Научная статья на тему 'К модернизации содержания системы технического и профессионального образования, ориентированного на профессиональные стандарты (казахстанский опыт)'

К модернизации содержания системы технического и профессионального образования, ориентированного на профессиональные стандарты (казахстанский опыт) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОМПЕТЕНСТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ / TECHNICAL AND PROFESSIONAL EDUCATIONAL SYSTEM / PROFESSIONAL STANDARDS / COMPETENCE-ORIENTED PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамельханова Неля Аманжоловна

В статье раскрывается опыт казахстанской системы технического и профессионального образования по обеспечению отраслей экономики и работодателей квалифицированными специалистами технического и обслуживающего труда с конкурентоспособными навыками и достаточным потенциалом для продолжения образования, раскрываются методологические подходы к проектированию моделей профессиональных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамельханова Неля Аманжоловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON MODERNIZATION OF THE CONTENT OF TECHNICAL AND PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM ORIENTED ON PROFESSIONAL STANDARDS (KAZAKHSTAN EXPERIENCE)

The paper describes Kazakhstan experience when technical and professional educational system provided industrial economy and employers with high-skilled specialists of technical and attendant staff having competitive skills and sufficient potential for improving their education. Methodical approaches to projecting models of professional standards are revealed.

Текст научной работы на тему «К модернизации содержания системы технического и профессионального образования, ориентированного на профессиональные стандарты (казахстанский опыт)»

УДК/ UDC: 377(574) Н. А. Шамельханова,

доктор педагогических наук, профессор, ВНС Института стратегии развития образования Академии Педагогических Наук Казахстана, Казахстан, umo@ntu.kz, or@ntu.kz

Nela Shamelkhanova,

Doctor of pedagogics, leading scientific specialist at the Institute of Strategic Development of Education of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, Kazakhstan, umo@ntu.kz, or@ntu.kz

К МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

(КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ)

ON MODERNIZATION OF THE CONTENT OF TECHNICAL AND PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM ORIENTED ON PROFESSIONAL STANDARDS (KAZAKHSTAN EXPERIENCE)

В статье раскрывается опыт казахстанской системы технического и профессионального образования по обеспечению отраслей экономики и работодателей квалифицированными специалистами технического и обслуживающего труда с конкурентоспособными навыками и достаточным потенциалом для продолжения образования, раскрываются методологические подходы к проектированию моделей профессиональных стандартов.

The paper describes Kazakhstan experience when technical and professional educational system provided industrial economy and employers with high-skilled specialists of technical and attendant staff having competitive skills and sufficient potential for improving their education. Methodical approaches to projecting models of professional standards are revealed.

Ключевые слова: система технического и профессионального образования, профессиональные стандарты, компетентност-но-ориентированные программы

Keywords: technical and professional educational system, professional standards, competence-oriented programs

Специфика организации казахстанской системы технического и професси-

онального образования (ТиПО) связана с трудностями обеспечения ее соответствия стремительно развивающимся рыночным отношениям в сфере труда. В целях достижения эффективного функционирования системы ТиПО Государственной программой развития технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2008-2012 годы была намечена ее модернизация для обеспечения отраслей экономики и работодателей квалифицированными специалистами технического и обслуживающего труда с конкурентоспособными навыками и достаточным потенциалом для продолжения образования. При этом «профессиональное и техническое образование должно быть основано на профессиональных стандартах и жестко взаимоувязано с потребностями экономики», - говорится в ежегодном Послании Президента РК народу Казахстана.

В этой связи в рамках начатого в 2009 г. научного проекта по госзаказу МОН РК мы, прежде всего, пытались обосновать методологические подходы к проектированию моделей профессиональных стандартов. Для выявления особенностей их адаптации в казахстанской образовательной практике необходимо было обосновать возможности

реализации образовательных профессиональных программ по конкретному направлению, уровню и профилю подготовки. С этой целью нами были изучены комптент-ностно-ориентированные рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практики в составе образовательно-профессиональных программ, реализующих ГОСО по ряду специальностей учреждений ТиПО.

Следует отметить, что в настоящее время в Казахстане уже выполнен ряд совместных с работодателями и академическим сообществом проектов в области стандартизации образования и сферы труда, в которых сделаны серьезные шаги по согласованию профессиональной деятельности и системы подготовки кадров среднего звена экономики.

Так, Министерством труда и социальной защиты была инициирована работа по определению подходов к разработке профессиональных стандартов с участием Национальной экономической палаты «Союз Атамекен» при экспертной поддержке Всемирного банка. Начат пилотный проект с АО «НК «КазМунайГаз» по разработке профессиональных стандартов для нефтегазовой отрасли. На заключительном этапе разработки профессиональных стандартов для своей отрасли (на основе создания модельных конструкций по функционированию профессиональных стандартов в системе ТиПО) находится Казахстанская Туристская Ассоциация, Ассоциация гостиниц и ресторанов при поддержке ЕФО. Многое сделано учеными Академии педагогических наук Казахстана, осуществляющими разработку общих принципов, идей, технологии проектирования профессиональных стандартов на базе методологически обоснованных этапов в рамках научного проекта по модернизации структуры и содержания системы технического и профессионального образования.

Многие средние профессиональные учебные заведения Казахстана открывают пользующиеся спросом специальности, совершенствуют учебные планы и программы, углубляют уровень подготовки по существующим специальностям, изучают и

адаптируют отечественный и зарубежный опыт подготовки кадров и т. д. Однако эти мероприятия, при всей их очевидной целесообразности и необходимости, часто бессистемны и имеют, к сожалению, разобщенный характер. Обновление учебно-методического обеспечения образовательного процесса, как правило, осуществляется на основе экстенсивного подхода к проектированию и разработке учебно-методических материалов.

Однако на этапе профессиональной подготовки в системе ТиПО формирование и развитие профессионала как активного субъекта невозможно без разработки профессиональных и образовательных стандартов, без разрешения проблемы их сопряжения, а также без выбора адекватной научной основы их проектирования. Поэтому наши изыскания потребовали предварительной разработки методологических подходов к проектированию профессиональных стандартов с конкретизацией этапов анализа, планирования и оценки. Имея определенную научную основу проектирования профессиональных стандартов, можно в дальнейшем проектировать образовательные программы с учетом запросов работодателей.

Таким образом, проектирование профессиональных стандартов является частью целостного процесса регулирования рынков труда и образования, обеспечивающего баланс целей личности, образования, общества и реализующего государственную политику в сфере ТиПО. В основе эффективного проектирования профессиональных стандартов лежит экономическая модель развития общества, которая учитывает интересы работодателей, бизнес-сообщества. Создание концептуальных и методологических основ проектирования профессиональных стандартов должно основываться на модельных образцах, апробированных в системе ТиПО. Образовательные программы учреждений ТиПО осваиваются с ориентацией на результаты, формулируемые в терминах компетенций, определяемых работодателями. То есть, должно быть совпадение требований к компетенциям в об-

разовательных и профессиональных стандартах, которое обеспечивается структурой стандартов.

Разработка методологических основ проектирования профессиональных стандартов актуализируется возрастающей ролью социальных партнеров (профессиональных ассоциаций, союзов работодателей, мелких и средних предприятий и др.), которые служат мостом между разными уровнями управления, между спросом и предложением на рынках труда и образования.

Этапы проектирования профессиональных стандартов могут быть представлены в логике проектирования технологических процессов, независимо от того, в какой сфере деятельности они рассматриваются:

- определяются требования к качеству готовой продукции;

- выбирается исходный материал и устанавливается уровень его свойств, а также принципиальная возможность достижения требуемого качества готовой продукции;

- выбираются методы и средства воздействия на исходный материал;

- разрабатывается распределенная в пространстве и времени структура взаимосвязанных технологических операций;

- определяются методы контроля за ходом процесса и за качеством готового результата.

В обобщенном виде этапы проектирования можно представить так:

- анализ профессиональных задач по конкретным направлениям деятельности;

- планирование результатов деятельности с определением последовательности действий;

- контроль и оценка каждого уровня деятельности и образования.

На первом этапе формулируются обобщенные задачи профессиональной деятельности, решение которых соответствует тому или иному уровню квалификации. Процедура формулирования профессиональных задач представляет собой взаимосогласова-ние направлений деятельности двух субъектов - органов труда, осуществляющих деятельность на соответствующем уровне, и образовательных учреждений, обеспе-

чивающих кадрами эту деятельность. При этом направления деятельности могут быть сформулированы в виде планируемых результатов деятельности при завершении соответствующего этапа образовательного процесса.

Этап планирования связан с определением последовательности действий, которые должны привести к созданию проекта профессиональных стандартов. Результатом действий данного этапа является составление макета, достижение соответствия профессиональных задач конкретной области, требованиям, предъявляемых к их решению.

Процесс проектирования на всех этапах существенным образом определяется выбранными задачами профессиональной области на основе конкретной специальности согласно описанию в Классификаторе занятий. При проектировании профессиональных стандартов уже на первом этапе необходимо учитывать прогноз развития соответствующей отрасли, динамику ее развития, взаимообусловленность всех факторов конкретной профессиональной деятельности.

Поскольку на каждом этапе происходит взаимосогласование общих (глобальных) задач с целями конкретного уровня образования, то в итоге должна проявиться некоторая структура проектирования профессиональных и образовательных стандартов. Это и фиксируется, обычно, в схематическом виде как иерархия требований по уровням и группам.

На этапе контроля устанавливается уровень достижения свойств и качеств, запланированных на предыдущем этапе.

Совокупность проектных работ, выполненных в рамках методологически разработанного проектирования конкретного макета профессиональных стандартов, составляет структуру проектирования. Она включает блоки квалификационных требований, организационные единицы (уровни, группы, квалификации) и др. Основными факторами проектирования выступают задачи профессиональной деятельности и связанные с ней функции работника. Главной

целью проектирования является организация профессиональных действий, обеспечивающих функционирование конкретной области деятельности.

Таким образом, проектирование профессиональных стандартов представляется нам деятельностью, тесно связанной с научной, по созданию образа объектов будущей профессиональной деятельности. В общем виде проектирование предполагает прогнозирование будущей профессиональной деятельности.

Стратегические задачи профессиональных стандартов с позиции ТиПО представляются следующими:

- практическое обеспечение консолидации систем труда и образования;

- методологическое обеспечение образовательного процесса в системе ТиПО;

- развитие компетентностной парадигмы образования: от освоения дисциплин к развитию личности;

- организационная модернизация системы ТиПО на основе разработки профессиональных стандартов.

Общая логика проектирования профессиональных стандартов позволяет нам говорить об алгоритмах проектирования профессиональной деятельности на методологическом и методическом уровнях в условиях конкретной отрасли и определенной специальности.

Если говорить о чисто технологической плоскости профессиональных компетенций, поддающихся рациональному осмыслению и алгоритмизации, то речь идет о методическом уровне. Это, так сказать, практический или экспериментальный уровень, подразумевающий проектирование конкретных действий, функций. На этом уровне проектирование позволяет учесть необходимые компоненты профессиональной деятельности, которые затем (в системе обучения) могут реализоваться в конкретных дидактических разработках.

С другой стороны, поскольку процесс создания профессиональных стандартов -это процесс социально организованного взаимодействия субъектов с их ценностными ориентациями, индивидуальными осо-

бенностями поведения, общения и деятельности, с их творческим потенциалом, то необходимо предусмотреть управление активностью этих субъектов, осуществляемой на основе методологического обеспечения. Методологическое обеспечение проектирования профессиональных стандартов можно ассоциировать с ориентировочной отработкой в общих чертах этапов конкретного процесса без скрупулезной его детализации.

Очевидно, что проектирование профессиональных стандартов не является единовременным актом, а выступает как развивающая деятельность, отражающая требования профессионального сообщества и будущей профессиональной деятельности. Это творческий процесс, формирующий особое пространство деятельности и требующий определенной культуры субъектов этой деятельности.

Суть проектирования профессиональных стандартов, сопрягаемых с образовательными стандартами в системе ТиПО, мы видим в анализе будущей профессиональной деятельности и, на этой основе, в разработке последовательности действий, которые приведут к созданию модельных проектов.

Проектирование разнообразных проектов профессиональных стандартов на основе методологически разработанных подходов в совокупности может составить некоторую интегральную технологию.

Проектирование профессиональных стандартов осуществлялось нами исходя из следующих методологических ориентиров:

а) поуровневая система знаний, умений и навыков (компетенции);

б) система профессиональных задач;

в) функциональная карта ;

г) система личностных качеств.

Теоретическими основаниями проектирования профессиональных стандартов являются:

- идея системно-деятельностного, ком-петентностного и личностно ориентированного подходов, позволяющая связать ТиПО с реальными потребностями экономики страны и рынка труда;

- идея поэтапного проектирования на

основе анализа, планирования и оценки;

- система принципов проектирования и оформления профессиональных стандартов;

- ориентировка конечного результата на структурно-содержательные компоненты системы ТиПО.

Опора на вышеприведенные теоретические основания позволяет осуществлять обучение в системе ТиПО целенаправленно и научно обоснованно, что может вывести на новый качественный уровень учебно-программного обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров по рабочим профессиям; профессионального обучения кадров в условиях реализации непрерывного образования в структуре колледжей и лицеев.

Через детально разработанные профессиональные стандарты возможно определять ключевые цели технического и профессионального образования, развивать вариативность содержания. Профессиональные стандарты позволяют согласовывать требования работодателей и системы профессиональной подготовки, где программы обучения нацелены на результат, т. е. на личностный и профессиональный рост обучающегося.

Исходя из вышеизложенного, разработка методологически обоснованных этапов проектирования профессиональных стандартов включала анализ, планирование и оценку модельных проектов. Все эти процессы направлены на выявление главных

закономерностей для эффективного развития трудовых ресурсов.

Проведенные исследования по разработке логико-методологических основ проектирования профессиональных стандартов, определяющих модернизацию структуры и содержания изучаемой образовательной системы; соответствующий анализ результатов имевшихся в нашем распоряжении педагогических и социально-психологических исследований; изучение практики моделирования образовательных программ в учреждениях ТиПО позволили нам выявить пути обновления содержания модульно-компетентностной технологии обучения. Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин осуществлялось на базе колледжа (АМС), готовящего специалистов в области текстильной промышленности.

Литература

1. Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы.- Астана, 2008 г.- 46 с.

2. Кусаинов А.К. Сравнительная педагогика. -Алматы: Просвещение-Казахстан, 2008. -251 с.

3. N.A. Shamelkhanova The National System Of Technical And Vocational Education As а Mirror оf Kazakhstan's Economy. - WCCES XIV World Congress, (June 14-18 2010, Istanbul, TURKEY)

4. Прянишникова О.Д., Лейбович А.Н. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта // Промышленник России. - 2008 г. - Март. - с. 37-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.