Научная статья на тему 'К некоторым критериям профессиональной компетентности руководителя общеобразовательного учреждения'

К некоторым критериям профессиональной компетентности руководителя общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / КРИТЕРИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ / ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ИНТЕГРАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / CRITERIA OF MANAGER’S COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF EDUCATION MANAGER / EXTERNAL AND INTERNAL INTEGRATED CRITERIA / SELF-CONTROL OF ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мусинов Петр Айкенович

В статье характеризуются критерии профессиональной компетентности руководителя общеобразовательного учреждения как инструмент измерения развития профессионально значимых способностей и компетентностей руководителя через призму психологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К некоторым критериям профессиональной компетентности руководителя общеобразовательного учреждения»

вую подгруппу внутривузовского жаргона, специфичного только для студентов, обучающихся в образовательной системе СГА.

Как видим, большая часть сленговых единиц представляет собой неким образом трансформированные официальные наименования, которые помогают новоиспеченным студентам быстрее адаптироваться в новой для них среде, сделать «своими» ее реалии и законы.

Таким образом, студенческий сленг, являясь функциональной разновидностью русского языка, выполняет, главным образом, коммуникативноадаптационную функцию. При этом система обучения оказывает непосредственное влияние на формирование данного слоя лексики.

Студенческий сленг является своего рода зеркалом корпоративной культуры вуза.

Библиографический список

1. Алымова, Е. В. Образование в зеркале лингвокультурологии [Текст] / Е. В. Алымова // Лингвокультурология. - Вып. 1. - Екатеринбург, 2007. - С.

5 - 16.

2. Голованова, А. И. Студенческий сленг как функциональная разновидность русского языка [Электронный ресурс] // Материалы межвузовской студенческой интернет - конференции / А. И. Голованова. — 2003. — Режим доступа: URL: http://konf-csu.narod.ru/2003/2003 07.htm (дата обращения: 05.04.2010).

3. Грачев, М. А. Словарь молодежных сленгов [Текст] / М. А. Грачев, А. И. Гуров. - Горький, 2004. - 366 с.

4. Словарь молодежного сленга [Электронный ресурс] : сайт. - URL: http://teenslang.su/content.html (дата обращения: 10.04.2010).

5. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л. В. Щерба. - Л. : Наука, 1974. — 428 с.

Управление образованием Мусинов Петр Айкенович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, Россия

УДК 371. 351.851 ББК Ч. 251.483

К НЕКОТОРЫМ КРИТЕРИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье характеризуются критерии профессиональной компетентности руководителя общеобразовательного учреждения как инструмент измерения развития профессионально значимых способностей и компетентностей руководителя через призму психологической культуры.

Ключевые слова: профессиональная компетентность руководителя общеобразовательного учреждения; критерии компетентности руководителя; внешний и внутренний интегральные критерии; саморегуляция деятельности; психологическая культура.

TO SOME CRITERIA OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF

EDUCATION MANAGER

The article analyzes the criteria of professional competence of manager of educational institution as a tool to measure the development of professionally significant abilities and competences of the manager through psychological culture.

Key words: professional competence of education manager, criteria of manager’s competence, external and internal integrated criteria, self-control of activity, psychological culture.

Анализируя основные теории управления, проект «Новая школа» и практику профессиональной деятельности руководителя общеобразовательного учреждения (далее - ООУ), мы приходим к выводу о том, профессиональная компетентность руководителя ООУ - есть актуальное, стрессоустойчивое, нравственно и законосообразно формируемое качество, основанное на знаниях социально-педагогических позиций, профессионально значимых и необходимых умениях, личностно-временных ценностях, обеспечивающее правильный выбор стратегий, определение целей и программ функционирования и развития учреждения, самосовершенствования и развития коллективного субъекта. Аналогичного мнения придерживаются такие ученые, как Н.Т. Селезнева, Л.Н. Дроздова, Е.А. Куркотова и др. [Психологическая культура руководителя, 2008].

Профессиональная компетентность руководителя ООУ позволяет определить личностные возможности, интегрировать «Я-концепт» в жизненную позицию личности руководителя, оптимизировать стратегии её ценностно -смыслового и профессионального позиционирования в социальной и социально-педагогической действительности ООУ, тем самым успешно состояться и самореализоваться субъектом управления.

Измерение профессиональной компетентности руководителя ООУ как личностного качества, обеспечивающего развитие субъекта-партнера творческой профессиональной деятельности становится возможным при условии компетентного установления исследователем системы критериев, показателей развития профессиональной компетентности и выявления тенденций, закономерностей и факторов этого развития посредством валидных методов фиксации и интерпретации процесса и результатов развития профессиональных позиций руководителя ООУ.

Применимо к критериям и показателям развития профессиональной компетентности руководителя ООУ можно сформулировать следующие основные требования:

- критерии как совокупность показателей и уровней их проявления определяют степень выраженности интегративных качеств личности-профессионала (качества не поддаются статистическому измерению, можно лишь говорить

об измерении проявлений качественных характеристик);

- критерии обладают степенью достаточности корректного фиксирования качественной определенности состояния и развития профессиональной компетентности руководителя ООУ;

- критерии отражают как внешнюю, так и внутреннюю стороны процесса развития профессиональной компетентности руководителя ООУ;

- критерии определяются сложностью оцениваемого феномена профессиональной компетентности, основу которого составляет психологическая культура, внешне проявляемая в профессиональных позициях руководителя.

В нашем исследовании мы выделяем два интегральных критерия профессиональной компетентности: внутренний и внешний.

В качестве внутреннего интегрального критерия профессиональной компетентности выступает фиксированная конструктом «Я-профессионал» мера соответствия личностного смысла руководителя, его способностям, самоот-ношениям, сформированности структурных и функциональных компонентов психологической культуры, которую мы рассматриваем как способность руководителя культивировать психологическую энергию, возможности в личностно-временном континууме жизнедеятельности. Данный критерий является субъективным в том смысле, что в его качестве выступает мера соответствия модели, представления о профессионале психологической культуры руководителя ООУ осуществлять самореализацию в соответствии с личностно-профессиональным статусом.

Внутренний интегральный критерий проявляется через систему внешних критериев. В качестве внешнего интегрального критерия профессиональной компетентности руководителя ООУ мы выделяем меру соответствия способа реализации руководителем себя в профессиональных позициях личностному конструкту «Я профессионал» и требованиям, предъявляемым к личности руководителя современным состоянием образования и управления им. Данный критерий является объективным, так как в его качестве выступают характеристики реальной самореализации руководителя как субъекта - партнера взаимодействия.

Внешний интегральный критерий может быть представлен как система специальных внешних критериев, позволяющая оценивать уровень развития профессиональной компетентности через успешность профессиональной деятельности руководителя, эффективность деятельности организации. Выделенные критерии находятся в некотором соотношении, которое предоставляется возможным выявить благодаря анализу психологической культуры личности руководителя.

В последнее время в психологической литературе критерием культуры личности является полимотивированность. Данный критерий используется в качестве норматива оценки правил, способов, форм деятельности, общения личности, её ценностной ориентации. В работах отечественных психологов в качестве психологического критерия эффективности выделен уровень саморегуляции деятельности.

Концепции управленческой деятельности выделяют в качестве критерия эффективности меру соответствия, обобщенности, осознанности действий.

В зарубежных исследованиях в качестве критерия оптимального соответствия внешнего внутреннему выделены: рациональность стратегий и удовлетворенность личности.

Философы М. Мамардашвили, А. Рорти, К. Поппер критерием соответствия интеллектуального и личностного потенциала называют систему моральных норм и ценностей субъекта, способного реализовать их при решении проблем. В.В. Знаков, формулируя основания становления субъекта, обращается к идеи перехода активности субъекта от микро- к макроанализу с выделением регулятивного аспекта и ценностно-смыслового контекста [Знаков, 2005]. А.В. Карпов, исследуя динамические аспекты становления интегральных процессов, выделяет в качестве критерия смысловые новообразования субъекта [Карпов, 2008].

Анализ управленческого процесса позволил обнаружить у руководителей потребности в модели совместной деятельности и конструировании субъект-субъектных отношений еще в традиционной модели управления. Однако данные потребности у руководителей возникают только тогда, когда они соотносят личностный смысл со значением системы взаимоотношений.

В конкретных случаях социального взаимодействия, его отдельных отношений, самоотношений, поведения руководителя и партнеров выделенное соотношение смысла и значения различно. Можно предположить, что совпадение смысла и значения выражается в организации субъект-субъектных отношений в соответствии с социокультурными нормами и характеризует вполне определенный тип сознательного целеполагания совместной деятельности. Именно такое соотношение смысла и значения является показателем перестройки позиций руководителя в социальном взаимодействии, перехода с субъект-объектных отношений на субъект-субъектные, партнерские, которые характеризуются внутренним диалогом, единством субъектности и социальности личности. Другие варианты соотношения смысла и значения руководителя могут быть интерпретированы как показатели спектра позиций, в которых руководитель сознательно проявляет социальность или субъект-ность в поиске оптимальности смыслов, целей, свободы и ответственности.

Позиция руководителя в социальном взаимодействии, представленная в качестве взглядов, установок, диспозиций, мотивов, смыслов, стратегий личности относительно условий совместной деятельности и собственной профессиональной деятельности в организации субъект-субъектных отношений,

реализуемых и отстаиваемых ею, передает сущностную характеристику понятия личности как субъекта деятельности.

Значения выступают в качестве инварианта суждений, цели и задачи, образа-модели и стратегии, опосредуя при этом координационные и субординационные связи субъектности и социальности в позициях партнера и далее субъекта-партнера при осознании их социальной конгруэнтности. Смысл представлен как отношение притязаний субъекта к ожиданиям партнеров, которое регулирует деятельность, общение, состояние, сознание в неповторимой, индивидуально-личностной форме проявления, с учетом интерпретации контекста актуальной ситуации и ответственности руководителя.

Активность руководителя в позиции субъекта-партнера, проявляющаяся в реальном общении, поведении, деятельности, как субъекта, так и партнера, основана на их отношении и опосредуется коммуникативно-когнитивными, семантическими сферами, которые объединены временем, смыслом, значением, обладают разной степенью структурированности/аморфности, фикси-руемости/регулируемости в зависимости от системы самоотношений, проблем руководителя и уровня организованности взаимодействия.

Таким образом, в управленческой деятельности выделяется некий конструкт, объединяющий смыслы, время, значение.

Характер конструкта «смысл-время-значение» определяет пространственно-временной диапазон возможностей руководителя. В позиции субъекта-партнера ярче всего демонстрируется возможность руководителя своевременно регулировать реальное общение, способность согласовать свою активность с активностью других, оформлять ее, настаивать на ней, придавать ей субъектность в социально-приемлемых формах в условиях предписаний и ограничений системы, предъявляя тем самым уровень психологической культуры. Соотношение смысла и значения регулирует стратегии развития субъект-субъектных отношений, динамика которых потенциирует время. Данное соотношение может рассматриваться как механизм самоуправления развитием профессиональной компетентности руководителя, социально успешных позиций ее проявления.

Если смысл совпадает со значением, то регуляция субъект-субъектных отношений осуществляется своевременно социально-одобренными способами взаимодействия и не находит сопротивления. При несовпадении смысла и значения ведущая роль в регуляции отношений принадлежит смыслу, который вкладывает руководитель в свою жизнь, профессиональную деятельность и позицию субъекта-партнера.

Руководитель определяет (либо не определяет) стратегию соуправления, при которой наиболее ярко раскрываются (либо не раскрываются) его творческие способности, личностные качества, подготовленность к интеграции взаимоотношений, форма ответственности.

Соотношение смысла руководителя и значения, которое вырабатывается на основе рефлексии, внутреннего диалога, усиливает или ослабляет творче-

ский потенциал активного поиска оптимальной стратегии решения поставленных задач, усиливая или ослабляя профессиональные позиции.

Ослабление творческого потенциала наблюдается тогда, когда значение занимает лидирующую позицию в отношении смысла, и субъект не готов к потенциированию времени, актуализации или регуляции субъект-субъектных отношений. Оптимальный уровень профессиональной компетентности руководителя ООУ характеризуется соответствием смыслов и значений как свидетельство процесса произвольной саморегуляции межличностных отношений и ответственного поведения руководителя в условиях предписаний и ограничений системы. Таким образом, критерием перехода профессиональной компетентности руководителя на оптимальный уровень развития определяется единством смысла и значения, своевременно актуализированным в модели субъект-субъектных отношений.

С одной стороны, время взаимодействия ограничено уровнем развития системы субъект-субъектных отношений, с другой стороны, в рамках данных ограничений и предписаний временную регуляцию осуществляют партнеры взаимодействия. Умение руководителя рационально, своевременно определять стратегию и регулировать субъект-субъектные отношения, создавать благоприятные условия труда убедительно свидетельствует о претворении в жизнь принципа оптимальности. При этом руководитель презентирует себя субъектом времени социального взаимодействия. Субъектом времени руководителю гораздо проще быть в субъект-объектных отношениях, когда осуществляется только саморегуляция времени.

С переходом субъект-объектных отношений во взаимодействии на субъ-ект-субъектные организация времени значительно усложняется в связи с постоянным учетом, соотнесением и координацией притязаний, темпов, ритмов, индивидуальных особенностей работоспособности партнеров и психологического времени коллективного субъекта (социального взаимодействия с социальным временем развития системы).

Организация времени взаимодействия должна быть такой, чтобы не только получить желаемый результат совместной деятельности, уровень партнерства, но и удовлетворенность взаимодействием. При обращении к проблеме организации времени важно помнить принцип, выделенный К.А. Абульхано-вой-Славской, который определяет связь субъекта и времени. Она определяет субъектность как принадлежность времени субъекту, т.е. своевременность, а не субъективистское его использование [Абульханова-Славская, 1991]. Временная регуляция охватывает как в целом совместную деятельность, общение, так и отдельные ее этапы (выбор подходящего момента для совершения отдельной операции, способа связи, переход от одной операции к другой, сокращение времени выполнения операций и промежутков между ними).

Особенность субъекта времени проявляется в таком перераспределении времени совместной деятельности, при котором каждый партнер осуществляет выбор времени, адекватный внешним и внутренним запросам деятельности. В зависимости от притязаний, цели, возможен выбор различных спо-

собов организации времени. Поэтому эффективность управления зависит от ценностного единства коллективного субъекта, его руководителя, а также способов регуляции времени, важной характеристикой которого является своевременность.

Внешний критерий профессиональной компетентности руководителя ООУ выступает как предпосылка и условие адекватного (требованиям социального и личного времени) распределения времени взаимодействия.

Своевременность определяется К.А. Абульхановой-Славской как критерий выбора способа разрешения противоречия между социальным и субъектным личности, способа приведения в соответствие внешних (социальных) и внутренних (психологических) условий [Абульханова-Славская, 1991]. На основе данного определения в нашем исследовании можно говорить о соответствии внешнего и внутреннего критериев. В этом случае своевременность есть критерий оптимального уровня развития профессиональной компетентности руководителя ООУ, эффективности управления социальным взаимодействием в условиях ограничений и предписаний системы субъект-субъектных отношений.

Анализ эмпирических данных нашего исследования подтвердил значимость меры соотношения смысла времени и значения в решении управленческих задач, в регуляции межличностных субъект-субъектных отношений и уровня профессиональной компетентности.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульха-нова-Славская. - М. : Мысль, 1991. 299 с.

2. Знаков, В. В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема [Текст] / В. В. Знаков // Психологический журнал. - 2005. -№ 1. - С. 18-28.

3. Карпов, А. В. Психология менеджмента [Текст] / А. В. Карпов. - М. : Гардарики, 2008. - 538 с.

4. Селезнева, Н. Т. Психологическая культура руководителя: методология, теория, исследование [Текст] / Н. Т. Селезнева, Л. Н. Дроздова, Т. Ю. Тоды-шева. - Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2008. - 232 с.

Детский сад: теория и практика Иванова Людмила Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 373 ББК 74.1

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ WEB-САЙТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.