Научная статья на тему 'К когнитивной ономастике'

К когнитивной ономастике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
802
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ОНОМАСТИКА / COGNITIVE ONOMASTICS / ОНОМАСТИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ / ONOMASTIC CONCEPT / КОГНИТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / COGNITIVE AND FUNCTIONAL APPROACH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Робустова Вероника Валентиновна

Настоящая статья посвящена когнитивной ономастике как новому направлению изучения имен собственных. Определяются актуальность данного направления, специфика анализируемого объекта, методы исследования. Вводятся понятие “ономастический концепт” и его виды, выделяются три основных типа объектов ономастического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Topic of Cognitive Onomastics

This article presents cognitive onomastics as a new approach to the study of proper names. The reasons for the presentation of the approach, the specific features of the analyzed object and methods of analysis are given in the paper. The notion of “onomastic concept” is introduced, the main types of it are shown and three main types of onomastic research object are specified.

Текст научной работы на тему «К когнитивной ономастике»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 1

ЯЗЫК. ПОЗНАНИЕ. КУЛЬТУРА

В.В. Робустова

К КОГНИТИВНОЙ ОНОМАСТИКЕ

Настоящая статья посвящена когнитивной ономастике как новому направлению изучения имен собственных. Определяются актуальность данного направления, специфика анализируемого объекта, методы исследования. Вводятся понятие "ономастический концепт" и его виды, выделяются три основных типа объектов ономастического анализа.

Ключевые слова: когнитивная ономастика, ономастический концепт, когнитивно-функциональный подход.

This article presents cognitive onomastics as a new approach to the study of proper names. The reasons for the presentation of the approach, the specific features of the analyzed object and methods of analysis are given in the paper. The notion of "onomastic concept" is introduced, the main types of it are shown and three main types of onomastic research object are specified.

Key words: cognitive onomastics, onomastic concept, cognitive and functional approach.

Сегодня когнитивный подход к исследованию различных языковых единиц является магистральным в лингвистике. Именно поэтому существует не только когнитивная лингвистика как область знания, но и отдельно выделились когнитивная семантика, когнитивная грамматика, когнитивная лексикография и т.д. Представляется актуальным также выделить и когнитивную ономастику среди направлений, входящих в когнитивную лингвистику. Почему следует выделять когнитивную ономастику? Традиционные методы исследования имен собственных недостаточно эффективны, их использование не позволяет дать ответы на актуальные вопросы современной лингвистики: как информация закрепляется, хранится и передается в онимах? Выделенное направление является результатом последовательного приложения фундаментальных принципов когнитивной лингвистики к ономастике.

Традиционно под ономастикой понимают науку об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. В традиционной ономастике используются следующие

Робустова Вероника Валентиновна — канд. филол. наук, доц. кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регио-новедения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-903-225-38-22, e-mail: nikarbs@ yandex.ru

методы исследования: сбор ономастического материала, дескриптивный, сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, ареальный, текстологический, стилистика имен собственных, картографический, стратиграфический. Изучение ономастики связано с именами таких известных ученых, как А.В. Суперанская, В.Э. Сталт-мане, Н.В. Подольская, А.Х. Султанов, Н.В. Васильева и т.д.

Как видно из перечисленных методов, целью исследований являются сбор ономастического материала, его классификация по существующим типам, лингвистическое описание, а также анализ использования имен в дискурсе. Когнитивная ономастика описывает не значения имени собственного, а то, как они получаются. Для когнитивной ономастики интересно не содержание семантической информации того или иного онима, а способ ее представления и упаковки в конкретном ониме. Она изучает имена собственные как когнитивные образования, использующиеся для кодирования и трансформации информации. Попробуем дать определение когнитивной ономастике и выделить методы, которые характерны для данного направления.

Итак, если ономастика изучает основные закономерности истории, развития и функционирования имен собственных, то когнитивную ономастику можно определить как научное направление, изучающее способы представления, хранения и передачи информации/знания в именах собственных.

Какова специфика объекта исследования когнитивной ономастики? Специфика объекта исследования определяется внутренней структурой ономастических единиц. Это особые единицы языка, которые, с одной стороны, призваны индивидуализировать объекты действительности, а с другой — могут успешно использоваться как классифицирующие знаки. Они обладают высоким уровнем кон-нотативности, степень актуализации коннотативного потенциала которых зависит от опыта языкового знака, в нашем случае онима, и коммуникантов, которые используют его для номинации тех или иных субъектов/объектов действительности. Современная наука требует использования новых подходов в исследовании имен собственных, их комплексного изучения в свете новых методов научного исследования.

Когнитивная ономастика ставит перед собой следующие задачи: выявить и изучить модели построения онимов, специфику закрепления в них информации, расширение этой информации, ее конкретизацию, особенности воплощения информации (значения) в имени собственном, преимущества использования ономастической лексики перед другими формами актуализации информации (значений).

Все единицы языка рассматриваются как содержательные символические формы, в силу чего когнитивная ономастика реализует взгляд на онимы как на символические формы, семантическая составляющая которых накапливается в результате функционирования субъекта или объекта действительности в реальном мире. Следует отметить, что субъект/объект может быть как реальным, так и вымышленным, ключевым словом является "функционирует", т.е. живет, используется в языковой среде. Чем шире функциональный аспект онима, тем глубже его семантическая наполняемость. Степень актуализации той или иной составляющей информационного пространства онима различна в зависимости от субъекта, который употребляет (адресует кому-либо или получает в качестве информации) данную единицу.

Онимы характеризуются продуктивным потенциалом и большой гибкостью в отношении их использования в дискурсе. Семантическая наполняемость онима подвижна, она постоянно обогащается новыми смыслами, и, даже если определенные смыслы утрачивают актуальность в рамках этого онима, они не исчезают из его семантического пространства, они отходят на периферию, но в любой момент готовы к актуализации в речи. Продуктивный потенциал онима или его семантическое развитие можно проследить на следующем примере — Prince Charming. Приведем самое частотное определение — «прекрасный принц, сказочный принц, герой сказки "Золушка"». Prince Charming is a stock character who appears in a number of fairy tales. He is the prince who comes to the rescue of the damsel in distress, and stereotypically, must engage in a quest to liberate her from an evil spell. This classification suits most heroes of a number of traditional folk tales, including Snow White, Sleeping Beauty and Cinderella, even if in the original story they were given another name, or no name at all. These characters are often handsome and romantic, a foil to the heroine, and are seldom deeply characterized, or even distinguishable from other such men who marry the heroine. "Prince Charming" is also used as a term to refer to the idealized man some people dream of as a future spouse1.

Именно это значение преимущественно актуализировалось в дискурсе при использовании данного онима. После появления в 2004 г. мультфильма "Шрек 2" семантическое пространство онима расширилось/наполнилось и значение "грубый, слащавый, неподходящий" стало не менее частотным в дискурсе. The character of Prince Charming is deconstructed in the 2004 movie Shrek 2 and its 2007follow-up Shrek the Third, wherein he has an undesirable and boorish personality unfitting for a fairy-tale prince. В Америке получило распространение

1 URL: http://www.en.wikipedia.org/wiki/Prince_Charming (дата обращения: 02.10.2013).

еще одно значение — "дамский угодник". Prince Charming is a prominent character in the Fables comic book. In that version, he successively married Snow White, Sleeping Beauty and Cinderella, with each marriage ending in divorce due to his compulsive womanizing. В Интернете можно встретить открытку со следующей надписью: "Prince Charming? Says you're the love of his life. Forgets what you look like and has to put a shoe on every girl in his kingdom".

Можно предположить, что, если появится еще один успешный фильм или книга, где образ Prince Charming подвергнется последующим изменениям, семантическое пространство опять увеличится и актуализацию получит иное значение. Еще раз подчеркнем, что предыдущие характеристики не исчезают из семантического пространства онима, они отходят на "второй план" и навсегда сохраняются в качестве потенциально возможных характеристик. Гибкость исследуемых единиц хорошо видна в следующем примере. Один и тот же оним может актуализировать в сознании коммуникантов сразу несколько признаков: Merlin — magic, wisdom, past или Midas — avarice, disclosure, punishment, wealth. Коммуникант выбирает наиболее доминантный признак, исходя из своего опыта использования данного языкового знака, целей коммуникации, коммуникативной ситуации. В то же время говорящему необходимо передать какой-либо смысл и у него имеется достаточно богатый арсенал онимов, содержащих нужный признак, например: beauty — Aglaia, Aphrodite, Artemis, Bathsheba, Beauty and the Beast, Botticelli, Cleopatra, Diana, Esther, Euphrosyne, Gibson Girl, Graces, Hamadryad, Hebe, Helen, Madonna, Marilyn Monroe, Nefertiti, Nymph, Pocahontas, Rubens, Snow White, Thalia, Venus. Говорящий выбирает оним, где данный признак не только получает самое яркое выражение, но и не содержит дополнительных признаков, "смешивающих краски".

Процесс онимической номинации включает в себя три составляющие — принцип номинации, способ и средства номинации. Принцип номинации позволяет выбрать из всего разнообразия отношений самое существенное для акта обозначения, где мотивировочный признак всегда значителен. Способ номинации подразумевает переход от значения денотата к выражению его языковыми средствами, в нашем случае уже существующими именами собственными или именами нарицательными, которые в результате акта номинации получают статус имен собственных. "Акт номинации должен рассматриваться с учетом источника номинации, внешней формы и протяженности этой единицы, внутренней формы номинации, семантических типов номинации. Номинация — сложнейший тип вербализации действительности"2.

2 Кубрякова Е.С. Языковая номинация. Общие вопросы. М., 1977. Гл. 1.

Принципы когнитивной лингвистики, а именно 1) символический постулат, согласно которому единицы языка символизируют модель осмысленного отношения говорящего к миру на некотором фрагменте его языковой картины, т.е. концепт; 2) язык не есть инвентарь бессмысленных форм, которые случайным образом соединились с бесформенными смыслами; 3) границы эксплуатации концептов определяются их функциональной составляющей, последовательно реализуются в ономастической перспективе. Таким образом, понятие ономастического концепта является ведущим в когнитивной ономастике.

В современных статьях, посвященных ономастическим исследованиям, мы встретили только одно упоминание ономастического концепта. Термин был использован относительно географических названий Тамбовской области с целью изучения топонимических дериватов. "Ономастический концепт — это особый тип ономастического знания, определяющего семантику имени собственного, знание об ономастическом фрагменте действительности. Ономастический концепт является универсальной единицей хранения и передачи ономастической информации, при помощи которой создается и структурируется полученное знание. Ономастический концепт встраивается в концептуальную систему языка, являясь неотъемлемой частью языковой картины мира. Ономастические единицы отражают картину мира человека во всех ее составляющих, образуя концептуальное пространство ономастики"3.

Приведем наше определение, ономастический концепт — это символизируемая именем собственным ментальная структура, представляющая собой модель ориентации говорящего в мире на некотором участке его языковой картины. Ономастический концепт представляет собой многослойную структуру, к основным компонентам которой относятся информационный (комплекс различных сведений о субъекте/объекте номинации), ассоциативный (совокупность ассоциаций, связанных с именуемым субъектом/объектом) и эмоционально-оценочный (эмоциональный заряд, вызываемый именем субъекта/объекта у номинатора). Совокупность известной реципиенту информации о том или ином фрагменте действительности определяет его восприятие данного фрагмента. Ономастический концепт — это единица знания о субъекте/объекте действительности и его свойствах, определяющая семантику имени собственного.

Концепт представляет собой модель специфического мироотно-шения. Сам по себе он непропозиционален и не является утверж-

3 Щербак А.С. Ономастические категории: соотношение языковых и когнитивных структур // Вопр. когнитивной лингвистики. № 4. Тамбов, 2012.

дением о положении дел в мире. Он не апеллирует ни к каким условиям истинности, не есть значение и не имеет значения. Значение принадлежит говорящему, а не слову и является вербализованной формой его осмысленного отношения к миру. Слово в этой перспективе предстает как своего рода когнитивная рамка для осмысленной ориентации говорящего в мире. Оно именно символизирует концепт, одновременно устойчивое и пластичное образование, открывающее коммуникативное пространство для порождения бесконечного множества "значений"4. Значение возникает или воссоздается в речевом акте как концептуализация в результате эксплуатации концепта говорящим в своих целях. Оно происходит из когнитивного усилия, результатом которого является специфическая реализация концептуальной схемы в смысловой перспективе говорящего и при известных прагматических условиях5.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о существовании ономастического концепта — вербализованного в имени собственном осмысленного отношения к миру. Для комплексного исследования ономастических единиц представляется продуктивным использование когнитивного ономастического анализа и концептуального ономастического анализа. Целью первого является выявление когнитивных механизмов, лежащих в основе построения имени собственного. Цель второго заключается в построении исчерпывающей концептуальной сети, мотивирующей все конвенциональные и потенциально возможные употребления имени собственного, реконструкции ономастических концептов. К концептуальному анализу можно отнести как процедуры обнаружения и выявления, идущие от фактического употребления ономастических единиц, так и методы, основанные на рассмотрении и интерпретации описываемого концепта в контексте когнитивных систем человека.

К процедурам обнаружения и выявления можно отнести следующие методики: анализ комбинаторных свойств и сочетаемостных ограничений, дифференциацию значений в минимальных парах высказываний с одинаковыми условиями истинности, выявление типов употребления, анализ формально сходных выражений с незначительными отличиями в условиях денотации, отыскивание исторически прототипических значений путем обращения к этимологии и т.д. В качестве методов рассмотрения и интерпретации описываемого ономастического концепта можно использовать основные подходы, применяемые в когнитивной семантике, а именно прототипический подход (Э. Рощ) для изучения структуры

4 См.: Ривелис Е.И. Словарь в свете когнитивной лингвистики // Наука о языке в изменяющейся парадигме знания. Иркутск, 2009. С. 312.

5 Там же. С. 332.

ономастического концепта, когнитивный механизм "фигура — фон" (Л. Талми) или "профиль — база" (Р. Лангакер) для анализа деривации семантической составляющей онима, понятие "активная зона" (Р. Лангакер) для выделения причин смещения фокуса внимания номинатора и последующего анализа семантических приращений онима, особенностей его актуализации в конкретных коммуникативных контекстах, теорию метафоры (М. Джонсон, Дж. Лакофф) для выявления особенностей конструирования и репрезентации информации в ономастическом концепте и т.д.

Как уже отмечалось, одна и та же информация может иметь разные формы вербализации в имени собственном. Информация "дамский угодник" без конкретизации возраста, внешности, успешности и т.д. может быть упакована в такие имена, как Ловелас, Дон Жуан, Казанова и даже Ромео. Актуализируемая информация здесь будет выступать в качестве базы, а имя собственное — в качестве профиля, оно будет являться упаковкой для передачи информации. Опять же одно имя может инкорпорировать несколько идей. Маргарет Тэтчер характеризуется следующими информационными группами: "успешный политик женщина", "преемственность политических взглядов", "стойкий характер" и т.д. Имя собственное здесь будет выступать в качестве базы, а актуализируемая информация — в качестве профиля. Использование когнитивной дихотомии "профиль — база" тесно связано с понятием "активная зона", именно поэтому следует подчеркнуть, что активная зона не существует сама по себе, а возникает в контексте употребления. Для адекватной интерпретации функционирования имен собственных контекст играет ведущую роль, так как только в контексте можно определить, чем служит имя в определенной ситуации — профилем или базой, — а данное разграничение важно для дальнейшего исследования имени.

Традиционно в структуре концепта выделяют ядро и периферию. Мы предлагаем выделить в структуре ономастического концепта базовую и вариативную части. Базовую часть определим как национально-детерминированное минимизированное представление о конкретном субъекте/объекте действительности, объективированное путем использования онимических единиц. Вариативная часть наполняется в зависимости от глубины знаний субъекта, использующего номинацию, его жизненного опыта, индивидуальных ассоциаций. Как базовая, так и вариативная часть характеризуются динамикой, однако базовая часть менее динамична. Базовая часть для определенного языкового коллектива общая, вариативная же часть своя для каждого отдельного представителя языкового сообщества.

Выделим среди ономастических единиц три основных типа объектов ономастического анализа: 1) официальные именования

(сюда входят все типы объектов, обладающие официальной номинацией, — антропонимы, топонимы, гидронимы, прагмонимы и т.д.); 2) имена-символы (сюда относятся имена собственные, в семантическом пространстве которых закреплено определенное значение, символизирующее какой-либо признак действительности: Friday — "невезучий человек"); 3) концепты, вербализованные в именах собственных (сюда относятся любые концепты, которые получили или могут получить имя собственное в качестве языковой упаковки: концепт "Power" — Amazon, Atlas, Paul Bunyan, Hercules, Hulk, Leviathan, Polydamas, Popeye, Samson, Spartan, Superman, Tarzan, Thor, Titan).

Среди ономастических концептов так же выделим три основных вида: 1) концепт существует в двух языках и имеет сходную интерпретацию (в русском и английском языках концепт "Cheshire Cat" имеет одинаковую интерпретацию: Disappearance and Absence, Smile — "исчезновение", "отсутствие", "улыбка"; Croesus — Wealth — "богатство"); 2) концепт существует в двух языках, но имеет разную интерпретацию (в английском языке концепт "Charlie Chaplin" символизирует Walk, а в русском языке — "комедию"; концепт "Walt Disney" в английском языке символизирует Love of Animal, а в русском языке — "мультфильмы"); 3) концепт существует только в одном языке (в английском языке представлен концепт "Carry on films", символизирующий Comedy, в русском языке такого концепта нет). Данная классификация особенно актуальна для межкультурных компаративных исследований с целью выявления особенностей категоризации и концептуализации действительности в именах собственных.

Таким образом, представляется возможным выделить следующие постулаты когнитивной ономастики:

• любые виды имен собственных символизируют концепты, т.е. за ономастическими единицами стоят первичные по отношению к ним когнитивные структуры;

• имена собственные представляют хорошо структурированный ономастический тезаурус символических онимов;

• ономастические единицы содержательны, и их интерпретация зависит от интерпретатора;

• ономастические единицы представляют собой разворачиваемые в бесконечность символы, семантическое наполнение которых зависит от функционирования (жизни) их наиболее ярких носителей (обладателей);

• границы использования ономастических концептов определяются их функциональной составляющей;

• значения онимов появляются благодаря смысловому усилию говорящего в результате когнитивных операций над концептами;

• дискурсивные возможности ономастических единиц мотивированы их концептуальным содержанием.

В заключение отметим, что к современным направлениям в ономастике относятся исследование ономастических концептов и концептуальных полей, изучение когнитивного аспекта номинации, рассмотрение концептуальной деривации имен собственных, изучение креативного потенциала имен собственных и ономастикон Интернета.

Список литературы

Кубрякова Е.С. Языковая номинация. Общие вопросы. М., 1977. Гл. 1. Ривелис Е.И. Словарь в свете когнитивной лингвистики // Наука о языке

в изменяющейся парадигме знания. Иркутск, 2009. Щербак А.С. Ономастические категории: соотношение языковых и когнитивных структур // Вопр. когнитивной лингвистики. № 4. Тамбов, 2012.

URL: http://www.en.wikipedia.org/wiki/Prince_Charming (дата обращения: 02.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.