Научная статья на тему 'К конституционному пониманию органов исполнительной власти в Казахстане и Кыргызстане'

К конституционному пониманию органов исполнительной власти в Казахстане и Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
743
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЕТВЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шалкыбаев Канат Жумабаевич

В настоящей статье, автор проводит попытку с конституционно-правовой точки зрения проанализировать органы исполнительной власти Казахстана и Кыргызстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К конституционному пониманию органов исполнительной власти в Казахстане и Кыргызстане»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

уведомление о происшедшем, позволяет им установить контроль над подростком, предоставляет возможность своевременно пригласить защитника, а также обеспечить явку вызываемого. С другой стороны, вызов несовершеннолетнего через его законных представителей не всегда оправдан. К примеру, когда родители жестоко обращаются с детьми и их информированность о совершении преступления сыном или дочерью способна причинить вред интересам расследования либо интересам несовершеннолетнего, а также когда необходимо обеспечить срочную явку несовершеннолетнего (через администрацию учебного заведения). В этом закон не содержит никаких указаний, лишая следователя (дознавателя) выбора. Норма не учитывает и возможность вызова несовершеннолетнего через близких родственников, которые хотя и не назначены его опекунами или попечителями, но у которых несовершеннолетний проживает и воспитывается. К тому же и сами несовершеннолетние зачастую не отдают предпочтение вызову через родителей. В УПК РСФСР, допускался «иной порядок вызова несовершеннолетнего» в определенных случаях [2], по моему мнению, эта норма была бы актуальна и сейчас.

Вызов несовершеннолетнего осуществляется преимущественно в письменной форме - повесткой. Но, учитывая условия и отношения в семье, по месту учебы, жительства или работы подростка, по тактическим соображениям вызов может быть осуществлен также по телефону, либо иным способом. Следователь избирает тот способ, который в лучшей степени будет содействовать установлению психологического контакта с допрашиваемым, сохранению в тайне от других лиц факта вызова на допрос.

Список использованной литературы:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (в ред. 1 июля 2002 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592.

© А. С. Чернецова, 2016

УДК 342.518

Шалкыбаев Канат Жумабаевич,

соискатель Национальной академии наук Кыргызской Республики,

г. Бишкек, Кыргызстан

К КОНСТИТУЦИОННОМУ ПОНИМАНИЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В

КАЗАХСТАНЕ И КЫРГЫЗСТАНЕ

Аннотация

В настоящей статье, автор проводит попытку с конституционно-правовой точки зрения проанализировать органы исполнительной власти Казахстана и Кыргызстана.

Ключевые слова Исполнительная ветвь государственной власти; Правительство.

Исполнительную власть в Республике Казахстан в соответствии с принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что закреплено в п.4 ст.3 Конституции РК[1], осуществляют Правительство, центральные исполнительные органы, ведомства и местные исполнительные органы. При этом эти органы представляют собой единую систему.

Как справедливо отмечает Т.С. Донаков, хотя в п. 1 ст. 64 Конституции Республики Казахстан не упоминается термин «единая», ее смысл не дает поводов усомниться в том, что органы исполнительной власти составляют единую систему. По мнению ученого, данное обстоятельство находит подтверждение в ст. 87 Конституции, где четко записано, что местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов республики [2, с. 314].

Такая позиция, на наш взгляд, заслуживает одобрения, поскольку исполнительная власть имеет

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

разветвленный организационный механизм, управленческие органы которого действуют в качестве звеньев[3].

Конституция Кыргызской Республики в соответствии с принципом разделения государственной власти на три ветви устанавливает, что исполнительную власть в Кыргызстане осуществляют Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные органы исполнительной власти и местные государственные администрации (ст. 83).

В данном случае речь также идет о конституционной системе органов исполнительной власти Кыргызстана.

Дело в том, что само понятие «система» (от греч. Systema - целое, составленное из частей; соединение) означает «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» [4, с.1102-1456].

Таким образом, когда мы говорим о конституционной системе органов исполнительной власти, имеем в виду не просто огромное количество исполнительных органов. Прежде всего следует подчеркнуть, что государственные органы, осуществляющие исполнительную власть, организационно взаимосвязаны между собой на основе отношений субординации и подчинения. Такие отношения тем самым создают жесткую вертикаль власти, что наиболее выразительно отличает исполнительную ветвь от законодательной и судебной ветвей государственной власти.

Следует подчеркнуть, что целостность и единство конституционной системе органов исполнительной власти непосредственным образом исходят от единства самой государственной власти.

Дело в том, что «принцип единства системы государственной власти это более широкое понятие, нежели принцип единства системы органов государственной власти. Наряду с единством системы органов государственной власти он выражается, в частности, в единой политике государственного регулирования и управления. Требование единства системы самой государственной власти означает определенную соподчиненность составляющих ее органов, которая может выражаться как в полной централизации системы, так и в наличии отдельных элементов централизации, которые допустимы, а по определенным вопросам и объективно необходимы. Речь идет об элементах централизации при осуществлении государственного контроля, о возможности органов государственной власти вышестоящего уровня применять в предусмотренных законом случаях меры государственно-правового воздействия на государственные органы нижестоящего уровня».

В этой связи отметим, что Конституция Кыргызской Республики не содержит понятия единства системы органов исполнительной власти, как это делает, например, Конституция Республики Казахстан. Так, п.1 ст.64 Основного закона Казахстана гласит: «Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью».

С точки зрения Т.С. Донакова, единую систему исполнительных органов Республики образуют Правительство, центральные исполнительные органы, как входящие в состав Правительства (министерства и государственные комитеты), так и не входящие в состав Правительства, а также ведомства и местные исполнительные органы»[5, с. 314-315].

По мнению Г.Н. Кунхожаевой, исполнительная власть в современных условиях представляет собой «сложно организованный государственный механизм со своей горизонтальной и вертикальной структурами. Она имеет три основных звена (уровня) в общенациональном (общегосударственном) масштабе: первое звено представляет глава государства (президент или монарх) и правительство; второе включает в себя центральные органы государственной власти и управления; третье - образуют местные органы государственной власти и управления. Все структурные элементы исполнительной власти имеют свои конституционно оформленные полномочия, объем, содержание, особенности, обусловленные различиями в формах государственного управления и государственного устройства той или иной страны»[6, с.38].

Тем не менее, конституционное положение о том, что исполнительную власть в Кыргызстане осуществляют Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные органы исполнительной власти и местные государственные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

администрации, свидетельствует о единстве системы органов исполнительной власти Кыргызской Республики.

Более того, ст. 1 Конституционного закона о Правительстве Кыргызской Республики прямо устанавливает, что Правительство Кыргызской Республики (далее - Правительство) является высшим органом исполнительной государственной власти, что Правительство является коллегиальным органом, возглавляет единую систему органов исполнительной власти в Кыргызской Республике и руководит их деятельностью[7].

Как показывает анализ Конституции Кыргызской Республики, единство такой системы основано на соответствующем юридическом механизме, элементами которого выступают верховенство Конституции (ст. 6); обязательность для исполнения на всей территории Кыргызстана указов и распоряжений Президента (ст. 65), постановлений и распоряжений Правительства (ст. 90); полномочия специальных органов: Конституционной палаты Верховного суда по защите Конституции, прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики. В то же время, данный механизм выступает конституционной гарантией единства системы органов исполнительной власти.

Итак, какова же конституционная система органов исполнительной власти в Казахстане и Кыргызстане?

Прежде всего отметим, что в юридической литературе система органов исполнительной власти определяется как совокупность органов государственной власти, которые наделены соответствующей компетенцией в области государственного управления, а также кадровыми, финансовыми, материальными, информационными и иными ресурсами, необходимыми для отправления деятельности методами и формами, конституционно определенными для данной ветви власти[8, с.31].

Конституция Кыргызской Республики устанавливает следующую систему органов исполнительной власти Кыргызской Республики: Правительство; министерства и государственные комитеты; административные ведомства; иные органы исполнительной власти; местные государственные администрации.

Во главе пирамиды органов исполнительной власти находится Правительство, поскольку оно является высшим органом исполнительной власти Кыргызской Республики.

Соответственно к ведению Правительства отнесено решение всех вопросов государственного управления в Кыргызстане. Так, ч. 1 ст. 73 Конституции Кыргызской Республики 2007 г. гласила: «Правительство решает все вопросы государственного управления, за исключением полномочий, отнесенных настоящей Конституцией к компетенции Президента и Жогорку Кенеша». Как видим, и Президент Кыргызской Республики, и Жогорку Кенеш - Парламент Кыргызской Республики имеют полномочия в сфере государственного управления.

Но в отличие от Президента и Жогорку Кенеша, Правительство в данном случае выступает как единственный высший орган исполнительной власти, для которого решение вопросов государственного управления является основной функцией.

Как показывает анализ, и по Конституции Кыргызской Республики 2010 г. решение вопросов государственного управления является основной функцией Правительства.

В этой связи нельзя согласиться с Р.Р. Асланяном, который утверждает, что «Правительство в любом государстве является одним из основных институтов управления государственными делами»[9, с.71].

Высшим коллегиальным органом исполнительной власти Республики Казахстан общей компетенции является Правительство Республики Казахстан, которое осуществляет непосредственное руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в государстве.

Как показывает анализ конституционных положений и норм, Правительство Республики Казахстан осуществляет функции государственного управления в сферах: экономики; социальной политики; законности и правопорядка; безопасности и обороноспособности государства; внешнеполитической деятельности (ст.66 Конституции РК).

Более подробно компетенция Правительства Республики Казахстан закреплена в специальной статье

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

Конституционного закона «О Правительстве Республики Казахстан» [10, с.33-43].

Совершенствование конституционной системы органов исполнительной власти непосредственным образом связано с ее структурно-институциональной составляющей.

Таким образом, есть основания заключить о том, что конституционная система органов исполнительной власти характеризуется как структурированная совокупность органов исполнительной власти, где каждый исполнительный орган, в свою очередь, имеет соответствующую структуру, обусловленной его правовым статусом. При этом решающую роль в системе органов исполнительной власти играет структура Правительства, так как от наиболее оптимального ее решения напрямую зависит эффективность деятельности Правительства как высшего исполнительного органа и исполнительной власти в целом.

Список использованной литературы:

1. Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. Официальный текст. - Алматы, 2003.

2. Конституция Республики Казахстан. Комментарий. Под ред. Г. Сапаргалиева. - Алматы: Жет жаргы, 1998.

- С.314.

3. Общая теория права и государства. - М., 1994. - С.281-283.

4. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб: Норинт, 1998. - С.1102. - 1456 с.

5. Конституция Республики Казахстан. Комментарий. Под ред. Г. Сапаргалиева. - Алматы: Жет жаргы, 1998.

- С.314-315.

6. Кунхожаева Г.Н. Принцип разделения государственной власти по Конституции Республики Казахстан и его воплощение в жизнь: Дис... канд. юрид. наук. - Алматы, 1998. - С.38.

7. Конституционный закон «О Правительстве Кыргызской Республики» от 18 июня 2012 г. № 85 // Эркин Тоо. - 2012. - 29 июня.

8. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л. Бачило. - М., 1998.

- С.31.

9. Асланян Р.Р. Конституционная система исполнительной власти в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2005. - С.71.

10. Конституционный закон Республики Казахстан «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 г. № 2688 с изменениями и дополнениями, внесенными Конституционными законами Республики Казахстан от 24 февраля 1997 г. № 69-!, 6 мая 1999 г. № 379-1 и 24 ноября 2004 г. № 604-И // Конституционные законы Республики Казахстан о Президенте, о Парламенте, о Правительстве, о референдуме, о выборах. -Алматы: ЮРИСТ, 2005. - С.33-43.

© Шалкыбаев К.Ж., 2016.

УДК 342.511

Ынтыкбаев Ардак Кабыкенович,

соискатель Национальной академии наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызстан

К ВОПРОСУ РАССМОТРЕНИЯ ПОНЯТИЙ «СТАТУС», «ПРАВОВОЙ СТАТУС», «КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС» И «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС»

Аннотация

В настоящей статье автор проводит попытку анализа вышеуказанных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.