Научная статья на тему 'К истории традиции «Красного креста» памятников: Шарль Норман, Фердинанд Веттер, Николай Рерих'

К истории традиции «Красного креста» памятников: Шарль Норман, Фердинанд Веттер, Николай Рерих Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
339
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ / РЕСТАВРАЦИЯ / CULTURAL HERITAGE / PROTECTION OF MONUMENTS / RESTORATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Спиридонова Юлия Валентиновна

Традиция «Красного» креста памятников объединила ярких деятелей культуры Франции, Швейцарии, России. Ш. Норман (1889) впервые предложил заключение международного договора по сохранению памятников во время военных действий. Рефлексией на разрушения памятников архитектуры во время Первой мировой войны и неэффективность Гаагских конвенций (1899, 1907) стали предложения, сформулированные Фердинандом Веттером в проекте «Золотого креста памятников». Идея «Красного креста культуры» Н. К. Рериха воплотилась в заключении странами Панамериканского союза первого международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха, 1935). В 1938 г., проанализировав все высказанные идеи, Лига Наций разрабатывает проект Международной конвенции о защите исторических памятников и произведений искусства в период военных действий, ставший основой для Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятой ЮНЕСКО в 1954 г. Истоки этой идеи и варианты воплощения появляются в последней четверти XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the history of the tradition of «Red Cross» monuments: Charles Norman, Ferdinand Wetter, Nicholas Roerich

The tradition of the «Red cross» of monuments united bright cultural figures of France, Switzerland, Russia. Charles Normand (1889) for the first time proposed the conclusion of the international treaty on preservation of monuments during a war. The proposals formulated by Ferdinand Vetter in the project «Golden Cross monuments» (1915) became the result of the destruction of monuments of architecture during the First World War and the ineffectiveness of the Hague Conventions (1899, 1907). The idea «The Red cross of culture» of Nikolas Roerich was embodied in the conclusion written by the countries of the Pan-American Union of the first international treaty on the Protection of Artistic and Scientific Institutions and Historical Monuments (Roerich Pact, 1935). In 1938 after analyzing all these ideas the League of Nations elaborated a draft of the international convention on the protection of historical monuments and works of art during the military operations, which became the basis of the Hague Convention on the Protection of Cultural values in case of armed conflict adopted by UNESCO in 1954. The origins of this idea appeared in the last quarter of the XIX century.

Текст научной работы на тему «К истории традиции «Красного креста» памятников: Шарль Норман, Фердинанд Веттер, Николай Рерих»

УДК [069:351.853](100)(091)

Ю. В.Спиридонова

К истории традиции «красного креста» памятников: Шарль Норман, Фердинанд Веттер, Николай Рерих

Традиция «Красного» креста памятников объединила ярких деятелей культуры Франции, Швейцарии, России. Ш. Норман (1889) впервые предложил заключение международного договора по сохранению памятников во время военных действий. Рефлексией на разрушения памятников архитектуры во время Первой мировой войны и неэффективность Гаагских конвенций (1899, 1907) стали предложения, сформулированные Фердинандом Веттером в проекте «Золотого креста памятников». Идея «Красного креста культуры» Н. К. Рериха воплотилась в заключении странами Панамериканского союза первого международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха, 1935). В 1938 г., проанализировав все высказанные идеи, Лига Наций разрабатывает проект Международной конвенции о защите исторических памятников и произведений искусства в период военных действий, ставший основой для Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятой ЮНЕСКО в 1954 г. Истоки этой идеи и варианты воплощения появляются в последней четверти XIX в.

Ключевые слова: культурное наследие, охрана памятников, реставрация

Yulia V. Spiridonova

On the history of the tradition of «Red Cross» monuments: Charles Norman, Ferdinand Wetter, Nicholas Roerich

The tradition of the «Red cross» of monuments united bright cultural figures of France, Switzerland, Russia. Charles Normand (1889) for the first time proposed the conclusion of the international treaty on preservation of monuments during a war. The proposals formulated by Ferdinand Vetter in the project «Golden Cross monuments» (1915) became the result of the destruction of monuments of architecture during the First World War and the ineffectiveness of the Hague Conventions (1899, 1907). The idea «The Red cross of culture» of Nikolas Roerich was embodied in the conclusion written by the countries of the Pan-American Union of the first international treaty on the Protection of Artistic and Scientific Institutions and Historical Monuments (Roerich Pact, 1935). In 1938 after analyzing all these ideas the League of Nations elaborated a draft of the international convention on the protection of historical monuments and works of art during the military operations, which became the basis of the Hague Convention on the Protection of Cultural values in case of armed conflict adopted by UNESCO in 1954. The origins of this idea appeared in the last quarter of the XIX century.

Keywords: cultural heritage, protection of monuments, restoration

Международный комитет Красного Креста, созданный в 1863 г. для предоставления защиты и помощи жертвам вооруженных конфликтов, стал апогеем гуманитарной деятельность швейцарского предпринимателя и общественного деятеля

Анри Дюнана (1828 - 1910). Название и смысловое содержание деятельности организации - защита во время войны - оказались удивительно уместными для сферы охраны культурного наследия и были подхвачены идеологами сохранения исторических памятников. Традиция получила продолжение в идее «Красного креста памятников» Ш. Нормана (1889), «Золотого креста» Фердинанда Веттера (1915) и идее «Красного креста культуры» Н. К. Рериха, воплотившейся в заключении международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, или Пакте Рериха (1935).

«Красный крест памятников» Шарля Нормана

Идея «Красного креста памятников» как международной охраны культурного наследия во время войны принадлежит французскому архитектору, идеологу сохранения «старого» Парижа, археологу, исследователю Шарлю Норману (1858-1934).

Ш. Норман родился в потомственной семье архитекторов, наиболее известным из которых был его отец Альфред-Николя Норман (Alfred-Nicolas Normand, 1822-1909). Участие отца в реставрационных проектах, атмосфера детства очень повлияли на маленького Шарля, поэтому скажем несколько слов о главе семьи.

Альфред-Николя Норман закончил Школу изящных искусств по направлению «архитектура». В возрасте 24 лет стал лауреатом Большой римской премии (Grand Prix de Rome) и отправился в пенсионерскую поездку в Рим на Виллу Медичи, во время которой работал над реставрационными проектами античных памятников. Здесь увлекается калотипией. В 1851-1852 гг. он создал серии, посвященные Риму, Помпеям, Палермо, Афинам. Позже, в 1887-1891 гг., создал серии в Тунисе, Египте, России, Швеции, Дании, Автро-Венгрии, Швейцарии. За несколько лет до смерти А. Норман был назначен вице-президентом Французского общества фотографии. Сегодня во Франции его фотографическое наследие известно не менее чем, как архитектурное1.

После возвращения из пенсионерской поездки в 1852 г. Альфред Норман получает назначение инспектором по строительству города Парижа и работает под руководством знаменитого французского архитектора Виктора Балтара. Уже в 1853 г. он получает важный заказ от Жерома Бонапарта - строительство Помпей-ского дворца (avenue Montaigne)2. Прекрасные знания античных памятников, полученные в пенсионерской поездке, оказались максимально востребованными. Особняк Жерома Бонапарта был призван продемонстрировать его богатую коллекцию произведений искусства и должен был в мельчайших деталях интерьера и экстерьера повторять античные образцы. Раннее детство Шарля прошло в атмосфере разработки отцом проекта особняка, ставшего блестящим отражением эрудиции А. Нормана. Этот проект стал точкой отсчета блестящей карьеры Альфреда Нормана. Среди его проектов - хоспис в Сен-Жермен-ан-Ле, рынок в Гренеле, женская тюрьма в Ренне, реставрация Триумфальной арки на площади Звезды и Вандом-

ской колонны в Париже. В 1898-1900 гг. А. Норман возглавлял Центральное общество архитекторов3.

В отличие от творчества отца деятельность Шарля Нормана изучена не так подробно4. О его вкладе в археологию, реставрацию, общественную и научно-просветительскую деятельность в сфере сохранения архитектурного наследия можно судить в основном по изданным им журналам и монографиям5.

Продолжая традицию семейной династии, Шарль закончил в 1883 г. Школу изящных искусств в Париже по направлению «архитектура». Однако ощущая ответственность современного архитектора в историческом городе, он решил посвятить себя сохранению памятников, борьбе с застройкой старого города. Через год в возрасте 26 лет Норман основывает Общество друзей парижских памятников, по принципу которого вскоре появились Общество друзей руанских памятников (1886). В 1887 г. он учредил журнал «Друзья памятников»6.

Шарль Норман серьезно увлекался археологией, в первую очередь - греко-римской античностью. Он участвовал в археологических раскопках в греческих городах (Афины, Эпидавр), в Северной Африке. В Париже Норман участвовал в раскопках на территории Дворца правосудия на острове Сите. Во время раскопок он выполнял рисунки, а также планы-реконсрукции объектов. В 1891 и 1892 гг. его работы экспонировались в Салоне архитектуры, что сыграло большую роль в популяризации исторического наследия. Что касается научного вклада, обнаруженные Норманом новые данные в ходе раскопок дополнили историю Парижа римской эпохи7. Археологические раскопки дополнялись обширными архивными исследованиями. В 1893-1894 гг. он участвовал в раскопках Трои и сделал подробный план раскопа8.

В сохранении исторических памятников Норман важную роль отводил общественности, ее осведомленности, активности и заинтересованности. В 1889-1894 гг. Норман публикует «Новый художественный и археологический путеводитель по Парижу»9, затем появляется серия «путеводителей-воспоминаний» карманного формата по таким городам, как Дьепп, Арк, Этрета10, монографии по истории архитектуры. Издания были богато иллюстрированы репродукциями гравюр из частных коллекций, собственными фотографиями и зарисовками, архитектурными планами и чертежами. В конце 1880-х гг. Ш. Норман посетил Москву и в 1891 г. издал «Альбом путеводитель по Москве»11. Один из первых он организовывает регулярные экскурсии по старому Парижу и другим городам, привлекая как исследователей, так и обывателей.

Общественная деятельность Ш. Нормана в сфере сохранения и популяризации архитектурного наследия была очень активная. Он был неизменным участником международных конференций по искусству и сохранению памятников (Международный конгресс искусств в Брюсселе, 1898, 1905.; Международный конгресс археологии в Афинах, 1905), состоял членом в Обществе истории Парижа и Иль-де-

Франс (1889-1919); Попечительском Комитете горы Св. Женевьевы (1895), Обществе по сохранению пейзажей Франции с момента создания в 1901 г. и др.

Ш. Норман был сторонником набиравшей силу в Европе и в России «археологической» реставрации, основанной на тщательном всестороннем изучении памятника. Методы «археологической реставрации» были направлены на предотвращение возможной фальсификации, отрицание правомерности стилистических добавлений, что было допустимо в практике «стилистической реставрации». Основой археологической реставрации становится тщательное исследование и изучение памятника, сравнимое с изучением археологического объекта. Члены Общества друзей парижских памятников во главе с Ш. Норманом отстаивали принципы консервации, щадящие к самой ткани памятника, и тем самым находились в идейной оппозиции к Государственной комиссии исторических памятников Франции, которая в своей деятельности использовала методы стилистической реставрации.

Ш. Норман настаивал на консервации остатков одной из башен Бастилии, открытой в ходе археологических раскопок в 1899 г. В 1909 он создает музей «Против вандализма» в особняке Сюлли (Париж), который на тот момент находился в руинированном состоянии. Идея музея в его здании, по мысли Ш. Нормана, должна была привлечь к нему внимание городских властей. Музей объединял предметы, обнаруженные Норманом в ходе археологических раскопок, сохраненных им деталей архитектурных памятников, рисунки и архитектурные проекты художников и архитекторов XIX в., произведения декоративно-прикладного искусства, происходившие из снесенных особняков.

Норман также активно выступал за сохранение в Париже Эспланады Инвалидов, против нового вокзала, запланированного к Всемирной выставке 1900 г., за расчистку особняка Клюни и Новой Сорбонны, за сохранение старой церкви Сен-Пьер-де-Монмартр, особняка Роан и др. С 1898 г. он становится членом Городской комиссии старого Парижа.

Ш. Норман был обеспокоен также сохранением исторических пейзажей, которые сегодня получили название культурных ландшафтов. Во Франции12 тенденция сохранения культурных ландшафтов началась в середине XIX в. По инициативе, выдвинутой художниками Барбизонской школы, участок леса Фонтебло в 1861 г. стал первым охраняемым пейзажем во Франции. Позднее, в 1901 г., создается Общество защиты пейзажей Франции, членом которого стал Шарль Норман. Благодаря активной деятельности президента Общества Шарля Бокье (Charles Beauquier) во Франции в 1906 г. был принят Закон о защите мест и памятников природы художественного значения, который вошел в историю права по имени его инициатора13.

В профессиональной среде Ш. Норман получил большую известность и заслуженный авторитет благодаря организации «Первого Международного конгресса по охране памятников и произведений искусства». Конгресс был проведен в рам-

ках Всемирной выставки 1889 г. в Париже14и стал точкой отсчета в формирующейся международной системе охраны культурного наследия.

Масштаб Конгресса был беспрецедентным по составу стран-участниц. Впервые тема охрана памятников объединила представителей двадцати двух стран Европы, Азии, Африки, Латинской и Северной Америки. Конгресс отличался широтой обсуждаемых проблем. В повестку дня входили вопросы национального и международного законодательства в сфере памятников, образование в области реставрации, сохранение памятников архитектуры, витражей, культурных ценностей, включая скульптуру, живопись, и др. Среди участников от Российской империи была графиня П. С. Уварова.

Участники конгресса рекомендовали правительствам стран пересмотреть нормы, касающиеся незаконного вывоза предметов искусства и хищения, включить в состав государственных комиссий, уполномоченных за сохранение памятников и произведений искусства независимых экспертов. Важная рекомендация касалась необходимости унификации внутреннего права в этой сфере. Отдельным вопросом в повестке дня была реставрация. В резолюции Конгресса отмечался риск реконструкций и переделок; указывалась необходимость проведения общественных слушаний при реставрационных проектах и создания комиссии из широкого круга специалистов с обязанностями контроля за ходом реставрационных работ, включая обследование состояние памятника до и после реставрации. Резолюция содержала рекомендацию государственным органам в случае сноса памятника архитектуры представлять общественности имеющиеся источники о нем, включая чертежи, муляжи, фотографии. Эти источники предполагалось хранить в публичных коллекциях и международных архивах, которые планировалось создать с этой целью. На Конгрессе было предложено сделать на базе «Бюллетеня Общества друзей парижских памятников»15 международный журнал по проблемам охраны памятников16. Однако читательская аудитория Бюллетеня была ограничена в связи с тем, что журнал издавался только на французском языке. Роль международного печатного органа взял на себя спустя сорок лет журнал, с 1927 г., журнал «Музейон», издаваемый Международным комитетом музеев. Организаторами Конгресса было выдвинуто предложение сделать «Общество друзей французских памятников» международным координирующим центром в области сохранения памятников, взаимодействия между реставраторами, исследователями, заинтересованными специалистами. Этого сделать на тот момент не удалось, с 1926 г. эту функцию выполнял Международный комитет музеев при Международном институте интеллектуальной кооперации (Лига Наций).

К важнейшим резолюциям Конгресса относится идея создания «Красного креста памятников». Воплощением этой идеи должна была стать международная конвенция, обеспечивающая охрану культурных ценностей в период военных действий. Шарль Норман предложил первые действия для воплощения этой идеи:

выбрать в каждом государстве представителей с целью отбора и обозначения памятников, которым необходима особая защита в случае подобной угрозы17. Ш. Норман отмечал, что это «большая работа будущего, честь которой разделят все те, кто первым поможет ее осуществлению и обеспечит первое исполнение»18.

Итак, идея Красного креста памятников была четко сформулирована за двадцать пять лет до начала Первой мировой войны. Интуитивно Ш. Норман предугадал тот факт, что «последующие войны окажутся суровыми и разрушительными»19. В конце XIX в. инициатива Ш. Нормана осталась нереализованной. Воплотить эту идею удалось Н. К. Рериху спустя более 45 лет.

Парижский конгресс 1889 г. заложил первый камень в фундамент международной системы сохранения памятников. Конгресс предопределили главные векторы развития теории и методики сохранения объектов культурного наследия для XX в. в целом. Получили детальное обсуждение множество идей, которые сегодня являются важной частью современной идеологии сохранения культуры. Конгресс доказал острую необходимость решения поднятых вопросов на международном уровне. Первых результатов в их решении международное сообщество достигло лишь в 1950-е гг. Многие идеи не получили решения до сих пор и остаются остро актуальными и сегодня.

«Золотой крест» Фердинанда Веттера

Следующая инициатива особой защиты памятников во время военных действий относится к периоду Первой мировой войны. Она появилась как рефлексия на серьезные разрушения памятников истории и культуры. Несмотря на то, что Гаагские конвенции о методах сухопутной войны 1899 и 1907 гг. обязывали принимать «при осадах и бомбардировках все необходимые меры к тому, чтобы щадить, насколько возможно, храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники, госпитали и места, где собраны больные и раненые, под условием, чтобы таковые здания и места не служили одновременно военным целям»20, воюющие стороны нарушали принятые ранее договоренности. Значительно пострадали памятники во Франции и Бельгии. В Лувене был разрушен готический собор XV в., серьезно пострадал Реймский кафедральный собор.

Неэффективность Гаагских конвенций одним из первых отметил Фердинанд Веттер, профессор Бернского Университета. 30 апреля 1915 г. на общественном собрании в Женеве Ф. Веттер и Поль Морио, профессор юридического факультета Женевского университета, высказали идею создания международной организации «Золотой крест». Эта организация, по представлению инициаторов, наделялась задачами контроля за осуществлением мер охраны объектов архитектурного наследия в период военных действий. Согласно предложениям Ф. Веттера и П. Морио, глава нейтрального государства или президент Гаагского Международного суда наделяется полномочиями обязывать воюющие страны не использовать архитек-

турные памятники в качестве военных целей. Для обозначения памятников, которым необходима подобная защита, был предложен отличительный знак. 18 августа 1915 г. на Брюссельской конференции представители Германии, Австро-Венгрии и Швейцарии детально проанализировали этот проект, но правового оформления он так и не получил21.

«Красный крест культуры» Николая Рериха

Н. К. Рерих (1974-1947), российский философ, художник, яркий общественный деятель, оставил богатое разностороннее наследие. Важным компонентом его философских представлений явились представления о культуре и культурном наследии.

«Красный крест культуры» отчетливо звучит в публицистике Н. К. Рериха с начала 1930-х гг. Эта цельная идея явилась результатом его сорокалетней активной деятельности в сфере сохранения культурного наследия. Ее практическим воплощением стал Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, заключенных странами Панамериканского союза в 1935 г. по предложению президента США Франклина Рузвельта.

Взгляды Н. К. Рериха на необходимость сохранения культурного наследия начали формироваться в цельную концепцию с конца XIX в., в петербургский период жизни, который совпал с серебряным веком русской культуры, явлением необыкновенного подъема интеллектуальной деятельности в России, особенно в Санкт-Петербурге.

Векторы интересов и деятельности Шарля Нормана и Николая Рериха обнаруживают много общего, в первую очередь, увлечение археологией. Научные интересы Н. К. Рериха в археологии были крайне обширны и разнообразны по изучаемому периоду (от каменного века до позднего средневековья) и типологии памятников. Рерих исследовал практически все типы археологических памятников в России -сопки, стоянки, жальники, курганные могильники, древние городища. Рерих самостоятельно или в составе группы участвовал в экспедициях в Санкт-Петербургской, Новгородской, Тверской, Псковской, Владимирской, Ярославской, Воронежской губерниях22. В течение Центрально-Азиатской экспедиции (1924-1928) им и другими участниками был изучен богатый материал в области антропологии, древнего искусства, архитектуры, религиозных представлений, фольклора и археологии Центральной Азии. Серьезное значение Рерих уделял сохранности обнаруженных памятников, настаивая, например, на необходимости консервации раскопа. В России он среди первых выдвигает идею создания музея под открытым небом. Обнаруженные им траншеи древнего Новгорода Рерих предлагал законсервировать с целью экскурсионного показа и популяризации.

Увлечение археологией, тщательное изучение памятника логично привело Рериха в стан сторонников «археологической» реставрации, как и Ш. Нормана во Франции. Принадлежавшая Рериху метафора «тихий погром» стала синонимом ре-

ставрации без научного обоснования и надолго укоренилась в обществе. «То немногое, что уцелело еще в подлинном виде, доживает свои последние дни или, что еще хуже, заменяется грубыми, обманными подделками под громким названием реставрации»23, - с грустью писал Н. К. Рерих. В журнале «Старые годы» он вел рубрику «Записные листки Н. К. Рериха», в которой злободневно и остро звучала тема «поновления» памятников. Рерих, как и Норман, рассматривал реставрацию как поддержание памятника, призывая в большинстве случаях ограничиться мерами консервации: «...закройте от света слабое зрение; сохраните теплоту воздуха для старого тела; удалите колебания; наконец, снимите пыль и грязь, но беда коснуться духа вещи, повредить ее эпидерму»24. В петербургский период своей жизни он добивался реставрации архитектурных памятников Новгорода, Ярославля, Пскова, Москвы и других истерических городов.

Н. К. Рериха и Ш. Нормана объединяли новаторские взгляды на необходимость охраны исторических пейзажей. Талант живописца способствовал первому видеть памятник цельно в окружении природы и градостроительных элементов. Свое кредо в отношении историко-культурной среды Рерих сформулировал еще в 1901 г. в статье «К природе»: «Но мало охранить и восстановить самый памятник, очень важно, насколько это в пределах возможного, не искажать впечатления его окружающим»25. В 1915-1916 гг. Рерих активно выступал против проекта проведения железной дороги через Великий Новгород, которая нарушила исторический вид города и ландшафта.

Через талант живописца Рерих также выражал своих взглядов на необходимость сохранения памятников истории и культуры. Его серия «Архитектурные этюды», написанная во время поездок по древним городам в 1903-1904 гг., включала более 100 художественных произведений. Серия была задумана с целью показать широкой общественности гибельные процессы забвения памятников старины. Рерих был не единственным живописцем, проявившим интерес к теме архитектурного наследия России. Как самостоятельный жанр в живописи архитектурный пейзаж появился в начале XX в. Им в совершенстве владели Е. Е. Лансере, А. Н. Бе-нуа, С. А. Виноградов, К. Ф. Юон. Заслугой Рериха явилось экспонирование «архитектурной серии» для того, чтобы вызвать общественную реакцию на стирание исторический памяти. Н. К. Рерих в Санкт-Петербурге, Ш. Норман в Париже сделали исторические памятники темой отдельной выставки: в первом случае живописные произведения, во втором рисунки.

Во время Первой мировой войны получает дальнейшую кристаллизацию идея о необходимости особой охраны памятников в период военных действий. Позже Рерих напишет: «.в 1914-м при стенописи в Святодуховской церкви в Талашкине получилась первая весть о Великой Войне. Нужно хранить!»26. В эмиграции в своих письмах, очерках, эссе Рерих настойчиво развивает идею охраны памятников про-

шлого. В его литературном и живописном творчестве тема вандализма получает новое осмысление.

Н. К. Рерих явился одним из первых российских деятелей культуры, который обосновал необходимость сохранения многообразия форм культурного наследия: памятников, археологии, архитектуры, исторического пейзажа, нематериальной культуры, историко-культурной среды. Эти положения легли в основу развиваемой им в 1930-е гг. идеи «Красного креста культуры» и в инициировании Пакта Рериха. Пакт Рериха стал первым принятым международным соглашением, посвященным исключительно памятникам, музеям, культурным институциям и предусматривающим их охрану в мирное и военное время.

Во время сложных обсуждений проекта Пакта Рериха в Лиге Наций и ее подразделениях, таких как Международный институт интеллектуальной кооперации, Международный комитет музеев, Международная комиссия исторических памятников, в статьях Рериха часто появляются сравнения Пакта с идеями А. Дюнана. Эти инициативы объединяет не только гуманистическое содержание, но и трудности понимания и принятия. Рерих отмечал похожее «невежественное глумление»27 обеих инициатив, «многие мытарства и препятствия»28 на пути воплощения идеи в жизнь.

Еврипид Фундукидис, генеральный секретарь Международного комитета музеев при Лиге Наций, справедливо отмечал преемственность идей Фердинанда Веттера и положений Пакта Рериха. Но он упустил важные детали: во-первых, инициатива Ф. Веттера не была реализована, во-вторых, она появилась во время войны, тем самым пытаясь наверстать упущенное время, и не могла претендовать на эффективность на тот момент. В отличие от инициативы Ф. Веттера, Пакт Рериха демонстрирует намерение подготовить регулирование защиты памятников до появления какого-либо риска военных действий - в мирное время. Эта здравая идея способствует если не устранению рисков разрушений памятников, то как минимум значительному их уменьшению. Пакт Рериха явился мощным импульсом для развития международного общественного движение за сохранение культуры и культурного наследия, которое длится с середины 1930-х гг. до настоящего времени.

Итак, традиция «Красного» креста памятников обнаруживает мозаику интересных идей и объединяет ярких деятелей культуры Франции, Швейцарии, России. Впервые необходимость заключения международного соглашения об особой защите памятников во время военных действий обосновывает Шарль Норман задолго до разрушительных войн XX в. Ш. Норман не смог воплотить идею Красного креста памятников в задуманном международном договоре. Фердинад Веттер в Швейцарии также способствовал популяризации этой идеи. Идею правового регулирования охраны памятников в мирное и военное время удалось воплотить Н. К. Рериху в 1935 г., когда США и страны Латинской Америки подписали Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников,

или Пакт Рериха. Н. К. Рерих вкладывал более широкий смысл в «Красный крест культуры», чем Ш. Норман и Ф. Веттер. Этой метафорой он обозначал не только многообразие форм культуры и культурного наследия, но и образ действий, мировоззрение людей, принимающих активное участие в сохранении и трансмиссии культурного наследия.

Примечания

1 Известно более 3500 клише на гибкой основе формата 18 х 24 см. 134 калотипии в настоящее время хранится в Музее Орсэ (Париж).

2 Строительные работы начались в 1854 г., здание было заброшено после 1870 г., окончательно уничтожено в 1891 г.

3 Normand Alfred Nicolas // Archives photographiques. URL: http: // mediatheque-patrimoine. culture. gouv. fr (дата обращения: 25. 11. 2015).

4 Fiori R. Normand Charles // Dictionnaire critique des historiens de l'art actifs en France de la Révolution à la Première Guerre mondiale. Paris, 2009. URL: http: // inha. fr (дата обращения: 25. 11. 2015).

5 Normand Ch. Société des amis des monuments parisiens constituée dans le but de veiller sur les monuments d'art et la physionomie monumentale de Paris. Paris: L. Cerf, 1884; Normand Ch. Musées européens: Les arts décoratifs: Chambres et décorations intérieures en styles anciens du musée de Salzbourg. Paris: L'Ami des monuments et des arts, 1893.

6 С 1890 г. журнал получил название «Друзья памятников и искусств». Издавался до 1913 г.

7 Normand Ch. Nouvelles Antiquités gallo-romaines de Paris: Les Arènes de Lutèce ou le premier théâtre parisien. Paris: L'Ami des monuments et des arts, 1897.

8 Normand Ch. Exploration artistique et archéologique: La Troie d'Homère. Paris: L'Ami des monuments et des arts, 1892.

9 Normand Ch. Nouvel Itinéraire-Guide artistique et archéologique de Paris. Paris: Société des amis des monuments parisiens, 1889-1891. 2 vol.

10 Guides-Souvenirs. La Côte normande du Tréport-Mers à Etretat. Les environs de Dieppe. Paris: L'Ami des monuments et des arts, 1904; Guide de l'Alésia (Alise-Sainte-Reine, Côte-d'Or) de César et Vercingétorix. 2e éd. Paris: Impr. de Guathier-Villars, s. d., [après 1908]. T. 23; De Dieppe à Arques: Château, église, champ de bataille. Paris: L'Ami des monuments et des arts, 1910; Excellents Guides-Souvenirs. I. De Dieppe au château de Mesnières. Paris: L'Ami des monuments et des arts, 1895; Guides-Souvenirs. Le château de Mesnières. Dieppe. Arques, Archelles. Pourville. Deuxième promenade dieppoise. Paris: L'Ami des monuments et des arts, s. d.

11 Normand Ch. Album-Guide de Moscou, avec un album de photographies inaltérables prises par Alfred Normand. Paris: L'Ami des monuments et des arts, 1891. T. 15.

12 Еще раньше идеи охраны памятников природы и исторических пейзажей стали воплощаться в других странах Европы. В частности, в Бельгии охрана пейзажей была включена в программу Королевской комиссии по охране памятников и исторических мест, основанной

в 1835 г. Позже в Бельгии возник ряд обществ с целью охраны природы (см.: Nyns M. La Législation des Monuments d'art et d'histoire en Belgique // Mouseion. Paris: Office international des musées, 1931. Vol. 17/18. P. 56). В Великобритании в 1895 г. был основан Национальный траст по охране исторических памятников, достопримечательностей и живописных мест. Кроме него сохранением пейзажей занималась добровольческая организация «Совет по охране сельского ландшафта Англии» (см.: Richardson J. S. La protection des Monuments anciens et des Monuments historiques en Grande-Bretagne // Mouseion. Paris: Office international des musées, 1937. Vol. 37/38. P. 156).

13 La Loi pour la protection des sites et monuments naturels: texte, documents et commentaires relatifs à son application. Paris: Société pour la protection des paysages de France, 1909. P. 3.

14 Congrès international pour la protection des œuvres d'art det des monuments, tenu à Paris du 24 au 29 juin 1889. Procès-verbaux sommaire. Paris: Imprimerie nationale, 1889. 32 p.

15 В 1900 г. издание было переименовано в «Друзья памятников и искусств». Издавался до 1923 г.

16 Congrès international pour la protection... P. 24-28.

17 Ibid. P. 25.

18 Normand Ch. Compte rendu du premier congrès officiel international organisé par la Société à l'Exposition universelle // Bulletin de la Société des amis des monuments parisiens. Paris. 1889. Vol. 3. № 10. P. 83.

19 Ibid. P. 83.

20 Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны. № 18540 // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. СПб., 1902. Т. 20: 1900 г., ч. 1. С. 426.

21 Foundoukidis E. L'Office International des Musées et la protection des monuments et des oeuvres d'art en temps de guerre // La Protection internationale des monuments historiques et des oeuvres d'art en temps de guerre. Paris: Office international des musées, 1936. P. 12-15.

22 См.: Лазаревич О. В., Молодин В. И., Лабецкий П. П. Н. К. Рерих - археолог. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2002.

23 Рерих Н. К. Поиски Древней Руси // Петербургский рериховский сборник. Самара: Агни, 1999. Вып. 2/3. С. 561-562.

24 Рерих Н. К. Восстановления // Рерих Н. К. Берегите старину. М.: МЦР, 1993. С. 21.

25 Рерих Н. К. К природе // Рерих Н. К. Избранное / сост. В. М. Сидоров. М.: Совет. Россия, 1979. С. 213.

26 Рерих Н. К. Чутким сердцам // Рерих Н. К. Листы дневника. М.: Междунар. Центр Рерихов, 1995. Т. 1. С. 228.

27 Рерих Н. К. Эстония // Там же. Т. 2: 1936-1941. С. 78.

28 Рерих Н. К. Мечты // Там же. С. 190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.