Научная статья на тему 'К календарной мифологии Бориса Поплавского'

К календарной мифологии Бориса Поплавского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
235
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКИЙ МИФ / КОСМОГОНИЯ / АРХЕТИП / БИНАРНЫЕ ОППОЗИЦИИ / МИФОЛОГЕМА / КАЛЕНДАРНАЯ МИФОЛОГИЯ / AUTHOR MYTH / COSMOGONY / ARCHETYPE / BINARY OPPOSITIONS / MYTHOLOGEME / CALENDAR MYTHOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болтовский Евгений Олегович

Статья посвящена рассмотрению образной парадигмы, связанной с календарной мифологией в творчестве Бориса Поплавского. Автор анализирует стихотворения с календарной семантикой и определяет их мифологическую основу, доказывает, что трансформация календарной мифологии в творчестве Бориса Поплавского связана с его религиозными поисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On calendar mythology of Boris Poplavsky

The article considers the figurative paradigm of calendar mythology in the works of Boris Poplavsky. The autor analized poems with calendar semantics and determined their mythological basis. The author argued that the transformation of the calendar mythology in the works of Boris Poplavsky connected with his religious quest.

Текст научной работы на тему «К календарной мифологии Бориса Поплавского»

красов, передав ему очередную, видимо, слишком забористую статью Салтыкова против «Времени», сказал автору, что потерял её. Несомненно, все трое понимали друг друга. Щедрин с сожалением воскликнул, что у него нет второго экземпляра. Этим всё и закончилось [см.: 8, с. 15-16].

Таким образом, оба журнала объективно выполняли общую задачу гражданского воспитания читателей.

Библиографический список

1. Белинский В.Г. Собр. соч.: в 9 т. - М.: Худ. лит., 1976-1982.

2. ГерценА.И. Собр. соч.: в 30 т. - М., 1954-1965.

3. ГригорьевАА. Литературная критика. - М., 1967.

4. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. -Л.: Наука, 1972-1990.

5. Достоевский Ф.М. в воспоминаниях современников: в 2 т. Т. 1. - М.; Л., 1980. - С. 375-533.

6. Достоевский Ф.М. Сочинения. Письма. Документы: словарь-справочник. - СПб., 2008.

7. Краснов Г.В. Сюжеты русской классической литературы. - Коломна, 2001.

8. Некрасов Н.А. в воспоминаниях современников. - М., 1971.

9. Приленский В.И. Грановский Тимофей Николаевич // Русская философия: энциклопедия. -М.: Алгоритм, 2007.

УДК 821.161

Болтовский Евгений Олегович

Институт международного права и экономики им. А.С. Гоибоедова

lestoat@mail.ru

К КАЛЕНДАРНОЙ МИФОЛОГИИ БОРИСА ПОПЛАВСКОГО

Статья посвящена рассмотрению образной парадигмы, связанной с календарной мифологией в творчестве Бориса Поплавского. Автор анализирует стихотворения с календарной семантикой и определяет их мифологическую основу, доказывает, что трансформация календарной мифологии в творчестве Бориса Поплавского связана с его религиозными поисками.

Ключевые слова: авторский миф, космогония, архетип, бинарные оппозиции, мифологема, календарная мифология.

остаточно прочитать и половину любого I I из немногочисленных поэтических сбор/ Д ников Бориса Поплавского, чтобы оценить, сколь большое значение автор придавал образам с календарной семантикой. Переходя из произведения в произведение, эти образы организуют метатекст, оказывающийся символическим отражением авторской онтологии. В качестве некоего ключа к символике Бориса Поплавского можно взять стихотворение «Волшебный Фонарь» из единственного прижизненно изданного сборника «Флаги». Приведем текст полностью:

Колечки дней пускает злой курильщик,

Свисает дым бессильно с потолка:

Он может быть кутила иль могильщик Или солдат заезжего полка.

Искусство безрассудное пленяет Мой ленный ум, и я давай курить,

Но вдруг он в воздухе густом линяет.

И ан на кресле трубка лишь горит.

Плывет, плывет табачная страна Под солнцем небольшого абажура.

Я счастлив без конца по временам,

По временам кряхтя себя пожурю.

Приятно строить дымовую твердь.

Бесславное завоеванье это.

Весна плывет, весна сползает в лето.

Жизнь пятится неосторожно в смерть [7, с.63].

Это стихотворение в некотором роде является программным, а вернее, иллюстрацией программы, подспудно изложенной в дневниках и эссе писателя. В нем емко выражена взаимосвязь художественного метода и мировоззрения автора, его творческой и жизненной позиций. Безрассудное искусство созидания островов из табачного дыма не ограничено соотнесением его с излюбленными По-плавским сюрреалистическими опытами «автоматического письма» или, тем более, досужими поэтическим фантазиями. Этими, выходящими на передний план, значениями поэт проводит параллель с другим, имплицитно выраженным, пониманием творчества. И в этом понимании он близок к экзистенциалистам, к идее «абсурдного творчества», описанной А. Камю. Последнее четверостишие приведенного стихотворения через миф выражает глубокую, нагую «правду», которая и объясняет смысл произведения. Эта «правда» пронизывает все зрелое творчество Бориса Поплавского. И одним из основных способов ее выражения является календарный миф.

Тут необходимо дать рабочие понятия. Определение «авторского мифа» основано на работах С. Телегина и Ю.В. Доманского. Как пишет С.М. Телегин, существует три типа связи литературы с мифом: «заимствование из мифологии сюжетов, мотивов и образов; создание писателем собственной системы мифов; реконструкция мифоло-

© Болтовский Е.О., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012

93

гического сознания» [1, с. 38]. Последний тип имеет в своей основе обращение с элементарными единицами мифа - мифологемами, а на уровне психологии - с архетипами и семами. Именно этот тип связи обнаруживает авторскую мифологию. Произведение, реконструирующее мифологическое сознание, следовательно, имеет общую структуру с древними мифами и может быть подвергнуто мифопоэтическому анализу.

Под «календарным мифом» в современной науке, в частности, М. Элиаде и Е.М. Мелетинский, понимают символически осмысленную смену временных циклов - дня и ночи, зимы и лета и пр. Вот что по этому поводу пишет Е.М. Мелетинский: «В развитых земледельческих мифологиях <...> эти мифы оказываются на первом плане. Ярким примером мифа, символизирующего суточный цикл, является сюжет ночного путешествия египетского бога Ра в солнечной ладье по водам подземного хаоса и его сражение со змеем Апопом <...>. Этот путь и это сражение повторяются ежедневно» [4, с. 218]. Примером символического осмысления смены сезонов можно назвать миф о похищении Аидом Персефоны и ее поисков матерью-Деметрой. Так называемый мотив «исчезающих и возвращающихся богов» вообще свойствен очень многим мифологиям и считается наиболее древним.

Осмысление природы сквозь призму календарного мифа оказывается тематикой значимой части произведений Бориса Поплавского. Однако в отличие от архаичных верований, в которых для изображения смены циклов повсеместно используется аллегория, календарному мифу «монпарнасского королевича» свойственна пантеистическая трактовка. Это выражается в обильном использовании олицетворений. Вот некоторые примеры:

Зима плыла над городом туда Где мы ее, увы, еще не ждали,

Как небо, многие вмещая города Неудержимо далее и далее [7, с. 57].

Или:

И весна, бездонно розовея,

Улыбаясь, отступая в твердь,

Раскрывает темно-синий веер С надписью отчетливою: смерть [7, с. 58].

В большинстве произведений автор явно или скрыто обращается к календарной мифологии. Из 70-и стихотворений «Флагов» около трети либо описывают времена года, либо содержат упоминания о них. Этот интерес к природе выражен в поэтическом осмыслении течения времени через смену сезонов.

Приведенные выше фрагменты позволяют сделать вывод о детерминированности описываемых явлений. Эти произведения объединены общим набором мифологем, часто отличных по своему значению от принятых в западной культуре, что позволяет говорить об их авторской природе. Ср.:

Не мучайся, читай в пыли газеты Всё это ложь

Весна в закатах говорит о смерти И осень тоже [7, с. 384].

Как видно, сезонные мифологемы у Поплавс-кого находятся в одном семантическом ряду с образом смерти. На мифопоэтическом уровне это объясняется тем, что в мифологемах актуализируются родственные семы «изменчивости», «непостоянства». Сам писатель фиксирует в дневнике: «Основная истина о мире есть ощущение его как не чего-то каменного, а чего-то движущегося, становящегося и меняющегося наподобие не статуи или вещи, а разноцветной жидкости, переливающейся и уплывающей» [8, с.26]. Таким же образом эта мифологема маркирована в восточной философии, с которой Поплавский был знаком через работы А. Шопенгауэра. Литература становится для писателя способом постижения времени. Ср.: Шипит апрельской флоры наважденье,

И пена бьет из горлышка стволов.

Весь мир раскрыт в весеннем нетерпеньи,

Как алые уста нагих цветов.

И каждый камень шевелится глухо,

На мостовой, как головы толпы,

И каждый лист полураскрыт, как ухо,

Чтоб взять последний наш словесный пыл.

Темнеет день, весна кипит в закате,

И музыкой больной зевает сад.

Там женщина на розовом плакате,

Смеясь, рукой указывает ад.

Восходит ночь, зеленый ужас счастья Разлит во всем, и лунный яд кипит.

И мы уже, у музыки во власти У грязного фонтана просим пить [7, с.84].

На образно-мифологическом уровне смена времен года в творчестве писателя связана с борьбой двух начал. Как указал Э. Кассирер, элементарным мифогенным элементом является семантическая оппозиция, соответствующая чувственной ориентации человека в пространстве (например, верх/ них, лево/право далеко/близко). Базовой антиномией Поплавского, на которой основывается вся мифология его позднего творчества, является антиномия Солнца и Луны, которая выражается в контрастном сопоставлении двух конвенциональных начал: эллинизма и христианства. Смена времен года соотносится с изменением доминирующей силы, причем зима соотносится с христианством, а лето с эллинизмом. Эта тема хорошо освещена в дневниках и эссе Поплавского. Например: «Любящий себя сам не нуждается в Любви <...> С ним дружат боги промежуточных миров, которые презирают растерянных смертных и любят ясные, доблестные натуры, чтобы в них отразиться, таковы Парки, Сибиллы, Пифии, Горгоны, Эринии и все доблестные, солнечные существа от Аполлона Дель-

94

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012

фийского до божественного Антонина (Марк Аврелий) <.. .> Все они солнце и разумно-поклонни-ки <.> Они непоколебимы соблазнами мира и, не вмешиваясь, побеждают его. Друзья Иисуса же, наоборот, всегда побиваемы, ставлены в неловкое положение, прерываемы, лишаемы голоса, запугиваемы, и сам Иисус был такой же часто» [5, с. 230].

В мифологеме зимы у Поплавского актуализируется сема чистоты, невинности. Во многом это связано с мифологией белого цвета. Снег ассоциируется с опускающимся небом, которое, в свою очередь, выражает христианские добродетели: жалость, надежду, смирение. Луна, снег и небо стоят у Поплавского в одном ряду. Ср.:

А луна поет о снежном рае.

Колыхался туч чернильных вал И последней фразою, играя,

Гром упал на черный арсенал [7, с. 179].

Или:

Поет зима, как соловей,

Как канарейка, свищет вьюга.

Луна восходит, а правей Медведица подходит с юга [7, с. 116].

При этом важнейшая для мифологического сознания оппозиция мирского/сакрального не тождественна у Поплавского антиномиям Христианства и Эллинизма. Обе эти мифологии характеризуются как сакральные. Важно заметить, что их оппозиция основана не на отношениях травестии, как это могло бы быть в рамках традиционной мифологической конструкции. Это равнозначные и взаимодополняемые мифологии. Такая позиция приближает Поплавского к постмодернистскому мировоззрению. С одной стороны, отсюда берет развитие созерцательное мировосприятие, так как равноценные основополагающие принципы не требуют участия человека, с другой - ставит писателя перед этической дилеммой буриданова осла.

Подводя итоги, хочется дать краткую характеристику авторской календарной мифологии Бориса Поплавского. Как показал Е.М. Мелетинский, базовым конфликтом в системе этиологических (в том числе и календарных) мифов выступает противостояние Космоса Хаосу, при этом Космос состоит в отношениях преемственности к Хаосу. Хаосу, как враждебному человеку принципу, дается негативная моральная оценка, Космосу же положительная. Борис Поплавский выходит за рамки этого конфликта: космогонические принципы не

подчинены отношениям преемственности и никак не маркируются. Их антагонизм протекает на одном, космическом, уровне.

На основании изученных художественных произведений и дневниковых записей Поплавского мы выделяем две специфические черты календарной авторской мифологии писателя. Во-первых, это инверсия значения мифологем весны и лета, которые в западной культуре связаны с положительно маркированными мифологемами расцвета («акме»). Во-вторых, это безоценочная реализация космогонических мифологем. Такой подход не характерен для европейской культуры - в основе его восточная философия, проводником которой выступили, в частности, идеи А. Шопенгауэра.

Проведя параллель между творчеством и биографией Бориса Поплавского, мы приходим к выводу о том, что неоднозначное восприятие мифологем может являться следствием мировоззренческих метаний писателя, хорошо известных благодаря его дневникам. Таким образом, авторская трансформация календарной мифологии в творчестве Бориса Поплавского связана с поиском истинной веры, а «стенография» религиозных поисков служит основным сюжетообразующим элементом в его произведениях.

Библиографический список

1. Доманский Ю. Смыслообразующая роль ар-хетипических значений в литературном тексте: пособие по спецкурсу - 2-е изд. - Тверь, 2001.

2. Камю А. Миф о Сизифе: эссе // Философский портал [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/camus/01/ 3.html.

3. Леви-Строс К. Структурная антропология / пер. с фр. Вяч.Вс. Иванова. - М.: Академический Проект, 2008.

4. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 4-е изд., репр. - М.: Вост. лит., 2006.

5. Менегальдо Е. Поэтическая вселенная Бориса Поплавского. - СПб.: Алетейя, 2007.

6. Телегин С.М. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации. - М., 1994.

7. Поплавский Б.Ю. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1.

8. Поплавский Б.Ю. Собр. соч.: в 3 т. Т. 3.

9. ЭлиадеМ. Аспекты Мифа / пер. с фр. В.П. Большакова. 4-е изд. - М.: Академический Проект, 2010.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.