Научная статья на тему 'К истории женского освободительного движения в КНР (участие китайских женщин в сражениях Второй Китайско-Японской войны)'

К истории женского освободительного движения в КНР (участие китайских женщин в сражениях Второй Китайско-Японской войны) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
418
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКОЕ ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ТРУДОВОЙ ФРОНТ / ЖЕНСКИЕ КОМИТЕТЫ / ЖЕНСКИЕ ТРУДЯЩИЕСЯ МАССЫ / ЖЕНСКАЯ ВОЕННАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / АГИТАЦИЯ / КИТАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / CHINESE FEMINIST MOVEMENT / LABOR FRONT / WOMEN'S COMMITTEES / WORKING WOMEN / WOMEN'S MILITARY PERIODICAL PRESS / AGITATION / THE CHINESE WOMEN'S UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рябкова Екатерина Сергеевна

Статья посвящена анализу роли китайских женщин в период Второй Китайско-Японской войны и некоторых аспектов их повседневной жизни на основе дневниковых записей, изданий периодической печати, малоизвестных архивных материалов и трудов китайских исследователей. Компартия Китая ставила целью победить не только внешнего агрессора, но и противника внутри страны Партию Гоминьдан. Автор приходит к выводу, что китайские женщины были вынуждены участвовать не только в освободительной борьбе китайского народа с японскими захватчиками с 1937 по 1945 г., но и были той социальной опорой, которая обеспечила победы китайских коммунистов и в Большой войне, и в борьбе за власть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рябкова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS FROM THE HISTORY OF THE WOMEN''S LIBERATION MOVEMENT IN CHINA (ТHE CHINESE WOMEN''S PARTICIPATION IN THE BATTLES OF THE SECOND CHINESE-JAPANESE WAR)

This article is devoted to the role of Chinese women during the Second Chinese-Japanese War, and to some aspects of their daily lives. The article is based on diaries, periodical press publications, archival materials and works of Chinese researchers. The Chinese Communist Party aimed to win not only the external aggressor, but also the enemy within the country Party of the Kuomintang. The author makes a conclusion that Chinese women were forced to take part not only in the liberation struggle of the Chinese people against the Japanese invaders from 1937 to 1945, but also were the social support which ensured the victory of the Chinese communists during the War against the foregn enemies and in the fight for power.

Текст научной работы на тему «К истории женского освободительного движения в КНР (участие китайских женщин в сражениях Второй Китайско-Японской войны)»

ИЗ ИСТОРИИ КИТАЯ

К ИСТОРИИ

ЖЕНСКОГО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В КНР (УЧАСТИЕ КИТАЙСКИХ ЖЕНЩИН В СРАЖЕНИЯХ ВТОРОЙ КИТАЙСКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ)

Е.С. Рябкова

ИЭА РАН им. Миклухо-Маклая Ленинский пр-т, 32А, Москва, 119333

Статья посвящена анализу роли китайских женщин в период Второй Китайско-Японской войны и некоторых аспектов их повседневной жизни на основе дневниковых записей, изданий периодической печати, малоизвестных архивных материалов и трудов китайских исследователей. Компартия Китая ставила целью победить не только внешнего агрессора, но и противника внутри страны - Партию Гоминьдан. Автор приходит к выводу, что китайские женщины были вынуждены участвовать не только в освободительной борьбе китайского народа с японскими захватчиками с 1937 по 1945 г., но и были той социальной опорой, которая обеспечила победы китайских коммунистов и в Большой войне, и в борьбе за власть.

Ключевые слова: китайское женское движение, трудовой фронт, женские комитеты, женские трудящиеся массы, женская военная периодическая печать, агитация, Китайский Женский Университет.

В китайской историографии женское движение в период Второй Китайско-Японской войны рассматривается как неотъемлемая часть национально-освободительного движения китайского народа в борьбе с внешним и внутренним врагом. Это период, когда Коммунистическая Партия Китая впервые в истории страны не просто на бумаге или лишь в проектном порядке, но и в действительности пообещала помочь женщинам в повышении их социального статуса в обществе и статуса в семье и в итоге приняла немало мер для осуществления обещанного.

Китайские исследователи придерживаются одной линии - благодаря действиям КПК и Председателю Мао женское движение стало «поворотной вехой» в борьбе за гендерное равенство. Именно Партия узаконила женские права, как в семье, так и в обществе; именно партия создала образ новой образованной и умной жены и матери, и только таким образом женщины могли стать опорой своим мужчинам и армии в борьбе против внешних врагов. Женщины называются китайскими исследователями «трудовыми партнерами» мужчин. Будучи не только хранительницей семейного очага, китайские женщины выступали как «социальный рычаг» производства [1. S. 58-67].

Компартия Китая активно привлекала китайских женщин в партизанские ряды. Но помимо деятельности на фронтах китаянки являлись активистками женского освободительного движения. Китайские исследователи отмечают: «Почти все коллективные женские выступления были тесно связаны с "нависшей над Китаем угрозой", с "судьбой страны". Женские объединения, созданные в первой половине ХХ в., имели, по сути, националистическую окраску. И хотя назывались они "женскими" организациями, и женщины действительно создавали их и входили в их состав, но целью создания почти всегда была борьба за сохранение целостности и национального самосознания, за развитие и процветание Китая, в самой их основе отсутствовало стремление к феминистическим идеалам» [2. S. 58-67].

Газетные и журнальные статьи этого периода отмечали «патриотический подъем ввиду наступления противника». Все прочие аспекты женской жизни практически полностью ушли со страниц печати, уступив место успешной работе женщин в тылу, их службе в армии, борьбе наравне с мужчинами против японских милитаристов [3. S. 111]. Так, например, в июльском выпуске периодического издания «Синь чжунхуа бао» (Газета нового китайского народа) 1939 г. было опубликовано обращение Мао Цзэдуна на торжественной церемонии открытия учебного года в Китайском Женском университете. Он говорил, что «в политике женщины играют очень важную роль. Она заключается не только в том, чтобы образованные и вооруженные женщины воспитывали массы, но и воспитывали эти массы так, чтобы они были частью настоящего рабочего женского движения. подготовьте их к фронту, идите в деревни, на заводы и фабрики, создавайте тысячи и тысячи групп для участия в боевых действиях против иностранного врага! Если женщины не будут составлять половину населения, Китаю не видать победы. женщины имеют огромное значение в Китайско-Японской войне: воспитывать и обучать сыновей и дочерей, поддерживать мужей, воспитывать народные массы, а также должны вести за собой других женщин» [4].

Председатель Мао неспроста выступал с этой речью именно в этом учебном заведении. Китайский Женский университет - это первое учебное заведение Китая, в котором под эгидой КПК обучались женщины и которое было одновременно и центральным партийным образовательным институтом, и центром подготовки военных женских кадров для фронта на Второй Япон-

ско-Китайской войне. Девушки-студентки могли лично слушать речи Председателя Мао, Чжоу Эн Лая и других ключевых партийных деятелей, преподавателями в этом учебном заведении также были представители из КПК [5].

Что касается политического курса Коммунистической партии Китая в отношении женского движения еще до ее правления с 1949 г., то она основывалась на теории освобождения Председателя КПК Мао, которая базируется на пяти тезисах [6], сформулированных в 1939 г. Первый тезис является вводным: «Китайское женское освобождение - это важное историческое событие. Лишь если развивать этот процесс, можно претворить его в жизнь. Однако женское освобождение является естественным этапом в освобождении человечества, только если произойдет освобождение классов, только тогда в конце концов произойдет и освобождение женщин» [6. Б. 245].

Но, по мнению будущего Председателя КНР, освобождаться женщины одни не могут, только вместе с мужчинами: «Теория китайского феминизма однозначна в точке зрения о равноправии мужчин и женщин, однако в старом полуфеодальном и полуколониальном Китае они в одинаковой степени подвергались давлению феодального, империалистического и капиталистического режимов больше всего в сфере брачных прав, виной всему был взятый курс приватизации производства и имущества. Женщины должны идти одним путем с мужчинами, воевать плечом к плечу, с помощью начавшегося женского освободительного движения ликвидировать источники гнета» [7].

Правительство Компартии успешно способствовало активности женщин, а затем использовало ее для достижения общегосударственных задач. Для успешной агитации женщин-работниц в фронтовые ряды и на активное участие в женском освободительном движении военного времени ЦК КПК эффективно использовало периодические печатные издания, которые не прекращали свою деятельность и в годы войны, зачастую печатая на первых страницах лозунги, постановления и патриотические статьи. К периодическим печатным изданиям КПК относились «Газета КПК», «Новое женское движение», «Женский вестник», «Современные женщины», «Гуандунские женщины», «Хунаньские женщины», «Друзья женщин», «Труд женщин» провинции Сычуань, «Ежемесячный женский журнал», «Труд женщин» провинции Гуйчжоу, «Сельские женщины», «Женская культура», «Жизнь женщин» города Шанхая и многие другие [7].

Агитационной опорой китайским коммунистам служила самая распространенная и влиятельная газета «Китайские женщины», выпускавшаяся Центральным комитетом с 1 июня 1939 г. Как и Женский Китайский университет, эта газета была призвана воспитывать женские массы и была изданием, которое должно было поднимать образовательный уровень женщин. Газета «Китайские женщины» имела следующие основные задачи: печатать руководство трудовой деятельности женщин, анализировать и представлять опыт и успехи, достигнутые в том или ином регионе [6. С. 256]. Так, например, в одном из выпусков 1939 г. сообщалось, что в Центральном районе Китая

«с сентября 1939 года по март 1939 г. было сшито 77 455 военных комплектов, было изготовлено 122 238 пар военной обуви, было сшито 22 083 пар носков, 1 199 пар перчаток, 2 759 тонн шапок, 4 260 пар штанов, 1 332 ручных полотенца, постирано и заштопано 51 526 единиц одежды» [8], «с 1938 года по 1941 годы женщины небольшого района Бэй Юэ Цюй принесли доход по хозяйству в размере 10 146 юаней, вырастили и собрали 211 400 килограмм пшеницы, 20 тысяч килограмм проса, 767 365 килограмм овощей; вырастили 292 свиньи, 683 барана, 650 871 цыплят, вырастили 337 757 килограмм то-фу» [8. S. 1].

Кроме того, газета была призвана просвещать женскую публику в марксистско-ленинской теории, которую умевшие читать женщины могли пересказать неграмотным; отражать повседневную жизнь городских и сельских жительниц. Помимо теории и постановлений, ЦК КПК на страницах газеты рассказывал о женском движении на Западе, а также об опыте и успехах освободительного движения советских женщин, об их культуре и жизни. В каждом издании «Китайские женщины» читательницы находили множество статей и рекомендаций по уходу за собой, о гигиене, правильном воспитании детей и создании благоприятного микроклимата с семьях [9].

В выпуске «Газеты Чжун Хуа Бао» (Газета нового китайского народа) 6 марта 1939 г. ЦК Коммунистической партии Китая обнародовал постановление о «Решении вопроса развития женского труда», в котором сообщалось о мерах, которые должны были быть предприняты для «применения различного рода способов для освобождения женских народных масс и повышения роли китайских женщин в военный период для создания нового государства, а далее для строительства социалистического общества. Партийные организации и члены партии должны помочь искоренить устаревшие устои по отношению к женщинам и женскому движению, искоренить презрение в обществе к женскому труду... Кроме того, необходимо расширять женский кадровый состав коммунистической партии на разных уровнях, чтобы контролировать трудовую деятельность женских масс и помогать женщинам стать самой важной частью трудового фронта. Партийные женские кадры должны помогать женщинам-трудовикам, поддерживать их в работе, мотивировать их, помогать им поверить в свои силы, помогать им всецело справляться с трудностями на работе.» [8. С. 2].

Такие же постановления публиковались в периодической печати, где сообщалось об успешных женских комитетах под руководством КПК, которые создавались «на всех уровнях. призванные распределять задачи по рабочим группам. Женские комитеты верхнего уровня должны распределять работу между женскими комитетами нижнего уровня. в свою очередь, они отчитываются перед женскими комитетами верхнего уровня» [9]. Перед женскими комитетами, которые в свою очередь были частью женских партийных объединений, в период Второй Китайско-Японской войны ЦК КПК ставил задачи «исследования и контроля жизни китайских женщин-трудовиков и

процесса развития женского движения», «контроля процесса объединения женских трудящихся масс для фронта и обучения их для расширения трудового фронта», «активной агитации женщин к участию в войне против противника», «защиты прав женщин» [9. Б. 3].

Партийная агитация была масштабная, женщины патриотично следовали «учителям», присланным ЦК КПК. Однако отнюдь не все женщины участвовали в пропагандистских антивоенных программах, вспоминая, что «особенно в годы войны есть было нечего, заработать было очень трудно и прокормить всю семью... Очень многие люди ходили на агитационные сборы и собрания, это занимало огромное количество времени. Я не посещала эти собрания. Не то, что бы я не ненавидела японцев или не любила Родину, а все дело в том, что обычному народу нужно было усиленно трудиться и полагаться только на свои силы без посторонней помощи, только тогда можно было выжить», - пишет в дневнике Няо Шу Цюнь [10. Б. 21]. Об этом же пишет Сю Чен Чжень: «Война только приумножила наши беды. Мы были бедны и не получали ниоткуда помощи. Времени на посещение антивоенных партийных мероприятий не было, оно было необходимо для заработков на пропитание для всей семьи» [11. Б. 17].

Супруга Чжоу Эн Лайя Дэнйн Чао часто выступала в Женском Университете, скандируя: «Вы спасительницы народа! Та область, о которой китайский народ обязан помнить всегда, - это женщины - лекари, медицинские сестры, которые спасали наших армейцев, трудились не только в тылу, но и бросались отважно в бой. Войска освобождали китайские земли от врагов, а санитарки бежали за китайскими бойцами, в случае ранений помогали встать, сразу лечили, относили на носилках в госпитали, сами попадая под пули» [12. Л. 2].

Она подчеркнула, что Компартия и женское движение - это общее дело: «Наша Компартия сыграла большую роль в обучении санитарок: мы проводили массовое обучение женщин для спасения армии, китайского народа. Мы должны учиться у вас! Вы достойны большего внимания и уважения, о вашем подвиге мы все должны помнить. Лечить, помогать во имя освобождения и развития общества - это главная задача китайских женщин. Мы все -большая команда, китайские женщины необходимы в деревне, в городе и в семье как полноценные участники!» [12. Л. 2].

Как пишет в своих воспоминаниях Цзинь Чжун Дань, одна из немногих окончивших в военное время среднюю школу: «Денег не было ни у кого. Что денег? Есть было нечего. Свирепствовали болезни, лекарств не было. Повсюду слышались новости о смерти и мучениях. И лишь немногие были настолько удачливы, как я. Было поверье, что собачье мясо может помочь от недугов. О нищете, бедах, болезнях и голоде партия могла не знать. В газетах восторженные призывы. После окончания средней школы я должна была как можно быстрее найти работу. Работу я нашла в начальной школе, обучала детей самым простым иероглифам. Мне тогда было 18 лет. Говорить в шко-

лах о войне запрещалось. Учителям не платили ничего, мы питались ужасной школьной едой. Зато это было помощью моим родителям - одним едоком в семье меньше» [13. Б. 23].

Школьные учителя были преимущественно женщины, партийные деятели нижнего ранга КПК, «которые все время рассказывали нам о светлом будущем. Они часто спрашивали нас о нашем здоровье, сыты ли мы, воспитывали нас как активных защитниц в борьбе против японских захватчиков. Они выстраивали нас на площади, и мы вместе пели патриотические песни. В нашем классе девочек было гораздо больше, чем мальчиков. Среди них были девочки, уже участвовавшие в военных действиях. Мы очень восхищались ими» [14. Б. 7], - рассказывает в своих воспоминаниях одна из школьниц военных лет по имени Мо Го Юэ.

Согласно воспоминаниям современницы военного периода гендерный статус женщины внутри ее собственной семьи оставался по-прежнему крайне низким, а на отчаянную борьбу с противником китаянок толкала не столько потребность защитить от внешних сил «счастье» мирной жизни, сколько страх попасть в еще более тяжелые условия существования в случае победы врага -из рабства китайских мужчин в рабство к японским мужчинам. Дин И Ши пишет в своих поздних мемуарах: «Мы, женщины, подчинялись не только на работе, но и в семье. Мы не имели права голоса нигде. У нас не было собственности, своего дома, своей земли. Часто нас продавали как дешевую или вовсе бесплатную рабочую силу в богатые семьи. В годы войны с японцами мы имели право бежать и скрываться от врагов только с разрешения отцов. Мы боялись быть порабощенными японскими мужчинами» [15]. Гендерное неравенство в военный период наблюдалось отнюдь не везде, были и семьи, где, наоборот, мужчины выступали против старых феодальных устоев: «Я была единственная дочь в семье, все мои старшие братья получили образование нового образца. Но моя мать была очень консервативна. В возрасте шести лет мать забинтовала мне ноги, чтобы они стали "лотосными ножками", и я со слезами терпела эту боль. Мои братья настояли, чтобы мать сняла эти страшные бинты. Так я избежала служения. Только так я могла бы учиться и помогать моему народу», - вспоминает Ли Су Яо [15. Б. 3].

А вот воспоминания феминистки Ли Йень Дин:

«.Нас называли Наньдингеэр(ы) - это санитарки, трудившиеся по местам проходивших боев. Из всех женщин, ушедших на фронт во имя освобождения, 70 % трудились в тылу. 30 % воевали наряду с мужчинами, среди них на полях боев были и санитарки. Многие из них удостоены звания героев - раньше женщин никогда не награждали, а тем более не благодарили. Благодарность нам - это было немыслимо. Те деревенские женщины, которые не обучались и продолжали работать в полях, не слыша ничего об освобождении - также участвовали в боях, мы приходили в деревни с ранеными бойцами, звали их так же защищать Родину. Это была уважаемая процессия -санитарки, мы трудились вместе с мужчинами - мужьями, братьями, стар-

шими сыновьями. Операции делали, зашивали раны - все могли делать на коленях, помощи ждать было неоткуда. Моя подруга, Ван Нюмин, помогала контуженным, готовила еду. Мы ощущали, что бойцы нуждаются в нас, что без нас мы не пойдем дальше» [12. Л. 16].

Санитарка Ли Ланьдин во время Второй Китайско-Японской войны пишет о пропаганде Компартии и внушении необходимости женского труда китайскому народу: «Нам читали в "Народной газете", что самоотверженные, смелые женщины - это символ и гордость китайского народа. Только благодаря женщинам человеческие потери не настолько велики, как могли быть. Мы уходили на фронт совсем молодыми. Я была санитаркой, лечила солдат. Бывало нередко, что закапывала лекарства в ямы, чтобы потом вернуться за ними, чтобы всегда был запас. Раненых солдат носили на себе в деревни, где женщины кормили и поили их, ухаживали за ними. Часто перевозили раненых в лодках. Однажды мы перевозили лекарства в лодке. Случилось несчастье - лодка перевернулась, лекарства начали тонуть. Я нырнула за ними -эти лекарства для раненых очень трудно доставались нам. Но мы верили в счастливое будущее. Великий Мао и Компартия говорили, что именно женщины - спасительницы Родины. Мы несли большую ответственность за себя и за бойцов» [12. Л. 16].

Согласно воспоминаниям феминистки Ли Ланьдин задачей китайских феминисток было не только помогать войскам, но и заниматься пропагандистской деятельностью, зазывать других женщин на борьбу: «Моя подруга, Нянь Сюе Хуа, жила в деревне, качала маленьких детей, родители которых ушли на фронт и воевали во имя Родины. Мы не только сами трудились, но и всегда звали многих других деревенских женщин на борьбу против врага. Партия постоянно призывала нас к этому» [12, Л. 14].

Как пишет Ли Ланьдин, «в деревнях был известен большой порок - шаманство. Колдуны и их медицина были интересны всем, но мы, санитарки, отговаривали женщин обращаться к ним. Партия призывала защищать жителей от шаманства - в этом была наша задача. Мы учили деревенских женщин, как пеленать, лечить маленьких детей. В деревнях и городах мы должны были следить за воровством. На войне многие наживались. О преступниках мы должны были докладывать правительству. Партия всегда поощряла нас. Все наши действия - во имя Родины и партии. Мы готовы ради них отдать все. Партия сделала нас сильнее и лучше» [12. Л. 16].

В период Китайско-Японской войны 1937-1945 гг. на плечи женщин, помимо домашних и трудовых задач, легла и еще одна - защищать Родину наравне с мужчинами. С одной стороны, это дало им возможность всецело участвовать в общественной жизни своей страны и проявить себя в новых, им еще неизвестных социальных статусах - защитниц, солдаток, санитарок; с другой стороны, даже во времена всеобщей мобилизации китайского народа против врагов наблюдалась все еще более слабая позиция женщин по сравнению с мужчинами, так как были «забыты», «затерты» коммунистами их личные

феминистские устремления. «Уравнение в правах» в период войны было выгодно Компартии, ибо женское население было также и ее важной опорой в борьбе против Гоминьдана. Однако это был важный этап женского освободительного движения для установления власти Компартии и строительства социалистического общества в истории Китая.

ЛИТЕРАТУРА

[1] См. Новейшая история китайских женщин. Хэфэй, Издательство Хэфэйского промышленного университета. 2013 ; Исследования женского движения в Китае. Пекин, 2011; Сборник статей о женской истории Китая. - Пекин, 2011; Энциклопедия истории китайского феминизма. Ханчжоу, 2010.

[2] Исследование женского движения в Китае. Пекин, 2011. С. 58-67

[3] Сборник статей о женской истории Китая. Пекин, 2011. С. 111.

[4] Выступление Мао Цзэдуна на торжественном церемонии открытия учебного года в Китайском Женском университете // Газета Нового китайского народа, выпуск 27 июля 1939 года. С. 3.

[5] Столетний обзор повседневной истории китайских женщин. Юбилейный выпуск издательства газеты «Китайские женщины» 2000 г. С. 41.

[6] Лю Жэн Фэн. Исследования истории китайской женской периодической печати. Пекин, 2012. С. 245.

[7] Газета «Китайские женщины». Общегосударственный объединенный архив, апрель, 1941 г. С. 7.

[8] Постановление ЦК КПК «Резолюция о развитии женского труда» // «Газета нового китайского народа» от 6 марта 1939 года. С. 1.

[9] ЦК КПК о регулировании работы женских многоуровневых комитетов // «Ежедневная газета освобождения» от 13 марта 1942 года. С. 2.

[10] Няо Шу Цюнь. Дневник. С. 21.

[11] Сюй Чэн-Чжэнь. Дневник времен Второй Японско-Китайской войны. С. 17.

[12] Санитарки отряда Наньдингээрмен района освобождения Китая. Шаньдунский Государственный архив. Д. 6. Л. 2.

[13] Цзин Чжун Дань. Жизненные воспоминания. Пекин, 1985. С. 23.

[14] Мо Го Юэ. Воспоминания, Пекин, 1983. С. 7.

[15] Ли Су Яо. Жизненные воспоминания. Пекин. С. 3

[16] Избранные статьи по истории освобождения женщин в Китае. 1938-1987 гг. Пекин, 1988. С. 31.

REFERENCES

[1] Novejshaja istorija kitajskih zhenshhin [The recent history of Chinese women]. Hjefjej: Iz-datel'stvo Hjefjejskogo promyshlennogo universiteta, 2013; Issledovanija zhenskogo dviz-henija v Kitae [Studies of women's movement in China]. Pekin, 2011; Sbornik statej o zhen-skoj istorii Kitaja. [Collection of articles about women's history in China]. Pekin, 2011; Jen-ciklopedija istorii kitajskih zhenshin [Encyclopedia of Chinese Women]. Hanchzhou, 2010.

[2] Issledovanija zhenskogo dvizhenija v Kitae [Studies of women's movement in China]. Pekin, 2011.

[3] Sbornik statej o zhenskoj istorii Kitaja [Collection of articles about women's history in China]. Pekin, 2011.

[4] Vystuplenie Mao Czje-duna na torzhestvennom ceremonii otkrytija uchebnogo goda v Kitajskom Zhenskom universitete [Speech by Mao Zedong at a gala ceremony at the China Women's University opening of the school year] // Gazeta Novogo kitajskogo naroda [New Chinese people]. 27 ijulja 1939.

[5] Stoletnij obzor povsednevnoj istorii kitajskih zhenshhin [The centennial review of daily life of Chinese women]. Jubilejnyj vypusk izdatel'stva gazety «Kitajskie zhenshhiny». 2000.

[6] Lju Zhjen'-fjen Issledovanija istorii kitajskoj zhenskoj periodicheskoj pechati [Research the history of Chinese women's periodicals]. Pekin, 2012.

[7] Gazeta "Kitajskie zhenshhiny".Obshhegosudarstvennyj ob' edinennyj arhiv ["Chinese women". A national joint archive]. 1941.

[8] Postanovlenie CK KPK «Rezoljucija o razvitii zhenskogo truda» [Resolution of the Central Committee of the CCP's "Resolution oa the development of women's work"]. Novaja gazeta kitajskogo naroda - [The new newspaper of Chinese]. Vyp. ot 6 marta 1939 goda.

[9] CK KPK o regulirovanii raboty zhenskih komitetov vseh urovnej [The CPC Central Committee on the regulation of the work of women's multi-level committees]. Ezhednevnaja gazeta osvobozhdenija - [The daily newspaper of liberation] ot 13 marta 1942 goda.

[10] Njao Shu-cjun'. Dnevnik. [The diary ]. Pekin, 1991.

[11] Sjuj Chjen-chzhjen Dnevnik vremen Vtoroj Japonsko-kitajskoj vojny [The Diary of the Second Japanese-Chinese war]. Pekin, 1985.

[12] Sanitarki otrjada Nan'dingjejermjen' iz osvobozhdennogo rajona Kitaja [The nurses detachment of the Nandingeermen Region in the period of libertation of China] / Gosu-darstvennyj arhiv prov. Shan'dun. D. 6. L. 2., L. 9, L. 14, L. 16.

[13] Czin Chzhun Dan'. Zhiznennye vospominanija [The life memories]. Pekin, 1985.

[14] Mo Go-juje. Vospominanija [The memories]. Shanhaj, 1988.

[15] Li Su Jao. Zhiznennye vospominanija [The life memories]. Pekin. 1983.

SOME ASPECTS FROM THE HISTORY OF THE WOMEN'S LIBERATION MOVEMENT IN CHINA ^HE CHINESE WOMEN'S PARTICIPATION IN THE BATTLES OF THE SECOND CHINESE-JAPANESE WAR)

E.S. Ryabkova

Institute of Ethnology and Anthropology Russian Academy of Sciences Leninskij prosp., 32a, Moscow, Russia, 119991

This article is devoted to the role of Chinese women during the Second Chinese-Japanese War, and to some aspects of their daily lives. The article is based on diaries, periodical press publications, archival materials and works of Chinese researchers. The Chinese Communist Party aimed to win not only the external aggressor, but also the enemy within the country -Party of the Kuomintang. The author makes a conclusion that Chinese women were forced to take part not only in the liberation struggle of the Chinese people against the Japanese invaders from 1937 to 1945, but also were the social support which ensured the victory of the Chinese communists during the War against the foregn enemies and in the fight for power.

Key words: Chinese Feminist movement, labor front, women's committees, working women, women's military periodical press, agitation, The Chinese Women's University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.