фактически появление подобного документа стало косвенным (хотя и абсолютно уместным) признанием того факта, что регулирование отдельных вопросов добровольческой деятельности в рамках предшествующих нормативных актов (ФЗ «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности», сравнительно недавние поправки в Налоговый кодекс), очевидно, недостаточно. Появление единого закона, направленного на регламентацию конкретных проблем добровольческого движения, видится фактором чрезвычайной степени актуальности. В новом законе предполагалось сформировать понятийный аппарат проблемы, исключить возникающие сегодня на каждом шагу разночтения в применении терминов «добровольчество», «во-лонтерство», «благотворительность», определить правовой статус добровольца. Единый документ позволял на законодательном уровне закрепить принципы деятельности волонтеров, упорядочить их работу, а также разработать систему мер для стимулирования добровольческой активности.

Упомянутый законопроект вызвал в СМИ оживленную дискуссию. Критике подверглись не только отдельные положения документа. Под сомнение была поставлена сама целесообразность его принятия. В последнем случае критический пафос сводился к тому, что желающий помогать в состоянии всегда осуществить задуманное и без специальной регламентации. Опасения пишущих на этот счет легко понять в связи со спецификой правоприменения в России, где увеличение количества регламентированных позиций зачастую резко повышает коррупционную составляющую. Неясно, правда, как же иначе организовывать волонтерскую деятельность, если она связана с применением добровольцем специальных профессиональных навыков, либо с охватом волонтерами значительной территории и их работой с широким кругом лиц.

Активная критика отдельных позиций Закона велась, прежде всего, в связи с идеей ведения реестра волонтеров, а также выдачей им личных учетных книжек. Надо сказать, что данный блок вопросов законодатель предлагает определить и до конца проработать в регионах, таким образом, оставляя определенный «люфт» в решении упомянутой проблемы. По сути ее скажем, что идея ведения реестра выглядит продуктивной. Приведем лишь один, но вполне, на наш взгляд, достаточный аргумент в ее защиту. Предлагаемая система учета поможет в разы снизить рис-

ки, связанные с повторной недобросовестностью волонтеров (вплоть до создания на этой основе своего рода «черного списка» лиц, которым закрывается доступ к соответствующему роду деятельности). Добровольческий реестр способен, видимо, стать инструментом оптимизации волонтерского труда. Укажем здесь на возможность учесть специализации добровольцев, уровень их профессиональной подготовленности для проведения определенного рода мероприятий, в которых человек способен и максимально реализовать себя, и принести несомненную пользу окружающим.

Разумеется, наличие индивидуальных книжек не может само по себе быть абсолютной гарантией полезности и добросовестности волонтера. Однако такая информация способна стать некой постоянно пополняющейся «базой данных», где сведения о конкретном добровольце будут накапливаться, формируя своеобразный рейтинг эффективности, да и порядочности участников добровольческих организаций. Кроме того, таким образом фактически формируются списки лиц, готовых к профессиональному и при этом, при необходимости, безвозмездному участию в ряде специфических операций. То есть и здесь круг более или менее «случайных» лиц минимизируется.

Безусловно, целый ряд критических высказываний в адрес нового Закона следует признать справедливыми. Не касаясь их всех (во избежание длительного пересказа известной общедоступной дискуссии), скажем об одном, но вопиющем случае. Странно нелогичной (и, к тому же, в соответствии с ФЗ «Об образовании» - незаконной) выглядит попытка разработчиков заменить волонтерской деятельностью учебную (производственную) практику. Каким образом авторы законопроекта предполагают достичь решения задач, ради которых, собственно, такая практика предусмотрена -остается неясным.

Однако в пылу полемики изрядные порции критики достались и предложениям вполне здравым. Так, несомненно, социально полезным выглядит идея закрепления особого статуса волонтера, который обретает свои определенные права, обязанности, гарантии, и, что особенно важно - полномочия и соответствующую им меру ответственности. Весьма перспективной видится идея страхования здоровья и жизни волонтера (при условии, конечно, что она будет реализована в специальном законе о страховании).

Говоря, с одной стороны, о социальных гарантиях, а с другой - о мере ответственности

К проблемам правового регулирования волонтерской деятельности на современном этапе_183

члена добровольческой организации, мы неизменно оказываемся перед необходимостью затронуть и этико-нравственный аспект проблемы. Осознавая, что говорить об этом в рамках объявленного разговора не вполне уместно, отметим все же, что актуализация идеи волонтер-ства не является (по крайней мере, в идеале) лишь попыткой решить всегда остро стоящие социальные и экономические задачи. Добровольчество как социальный феномен имеет, по всей видимости, глубоко нравственный характер. Деятельность такого рода вполне может стать частью столь непросто складывающегося в наше время процесса постепенного формирования социокультурных ориентиров, не только и не столько направленных на цивилизацион-ные потребности населения, сколько обращенных к внутренней сущности каждого отдельно взятого человека. Как следствие, такая «внутренняя» работа ведет к повышению уровня как «общегуманитарной», так и специально-правовой культуры.

Сказанное касается, прежде всего, молодежи. А это значит, что заинтересованность в добровольческих проектах должны и могут проявлять образовательные учреждения, в частности вузы. Заметим здесь, что существующее на сегодняшний день грантовое стимулирование добровольчества, в том числе и на вузовском уровне, имеет локальный, краткосрочный характер и вряд ли способно лечь в основу постоянной работы по обучению студентов волонтерской деятельности. Необходимо принять целый комплекс эффективных мер, связанных как с воспитанием культурного уровня отдельно взятого студента, так и с организацией деятельности социально активных молодых людей, получающих высшее образование в России.

Создается любопытная ситуация: с одной стороны, добровольчество может выступать своеобразным мерилом в системе ценностей человека, помощником в формировании этой системы; с другой стороны, гуманитарно оснащенный социально активный молодой человек, очевидно, сознательно готов принять участие в укреплении самого волонтерского движения. Особенно важным последнее обстоятельство видится, если учесть, что Федеральный закон «О волонтерстве» имеет, по сути, «рамочный» характер. Весь груз обеспечения, мотивирования, контролирования деятельности добровольцев регионам предложено взять на себя. Ясно, что не всем регионам это может оказаться по силам. Очевидно также, что преимущества получат те субъекты, которые не только экономически эффективны, но и готовы

предложить реально работающую модель формирования всякий раз индивидуальной, но и отвечающей запросам общества системы морально-нравственных ориентиров. Таким образом, «инициатива сверху» (законодатель) будет поддержана и подхвачена «инициативой снизу» (конкретный волонтер, добровольческая организация). Скажем в этой связи, что в ряде субъектов РФ амбициозная задача адаптации волонтерского движения как к национальной специфике, так и к действующей нормативной базе, успешно решается. Вновь по необходимости оставляя в стороне все иные важные аспекты проблемы, сосредоточимся на кратком анализе опыта реализации связанных с добровольчеством законодательных инициатив в наиболее эффективных с данной точки зрения регионах.

Во многих субъектах РФ сегодня действуют нормативные акты, регламентирующие волонтерскую деятельность. Среди них: «Концепция развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи» в Белгородской области, от 02.05 2012 г.; «Концепция развития добровольческого движения в Республике Татарстан на период до 2016 года», от 18.04.2011 г.; «Концепция развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы», от

23.01.2008 г.; «Концепция развития и поддержки добровольчества» в Самарской области от

23.12.2009 г.; закон Воронежской области «О добровольческой деятельности (волонтер-стве) и др.

Наиболее востребована помощь волонтеров в социальном патронировании пожилых людей; службе милосердия в больницах; детских домах, молодежных психологических и юридических службах; в реставрационных работах; восстановлении и уходе за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; организации творческих мероприятий, конкурсов, праздников, спортивных мероприятий. Важную роль волонтеры играют в благоустройстве социальных объектов, при участии в экологических акциях, субботниках; в профилактике (тушении) пожаров и проведении аварийно-спасательных работ и иных чрезвычайных ситуациях. Координируют работу волонтеров районные, муниципальные центры, агентства по поддержке добровольческих инициатив.

На региональном уровне ведется активная деятельность по разработке и изданию методических материалов, связанных с организацией деятельности добровольческих объединений, модулями обучения добровольцев и координаторов волонтерских организаций. Проводятся

конкурсы грантовой поддержки социальных инициатив. Формируется база данных добровольческих вакансий, а также системы учета эффективности добровольческого труда и ценности вклада добровольцев в социальное и экономическое развитие региона. Предусмотренные в регионах формы стимулирования в целом сводятся к следующему: предоставление волонтерам возможности участия в образовательных программах и мероприятиях на льготной или бесплатной основе; возможность приобретения опыта работы по различным направлениям; организация стажировок, практик (Республика Татарстан); учет добровольческой деятельности при приеме на работу, обучение (Ростовская, Самарская области); вручение благодарностей, подписанных известными политическими деятелями, спортсменами, деятелями культуры, рекомендаций для дальнейшей профессиональной деятельности (Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Самарская область, др.); представление к наградам лиц, отличившихся в добровольческой деятельности (Санкт-Петербург); освещение в СМИ деятельности волонтерских организаций, отдельных добровольцев (Воронежская, Ростовская область, Алтайский край, др. регионы) и др.

Даже беглого взгляда достаточно, чтобы убедиться в том, что воплощение основных идей ФЗ «О волонтерстве» осуществлять можно и должно: слишком очевидны гуманитарные и социальные преимущества, которые дают в итоге рассмотренные подходы. Назрела очевидная необходимость активизировать аналогичные

процессы в Нижегородской области. С этой целью 08 апреля 2014 года в Законодательном собрании Нижегородской области был проведен «круглый стол», посвященный проблемам и перспективам развития добровольчества. На совещании отмечена высокая активность нижегородцев в желании оказывать помощь на безвозмездной основе, их интерес к волонтерской деятельности. Но действительно эффективной волонтерская работа будет при ее соответствующей организации. К сожалению, на низком уровне пока остается взаимодействие между субъектами и объектами волонтерской деятельности, а также с органами государственной власти и местного самоуправления. Отсутствует системный подход к координации и поддержке добровольческого движения. Очевидна недостаточная активность СМИ в освещении добровольческих инициатив. В этих условиях необходимы разработка и принятие комплексного нормативно-правового акта, регламентирующего правоотношения в сфере волонтерской деятельности на территории Нижегородской области.

Усилия эти, будучи направленными адресно, несомненно, найдут отклик у наиболее ярких представителей молодого поколения, ведь, как было показано выше, вектор добровольчества обратим. Реализуя различные социальные и гуманитарные проекты, приходя на помощь нуждающимся и таким образом совершенствуя себя, добровольцы смогут стать мощной силой для реализации самых амбициозных волонтерских программ и перспектив Нижегородского региона.

ON THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF VOLUNTEER ACTIVITIES AT THE PRESENT STAGE

Yu.P. Prisyazhnyuk

The article considers some problems of legal regulation of volunteer activities in Russia. The author examines the main provisions of the draft law "On volunteering" and summarizes the practical experience of volunteer activity encouragement in several regions of the Russian Federation.

Keywords: volunteer, volunteering, state support of volunteerism, encouraging volunteer activities in the regions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.