Научная статья на тему 'К истории народного гончарного промысла Рыбинского уезда Ярославской губернии XIX - начала XX вв'

К истории народного гончарного промысла Рыбинского уезда Ярославской губернии XIX - начала XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
359
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБИНСК / ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГОНЧАРСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ / КЕРАМИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевчук Т.В.

Статья посвящена рассмотрению истории развития гончарного промысла в Рыбинском уезде Ярославской губернии, и формированию локальных стилистических особенностей традиционного посудного гончарства в период XIX-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории народного гончарного промысла Рыбинского уезда Ярославской губернии XIX - начала XX вв»

К ИСТОРИИ НАРОДНОГО ГОНЧАРНОГО ПРОМЫСЛА РЫБИНСКОГО УЕЗДА ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

© Шевчук Т.В.*

Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, г. Москва

Статья посвящена рассмотрению истории развития гончарного промысла в Рыбинском уезде Ярославской губернии, и формированию локальных стилистических особенностей традиционного посудного гончарства в период Х1Х-ХХ вв.

Ключевые слова Рыбинск, Ярославская область, гончарство, художественный промысел, керамика.

Ярославская губерния с давних времен отличалась развитой ремесленной культурой. Концентрации различных промыслов в губернии способствовали такие обстоятельства, как удобное положение в центральной части России, наличие торговых транспортных путей по Волге и железной дороге, низкая обеспеченность крестьян землей, сосредоточение крупных населенных пунктов, а соответственно, и рынков сбыта. Значительное воздействие на возникновение и развитие кустарных промыслов оказывал стабильный прирост населения в течение длительного периода. Однако относительно слаборазвитая промышленность в XIX веке не в состоянии была обеспечить работой всех желающих, что приводило к перенаселению деревень. Нехватка земельных площадей усугубляла положение, частичный выход из которого виделся в развитии отхожего промысла.

Далеко не последнюю роль играли и деловые качества сельчан. В.Г. Федотов [1] приводит в этой связи интересную цитату: «Кому не известен своеобразный тип крестьянина Ярославской губернии? Даже самое физическое сложение резко отличает его от типов других губерний, а живой веселый характер, плутоватая изворотливость ума, довольно прямой взгляд на вещи и умение пользоваться плодами своего ума на счет других, всем этим, при красивом физическом сложении, обуславливается то, что из среды яро-славцев не мало выделялось и выделяется дельных, даровитых людей и капиталистов» [2, с. 60].

Установить точное время появления тех или иных промыслов довольно трудно, некоторые из них имели глубокие исторические корни, другие -возникли в XIX веке. Значительная часть промыслов в помещичьих селениях, по свидетельству крестьян, появилась и развивалась при крепостном праве. Помещики старались иметь своих крепостных мастеров по всем не-

* Учебный мастер кафедры Художественной керамики.

обходимым специальностям, и для этого отдавали крепостных крестьянских мальчиков, а иногда и взрослых, в города учиться различным ремеслам. От этих-то господских ремесленников научились мастерству и другие крестьяне. Появившиеся таким образом сельские ремесла, все более распространялись с передачей знаний от отца к сыну и т.д., и впоследствии, с увеличением населения и повышением спроса, преобразовывались в промыслы. Постепенное увеличение числа производителей привело к превышению размеров местных потребностей и соответственному уменьшению доходности производства, поэтому кустари вынуждены были сбывать свои произведения в других местностях. Некоторые «промышленники» даже начали заниматься самим производством «на стороне» - появились так называемые «отхожие промыслы» [3, с. 61].

К началу XIX века в губернии выделились районы с развитием определенных видов кустарничества, а к концу столетия, после отмены крепостного права многие бывшие крепостные пополнили ряды ремесленников, что также способствовало повсеместному развитию неземледельческой хозяйственной деятельности [4].

По статистике 1901 года в Рыбинском уезде, занимавшем почти центральное место в Ярославской губернии, гончарство было развито в деревне Петровка Высоковской волости, в деревне Пахомово Неверковской волости, а более всего - в Болобановской волости [5, с. 47].

Горшечный промысел в Болобановской волости Рыбинского уезда_воз-ник здесь задолго «до воли». По словам уездного статистика, «происхождение его имеет за собой глубокую давность» [6, с. 40]. Причинами возникновения промысла были, в частности, благоприятные условия сбыта продукции в Рыбинске и Мологе, а также наличие в округе значительных залежей красной глины. Работали гончары Болобановской волости исключительно силами своей семьи. Кроме взрослых мужчин иногда принимали участие в промысле подростки, а в виде исключения и женщины.

Участок, где добывалась глина, представлял общую собственность шести деревень (Перебора, Ворыгина, Плешивца, Репина, Горили и Кук-лина) [7, с. 15]. Горшечники пользовались глиной бесплатно, каждый выкапывал ее столько, сколько ему было нужно. Заготовка глины происходила обычно осенью, перед началом сезона. Глину добывали сами гончары и по мере надобности, зимой перевозили по домам.

В Болобановской волости производились красные горшки: опарники, кринки, горшки для варки, сковородки, цветочные горшки, тазы, рукомойники, кашники и пр. Заготовка глины и изготовление посуды происходили в жилых помещениях, а обжиг - в полевых горнах, вмещающих триста - четыреста изделий. Длился обжиг обычно от восьми до двеннадцати часов подряд. В качестве поливы применялся сурик.

Большая часть гончаров сбывали свой товар перекупщикам в Рыбинске, Мологе, Угличе, Мышкине, Калязине и Кашине, а также по окрестным се-

лам. Розничный сбыт практиковался редко. Цены на посуду колебались в зависимости от урожая грибов, капусты и хлеба. В течение года цены сильно поднимались во время поста, когда у крестьян накапливалось много молока, и поэтому спрос на посуду для него возрастал.

Работали гончары, главным образом, зимой. В конце XIX века здесь так же, как и во многих других местностях наблюдалось постепенное уменьшение числа горшечников и некоторый упадок промысла. Причинами этого служило, как и везде, подорожание топлива, уменьшение сбыта глиняной утвари и пр. Кроме того, немалое значение имела близость Рыбинска. В дореволюционных исследованиях отмечалось: «близость такого большого торгового центра, каким является Рыбинск, дает возможность приискать массу разнообразных занятий. Неприглядность же самого промысла и, сравнительно, небольшая доходность его - все это отвлекает жителей от этого промысла и побуждает их искать других занятий.... Один за другим, особенно молодежь, начинает уезжать в различные большие торговые центры: Петербург, Москву, Казань, Рыбинск, где они являются большею частью в качестве трактирщиков, буфетчиков, приказчиков и проч.» [6, с. 41]. К сожалению, отмеченная тенденция сохранилась вплоть до настоящего времени, и действующих гончаров здесь не осталось, поэтому познакомиться с образцами местного гончарного искусства можно лишь по музейным коллекциям. Богатыми фондами народной гончарной керамики, в основном, зрелого периода существования промысла, располагает Рыбинский музей-заповедник.

Большой интерес представляет собранная в музее коллекция черноло-щеных кувшинов-кумганов, использовавшихся, судя по застывшим темным вкраплениям с характерным запахом, для хранения дегтя (рис. 1, 2). Все они имеют яйцевидное тулово, без поддона; широкое, как бы срезанное днище. Это усиливает впечатление устойчивости и основательности сосудов. Изгиб и место прикрепления к тулову небольшой округлой ручки рассчитаны таким образом, что она вторит пластике изогнутого носика-рыльца, соединенного уплощенной перемычкой с невысокой слегка развернутой цилиндрической горловиной. Носик, горловина и ручка - вместе образуют своеобразный композиционный узел, визуально удерживающий сосуд в равновесии. Лощеные узкие продольные полосы украшают горловину и тулово, немного не доходя до его основания. Следы лощения можно видеть также на ручке и носике, но они прерываются в наиболее труднодоступных участках, например, на линиях соединения отдельных частей формы.

Сосуды такого типа встречались, как было сказано выше, не только в округе Рыбинска. В дореволюционной статистике не отмечено центров изготовления чернолощеной керамики в Рыбинском уезде, но большая концентрация здесь подобных изделий дает некоторые основания предполагать их местное производство. По такому же принципу, как эти чернолощеные кумганы, выполнен и чернолощеный кувшин (рис. 3), который, в отличие от

последних рассмотренных изделий этой группы, не имеет трубчатого носика, а лишь небольшой слив, образованный путем оттягивания края горловины напротив места крепления ручки.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Среди чернолощеных изделий в Рыбинском музее-заповеднике представлены и более мелкие предметы гончарной утвари, такие как рукомои (рис. 4). Чаще всего, они представляли собой разновидности гончарных кринок или горшков с носиками и ручками. Форма горшка, либо чаши лежит в основе еще одного достаточно редкого в этой местности вида крестьянской утвари - глиняной ендовы.

Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6

Представленные в коллекции Рыбинского музея ендовы снабжены массивными носиками, прикрепленными к горловине и одновременно к плечикам сосудов. Вылепленные из глиняного пласта, носики далеко выступают вверх над краем горловины и в сторону; а уравновешены расположенной напротив очень маленькой круглой ручкой только благодаря точно рассчитанному месту ее прикрепления - на уровне энтазиса тулова. На некоторых носиках встречается встроенное «ситечко», представляющее собой наклеенную сверху, или внутри носика глиняную пластину с круглыми отверстиями разного диаметра (рис. 5, 6). Декор сосудов сводится к простейшим

линейным пояскам на месте соединения тулова и горловины, или стыка горловины и немного утолщенного венчика. В большинстве случаев, ендовы покрыты сплошь бесцветной, или зеленоватой глазурью, реже встречаются чернолощеные экземпляры.

Чернолощеными, либо просто мореными были и многие из местных корчаг. Собранная в Рыбинском музее-заповеднике коллекция корчаг убедительно демонстрирует устойчивость гончарной традиции. По характеру формы, их можно условно разделить на два типа. К первому относятся расширяющиеся кверху корчаги, имеющие форму яйца со срезанным основанием и верхушкой. Часто в нижней части тулова располагается отверстие для слива с деревянной пробкой. В качестве декора на корчагах преобладает линейный, либо волнистый орнамент, лежащий на плечиках сосудов; а также волнообразные пояса, состоящие из прямоугольных насечек, черточек и точек. Иногда корчаги покрыты зеленоватой, либо коричневой глазурью изнутри и снаружи в верхней трети тулова (рис. 7).

Второй тип корчаг представлен сосудами с невысоким довольно узким горлом и коротким трубчатым носиком, закрепленном на плечиках и часто направленным почти вертикально вверх. Все они так же, как и корчаги первого типа имеют классическую яйцевидную форму, но лишены и минимального декора, что выдает в них сосуды сугубо хозяйственного назначения (рис. 8, 9).

Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9

Среди таких бытовых сосудов встречаются здесь и малые гончарные формы: кашники, масленки, горшочки, кринки, также богато представленные в музейной коллекции. Это, главным образом, красноглиняные поливные предметы, редко украшенные простейшим линейным орнаментом, а большей частью без него, и только покрытые глазурью. Более интересны в этом плане украшенные ангобной росписью красноглиняные глазурованные кувшины и кумганы, среди которых также можно различить несколько типов.

К первому типу относятся кувшины с яйцевидным туловом, четко отделенной от тулова суженной горловиной, небольшой округлой ручкой, кре-

пящейся одним концом к плечикам, а другим - к горловине сосуда. Сливной носик у этих кувшинов образован отогнутым краем горловины. Пояски углубленного линейного и волнообразного орнамента ограничивают сверху и снизу полосу белой ангобной росписи в виде крупных косых мазков на плечиках кувшина (рис. 10). Сплошное покрытие зеленоватой с вкраплениями бесцветной глазури способствует объединению всей композиции сосуда.

Кувшины или кумганы второго типа так же, как и первого имеют яйцевидное тулово, но переходящее в горловину плавно. Чуть изогнутый трубчатый носик располагается на плечиках напротив округлой ручки, крепящейся, как и в кувшинах первого типа. Необычен декор одного из сосудов этой группы (рис. 11) - пояс белой ангобной росписи, набранный из крестов, ограниченный сверху и снизу белыми линиями. Одноцветная светло-коричневая глазурь полностью покрывает сосуд, немного не доходя до его основания.

Третий тип - это так называемые кувшины-кубышки. У них гипертрофированно раздутое тулово, которое контрастирует с нарочито уменьшенным горлом и маленькой петлевидной ручкой. Зеленоватая с бесцветными вкраплениями полива полностью покрывает один из сосудов этой группы (рис. 12).

Кувшин (рис. 13) можно отнести к четвертому типу. Он имеет необычную резко расширяющуюся кверху горловину, которая пропорционально занимает примерно одну треть от общей величины сосуда и выделена полностью покрывающими её рифлеными поясками. Сливной носик образован, как и в кувшинах первого типа, отогнутым краем горловины. Большая округлая ручка соединяет горловину с туловом, имеющим форму луковицы. Кувшин полностью покрыт бесцветной поливой с зеленоватыми вкраплениями. Как отмечалось выше, такая форма необычна для местного промысла и, вероятно, этот кувшин только бытовал в окрестностях Рыбинска.

Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12 Рис. 13

В результате анализа гончарных изделий Рыбинского уезда, можно выделить их характерные художественные и технологические особенности.

Как было отмечено, в Болобановской волости производились красные горшки. Помимо красноглиняных, среди изделий, собранных в Рыбинском районе, встречаются чернолощеные и мореные сосуды, правда, распространенные не только в округе Рыбинска.

Среди чернолощеных изделий, сосуды крупных форм: кувшины-кум-ганы с яйцевидным туловом, невысокой горловиной и округлой ручкой, а также некоторые расширяющиеся кверху корчаги со срезанным основанием и верхушкой. Корчаги второго типа, с невысоким горлом и коротким трубчатым носиком, в основном, были просто мореными. В качестве декора на корчагах преобладает линейный, либо волнистый орнамент, лежащий на плечиках сосудов; некоторые корчаги покрыты в верхней части зеленоватой, или коричневой глазурью.

Мелкие чернолощеные предметы гончарной утвари представлены здесь, преимущественно, рукомоями и ендовами. К малым гончарным формам относятся и другие сосуды хозяйственного назначения: кашники, масленки, горшочки, кринки, богато представленные в музейной коллекции. Это, главным образом, красноглиняные поливные предметы, украшенные либо простейшим линейным орнаментом, либо просто глазурованные.

Более интересны в декоративном отношении расписанные ангобом красноглиняные глазурованные кувшины и кумганы. Здесь мы встречаем интересные примеры геометрического рисунка. Например: пояс белой ан-гобной росписи, набранный из крестов, ограниченный сверху и снизу белыми линиями; три ряда белых вертикальных штрихов, набранных по три или четыре с промежутками в шахматном порядке; четырехлистник, подчеркнутый поясом белых ангобных точек. Все перечисленные декоративные приемы одновременно участвовали в создании зрительного равновесия композиционного строя сосуда и пластики его формы.

И именно эта удивительно точно найденная пластика формы представляется основным выразительным средством среднерусского и, в частности, Рыбинского традиционного гончарства. Умение гармонично сочетать в каждой вещи эстетическое и утилитарное с техническим мастерством выявляется в большинстве образцов мореной и чернолощеной керамики, и составляет художественное своеобразие местного гончарства. «Красота скромных и простых предметов будничного обихода была связана с важным мировоззренческим моментом, с пониманием народом самой жизни как проявления прекрасного, с признанием важности каждого предмета, необходимого в быту, с убеждением, что хорошая вещь приносит в дом благополучие. Увлеченность созидательными возможностями труда заставляла человека стремиться к совершенству создаваемой вещи, а совершенство вещи, в свою очередь, утверждало достоинство мастера» [8, с. 5]. Вышесказанное можно в полной мере отнести к традициям местного гончарного искусства, которые раскрываются в многообразии форм, способах декоративной отделки,

лепки и других художественных приемов. Обзор истории и локальных особенностей Рыбинского гончарства показывает, что оно обладает богатым художественным содержанием и в силу этого может занимать достойное место в ряду других классических видов народного искусства.

Список литературы:

1. Федотов В.Г. Промыслы Ярославской губернии [Электронный ресурс]. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. - Режим доступа: http://xn—7sbb gizbicfdgyq0bk.xn--80aezclli6gta.xn--p1ai/iiles/item_100-fedotov.pdf.

2. Всенародная история Российского государства. - М., 1881. - Т. 2.

3. Титов А.А. Статистико-экономическое описание Ростовского уезда Ярославской губернии. - СПб., 1885. - С. 61.

4. Истомина Э.Г. Ремесла и промыслы Ростовского уезда в XIX - начале ХХ вв. [Электронный ресурс] // История и культура Ростовской земли 2001. -Ростов, 2002. - Режим доступа: http://rostmuseum.ru/publication/historyCul-ture/2001/istomina01 .html.

5. Список селений с кустарями (по уездам). - Издание стат. Бюро Яр. Губ. Земства, 1901.

6. Георгиевский А. Горшечный промысел в Болобановской волости // Вестник Ярославского земства. - б/г. - № 169-171.

7. Кустарные промыслы Ярославской губернии. - Ярославль: Издание Ярославского губернского земства, 1902. - Вып. 26. Горшечный промысел.

8. Вишневская В.М. О некоторых особенностях содержания произведений народного декоративного искусства // Народные основы искусства художественных промыслов. Сборник научных трудов. - М.: НИИХП, 1981.

ТРАДИЦИИ ЛЮБИМСКОГО НАРОДНОГО ГОНЧАРСТВА XIX-XX ВВ.

© Шевчук Т.В.*

Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, г. Москва

Статья посвящена рассмотрению процесса развития Любимского гончарного промысла и локальных стилистических особенностей традиционной гончарной керамики в период XIX-XX вв.

Ключевые слова Керамика, Любим, промкомбинат, Ярославская область, гончарство, художественный промысел.

Производство глиняной посуды принадлежало к числу наиболее распространенных промыслов Ярославской губернии. По данным статистиче-

* Учебный мастер кафедры Художественной керамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.