Научная статья на тему 'К концепции развития археологического образования в России*'

К концепции развития археологического образования в России* Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE CONCEPT OF ARCHAEOLOGICAL EDUCATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / АРХЕОЛОГИЯ / ARCHAEOLOGY / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / STUDENTS' SCIENTIFIC SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокуров Н.И.

Статья посвящена вопросам развития археологической науки и образования в России, популяризации археологии среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокуров Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of the development of archaeological science and education in Russia, the promotion of archaeology among young people

Текст научной работы на тему «К концепции развития археологического образования в России*»

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

138

вания, конкурентоспособной на международном рынке труда; развитие профессионально-технического образования; формирование открытой системы образования, направленной на непрерывное образование населения [6].

В связи с модернизацией системы образования в школьном образовании наблюдаются следующие положительные результаты: в каждой школе создан центр развития учителей, успешно реализуется программа "Обед" для начальных классов, улучшается материально-техническая база и нормативно-правовая среда школы. Однако в настоящее время в общеобразовательных школах Монголии существуют следующие проблемы:

В центральных районах страны повышена нагрузка обучающихся в общеобразовательных школах, что обуславливает наличие в школьной реформе следующих противоречий: снижение качества образования, повышение учебной нагрузки на одного учителя в центральных районах страны, невозможность проводить внеурочные мероприятия; возникновение конфликта среди субъектов учебного процесса и.т.п.

В управлении работы школ не учитываются особенности региона и каждой школы. Организация общеобразовательных школ осталась практически неизменной на уровне двадцатилетней давности.

Технология обучения по-прежнему нуждается в обновлении. Современное школьное образование ждет от организаторов образовательного процесса реализацию принципа «личностной ориентации», столь необходимой и желанной для заказчиков образовательных услуг - учащихся, их родителей, педагогов и директоров школ.

Недостаточен финансовый ресурс, реализующий механизм выполнения программы обучения и для самостоя-

тельности преподавателей и школ.

Для сохранения контингента школьников реализованы инновационные проекты по охвату детей неформальным и компенсированным образованием. Однако очевидно, что охарактеризованные формы образования могут быть только временными, так как в этом случае учащиеся не получают полноценной общеобразовательной подготовки.

В целом Монголия, преодолевая большие трудности, создает новую систему школьного образования, ориентированную на требования рынка и международные образовательные стандарты. Следовательно, государственным структурам, ученым, педагогам предстоит большая работа по повышению качества образования и приведению его в соответствие с потребностями общества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон об образовании с дополнениями и изменениями от 2008 г. // Государственный образовательный вестник. - № 19 (256). - Улан-Батор: Администрация Великого государственного Хурала, 2012. -С. 649- 680 (на монгол. яз.).

2. Бэгз Н. Проповедь развития образования Монголии XXI в. и представление о новом веке // Развитие образования (сборник статей). - Улан-Батор, 2001. - С. 5161 (на монгол. яз.).

3. Супрунова Л.Л. Образование в Монголии: трудности и достижения переходного периода // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 101-106.

4. Сборник статистических данных в области образования. - Улан-Батор: Министерство образования, культуры и науки, 2012 (на монгол. яз.).

5. Айст Монголия. 25.03.2012. - URL: http:// www.aisttv.ru (на монгол. яз.).

6. Национальная программа «Образование» (2010-2021 гг.). - Улан-Батор, 2010 (на монгол. яз.). ■

К КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ*

Н.И. Винокуров

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития археологической науки и образования в России, популяризации археологии среди молодежи.

Ключевые слова: концепция археологического образования, дополнительное образование, археология, студенческое научное общество.

Summary. The article deals with the issues of the development of archaeological science and education in Russia, the promotion of archaeology among young people.

Keywords: the concept of archaeological education, additional education, archaeology, students' scientific society.

Современное положение с изучением археологии и истории и связанных с ними научных дисциплин в академических структурах, в средней и высшей школах не обеспечивает широкого приобщения молодежи к изучению материальной культуры прошлого. Падение престижа научно-исследовательской работы, пренебрежение к сохранению памятников материальной культуры, фальсификация данных археологии и истории ради политической или этнической конъюнктуры, отсутствие финансирования способствует деградации археологического и исторического образования, оттоку преподавательских кадров и сужению круга действующих специалистов.

Закономерно в этой связи то, что в настоящее время в России научные круги, изучающие материальную культуру прошлого, испытывают острей-

ший дефицит в молодых кадрах, так как катастрофически быстрое разрушение археологических объектов из-за антропогенного и природного воздействия требует значительного количества археологов, краеведов, молодых талантливых и хорошо подготовленных специалистов-гуманитариев широкого профиля.

Решение этих проблем во многом находится в образовательной сфере, и не только в высшей, но и средней школе, системе дополнительного образования молодежи. Конечно, развитие археологической науки и образования должны быть под патронатом государства. Но никакой заботы государства археологическое сообщество не ощущает, скорее, наоборот. Действия исполнительной власти таковы, что археология как наука и как довольно стройная, апробированная образовательная си-

139

* Статья выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Соглашение № 14.В37.21.1991.

ВЕК

140

стема в России могут перестать существовать. Министерство образования и науки, судя по проводимым реформам и новым образовательным стандартам, археологию самостоятельной наукой не считает и, соответственно, убирает ее в вариативные курсы, на самостоятельный выбор вузов. Со временем это приведет к деградации преподавания археологии на профильных исторических факультетах вузов и постепенному «вымыванию» специалистов-архео-лог ов из системы высшей школы. Непродуманным действиям реформаторов от образования должен быть поставлен заслон. Авторов реформ и законопроектов, затрагивающих археологию и археологическое образование, общественность должна знать. Не чиновники должны реформировать археологическую науку и образование по своему «экономическому» мироощущению, а экспертное научное сообщество, собранное из представителей ведущих археологических отечественных школ, академических институтов и вузов. Здесь ни в коем случае не следует спешить. Любые скоропалительные решения в этой области могут неправильно определить магистральные направления развития всего исторического образования и привести к глубокому упадку археологии как науки. Должны пройти на высоком уровне достаточно взвешенные публичные, а не келейные обсуждения, и после должного обмена мнениями, широких дискуссий можно подходить к совершенствованию образовательных и научных структур. В определенной степени платформой для обмена мнениями ведущих специалистов по этому острому вопросу уже становился Экспертный совет по истории, археологии и смежным научным дисциплинам, созданный по инициативе Х.Д. Че-

ченова при Комитете по науке и образованию Совета Федераций РФ. Однако после реорганизации Совета Федераций этот Экспертный совет ни разу не был собран.

В полной мере археологи, ученые и преподаватели почувствовали настоятельную потребность в создании единого координирующего центра, который был бы уполномочен регулировать все вопросы, связанные с развитием и совершенствованием археологии и археологического образования, подготовки новых специалистов. Политику, приоритеты, стратегические цели и задачи государственного учреждения, в ведении которого будет находиться археологическая наука и образование, важные для интересов России и воспитания ее подрастающего поколения, должны определять не случайные администраторы, а авторитетные ученые с соответствующим образованием и опытом работы.

Необходимо начинать заниматься изучением археологии и смежных научных дисциплин как можно раньше, опираясь на государственные образовательные учреждения и учреждения системы дополнительного образования школьников через всемерную поддержку и развитие сети археологических кружков, любительских обществ и молодежных центров. Для того чтобы стать отменным специалистом по изучению материальной культуры прошлого, недостаточно получить высшее образование, закончив специализированное отделение или кафедру исторического факультета университета. Кроме того, требуется иметь солидный опыт проведения раскопоч-ных и научно-исследовательских работ, регулярно работать в музеях и археологических экспедициях, быть знакомым с основами полевой реставрации и консервации найденных объектов, чертежным делом, антропологией, геоморфо-

логией и геологией, палеоклиматологией, топографической и инструментальной съемкой, обладать определенными навыками в художественной и фотофиксации и, конечно, хорошо разбираться в стратиграфии.

Увлечение археологией с детских лет для молодежи имеет большое воспитательное значение. Конечно, не все дети, подростки и молодые люди, которые участвуют в работе археологических кружков, обществ, центров и ездят на раскопки, поступают на исторические факультеты вузов, становятся в итоге преподавателями истории, историками или археологами, однако все они, познавая материальную культуру прошлого, на протяжении всей своей жизни будут стремиться не разрушать, а сохранять историческое наследие. Уважение к минувшим эпохам они передадут своим детям и внукам, и не прервется историческая преемственность поколений.

Археология способствует так же, как история, формированию творческого мышления, умению критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основании изучения конкретного археологического материала. Этим она особенно ценна для воспитания молодежи. Занятия археологией, поездки в экспедиции способствуют социализации вступающего в жизнь человека, самоопределению его как личности, пониманию им собственного места в обществе, неразрывности его связи с прошлым, своими историческими корнями, пробуждению «социальной памяти». Подробное знакомство с историческим (материальным) наследием разных народов, их культурой посредством археологического изучения, анализа взаимодействия и взаимообогащения разных культур, их тесной взаимосвязи друг с дру-

гом, способствуют формированию у молодых людей понимания того, что его народ является частью мировой цивилизации, результатом многовекового генезиса и эволюции разноэтнических групп населения. Благодаря этому удается воспитывать настоящих патриотов своего Отечества, избегая националистических перекосов.

Основной целью приобщения молодого поколения к изучению материального наследия человечества является содействие развитию молодежной инициативы и ее реализации в сферах археологии и истории, научной деятельности, образовательной подготовки и общественно-социальной деятельности, связанной с археологией и специальной историко-краевед-ческой подготовкой.

Для достижения этой цели в рамках дополнительного гуманитарного образования молодежи следует решить следующие задачи:

• способствовать скорейшей социализации молодежи, ее самореализации в общественной жизни, содействовать привлечению молодежи к социально значимой, полезной для общества деятельности; содействовать обеспечению деятельности молодежи в области исследования по археологии и истории, вспомогательных исторических дисциплин, охраны и использования памятников археологии, истории, культуры и природы;

• популяризировать дисциплины гуманитарного направления, вовлекать молодежь в сферы деятельности, связанные с изучение античной археологии, культуры и истории древнего мира, краеведения;

• реализовывать прогрессивные взгляды и научные концепции в области преподавания археологии, исто-

141

ВЕК

142

рии, вспомогательных исторических дисциплин; содействовать гуманизации преподавания предметов исторического и других гуманитарных дисциплин;

• способствовать подготовке молодых специалистов по археологии, истории, музееведению, вспомогательным историческим дисциплинам и экологии, реставраторов, инспекторов по охране и использованию памятников археологии, истории, культуры; вовлекать широкие круги молодежи в изучение исторических и археологических древностей;

• обеспечивать участие молодежи в археологических, этнографических, краеведческих, исторических и других экспедициях и мероприятиях, связанных с охранными, реставрационными и исследовательскими работами на памятниках археологии, истории, культуры;

• готовить молодежь к самостоятельной научной и исследовательской работе с археологическими и другими источниковыми материалами, архивами, коллекциями, музеями и библиотеками; самостоятельному описанию археологического материала, зарисовке находок и составлению чертежей строительных остатков;

• подготавливать молодежь к участию в археологических разведках и лагерях, летних спортивно-туристических лагерях, к музейно-краеведче-ской деятельности, реставрационным и консервационным и другим мероприятиям, связанных с историко-ар-хеологической работой.

• развивать навыки самостоятельной обработки и осмысления научного материала и литературы; способствовать формированию у молодежи исторического мышления.

• готовить молодежь в физическом и психологическом плане перед поле-

выми экспедиционными выездами; формировать у молодежи современные понятия о физической (двигательной) активности человека; содействовать обучению молодежи навыкам «науки выживания» в экстремальных ситуациях; изучать основы безопасности и жизнедеятельности; развивать необходимые для дальнейшей жизни физические, психологические и волевые качества личности молодых людей;

• формировать у молодежи представление о непреходящем значении общечеловеческих ценностей, уважение к культуре и обычаям других народов, понимание взаимосвязи и взаимозависимости событий и процессов, протекающих в мире; содействовать нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию молодежи; развивать, используя живые образы прошлого и настоящего, представления о нравственных ценностях человечества.

В рамках разработки Концепции археологического образования в России необходимо предусмотреть три цикла подготовки молодежи.

Два начальных цикла подготовки должны в основном проходить на базе учреждений системы базового и дополнительного образования школьников. В рамках гуманитарных специализированных государственных и частных лицеев и гимназий предусмотреть открытие классов, ориентированных на одаренных учащихся, которые собираются поступать на исторические факультеты и в дальнейшем желающих специализироваться на изучении древней истории и археологии. Особое внимание необходимо уделить развитию дополнительного археологического образования молодежи на базе Центров дополнительного образования детей и молодежи, а также государственных и частных музеев и га-

лерей. Важно предусмотреть для привлечения талантливых специалистов-археологов и молодых выпускников вузов в системе дополнительного образования молодежи соответствующие социальные льготы и зарплаты.

Практические занятия для школьников по археологии должны проводиться в музеях, фондах и архивах профильных институтах РАН, археологических выездах и экспедициях. Замечательный и богатый опыт подобной работы является все еще в должной степени неоцененным и методически не исследованным наследием отечественной археологической науки.

Бюджетное финансирование средних образовательных учреждений должно предусматривать приглашение специалистов археологов и историков из академических учреждений, вузов, музеев для проведения циклов лекций, тематических семинаров и презентаций. Этим будет обеспечена связь между средним образованием, высшей школой и академической наукой.

Для закрепления теоретической подготовки учащихся первых двух циклов необходимы практические выезды школьников в действующие археологические экспедиции в России и за ее пределами с целью участия в археологических разведках и раскопках и других видах научно-поисковой и охранной деятельности. Логическим завершением годичного цикла обучения должны быть научно-практические конференции учащихся с публикацией работ.

Следует обратить внимание на многолетний опыт работы с молодежью, на активную деятельность по популяризации отечественного и зарубежного археологического наследия некоммерче-

ских организаций (НКАО) - Фонды «Киммерида», «Деметра», «Содействия археологии», «Археология» и др. Сотрудники этих общественных организаций, благодаря привлечению средств благотворителей, грантов, волонтеров, способствовали выживанию целого ряда отечественных экспедиций, в том числе действующих за пределами России. Фонды занимаются публикационной деятельностью, помогают исследовать и сохранять памятники материальной культуры, поддерживают образовательные и информационные интернет-ресурсы по истории и археологии1, помогают проводить археологические раскопки и разведки. Однако сложность поиска средств на реализацию своих уставных целей, отсутствие налоговых льгот для благотворителей и должной государственной поддержки поставили эти Фонды в очень сложное положение, практически на грань закрытия. Тем не менее, деятельность их еще продолжается в основном за счет энтузиазма их учредителей, и это вселяет определенную надежду на продолжение неформальной поддержки российской археологии и образования.

Важным подспорьем для подготовки специалистов должны стать Полевые археологические школы, действующие на базе научных и «новостроеч-ных» охранных экспедиций, местных и национальных музеев, учреждениях дополнительного образования. Необходимо предусмотреть возможность целевого финансирования таких полевых археологических школ. Оптимальным представляется привлечение для работы в школах ведущих отечественных и зарубежных ученых, спе-

1 К примеру, можно отметить следующие интернет-порталы: http://archae.ru/, http:/ artezian.info/, http://baza-taman.ru/, http://world-archaeology-news.blogspot.ru/

143

!ЕК

144

циалистов и педагогов по основным научным дисциплинам, связанным с археологическими изысканиями. Естественно, это требует должной оплаты труда, проезда и суточных.

Школьники, получающие специализированное или дополнительное образование по археологии, должны иметь право свободного (бесплатного) посещения музеев, библиотек, лекционных и практических занятий в рамках выбранных научных приоритетов в соответствующих вузах, льготное поступление в гуманитарные вузы на факультеты исторического профиля.

Требуется разработать и утвердить Единое положение по организации и проведению экспедиций учащихся, которое в настоящий момент не существует в принципе2.

Третий основной цикл подготовки молодежи реализуется на базе исторических факультетов классических и педагогических университетов и предусматривает подготовку по двухуровневой системе студентов-бакалавров и магистров по основной или дополнительной специальности (профилю) «археолог».

Археологические практики для этих студентов должны быть ежегодными и не ограничиваться одним месяцем, а продолжаться не менее 45-60 календарных дней без учета времени, затраченного на дорогу до места проведения археологических работ.

Критерием успешности полученного образования должно быть трудоу-стройство3 по полученной специальности, дальнейшее продолжение образования в аспирантуре и докторантуре, участие в научно-изыскательских археологических работах, научных конференциях, написание и публикация научных работ по археологии и истории.

Необходимо пересмотреть действующие мизерные нормы финансового обеспечения школьников, студентов, руководителей и преподавателей, участвующих в археологических практиках и других выездных мероприятиях, связанных с археологической деятельностью. Закрепить законодательно ежегодное индексирование этих норм в зависимости от инфляции и уровня цен в районах, где планируется проведения экспедиций.

2 Пилотный вариант такого положения, разработанный автором в середине 90-х гг. прошлого столетия, был отдан на экспертную оценку в Министерство образования и бесследно исчез при пересылке между кабинетами ответственных лиц. В настоящий момент проект не потерял актуальности, правда, нормативные положения и инструкции, на которые опираются его разделы, устарели и требуют, конечно, должной корректировки. См. Приложение 1.

3 С целью трудоустройства молодых специалистов по археологии и для надзора за соблюдением законодательства по охране и использованию памятников материальной культуры требуется существенные пересмотр штатов муниципальных организаций. В каждом мелком муниципальном территориальном подразделении РФ должны быть специалисты по археологии, квалификация которых позволит проводить текущий надзор за строительными работами и при необходимости -археологические работы. Требуется создать вертикально интегрированную структуру, подчиненную Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, которая будет заниматься надзором за соблюдением текущего законодательства на местах. Любые заявки на строительные работы должны проходить под ее контролем. Штрафные санкции за нарушение законодательства должны быть очень высокими (до 30-50% от сметы проекта, чтобы стимулировать официальный путь проведения археологических новостроечных работ). Полученные штрафы должны направляться не просто в доход государства, а на проведение археологических работ и подготовку специалистов. Причем местный муниципалитет должен быть заинтересован в проведении археологических работ (необходимо предусмотреть соответствующий механизм отчислений). Следует при этом учесть позитивный опыт деятельности Службы древностей в Египте или Израиле.

Предусмотреть, опираясь на общемировую практику, затраты не только на суточные (питание), проезд, но и на приобретение, аренду необходимого научного и хозяйственного оборудования, транспорта, жилья, зарплату обслуживающего археологические лагеря персонала, охрану, приглашенных научных специалистов.

Разработать Положение по организации археологических выездов, практик, разведок, экспедиций школь-

ников и студентов за пределы РФ, предусмотреть особые гибкие нормы финансирования с учетом региона, длительности, сложности проводимого мероприятия, престижа для отечественной науки.

Для популяризации археологии и смежных научных дисциплин необходима тематическая еженедельная телевизионная передача на одном из центральных каналов (к примеру, на ВГРТК «Культура»).

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕДИЦИЯХ УЧАЩИХСЯ (проект)

Настоящее Положение разработано на основании законов РФ об Образовании, Приказа Минобразования РФ 13 июля 1992 г. № 293, Приложения 1 к Приказу Минобразования РФ от 29 марта 1993 г. № 113 и Инструкции по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ РФ, утвержденной Приказом Минобразования РФ 13 июля 1992 г. № 293.

Положение определяет порядок организации и проведения экспедиций учащихся на территории РФ и за ее пределами.

Выполнение правил, предусмотренных настоящим Положением, обязательно для всех учреждений, организующих экспедиции учащихся на территории РФ и за ее пределами.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Экспедиция учащихся (далее по тексту экспедиция) является внеучеб-

ной исследовательской комплексной структурой, выполняющей образовательные, воспитательные, научно-исследовательские, оздоровительные функции с целью развития молодежной инициативы и ее реализации в сфере гуманитарных, общественных и технических наук, образовательной подготовки и значимой общественно-социальной деятельности.

Экспедиция, представляющая собой одну из важных форм гуманистического, патриотического воспитания, должна логически завершать определенный (полугодовой или годовой) этап образовательной подготовки учащихся и создавать необходимые условия для самореализации личности детей и подростков в учебной и внеучеб-ной деятельности, способствовать скорейшей социализации молодежи.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обязанности учреждения, проводящего экспедицию, определяются Инструкцией по организации и проведению туристических походов, экспеди-

145

146

ций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ РФ, утвержденной Приказом Минобразования РФ 13 июля 1992 г. № 293.

В работе экспедиции могут принимать участие учащиеся средних и специальных учебных заведений, а также учреждений системы дополнительного образования4 в возрасте от 12 до 21 года. Порядок привлечения их к работе определяется КЗОТом РФ.

Обязанности и права участников экспедиции определяются п. 5 Инструкции по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ РФ, утвержденной Приказом Минобразования РФ 13 июля 1992 г. № 293.

Экспедиция действует на основании договоров, заключенных с государственными научными и общественными организациями по профилю деятельности экспедиции, а также программы и календарного плана. Профиль, цели и задачи экспедиции и район ее деятельности определяются программой экспедиции. Календарный план устанавливает сроки ее проведения и сдачи отчетных материалов. Научные и охранные исследования экспедиция проводит под руководством соответствующих научных и охранных государственных структур при наличии документов установленного образца5. Возглавлять эти работы имеют

право только подготовленные лица, квалификация которых позволяет применять научные приемы и методики, гарантирующие возможность дальнейшего использования результатов этих исследований как полноценных научных источников. Участники экспедиции во время пребывания в полевых условиях содействуют охране окружающей среды и памятников истории и культуры, принимают необходимые меры для постановки на государственный учет выявленные памятники природы, истории и культуры, обеспечивают сохранность полученных материалов; имеющих историческую, культурную, природную ценность, которые должны своевременно сдаваться в государственное хранилище (музей) по акту приема-передачи согласно коллекционной описи научного отчета по проведенным работам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа и календарный план экспедиции утверждаются руководством учреждения, которое организовывает экспедицию, и согласовываются с государственными научными и общественными организациями по месту и профилю деятельности экспедиции на территории РФ и за ее пределами.

Профильное направление деятельности экспедиций, их материальное, финансовое и научное обеспечение определяются программой, целями и задачами экспедиции, климато-геогра-фическими условиями местности, где проводится экспедиция, возрастом ее участников, приоритетами учреждения, организующего экспедицию, наличием достаточного количества квалифицированных специалистов.

Программа экспедиции и методики, которые используются во время

4 В соответствии с Инструктивным письмом Минобразования России от 24 марта 1997 г. № 12.

5 Например, для археологических экспедиций таким документом является «Открытый лист».

полевых экспедиционных выездов, должны быть адаптированы и доступны для учащихся в соответствии с их половозрастными особенностями.

В зависимости от места дислокации следует различать три вида экспедиций: стационарные, передвижные и комбинированные. Первые проводят свои исследования на одном месте - в непосредственной близости от базового экспедиционного лагеря, вторые - во время передвижений по намеченному маршруту, не предусматривающего стационарного лагеря, третьи сочетают работу в районе базового лагеря и в отдалении от него. Стационарным экспедициям, работающих в обычных, не экстремальных полевых условиях маршрутный лист, разрешение МКК не требуются. Подвижным и комбинированным экспедициям требуется маршрутный лист, а в случае прохождения категорийных маршрутов -- разрешение МКК, согласно Инструкции по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ РФ, утвержденной Приказом Минобразования РФ 13 июля 1992 г. № 293.

Порядок организации и деятельности лагеря стационарной и комбинированной экспедиции определяется Примерным положением о профильном лагере (школе) учащихся согласно Приложению к приказу Госкомобразования СССР от 14 мая 1991 г. № 226.

3. КАДРЫ, УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ

Кадровый персонал экспедиции комплектуется из лиц, имеющих доста-

точный опыт педагогической, организационной, туристической и научно-исследовательской работы, на основании Приложения 1 к Приказу Минобразования РФ от 29 марта 1993 г. № 113 и требований пп. 3-4 Инструкции по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ РФ, утвержденной Приказом Минобразования РФ 13 июля 1992 г. № 293; Примерного положения о профильном лагере (школе) учащихся согласно Приложению к приказу Госкомобразования СССР от 14 мая 1991 г. № 226.

При необходимости кадровый состав экспедиции может быть расширен в зависимости от профиля экспедиции. В этом случае основанием приема на работу должен являться договор подряда или контракт, который заключается с нанимаемым работником в индивидуальном порядке руководителем учреждения, организующего экспедицию или начальником экспедиции (при найме работника по месту деятельности экспедиции), согласно Приложению 1 к постановлению Минтруда РФ от 14 июля 1993 г. № 315.

Должностные оклады и ставки специалистов экспедиции на основании Приложения 1 к Приказу Минобразования РФ от 29 марта 1993 г. № 113 должны включать надбавки за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени в размере 15%, за круглосуточное пребывание в размере 35% часовой ставки в период с 10 вечера до 6 утра, за пребывание с детьми в полевых условиях (в сельской

147

148

местности) ставки заработной платы повышаются на 25%.

4. ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ, ПИТАНИЕ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕДИЦИИ

Охрана жизни и здоровья участников экспедиции определяются нормами п. IV Примерного положения о профильном лагере (школе) учащихся согласно Приложению к приказу Госкомобразования СССР от 14 мая 1991 г. № 226, и Инструкцией по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ РФ, утвержденной Приказом Минобразования РФ 13 июля 1992 г. № 293.

Нормы расходов на питание участников экспедиции определяются в зависимости от ее профиля, климатических условий местности, где она проводится, на основании Письма и Министерства образования РФ от 11 января 1993 г. №9/32-Ф «О нормах расходов на питание в туристических мероприятиях» Приложения к данному письму «Примерного перечня продуктов».

5. ФИНАНСИРОВАНИЕ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

При финансировании стационарных, подвижных и комбинированных экспедиций следует учитывать специфику их деятельности по заявке учреждения, проводящего экспедицию.

Предусмотреть при составлении сметы экспедиции расходы, связанные с исследовательской и научной деятельностью экспедиции, обработкой и публикацией полученных результатов и материалов, подготовкой и написанием научных отчетов экспедиции после ее завершения, проведением отчетных публичных мероприятий, связанных с подведением ее итогов (круглых столов, конференций и пр.).

В случае особой необходимости экспедиция может быть наделена правами юридического лица, иметь круглую печать, самостоятельный баланс, расчетный счет.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Винокуров Н.И. Особенности организации теоретического и практического обучения основам классической археологии в средней и высшей школе (программа). - М.: Изд-во «Прометей», 2002. - 51 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.