Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
ISSN 2410-6070
№ 4/2015
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что приобщение подрастающего поколения к прогрессивным народным традициям является необходимым условием их патриотического воспитания. Выступая как коллективная память, народные героические традиции являются неотъемлемым элементом этнического патриотического сознания. Такой памятью являются духовные, материальные ценности этноса, произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство, устные народное творчество.
Например, традиции чести и гордости казахского народа проявляются во взглядах на свою нацию, на другие нации, на себя и др. Совесть, честь, гордость - самые высшие проявления патриотизма. Доказательством этого служат такие казахские пословицы как «Лучше смерть, чем стыд», «Если ты умный, береги честь и совесть свою, совесть нужна в любое время», «Цена джигита - сто лошадей, совести - тысяча лошадей». Эти пословицы показывают, как казахский народ сильно ценит и дорожит своей совестью, честью. Детей учили этому с детства. Старшие давали более молодому поколению благословение такого хараактера: «Будь авторитетен!», «Пусть Аллах не отнимет у тебя совесть и честь!».
Ради совести и чести казахский народ мог идти на смерть. Например, по данным М.Козыбайтеги [1], в прошлом веке на казахской земле было около 300 народно-освободительных восстаний. Все усастники этих восстаний, встававшие на защиту родной земли и её независимости, были всесторонне пропитаны героическими традициями своих предков. Героизм всех батыров-казахов - Толе би, Казыбек би, Айтеке би, Абылай, Богенбай, Наурызбай, Естай, Кабанбай, Карасай, Жанибек, Олжабай, Райымбек, Исатай, Махамбет
- тесно связан с народными традициями совести и чести.
Понятию «совесть» казахский народ обращал большое внимание и сравнивал его с одним из нравственных качеств гуманизма. Здесь можно привести следующие пословицы: «Честность - признак человечности, невежливость - признак глупости», «Знай, совесть - драгоценное украшение», «У кого совесть
- у того порядочность», «Бессовестная женщина - несоленая пища, безсовестный мужчина - лошадь без ноши» и др.
Следовательно, народные воспитательные традиции и обычаи на протяжении многих веков играли решающую роль в передаче подрастающему поколению накопленных ценностей, в подготовке его к практической жизни. При отсутствии письменности, книг, школ народ, создавая ценности материальной и духовной культуры, одновременно вырабатывал эффективные пути передачи их последующим поколениям. Народные воспитательные традиции при умелом и творческом подходе к ним и сегодня являются неотъемлемой частью всех форм и уровней образования.
Список использованной литературы:
1. Козыбайтеп М. Ата тарихы туралы сыр // Егемендi Казахстан. - 1992 ноябрь
2. Менлибаев К.Н. Роль национальных традиций в патриотическом воспитании. Дисс. ...канд.филос.наук. -Караганда, 1995. - С. 95-97
3. Нигматов З.Г. Гуманистические основы педагогики: Учеб. Пособие - М.: Высш. шк., 2004. - С. 106
© Т. Д. Бимаханов, 2015
УДК 37.013
С. Б.Бобоева
старший преподаватель Кафедра общественных наук Таджикский государственный университет, права бизнеса и политики,
г. Худжанд, Таджикистан
К НЕКОТОРЫМ АСПЕКТАМ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Аннотация
Статья освещает важные аспекты воспитания толерантности молодёжи на современном этапе развития общества в связи с глобализационными процессами, социальную значимость толерантного поведения, как на межличностном, так и на государственном уровне. Особая роль в формировании толерантности отводится
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
семейному воспитанию, взаимоотношениям как внутри семьи, между её членами, так и отношениями к окружающим. Раскрывая само понятие толерантности, автор подчеркивает важность формирования социальных норм толерантности, воспитания толерантного отношения среди молодёжи.
Ключевые слова Толлерантность
Тема толерантности не является открытием современности. Толерантность результат накопления человечеством опыта совместного существования на Земле множества народов, стран, цивилизаций.
Проблема толерантности была актуальна на протяжении всей истории человечества. Тому свидетельство, как люди объединяются в трудных ситуациях, тяжёлых испытаниях. Проанализируйте исторические события, войны, стихии, катастрофы. На подсознательном ли уровне, осознанно ли, но люди преодолевая разногласия, помогают друг другу, объединяются для преодоления трудностей, тягот. Вот потому то современное прогрессивное человечество так ратует за толерантность, так надеется на неё.
Толерантность - это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов, это - доминанта отказа от агрессии [1, с. 4].
Термин «толерантность» оказывается ключевым понятием политических, социальных и культурных процессов XXI века. Только на основе принципов толерантности может выжить человечество в современном мире.
Толерантность накапливает своё значение в повседневной жизни всё больше и больше, так как именно толерантность является одним из ключиков от двери проблемы насилия [3].
Толерантность это важнейшая составляющая процесса воспитания, предусматривающего приобщение к национальным, духовным ценностям к общечеловеческим знаниям, к единению культур [2, с. 174].
Толерантность многогранна, многолика, имеет разные виды и формы проявления - этническая, религиозная, национальная, политическая, профессиональная... и каждый вид может быть представлен в личности по-разному, и по-разному проявляться в его поведении. На формирование толерантности влияет ряд факторов, социальная среда, существующие в обществе стереотипы и представления, система воспитания и взаимоотношения между людьми, система ценностей, на которые личность ориентирована и многое другое.
Особое место в этом процессе отводится менталитету, который в свою очередь является мощнейшим поведенческим фактором. Нельзя не учесть и влияния самых разных факторов личностного характера, от уровня образованности, интеллигентности, культуры, до умения быть доброжелательным, чутким тактичным, от способности выслушать и понять, не осудить и простить, до отзывчивости, уступчивости, самообладания и уважительного отношения к другому, у его мнению, вероисповеданию, убеждениям, роду деятельности.
В наши дни нередко можно наблюдать за некорректными, нетерпимыми отношениями между сверстниками, взрослыми, родителями и детьми. Они проявляют грубость, агрессию, высмеивают человека не похожего на него по моральным ценностям, внешнему виду, поведению, увлечениям и т.д.
Повсеместное и полное утверждение атмосферы толерантности, и одновременно активного неприятия проявление экстремизма - долгий процесс. Здесь многое зависит не только от государственных органов, и общественных в том числе молодежных организаций, но и от системы образования и воспитания, от средств массовой информации, деятелей культуры, от преодоления ими своего индифферентного отношения к бытующим - далеким от толерантности позициям и нравам.
Безусловно, воспитание толерантности начинается в семье, это очевидно. Взаимоотношению с людьми ребенок учится дома, у родителей, и, конечно же, степень толерантности - интолерантности его зависит от терпимого поведения родителей, от принятых в каждой семье принципов, программы, схемы, методов, если хотите, взаимоотношения, как между членами семьи, так и с другими людьми. В разных семьях разграничения между людьми носят определенный характер, отличие лишь в том, насколько эти разграничения по принципу «наши - не наши - другие» - очерчены, обозначены. Чем они резче, тем выше уровень интолерантности членов данной семьи, и, наоборот, в достаточно толерантной семье разграничений меньше. Ребенок как бы программируется на определенный ориентир во взаимоотношениях с людьми.
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
По мере взросления схема усложняется, поскольку в процессе взаимоотношений включается большее количество факторов - этнический, религиозный, национальный, профессиональный, и т.д. в орбиту взаимоотношений входят новые понятия, определения, ценности, но тенденция остается неизменной. Чем интолерантнее семья, тем больше разграничений. В результате взрослый человек имеет достаточно устоявшийся уровень толерантности, интолерантности, его нелегко переубедить, перевоспитать, поскольку процесс перевоспитания намного сложен, гораздо труден.
Опыт толерантности и есть не что иное, как реализованное отношение: множество источников стихийно влияет на формирование толерантности как качества личности и развитие толерантности как своеобразного состояния человека, его действительного отношения к тем или иным явлениям жизни. Стихийность не исключает направленности. Любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности - целенаправленной организации позитивного (преодоления негативного) опыта толерантности, т. е. создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими - иными по взглядам или поведению - людьми, их сообществами, иначе говоря - сосуществования разного. Каким бы это разное ни было, в любом случае педагогу приходится быть готовым к нему, а для этого в наибольшей мере знать не только источники, но и факторы, зоны, содержащие саму возможность того, что вызывает необходимость толерантности. Каждая из них может оказаться реальной сферой возникновения негативизма, отторжения, кажущейся (а то и реальной) несовместимости.
С точки зрения педагогики, толерантность - это, прежде всего аспект нравственного воспитания, поскольку именно оно выражается в поведении человека, определяет его. По сути, степень нравственности - безнравственности определяется только поведением, только поступками и никак иначе. Точно так же и степень толерантности - интолерантности человека определяется его поведением, отношением к другим людям. Разглагольствования здесь не в счёт. Именно нравственность должна служить критерием толерантности человека, именно с точки зрения нравственных ценностей мы должны судить о толерантном поведении его.
Формируя нравственные ценности ребенка, подростка, юноши, важно уделять внимание и толерантному поведению.
Человек, воспитанный в общепринятых нравственных традициях не может, и не будет проявлять нетерпимость по отношению к другим людям, в чем бы это не выражалось.
Цель педагогики толерантности - воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе толерантности, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей. Отрицание насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов - одна из важных задач педагогики толерантности. Важной задачей педагогики толерантности признается развитие умений ненасильственно разрешать конфликты посредством развития способности к терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятию (понимание, эмпатия ) при взаимодействии с «другими», «иными», «чуждым».
В свете вышесказанного можно сделать следующий вывод: борьба за толерантность в современную эпоху есть борьба, прежде всего, за сохранение своей национальной культуры, своей самобытности и уникальности, за многонациональное цветение красок всего мирового сообщества. Вместе с тем, утверждение норм толерантности - это одно из необходимых условий стабилизации межнациональных отношений, предупреждения дальнейшего появления конфликтов на национальной почве, фактор предотвращения неконтролируемого роста агрессии, насилия и произвола, ослабления межэтнической напряженности в мире.
Список использованной литературы:
1.Бондырева С.К., Колесов Д.В. «Толерантность - введение в проблему», М.: 2011.240 с.
2. Декларация принципов толерантности. Ст. 2.
3. Материалы международной конференции «Центральная Азия на пути к культуре мира: формирование толерантного сознания, воспитание культуры мира», Душанбе, 2011 262 с.
©С. Б.Бобоева
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
УДК 378.1; 371.3
М. Т.Борисова
студент 5 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация
Е. Н.Ерохин заслуженный тренер РФ по регби, Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по регби
«Буревестник», г. Новокузнецк, Российская Федерация
Я. Е.Завьялова методист,
Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по регби
«Буревестник», г. Новокузнецк, Российская Федерация
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА И ПРОДУКТИВНОСТИ В МОДЕЛИРОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЙ КАТЕГОРИИ «ВОСПИТАНИЕ»
Аннотация
В статье представлены вопросы и возможности повышения качества моделирования определений категории «воспитание».
Ключевые слова
Гуманизм, культура самостоятельной работы, моделирование, нормальное распределение способностей, педагогическая методология.
Специфика реализации идей гуманизма и продуктивности в современной педагогической практике [1-14] определяется через продукты педагогической поддержки, специфические формы развития и формирования различных гранений и возможностей социализации и самореализации личности, создание и реализацию условий объективной успешности личности обучающегося, включенного в неустанный поиск собственного «я», определяющего возможность решения мультисредовых противоречий.
Одним из таких ресурсов является портфолио обучающегося, системно визуализирующее сформированность внутреннего мира личности и системы поощрений социально-образовательного пространства в условиях мультикультурных новообразований и продуктов антропосреды [2, 10, 12].
Другим средством является научно-исследовательская работа, иллюстрирующая возможность уточнения и верификации качества создаваемых и используемых педагогических средств в структуре постановки и решения задач развития личности [3-12].
В таком понимании реализация идей гуманизма и продуктивности неразрывно связана с процессом формирования культуры самостоятельной работы личности [10], системно раскрывающего способности и возможности, приоритеты и ограничения, условия и механизмы развития и личности, и общества.
Возможность уточнения и определения категории «воспитание» является первой ступенью в поиске средств оптимизации профессионального становления педагога, определяющего акметраекторию и способы самореализации и самосовершенствования в модели педагогического сотрудничества и взаимодействия.
Представим несколько словесно-логических моделей категории «воспитание», реализующих идеи гуманизма и продуктивности, нормального распределения способностей и возможностей полисистемной верификации качества оптимизации педагогических процессов.
Воспитание с точки зрения гуманистической парадигмы современного образования - это процесс реализации условий продуктивного становления личности обучающегося и педагога в решении задач развития и совершенствования профессионально-педагогического мастерства, в совокупности своей раскрывающих возможности универсального поиска, располагающего общество к пониманию важности развития каждого гражданина, способности которого при любых обстоятельствах в генеральной совокупности данных распределены нормально, а качество труда и совершенствование зависят от реализуемых условий развития мультикультуры и личности, взаимовлияющих друг на друга в той степени, в которой развита идея мультикультурного становления личности и самосохранения антропосреды и