Научная статья на тему 'К пониманию связи минерального статуса студентов и успеваемости'

К пониманию связи минерального статуса студентов и успеваемости Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
53
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нотова С.В., Губайдулина С.Г., Чадова Л.А.

В ходе реализации комплексной программы по оздоровлению студентов Оренбургского государственного университета выявлены зависимости между микроэлементным статусом учащихся и их успеваемостью. Как следу ет из представленных данных, наиболее значительные расхождения в минеральном обмене у обследованных лиц, успевающих на «отлично» и «удовлетворительно», имели место по йоду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нотова С.В., Губайдулина С.Г., Чадова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К пониманию связи минерального статуса студентов и успеваемости»

Нотова C.B.

заведующая кафедрой профилактической медицины ОГУ, кандидат медицинских наук, доцент

Губайдулина С.Г.

специалист лаборатории медицинской биоэлементологии Института биоэлементологии ОГУ

Чадова Л.А.

специалист лаборатории медицинской биоэлементологии Института биоэлементологии ОГУ

К ПОНИМАНИЮ СВЯЗИ МИНЕРАЛЬНОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ

И УСПЕВАЕМОСТИ

В ходе реализации комплексной программы по оздоровлению студентов Оренбургского государственного университета выявлены зависимости между микроэлементным статусом учащихся и их успеваемостью. Как следует из представленных данных, наиболее значительные расхождения в минеральном обмене у обследованных лиц, успевающих на «отлично» и «удовлетворительно», имели место по йоду.

Стабильность химического состава организма является одним из важнейших и обязательных условий его нормального функционирования (А.П.Авцын и др.,1991; А.В.Скальный, 1999). Живой организм находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, и все метаболические процессы, происходящие в нем, протекают с обязательным участием биоэлементов. Химические элементы являются непременными и незаменимыми участниками процессов обмена веществ и адаптации к различным факторам среды, в том числе и к процессу обучения.

К сожалению, у большинства студентов процесс адаптации протекает очень сложно и, по данным Р.Г. Гильмутдинова (2003), до 60% студентов имеют повышенный и высокий уровень невротизации, что, естественно, сказывается на качестве учебного процесса.

Воздействие на организм студента большой информационной нагрузки, высокой интенсивности обучения усугубляется значительным нервно-эмоциональным напряжением, а также неблагоприятной экологической обстановкой.

В этой связи актуальными представляются исследования по оценке микроэлементного статуса студентов с различной успеваемостью.

Материал и методы

Проведен анализ успеваемости 179 студентов ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» различных специальностей, из них 154 девушек и 25 юношей. Все студенты по итогам зимней сессии были разделены на три группы сравнения. В первую группу вошли студенты, сдавшие сессию на отлично (п=54), во вторую - на хорошо (п= 105), в третью - на удовлетворительно (п=20). Микроэлементный статус обследованных лиц оценивался по анализу

волос. Исследование данного биосубстрата проводили методом атомно-эмиссионной и масс-спектрометрии с индуктивно-связанной аргоновой плазмой на приборе Optima 2000 DV (Perkin Elmer 1пс.,США) в Центре биотической медицины (г. Москва). Статистическую обработку полученных результатов осуществляли с использованием методов вариационной статистики (Г.Ф. Лакин, 1991) .

Результаты исследования

Как следует из результатов исследований С.В.Нотовой (2003), элементный статус учащейся молодежи Оренбуржья имеет свои региональные особенности. Характерно низкое содержание селена и кобальта; повышенное содержание магния, железа. Однако, как следует из наших данных, на фоне региональных особенностей успеваемость и интеллектуальные способности так же связаны с микроэлементным статусом.

В ходе исследований анализировался уровень 25 элементов в волосах, из которых для девяти были установлены достоверные различия между сравниваемыми группами (табл.).

Сопоставление элементного статуса учащихся, успевающих удовлетворительно, и групп отличников и хорошистов позволило выявить факт наиболее выраженных различий содержание в волосах йода. Так, относительно I группы концентрация элемента в данном биосубстрате, взятом у лиц III группы, сравнения оказалась в 1,9 раза ниже, аналогичная разница между II и III группами достигла 2,5 раза. Менее выраженные, тем не менее, достоверные различия имели место в содержании в волосах марганца и кобальта.

Так, у студентов, обучающихся на «удовлетворительно», обнаружен дефицит целого

Нотова C.B. и др.

К пониманию связи минерального статуса студентов и успеваемости

Таблица. Содержание химических элементов в волосах студентов с различной успеваемостью (мкг/г)

Группа Элемент, (мкг/г , M±m)

сравнения Ca Na Mg I Mn Pb Se Co Ni

I 2199,0 146,6 273,4 1,859 1,77 0,62 0,353 0,04 0,71

±212,3 ±23,3 ±31,0 ±1,2 ±0,3 ±0,08 ±0,02 ±0,01 ±0,07

II 2227,7 129,9 269,79 2,466 1,75 0,52 0,348 0,04 0,65

±161,70 ±11,2 ±21,2 ±1,5 ±0,3 ±0,04 ±0,02 ±0,01 ±0,05

III 1668,7 93,6 187,46 0,99 0,93 0,39 0,303 0,02 0,53

±258,7 ±10,1* ±28,0* ±0,1* ±0,1* ±0,05 ±0,02 ±0,00* ±0,07

Примечание: * Р<0,05

ряда эссенциальных нутриентов, в том числе расхождение по уровню РЬ, N1, Ш, Мп, Со, Са. Обращает на себя внимание меньшее содержание кальция (на 24%) и марганца (на 48%), характерное для группы студентов, занимающихся удовлетворительно, по сравнению со студентами - отличниками. Снижение содержания Са и Mg в организме приводит к общей слабости, повышенной утомляемости, ухудшению процессов мышления и, наконец, к снижению памяти. Заметно ниже уровень кобальта (на 44%), что может явиться причиной развития вегето-сосудистых нарушений и, следовательно, ограничения возможности адаптации студентов к изменениям внешней среды и к учебной нагрузке (А.В. Скальный, И.А. Рудаков, 2004).

Таким образом, в результате проведенного исследования, были выявлены значительные различия в содержании основных элементов у студентов с низкой успеваемостью. Этот факт указывает на то, что они не только могут явиться причиной нарушения адаптации учащихся к факторам внешней среды, в том числе и к воз-

растающей учебной деятельности, но могут стать причиной развития патологических процессов в организме и способствовать развитию различных заболеваний.

Данная работа доказывает, что только педагогических приемов недостаточно для повышения интеллектуальных способностей студентов. Необходимо учитывать физиологические особенности учащейся молодежи, а также отклонения в балансе химических элементов, которые могут явиться причиной сниженной успеваемости.

Поэтому, наряду с улучшением качества педагогической деятельности специалистов, необходимы изучение и коррекция элементного статуса организма. Наиболее эффективным и быстрым путем ликвидации дефицита микронутриентов является нормализация структуры питания в образовательных учреждениях, применение белково-витаминно-ми-неральных комплексов, а также обогащение микронутриентами продуктов широкого потребления.

Список использованной литературы:

1. Велданова М.В. Медико-социальные аспекты дефицита йода // Микроэлементы в медицине. - 2004. - Т.5. - №4. - С.28-31.

2. Скальный A.B., Рудаков И.А. Биоэлементы в медицине. - М.:ОНИКС 21 век. С. 272.

3. Скальная М.Г., Дубовой Р.М. Химические элементы - микронутриенты как резерв восстановления здоровья жителей России: Монография. - Оренбург.РИК ОГУ, 2004. - 239 с.

4. Гильмутдинов Р.Г. Использование логической аргументации в рациональной психотерапии неврозов//3доровьесберегаю-щие технологии в образовании: Научные труды I Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург: РИК ОГУ, 2003. - С. 30-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.