Научная статья на тему 'К истории изучения народных верований чалдонов Хакасско-Минусинского края в послереволюционный период'

К истории изучения народных верований чалдонов Хакасско-Минусинского края в послереволюционный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
415
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАЛДОНЫ / НАРОДНЫЕ ВЕРОВАНИЯ / ХАКАССКО-МИНУСИНСКИЙ КРАЙ / ИСТОРИОГРАФИЯ / FOLK BELIEFS / KHAKASS-MINUSINSK REGION / HISTORIOGRAPHY / CHALDONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прищепа Е.В.

В статье приведен историографический анализ основных этапов изучения народных представлений русских старожилов (чалдонов) Хакасско-Минусинского края в контексте изучения народных верований русских в послереволюционный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY OF THE PEOPLE’S BELIEFSTUDY OF THE CHALDONS IN THE KHAKASS-MINUSINSK REGION IN THE POST-REVOLUTIONARY PERIOD

The article presents the historiographical analysis of the main stages of the people’s perceptionstudy of the Russian old-timers (Chaldons) in the Khakass-Minusinsk region in the context of the folk beliefstudy of the Russians in the post-revolutionary period.

Текст научной работы на тему «К истории изучения народных верований чалдонов Хакасско-Минусинского края в послереволюционный период»

Литература

1. Капустин М.И. Деятельность КПСС по созданию третьей металлургической базы страны. - Иркутск, 1974.

2. Гайдин С.Т. Развитие природопользования в Восточной Сибири (1946-1991 гг.). - Красноярск, 2008.

3. Шалак Т.В. История развития алюминиевой промышленности Восточной Сибири (1950-1980 гг.): ав-тореф. дис... канд. ист. наук. - Иркутск. 2004.

4. ГАКК Ф.р-1408. Оп. 2. Д. 12. Л. 5 .

5. Стенограмма XX съезда ЦК КПСС. - М., 1956. - С. 369.

6. ГАКК Ф.р-1408. Оп. 1. Д. 6. Л. 54.

7. ГАКК Ф.р-1408. Оп. 1. Д. 10 л. 2-10.

8. ГАКК Ф.р-1408. Оп. 1. Д. 9. Л. 30.

9. ГАКК Ф.р-1408. Оп.1. Д. 81. Л. 119.

10. ГАКК Ф.р-1408. Оп. 1. Д. 126. Л. 157.

11. ГАКК Ф.р-1408. Оп. 1. Д. 6. Л. 180-190.

12. ГАКК Ф.р-1408. Оп. 1. Д. 39. Л. 255.

13. ГАКК Ф.р-1408. Оп. 1. Д. 41. Л. 39-41.

14. ГАКК Ф.р-1408. Оп. 1. Д. 22. Л. 28.

15. ГАКК Ф.р-1408. Оп. 1. Д. 84. Л. 36.

16. ГАКК Ф.р- 1451. Оп.1. д. 3. Л. 37.

17. ГАКК Ф.р-1451. Оп. 1. Д. 3. Л. 80.

18. ГАКК Ф.р-1408. Оп.1. д. 128. Л. 7а.

19. ГАКК Ф. п-26. Оп. 33. Д. 3. Л. 279.

20. ГАКК Ф.р-1408. Оп. 1. Д. 184. Л. 9-11.

21. ГАКК Ф.р-1408. Оп. 148. Л. 11-12.

22. Свидетель эпохи Владимир Долгих: «смена Хрущева - необходимое решение». - 11Р1_: ||Нр://А1е-rf.ru/analitics/581.

23. ГАКК Ф.р-1390. Оп.1. Д. 5. Л.31.

24. ГАКК Ф.р-1408. Оп. 1. Д. 127. Л. 41.

25. ГАКК Ф.р-1408 Оп. 1. Д. 349. Л. 113.

26. ГАКК Ф.р-1408. Оп. 1. Д. 401. Л. 9.

27. ГАКК Ф.р-1408. Оп. 1. Д. 303. Л. 156.

УДК 333.52 Е.В. Прищепа

К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ВЕРОВАНИЙ ЧАЛДОНОВ ХАКАССКО-МИНУСИНСКОГО КРАЯ

В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

В статье приведен историографический анализ основных этапов изучения народных представлений русских старожилов (чалдонов) Хакасско-Минусинского края в контексте изучения народных верований русских в послереволюционный период.

Ключевые слова: чалдоны, народные верования, Хакасско-Минусинский край, историография.

E.V. Prischepa

TO THE HISTORY OF THE PEOPLE'S BELIEFSTUDY OF THE CHALDONS IN THE KHAKASS-MINUSINSK

REGION IN THE POST-REVOLUTIONARY PERIOD

The article presents the historiographical analysis of the main stages of the people's perceptionstudy of the Russian old-timers (Chaldons) in the Khakass-Minusinsk region in the context of the folk beliefstudy of the Russians in the post-revolutionary period.

Key words: Chaldons, folk beliefs, Khakass-Minusinsk Region, historiography.

ВестникКрасГАУ. 2015. № 4

Изучение народных представлений русских старожилов (чалдонов) Хакасско-Минусинского края (далее по тексту - ХМК) в контексте изучения народных верований русских в послереволюционный период связывается с новыми тенденциями, появившимися в развитии отечественной науки в советское время. Этнографическая наука в этот период заменяется отраслью марксизма под названием «этнография». Научные изыскания с этого времени производятся этнографами-марксистами в рамках государственной идеологической теории и методологии. Разработка и изучение традиционных верований в этот период характеризуются идеей единства историко-культурных процессов народов России и Сибири.

Целью нашей работы является историографический анализ основных периодов изучения народных представлений чалдонов Хакасско-Минусинского края в контексте изучения народных верований русских в послереволюционный период. К числу задач относятся: выявление особенностей изучения традиционных верований русского народа и историко-культурных групп русского населения Сибири в послереволюционный период, анализ наиболее значимых работ историков и этнографов Сибири, посвященных данной проблеме, рассмотрение данной темы с позиции новых теоретико-методологических подходов.

Наиболее полное обобщенное исследование традиционных верований в советский период представлено С.А. Токаревым [1]. В работе подытожены результаты дореволюционных исследований в области традиционных восточнославянских верований на основе истоков мифологических образов.

В советский период этнографическая наука, испытывая идеологическое давление, развивалась не всегда однозначно и целостно. Этнографические изыскания относительно народных верований, мифологических представлений, магии русского народа вплоть до перестроечных времен переместились в сферу фольклора.

Одной из первых в советской фольклористике к изучению мифологических представлений русского народа обратилась Э.В. Померанцева [2]. В исследовании выявлен круг мифологических образов, описано их видение населением разных регионов России и отмечены основные признаки сходства и различия мифологических персонажей с персонажами сказок. Работа содержит ценный указатель сюжетов русских быличек и бывальщин о мифологических персонажах.

Советский и российский языковед Н.И. Толстой [3] вводит удобную классификацию персонажей низшей мифологии русских согласно их месту обитания («прописки»). Он выделяет две большие пространственные территории: «дом со двором и окружающими его постройками» и «не дом». Соразмерно принадлежности этих существ к той или иной территории (локальной привязанности) рассматриваются их функции, отношение к человеку.

Сибирский фольклорист В.П. Зиновьев [4] записал порядка 1800 текстов. Для того чтобы охватить весь собранный материал, он составил собственный указатель сюжетов и бывальщин. Необходимо отметить, что многие собранные им мифологические персонажи не нашли места даже в указателе быличек Э.В. Померанцевой.

В последнее десятилетие XX в. появляется ряд интересных исследований традиционных верований разных групп русского населения России, а устные народные повествования: былички, бывальщины и поверья - становятся объектом пристального изучения славистов, фольклористов, религиоведов, этнографов: В.И. Дынина, О.А. Черепановой, С.И. Дмитриевой, Н.А. Криничной, Л.Н. Виноградовой и др.

Перспективный метод анализа демонологических поверий вместе с явлениями традиционной культуры и бытовым поведением человека демонстрируется в работах учёного-фолькпориста Н.А. Криничной [5]. Исследования раскрывают роль низшей мифологии в архаической картине мира, устанавливают связь мифологических персонажей со сферами человеческой жизни.

Рассмотрению эзотерических знаний как способа обретения магической силы колдунами посвящена статья Н.А. Криничной [6]. По мнению исследователя, обряд посвящения в колдуны уходит своими корнями в тотемистические представления, связанные с обрядом инициации. В работах используется комплексно новый научный подход.

Реконструкции магических представлений русского народа на основе богатого фольклорного материала посвящена другая объёмная работа Н.А. Криничной [7].

Работами, открывающими новые возможности для изучения народных верований, являются исследования В.И. Дынина [8]. В них рассматривается дифференцированность религиозно-мифологических представлений у русского населения различных губерний Европейской России, выявляются локальные варианты и ареалы распространения этих представлений.

Проблеме изучения и исследованию различных сторон народной культуры русского населения Западной Сибири посвящены работы крупных исследователей, например П.Е. Бардиной [9]. В ее работе особое внимание уделяется культурно-бытовым особенностям, типичным чертам семейного уклада, образу жизни, народным представлениям сибиряков-томичей. Другой крупный исследователь культуры русских си-

биряков - Н.А. Миненко [10] - главное внимание уделяет проблемам уклада семейной жизни крестьян, народной медицине, образованию, некоторым магическим воззрениям крестьян.

Труд В.А. Липинской [11] посвящен медицинским знаниям, опыту познания лекарственных средств, который берет свое начало со времени расселения русских в Сибири. В работе содержатся ценные сведения о народных представлениях происхождения и возникновения различных недугов, способах и методиках лечения заболеваний - рациональных и иррациональных.

Исследованию этнических культур восточнославянских народов Сибири посвящены работы Е.Ф. Фурсовой. Сферой научных интересов исследователя являются: декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество, фольклорные традиции культур переселенцев и старожилов Сибири [12].

Работы П.Е. Бардиной, Н.А. Миненко, В.А. Липинской, Е.Ф. Фурсовой посвящены восточным славянам Сибири. Рассмотрение культурно-бытовых особенностей русских Сибири из разных её регионов в представленных работах позволяет проследить общесибирские и местные областные ареалы бытования традиционных представлений сибиряков, тенденции эволюции культурных компонентов в традиционном образе жизни и духовной культуре русских старожилов Сибири в сравнительно-историческом аспекте.

Изучению культуры чалдонов ХМК посвящены работы исследователя-этнографа А.А. Верника [13]. В исследованиях представлен локальный мир материальной и духовной культуры чалдонов, выявлены разносторонние аспекты медицинских знаний русских старожилов ХМК - магические, рациональные, исследуются традиционные способы лечения заболеваний, описывается ассортимент лекарственных средств. Ценность работ в том, что они написаны на основе литературных, архивных и богатых этнографических материалов автора, собранных в ХМК.

Другая работа - «Народные праздники Хакасии» [14] представляет собой совместный труд В.Я. Бута-наева, А.А. Верника, А.А. Ултургашева. В работе имеется раздел, посвященный праздникам чалдонов, тесным образом связанным с народным земледельческим календарем; их празднование сочетается с обрядами языческого и христианского характера, которые тесно переплетены. В силу тесных контактов русских старожилов ХМК с хакасами некоторые виды праздников приобрели особенные черты. Работы А.А. Верника отражают традиционные стороны народной культуры русских старожилов ХМК, в которых прослеживаются севернорусские традиции. Это позволяет идентифицировать русских старожилов ХМК как потомков первооснователей-выходцев с севера Европейской России.

На современном этапе изменившиеся реалии жизни послужили складыванию особого взгляда на народные фантастические рассказы. В содержании многих устных повествований исследователи находят много общего, что в определенной форме перекликается с современными публикациями о трансцендентных явлениях, например с выводами, содержащимися в работах: С.И. Дмитриевой [15], О.А. Черепановой [16]. Столкновение человека с ирреальным миром, со сверхъестественными явлениями, представление о потусторонних силах, о людях, побывавших в «ином» мире, все больше являются основным сюжетным мотивом современных быличек. Эти суеверные рассказы привлекают внимание исследователей, причем не только этнографов, фольклористов, религиоведов, требуют дальнейшего и более, на наш взгляд, комплексного научного и методологического изучения. «Конкуренцию» быличкам о паранормальных явлениях до сих пор составляют традиционные былички о мифологических существах, бытующих в разных регионах России, которые являются наиболее распространенным жанром фольклора.

В постсоветское время в РАН выходят фундаментальные работы, систематизирующие историю и культуру русского народа (в том числе и мифологическую традицию) с ранних этапов этногенеза до современности [17]. Изучению славянской мифологии и традиционной культуры славян в лингвистическом аспекте посвящены работы российского лингвиста и мифолога Е.Е. Левкиевской [18]. Переиздаются не утратившие своего научного значения и представляющие актуальность исследования по этнографии русских старожилов Сибири [19].

Важное значение и вклад в изучение традиционной культуры русских старожилов ХМК имеют труды красноярского этнографа Б.Е. Андюсева по исторической этнопсихологии, посвященные исследованию мен-тальности русских крестьян-старожилов Приенисейского края, истории и этнографии Сибири [20].

Итак, на современном этапе по-новому рассматриваются жанры народной прозы - былички, бывальщины и поверья. Исследования последних лет позволяют подойти к изучению традиционных верований русских старожилов ХМК более комплексно, методологически разнообразно. Это позволяет, на наш взгляд, выйти на новый, более высокий уровень изучения исторической эволюции народных верований.

Традиционные верования русских старожилов-чалдонов ХМК не были предметом специального исследования. Не изучалось локальное своеобразие духовной культуры данной историко-культурной группы, не рассматривались проблемы взаимовлияний культур пришлых и аборигенных, не анализировались проблемы трансформации традиционной культуры в полиэтническом пространстве ХМК.

В первое десятилетие XXI века появились новые работы, посвященные традиционной культуре чалдонов ХМК. Детальное изучение традиционных представлений о персонажах «низшей мифологии», колдунах, магии русских старожилов хМк представлено в работах автора [21]. В указанных исследованиях, по-

Вестник^КрасТЯУ. 2015. № 4

священных традиционным верованиям чалдонов ХМК, обобщен фактический материал, прежде всего полевые материалы автора, собранные в ХМК, используются авторские гипотезы анализа ряда духовных традиций исследуемой историко-культурной группы. В представленных работах детально рассмотрены основные религиозно-мифологические представления, состояние источниковой базы исследования, рассмотрены различные вопросы изучения верований, выявлено их локальное своеобразие.

Складывание локальных вариантов традиционной культуры русских старожилов ХМК происходило в условиях культурных контактов с коренным населением района - хакасами, что способствовало формированию историко-культурных связей двух народов. Значимой проблеме взаимовлияний двух культур уделено внимание в указанных выше работах автора.

Итак, если в советский период этнографические изыскания относительно народных верований, мифологических представлений, магии этноса осуществлялись через призму прежде всего фольклорной традиции, то постсоветский период отечественной историографии характеризуется переосмыслением мифологической культуры с новых теоретико-методологических позиций. Переосмысливаются стереотипы, сложившиеся в советской историографии, вводятся в научный оборот новые источники, появляются интересные научные изыскания в новых направлениях, нередко на стыке разных наук. Происходит расширение источниковой базы, позволяющей исследователям по-иному подойти к изучению вопроса с целью более объективных и разносторонних научных изысканий. Таким образом, нами проанализированы наиболее значимые для нас источники по традиционным верованиям чалдонов ХМК, содержащие богатый фактический материал, способствующий более глубокому и разностороннему изучению заявленной темы.

Литература

1. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX - начала ХХ вв. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. - 164 с.

2. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. - М.: Наука, 1975. - 192 с.

3. Толстой Н.И. Из заметок по славянской демонологии. 2. Каков облик дьявольский? // Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв.: мат-лы науч. конф. - М., 1976. - С. 288-319.

4. Зиновьев В.П. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывальщин // Локальные особенности русского фольклора Сибири / отв. ред. Т. Г. Леонова. - Новосибирск: Наука, 1985. - С. 62-76.

5. Криничная Н.А. Домашний дух и святочные гадания (по материалам северорусских обрядов и мифологических рассказов). - Петрозаводск, 1993. - 30 с.; Криничная Н.А. Лесные наваждения (мифологические рассказы и поверья о духе - «хозяине» леса). - Петрозаводск, 1993. - 50 с.; Криничная Н.А. «На роду написано»: мифологические рассказы и поверья о домашнем духе как вершителе жизненного цикла // Фольклористика Карелии: сб. науч. ст. - Петрозаводск, 1993. - С. 4-23; Криничная Н.А. На синем камне: мифологические рассказы и поверья о духе - «хозяине» воды. - Петрозаводск: Изд-во КНЦ РАН, 1994. - 56 с.; Криничная Н.А. Крестьянин и природная среда в свете мифологии. Былички, бывальщины и поверья Русского Севера. Исследования. Тексты. Комментарии. - М., 2011.

6. Криничная Н.А. Посвящение в колдуны: историко-этнографическая основа русских мифологических рассказов о передаче-усвоении эзотерических знаний // Этнографическое обозрение. - 2002. - № 2. -С. 10-23.

7. Криничная Н.А. Русская мифология: мир образов фольклора. - СПб.: Акад. проект, 2004. - 1008 с.

8. Дынин В.И. Религиозно-мифологические представления русских Х1Х-ХХ вв.: опыт картографирования: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 1995. - 24 с.; Дынин В.И. Русская демонология: опыт выделения локальных вариантов // Этнографическое обозрение. - 1993. - № 4. - С. 78-91; Дынин В.И. О номенклатуре русских мифологических персонажей // Вестник ВГУ. Сер. История. Политология. Социология. - 2012. - № 1. - С. 96-100.

9. Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. - Томск, 1995. - 223 с.; Жили да были: Фольклор и обряды томских сибиряков. - Томск, 1997. - 222 с.

10. Миненко Н.А. Живая старина: будни и праздники сибирской деревни. - Новосибирск: Наука, 1989. -160 с.; Миненко Н.А. Культура русских крестьян Зауралья: XVIII - первая половина XIX в. - М.: Наука, 1991. - 224 с.

11. Липинская В.А. Народные лечебные средства сибиряков // От Урала до Енисея (народы Западной и Средней Сибири). - Томск, 1995. - Кн. 1. - С. 76-100.

12. См. напр.: Фурсова Е.Ф. Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области как результат межэтнического взаимодействия (к. XIX - ХХ в.). Обычаи и обряды зимне-весеннего периода. - Новосибирск: АГРО, 2002. - Ч. 1. - 285 с.; Фурсова Е.Ф., Болонев Ф.Ф., Шелеги-на О.Н. Русские старожилы и переселенцы Сибири в историко-этнографических исследованиях. -Новосибирск: АГРО, 2002. - 216 с.

13. Верник А.А. Народная медицина русских старожилов Хакасско-Минусинского края // Народная медицина Хакасско-Минусинского края. - Абакан, 1995. - С. 25-77; Верник А.А. Традиционная культура русских старожилов Хакасско-Минусинского края (вторая половина XIX - начало XX вв.). - Красноярск, 2005. - 228 с.

14. Бутанаев В.Я., Верник А.А., Ултургашев А.А. Народные праздники Хакасии. - Абакан, 1999. - 76 с.

15. Дмитриева С.И. Мифологические представления русского народа в прошлом и настоящем (былички и рассказы об НЛО) // Этнографическое обозрение. - 1994. - № 6. - С. 97-110.

16. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / сост. и автор коммент. О.А. Черепанова. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 212 с.

17. Русские: история и этнография / под ред. И.В. Власовой и В.А. Тишкова. - М.: АСТ: Олимп, 2008. - 751 с.

18. Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. - М.: ООО «Издательство Астрель»; «Издательство АСТ», 2000. - 528 с.

19. Виноградов Г.С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири. - М.: Вост. лит., 2009. -896 с.

20. См., например: Андюсев Б.Е. Сибирский характер как ценность / под общ. ред. М.И. Шиловой.- Красноярск: РИО КГПУ, 2007. - Кн. 2. - 264 с. (авт. глава 2. Сибирский характер как результат завершения психологической адаптации и формирования «Русской Сибири»). - С. 34-64; Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение: хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX - начала XX вв.: учеб. пособие. - Красноярск: РИО КГПУ, 1998, 2003, 2006. - 337 с.; Андюсев Б.Е. Традиционное сознание крестьян-старожилов Приенисейского края 60-х гг. XVIII в. - 90-х гг. XIX в.: опыт реконструкции. - Красноярск: РИО КГПУ. - 247 с.

21. Прищепа Е.В. Историко-культурные связи русских старожилов и коренных жителей Хакасско-Минусинского края в свете их народных верований // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. I. Археология. Этнология: мат-лы Междунар. науч. конф. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - С. 342-346.; Прищепа Е.В. Традиционные представления русских старожилов Хакасско-Минусинского края о духах-хозяевах дома, леса и о народной магии. - Красноярск: Изд-во КГТУ, 2006. - 176 с.; Прищепа Е.В. Мифологические и магические представления чалдонов Хакас-ско-Минусинского края. - 2-е изд., испр. - Красноярск, 2011. - 200 с.; Прищепа Е.В. История и традиционная культура русских старожилов Хакасско-Минусинского края: учеб. пособие. - Красноярск, 2012. - 168 с.; Прищепа Е.В. Образ колдуна в воззрениях чалдонов Хакасско-Минусинского края // Вестник БНЦ СО РАН. - 2014. - № 2 (14). - С. 51-58.

УДК 94 (470) «1941/1945» Э.Г. Колесник, М.Г. Тарасов

СТАЛИН ДАЛ ПРИКАЗ (ПРИКАЗ №227 «НИ ШАГУ НАЗАД!»

В ИСТОРИЧЕСКОМ И СОБЫТИЙНОМ КОНТЕКСТЕ)

В статье предпринимается попытка проанализировать приказ №227 «Ни шагу назад!» с учётом обстоятельств его появления и значения для стабилизации положения на советско-германском фронте летом-осенью 1942 г.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, военная психология, Сталин, штрафные батальоны, заградительные отряды.

E.G. Kolesnik, M.G. Tarasov

STALIN GAVE AN ORDER (THE ORDER № 227 "NOT ONE STEP BACK!" IN THE HISTORICAL

AND EVENTFUL CONTEXT)

The attempt to analyze the order № 227"Not one step back!" taking into account the circumstances of its appearance and the importance for the condition stabilization at the German-Soviet front in summer-autumn 1942 is made in the article.

Key words: the Great Patriotic War, military psychology, Stalin, penal battalions, barrage divisions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.