Синицына Л.В., доцент Московского филиала Высшей школы народных искусств (института), [email protected]
К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования интереса у русской интеллигенции к народному искусству в XIX - первой половине XX века и основные этапы его изучения.
Ключевые слова: народное искусство, декоративно - прикладное искусство, русское «народознание», русский народный орнамент, крестьянское искусство.
История изучения народного искусства в России насчитывает около двух столетий. Первая половина XIX века - эпоха романтизма. В поле зрения архитекторов, мастеров декоративно - прикладного искусства попадают формы и декор народной архитектуры, крой и орнамент национального костюма, вышивка, керамика. Это было время активной этнической самоидентификации для большинства европейских народов, что и обусловило огромный интерес общественности, творческой интеллигенции к своим национальным корням. Исследователи тогда видели в народной культуре остатки далекого прошлого.
В Москве создается Общество истории и древностей российских. Первое заседание его состоялось в 1811 году. Общество издает «Записки и труды». Материалы, опубликованные в них, содержали описание предметов церковной старины (кресты, панагии, потиры), крестьянского костюма, народных праздников.
Огромный вклад в изучение древнерусского и народного прикладного искусства внес Алексей Николаевич Оленин (1763-1843). Это была необыкновенно многогранная личность. Он служил директором Императорской публичной
библиотеки, президентом Академии Художеств. Разнообразны были его научные интересы, ему принадлежат научные труды по широкому кругу вопросов: «Опыт о костюме и оружии гладиаторов», «Облик, или портрет великого князя Святослава Игоревича», «Рязанские русские древности». В этой работе Оленин представил пример конкретного анализа и атрибуции отдельных памятников художественной старины.
Став президентом Академии художеств в 1817 году, А.Н. Оленин неоднократно высказывался о необходимости ввести курс археологии и этнографии для ее воспитанников. Он считал, что художник должен достоверно в своих произведениях изображать старину.
С целью выявления произведений древнерусского и народного искусства им были организованы экспедиции в старинные русские города. Первая такая экспедиция состоялась в 1809 году. Маршрут ее прошел по городам: Старая Ладога, Тихвин, Устюжну Железнопольскую, Череповец, Белозерск, Кириллов, Феропонтово. В состав экспедиции были включены художники И.А. Иванов, А.И. Ермолаев. Ими были выполнены пейзажные зарисовки с видами церквей, чертежи городов и отдельных архитектурных сооружений, акварельные зарисовки бытовой серебряной утвари, головных уборов, некоторых обрядов. Для выполненных в экспедиции рисунков характерна тщательная прорисовка всех деталей, каждого шва и переплетения нитей, что давало представление не только о внешнем виде изображенных предметов, но и о приемах их изготовления.
В 1810 году была совершена вторая экспедиция в Курскую, Тульскую губернии, на Украину. По итогам этих экспедиций подготовлены альбомы с изображением и подробным описанием предметов старины.
В последующих экспедициях принимал участие выдающийся художник-
археолог Ф.Г. Солнцев. Он родился в крестьянской семье в 1801 году в селе
Верхнее-Никульское Некоузской волости Мологского уезда Ярославской
губернии. Отец его, бывший крепостной графа И.А. Мусина-Пушкина, служил в
Петербурге кассиром при императорских театрах. По воспоминаниям самого
7
Федора Солнцева, уже в детстве проявилась любовь его к рисованию. Тематикой детских рисунков чаще всего были церковные предметы. До 1815 года мальчик жил в деревне. Затем отец увез его в Петербург, где добился поступления сына в Академию художеств. Здесь Ф.Г. Солнцев проучился десять с половиной лет. За это время он получил несколько золотых и серебряных медалей. Одна из них была присуждена за картину «Крестьянское семейство». После этой картины А.Н. Оленин решил привлечь его к работе в экспедициях. Первой работой Солнцева в области археологии были рисунки к книге Оленина «Рязанские русские древности». Ф.Г. Солнцев много путешествовал по русским городам, посетил Киев, Новгород, Владимир, Суздаль, Витебск, Могилев, Псков. Работая над зарисовками предметов старины, он также делал их атрибуцию. В 1836 году Ф.Г. Солнцев выполнил программу на звание академика живописи. Им был выбран сюжет «Свидание князя Святослава Игоревича с греческим императором Цимисхием».
В 1844 году создается Комитет по изданию «Древностей Российского государства». Цель его создания заключалась в систематизации и научном описании всех известных к тому времени памятников старины. Это была идея А.Н. Оленина, но ему не было суждено увидеть свой замысел осуществленным, в 1843 году он умирает. А вот Ф.Г. Солнцев принял активное участие в работе над этим проектом [3, 4-12].
Следующий этап изучения народного искусства в России связан с именем Владимира Васильевича Стасова (1824 - 1906).
Это время, когда наука о народном искусстве выделяется из обширной области русского «народознания», в которую входили и археология, и этнография, и фольклористика. Первые публикации Стасова как историка русской культуры относятся к 1847 году. В этой области исследования первостепенной задачей его стало изучение и публикация отдельных памятников. Летом 1858 года он отправляется в Псковскую и Новгородскую губернии. В результате этой и нескольких следующих поездок в печати появляются две публикации, дающие возможность судить о методах и принципах работы ученого. Церковные
8
древности он анализировал с исторической и искусствоведческой точек зрения. Атрибуция памятников, данная им, отличалась глубоким научным обоснованием.
Особый интерес у В.В. Стасова вызывало исследование народной вышивки, кружева, шитья, тканей. На основе этого материала в 1872 году он написал одну из главных своих работ - «Русский народный орнамент». Ученый видел необратимость процесса разрушения традиционного искусства и отмечал, что задача исследователей и художников сохранить для будущих поколений лучшие образцы его, так как они обладают огромной исторической и эстетической ценностью. «Орнамент всех вообще новых народов идет из глубины древности, а у народов древнего мира никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка здесь имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментики - это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувства», - писал В.В. Стасов [2, 16].
Плодотворным этапом стала его работа в художественном отделе Императорской Публичной библиотеки в Петербурге. При нем этот отдел библиотеки стал центром, вокруг которого группировались исследователи народной культуры. Именно стараниями В.В. Стасова круг знатоков народного искусства постоянно расширялся. В него входили известные художники и собиратели В.Д. и Е.Д. Поленовы, П.Л. Шабельская, С.А. Давыдова, И.Ф. Барщевский, А.В. Звенигородский. Деятельность В.В. Стасова вполне может быть рассмотрена как научного руководителя: он часто рекомендовал темы исследований, помогал в выборе методики, оказывал помощь в публикации. Так, в течение нескольких десятилетий, начиная с 1879 года, он неустанно направляет работу Софьи Александровны Давыдовой по изучению русского кружева [4, 1320].
Одним из самых ярких исследователей русского народного искусства был Василий Сергеевич Воронов (1887 - 1940). В 1918 году он начал свою деятельность в Российском Историческом музее, где сформировал отдел крестьянского быта.
9
Им начат систематический сбор материалов по крестьянскому и рабочему быту. В 1921 году в Историческом музее открылась выставка, на которой была представлена крестьянская архитектура, одежда, вышивка, набойка, посуда, утварь. Экспозиция выставки выявила недостатки в комплектовании коллекции народного искусства. В.С. Воронов занимается активной собирательской деятельностью. Он возглавил несколько экспедиций на Север Европейской части России и на Урал. Свои теоретические взгляды о роли народного искусства в области истории искусства и русской культуры он изложил в книге «О крестьянском искусстве», изданной в 1972 году. В этой работе он размышляет о социально - экономических основах этого явления, о соотношении крестьянского искусства и кустарно - художественной промышленности.
Крупнейшим ученым исследователем народного искусства был Анатолий Васильевич Бакушинский (1883-1939). Детство и юность его прошли в селах Холуе и Палехе, старинных центрах иконописания. Вероятно, это определило в дальнейшем его интерес к иконописи, народному искусству. А.В. Бакушинский писал «При моем ближайшем участии и под моим непосредственным руководством появилось и развилось современное искусство бывших иконописных центров Палеха, Мстеры и Холуя.. ..Мною проводится аналогичная работа над возрождением народного искусства Горьковского края».
В начале 20-х годах ученый ведет огромную работу по восстановлению народных промыслов, изучал их историю, художественные особенности, направлял поиски мастеров. Народный мастер, по мнению А.В. Бакушинского, был решающей силой промысла, но одновременно Анатолий Васильевич подчеркивал значение традиции и коллективный характер творчества. Он был сторонником перехода палешан к иконописи к лаковой миниатюре. Так как понимал, что в тех идеологических условиях это единственный способ сохранить промысел. А.В. Бакушинский - автор ряда работ, имеющих значение и в наше время, среди них «Искусство Палеха», «Русские художественные лаки», «Нижегородская роспись (хохломская и городецкая)», «Русская крестьянская
живопись», «О происхождении игрушки», «Игрушка как разновидность примитивной пластики».
Тем не менее, необходимо отметить некоторую противоречивость взглядов ученого. Им не всегда последовательно оценивалась специфика народного искусства как самостоятельного явления, имеющего свои пути развития, отличные от профессионального декоративного искусства. Следствием этого оказывалась недооценка творчества отдельных народных мастеров. В художественной практике промыслов 30-х годов насаждалось чрезвычайно узкое понимание реализма и современности в отрыве этих понятий от художественной специфики искусства, его поэтики и народности. Это породило печальные последствия в палехской миниатюре 40-50-х годов. Указанные ошибки не умаляют значения его научной деятельности. Ученый всегда умело поддерживал творческую инициативу народного мастера. Он категорически выступал против взгляда на мастера как кустаря, ремесленника, работающего по образцам художников-профессионалов. Главная задача - дать почувствовать мастеру свободу творчества. Произведения народного искусства рассматривались А.В. Бакушинским «как центр творческих сил» [1, 7-16].
В 1932 году в Москве был создан Научно - исследовательский институт художественной промышленности. Уже в первые годы своего существования институт объединил ведущие научные и творческие силы, привлек к работе таких известных искусствоведов и художников, знатоков народного искусства как А.В. Бакушинский, А.С. Башкиров, Н.Н. Соболев, В.С. Воронов, В.М. Василенко, Е.М. Шиллинг, З.Д. Кашкарова, С.В. Ильинская, В.Я. Яковлева, Б.Н. Ланге и другие. Были установлены тесные связи с такими крупными центрами русского народного искусства, как Хохлома, Палех, Мстера, Холуй, Федоскино, Богородское, Гжель, Холмогоры, Великий Устюг. В 30-е годы появились первые искусствоведческие исследования работников института. Проводились
экспедиции с целью сбора и изучения предметов народного искусства. Осуществлялась большая методическая помощь промыслам. В послевоенные годы
работники института работали над возрождением промыслов. В 1945 году сотрудники института под руководством А.Б. Салтыкова провели обследование гжельской артели «Художественная керамика». Ставилась задача на основе изучения традиций Гжели возродить майолику с полихромной росписью. К сожалению, материальные затруднения заставили сузить задачу до создания изделий с подглазурной росписью кобальтом по фарфору.
В 1947 году в институте была открыта аспирантура. Одними из первых защищенных аспирантами диссертациями были исследования о хохломском промысле В.М. Вишневской, о камнерезном искусстве Урала И.Б. Павловского, о дагестанских коврах А.С. Иванова. Глубокие искусствоведческие работы защитили М.А. Некрасова, А.К. Чекалов, И.П. Работнова. В последующие десятилетия эти ученые внесли неоценимый вклад в изучение, теоретическое осмысление народного искусства и художественных промыслов.
Список литературы:
1. Либерфорт И.А., Радзимовская Н.А., Галушкина А.С., Некрасова М.А.. Бакушинский - теоретик, критик, выдающийся педагог. // А.В. Бакушинский. Исследования и статьи. - М., 1981.
2. Русский народный орнамент. Выпуск 1. Шитье, ткани, кружева. // Объяснительный текст В.Стасова. - М., 2008.
3. Смолицкий В.Г. Начало систематического собирания и изучения русского народного искусства. А.Н.Оленин и его ученики. //Традиционная культура. 2003. №3. С.4-12.
4. Супрун Л.Я. В.В. Стасов и становление науки о народном искусстве в России. //Традиционная культура. 2003. С.13-20.