Научная статья на тему 'К определению предмета внешнеэкономических преступлений'

К определению предмета внешнеэкономических преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / КОНТРАБАНДА / ВАЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ИНСТРУМЕНТЫ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / FOREIGN ECONOMIC CRIMES / THE CUSTOMS UNION / SMUGGLING / CURRENCY VALUES / MONETARY INSTRUMENTS / EXTREMIST MATERIALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифорова Алена Анатольевна

Автором в статье поднимается проблема определения предмета внешнеэкономических преступлений, возникшая в связи с исключением статьи 188 из УК РФ. Автор рассматривает нормы, предусматривающие ответственность за перемещение предметов через границу Российской Федерации и через таможенную границу Таможенного союза Российской Федерации, как преступления, посягающие на внешнеэкономическую деятельность государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the definition of the subject of foreign economic crimes

The author of the article raises the problem of defining the subject of foreign economic crimes arising from the exception of article 188 of the criminal code. The author considers the norms providing responsibility for the movement of objects through border of the Russian Federation and across the customs border of the Customs Union of the Russian Federation, as crimes against the foreign economic activity of the state.

Текст научной работы на тему «К определению предмета внешнеэкономических преступлений»

Никифорова А.А. К определению предмета внешнеэкономических преступлений

трибуня молодого ученого

УДК 343.2/.7

Никифорова Алена Анатольевна Nikiforova Alena Anatol’evna

адъюнкт адъюнктуры (докторантуры)

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) post graduate student

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: luckyalenka@rambler.ru

К определению предмета внешнеэкономических преступлений To the definition of the subject of foreign economic crimes

Автором в статье поднимается проблема определения предмета внешнеэкономических преступлений, возникшая в связи с исключением статьи 188 из УК РФ. Автор рассматривает нормы, предусматривающие ответственность за перемещение предметов через границу Российской Федерации и через таможенную границу Таможенного союза Российской Федерации, как преступления, посягающие на внешнеэкономическую деятельность государства.

Ключевые слова: внешнеэкономические преступления, Таможенный союз, контрабанда, валютные ценности, денежные средства и инструменты, экстремистские материалы.

The author of the article raises the problem of defining the subject of foreign economic crimes arising from the exception of article 188 of the criminal code. The author considers the norms providing responsibility for the movement of objects through border of the Russian Federation and across the customs border of the Customs Union of the Russian Federation, as crimes against the foreign economic activity of the state.

Keywords: foreign economic crimes, the Customs union, smuggling, currency values, monetary instruments, extremist materials.

Сложившаяся на сегодня социально-политическая обстановка в стране и в мире активно сказывается на развитии внешнеэкономических процессов. Для экономики России результаты внешнеэкономической деятельности играют немаловажную роль. Так, в 2013 году размеры доходов, полученных от экспорта товаров и услуг за границу, составили 523,3 млрд долларов (см. диаграмму), что говорит о необходимости успешного протекания внешнеэкономических процессов. С развитием таких процессов активно растет число преступных посягательств в данной сфере, так, например, за период января — марта 2015 года в сфере ВЭД выявлено 502 преступления, тогда как за аналогичный период в 2014 году было выявлено 353 преступления, что в полтора раза ниже показателей за 2015 год [1]. Все это свидетельствует о необходимости активной и эффективной работы законодателя и правоприменителя в данной области.

В связи с изменяющимся законодательством в сфере ВЭД возникает вопрос о том, что явля-

ется предметом внешнеэкономических преступлений. До 2011 года в УК РФ данный вопрос не стоял остро, так как существовала статья 188 УК РФ, предусматривающая ответственность за контрабанду и представляющая собой одну из основных норм, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере. Согласно данной норме предметом преступного посягательства являлось следующее:

1. Товары и иные предметы потребительского характера: промышленные изделия, продукция сельского хозяйства, сырьевые ресурсы, валютные, художественные и другие культурные ценности и т. п., находящиеся в свободном торговом обороте на внутреннем и внешнем рынках [2, с. 43].

2. Наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы,ядерное,химическое, биологическое и другие виды оружия массового по-

256

Юридическая наука и практика

трибуня молодого ученого

Диаграмма

Динамика внешней торговли в 2010-2014 гг., млрд,долл, ■ экспорт импорт

2010 2011 2012 2013 2014

ражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, в отношении которыхтакже установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ [3, с. 112].

Необходимо отметить, что одновременно с исключением из УК РФ статьи 188 «Контрабанда» в 2011 году в него были введены статья 2261 и статья 2291, предусматривающие ответственность за различного рода контрабанды, тем самым законодатель сохранил охрану отношений по перемещению через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Позже, в 2013 году, УК РФ был дополнен статьей 2001 УК РФ, которая в качестве предмета контрабанды предусматривает наличные денежные средства и денежные инструменты. Ранее статьей 188 УК РФ были предусмотрены валютные ценности в качестве предмета преступления, однако денежные средства и инструменты представляют собой нечто иное. Так, в соответствии с Договором между государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС денежные средства представляют собой денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в государствах — членах Таможенного союза или иностранных, включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки. Этим же договором под денежными инструментами определены дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие

обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств [4].

Валютные ценности согласно Федеральному закону от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», представляют собой иностранную валюту и внешние ценные бумаги, что определенно отличает их от денежных средств и денежных инструментов. Исходя из этого следует, что до введения статьи 2001 в УК РФ защита отношений в сфере перемещения рассматриваемых предметов отсутствовала.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» [5] раздел преступлений в сфере экономики был пополнен новой нормой, регулирующей отношения по перемещению через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и табачных изделий. Ранее статья 188 УК РФ предусматривала в качестве предмета посягательства такую продукцию, однако после ее исключения прошло 3 года, прежде чем законодатель вновь ввел норму, предусматривающую ответственность за их контрабанду. Это свидетельствует о том, что все это время отношения в сфере перемещения алкогольной продукции и табачных изделий находились без уголовно-правовой охраны. Возможно, законодатель, исключая статью 188 УК РФ, посчитал, что административной ответственности за подобные действия будет достаточно (ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров; ст. 16.3 КоАП РФ — за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации [6]), однако, почему в скором времени его мнение изменилось, и он решил усилить меры по противодействию контрабанде таких предметов, сохранив при этом административное регулирование данного вопроса, остается не совсем понятным правоприменителям.

По мнению М.А. Алпеевой [7, с. 27—29], предметом внешнеэкономических преступлений могут явиться экстремистские материалы. Объясняется это тем, что предметы, предусмотренные статьей 2261 и статьей 2291 УК РФ, могут использоваться в террористическом от-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)

257

Никифорова А.А. К определению предмета внешнеэкономических преступлений

Никифорова А.А. К определению предмета внешнеэкономических преступлений

трибуня молодого ученого

ношении в экстремистской деятельности. Также М.А. Алпеева утверждает, что предметы преступлений, предусмотренных статьями 189, 193 и 194 УК РФ, аналогичным образом могут применяться для достижения экстремистских целей.

Нельзя не согласиться с данным автором в вопросе, касающемся целей использования рассматриваемых предметов, так как, безусловно, они могут в определенных случаях послужить достижению экстремистских целей. Однако перемещение через границу товаров, предметов или услуг не является основным признаком, относящим те или иные деяния к внешнеэкономическим, так как главная их направленность — экономическая. Из этого следует, что в результате совершения преступления, отнесенного к внешнеэкономическим, должны последовать определенные негативные последствия для экономических процессов. Учитывая, что М.А. Алпеева делает уклон на то, что перемещение экстремистских материалов все-таки должно повлечь «совершение преступлений, сопряженных с возбуждением религиозной, национальной, идеологической или иной ненависти либо вражды...» [7, с. 27—29], можно сделать вывод о том, что в результате совершения этихдействий преследуются не экономические, а именно идеологические цели. Таким образом, в качестве признака, определяющего данные деяния как влияющие на внешнюю экономику, автором учитывается только факт перемещения таких предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации, в связи с этим вряд ли можно отнести подобные действия к внешнеэкономическим.

На современном этапе развития уголовного законодательства затруднен процесс отнесения тех или иных норм к внешнеэкономическим, в связи с тем что отсутствует законодательное определение преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, а также нет единых признаков и критериев, характеризующих данные деяния. Сегодня в уголовном законе не прослеживается единообразного отношения к преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности, о чем свидетельствует размещение норм в УК РФ. Так, если раньше статья 188 УК РФ, предусматривающая ответственность за контрабанду, содержалась в главе 22 УК РФ, то сегодня нормы, охраняющие отношения в сфере перемещений товаров и услуг через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации, не ограничены данной главой. По-

мимо нее нормы, обладающие признаками преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, содержатся в главах 24, 25 УК РФ.

В главе 22 УК РФ содержатся 2 нормы, регулирующие отношения в рассматриваемой сфере, а именно: статья 2001 и статья 2002 УК РФ. Это свидетельствует о том, что законодатель определяет данные преступления как влекущие за собой ущерб во внешнеэкономической сфере. Однако статья 2261 и статья 2291 УК РФ помещены законодателем в раздел преступлений против общественной безопасности и общественного порядка и в главы, предусматривающие ответственность за преступления против общественной безопасности и за преступления против здоровья населения и общественной нравственности соответственно. Таким образом, законодатель, судя по всему, в качестве определяющего признака расположения данных норм учел предмет посягательства, и, исходя из логики законодателя, не относятся к преступлениям в сфере внешней экономики нормы, предметом посягательства которых не охватывается напрямую экономическая составляющая. Однако нельзя отрицать, что вред, причиняемый при совершении контрабанды ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ, вооружения, культурных ценностей, особо ценных диких животных, наркотических средств, психотропных веществ и многого другого, в большей мере является экономическим, что находило ранее подтверждение в статье 188 УК РФ.

На наш взгляд, размещение норм УК РФ исходя из предмета преступления является не совсем корректным, так как главным критерием при решении данного вопроса выступают охраняемые общественные отношения. Так, при контрабанде предметов, предусмотренных статьей 2261 и статьей 2291 УК РФ, прежде всего страдают отношения в сфере внешней экономики, что должно являться определяющим при размещении данных статей.

Нельзя не указать на тенденцию к расширению законодателем предмета преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности. В 2012 году в статью 242 УК РФ были внесены изменения, согласно которым диспозиция данной статьи была дополнена действиями по незаконному перемещению через Государственную границу Российской Федерации порнографических материалов или предметов [8]. На отнесение рассматриваемой нормы к преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности указывает перемещение порнографических материалов и предметов через Го-

258

Юридическая наука и практика

трибуня молодого ученого

сударственную границу Российской Федерации, а также преследование экономической выгоды. По некоторым данным американского телеканала CNBC, деятельность, связанная с порноиндустрией, имеет ежегодный доход в размере 14 млрд долларов [9]. Это в первую очередь свидетельствует о направленности данной деятельности на получение материальной выгоды, что влечет за собой негативные последствия для экономики страны.

Продолжая рассматривать вопрос о расширении предмета внешнеэкономических преступлений, необходимо упомянуть о преступлении, предусмотренном статьей 2381 УК РФ. Данная норма, введенная в УК РФ [10], предусматривает ответственность за производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифициро-ванныхбиологически активныхдобавок. В данной норме нас больше интересуют действия по ввозу указанных предметов на территорию Российской Федерации. Учитывая тот факт, что статьей 2381 УК РФ предусмотрен импорт лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок как один из признаков внешнеэкономических преступлений, а также безусловное преследование получения материальной выгоды в результате такой деятельности, вследствие чего наступают негативные последствия, влияющие на развитие экономического сектора государства, мы приходим к выводу о том, что данное преступление относится к числу внешнеэкономических.

Таким образом, мы видим, что законодатель активно уделяет внимание преступлениям сфере внешнеэкономической деятельности, все больше расширяя предмет этих преступлений, что говорит о важности и необходимости регулирования данного вопроса мерами уголовно-правового характера. Однако при наличии активных мер законодателя по регулированию правоотношений в данной сфере прослеживается определенная непоследовательность и не системность закрепления норм в уголовном законодательстве, что свидетельствует о необходимости его совершенствования. Так, на наш взгляд, имеющееся ранее закрепление контрабанды в главе 22 УК РФ отвечало всем необходимым требованиям, и ее разделение в 2011 году привело к множеству спорных вопросов и затруднений при квалификации. В связи с этим считаем необходимым поместить все нормы, предусматривающие ответственность

за контрабанду, в главу 22 УК РФ, так как главенствующим в решении вопроса о помещении нормы в ту или иную главу является объект посягательства, а в данном случае объектом выступают общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности.

Примечания

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL:https://mvd.ru/reports/2/ (дата обращения: 14.04.2015).

2. Сучков Ю.И. Таможенные преступления: учебное пособие. Калининград, 2000.

3. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999.

4. Денежные средства и денежные инструменты //

Евразийская экономическая комиссия [Офиц. сайт]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_

sotr/departament/transferenceMoney/Pages/Cash.aspx (дата обращения: 10.05.2015).

5. Собрание законодательства РФ. 2015. № 1,

ч. 1, ст. 83.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.05.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1.

7. Алпеева М.А. Экстремистские материалы как предмет преступлений экстремистской направленности, связанных с пересечением границы // Таможенное дело. 2013. № 3.

8. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних: федеральный закон от 28 февраля 2012 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 10, ст. 1162.

9. Американские СМИ [Интернет-портал]. URL: http://matveychev-oleg.livejournal.com/567463. html?thread=15773095 (дата обращения: 12.04.2015).

10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок: федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 532-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1, ч. 1, ст. 85.

Note

1. The Ministry of internal affairs of the Russian Federation [Official. website]. URL: https://mvd.ru/reports/2/ (accessed: 14.04.2015).

2. Suchkov Yu.I. Customscrimes: tutorial. Kaliningrad, 2000.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)

259

Никифорова А.А. К определению предмета внешнеэкономических преступлений

Никифорова А.А. К определению предмета внешнеэкономических преступлений

трибуня молодого ученого

3. Volzhenkin B.V. Economic crimes. St. Petersburg, 1999.

4. Cash and cash instruments // The Eurasian economic Commission [Official. website]. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/ta m_sotr/departament/ transferenceMoney/Pages/Cash.aspx (reference date:

10.05.2015) .

5. Collection of legislative acts of the RF. 2015. № 1, p. 1, art. 83.

6. Code of the Russian Federation about administrative offences from 30.12.2001 № 195-FZ (ed. from

02.05.2015) // Collection of legislative acts of the RF. 2002. № 1, p. 1, art. 1.

7. Alpeeva M.A. Extremist materials as a subject of extremist crimes related to border crossing // Customs business. 2013. № 3.

8. On amendments to the Criminal code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation in order to strengthen accountability for crimes of a sexual nature, committed against a minor: federal law dated 29.02.2012 № 14-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2012. № 10, art. 1162.

9. The American media [Internet portal]. URL: http://matveychev-oleg.livejournal.com/567463. html?thread=15773095 (reference date: 12.04.2015).

10. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on countering the trafficking of forged, counterfeit, substandard and unregistered medicines, medical devices and adulterated dietary supplements: federal law dated 31.12.2014 № 532-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2015. № 1, p. 1, art. 85.

260

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.