Научная статья на тему 'К единым принципам функционирования базовых отраслей в евразийском экономическом Союзе: направления межпарламентского сотрудничества'

К единым принципам функционирования базовых отраслей в евразийском экономическом Союзе: направления межпарламентского сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО БЕЛАРУСИ И РОССИИ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / EURASIAN ECONOMIC UNION / INTER-PARLIAMENTARY COOPERATION / CUSTOMS UNION / UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS / EURASIAN ECONOMIC COMMITTEE / INDUSTRIAL POLITICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слуцкий Леонид Эдуардович

В статье поставлены и рассмотрены вопросы, имеющие принципиальное значение для создания и устойчивого развития Евразийского экономического союза: о модельных законах по промышленной политике и научно-технического сотрудничества, о единых принципах функционирования энергетической и транспортной инфраструктуры, о необходимости использования наработанных площадок Союзного государства, о расширении деятельности Евразийской экономической комиссии, о сотрудничестве между парламентами, экспертами и гражданским сообществом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards the common principles in the functioning of the basic economic branches in EEC: directions of inter-parliamentary cooperation (Russia, Moscow)

The article discusses the question of principal importance for the creation and sustainable development of the Eurasian Economic Union: model laws in the sphere of industrial politics, scholarly and technological cooperation; unified principles of energy and transportation infrastructure; expanding the activities of the Eurasian Economic Committee; cooperation among the parliaments, experts, and the civil society

Текст научной работы на тему «К единым принципам функционирования базовых отраслей в евразийском экономическом Союзе: направления межпарламентского сотрудничества»

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

а

на уровне магистров и аспирантов специалистов, которые смогли бы потом профессионально и преданно заниматься вопросами евразийской интеграции.

Надо отметить, что есть уже известный опыт в этой области, есть такой сетевой университет в СНГ Он работает эффективно. Выпускники сетевого университета из Казах-

стана, с которыми я встречался, дают высочайшую оценку этому опыту, полученному в нескольких университетах стран СНГ Думается, что работа такого маленького незатратного сетевого университета под координирующим началом Евразийской комиссии и, конечно, при активном участии наших ведущих университетов была бы весьма полезна.

К ЕДИНЫМ ПРИНЦИПАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ: НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Л.Э. Слуцкий,

сопредседатель редакционного совета журнала «Проблемы современной экономики», Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками,

доктор экономических наук www.komitet2-17.km.duma.gov.ru.

В статье поставлены и рассмотрены вопросы, имеющие принципиальное значение для создания и устойчивого развития Евразийского экономического союза: о модельных законах по промышленной политике и научно-технического сотрудничества, о единых принципах функционирования энергетической и транспортной инфраструктуры, о необходимости использования наработанных площадок Союзного государства, о расширении деятельности Евразийской экономической комиссии, о сотрудничестве между парламентами, экспертами и гражданским сообществом.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, межпарламентское сотрудничество, Таможенный союз, Союзное государство России и Беларуси, Евразийская экономическая комиссия, промышленная политика

ББК У9(2)80,3

На фоне уже проделанной и очень содержательной работы хочется остановиться буквально на нескольких тезисах.

Первое. Вспоминается далекий 1991 год и упомянутый Татьяной Дмитриевной [Валовой] Жака Делор и его сподвижники, которые создавали Европейский союз. Тогда Европейский союз был создан австрийским договором всего лишь как вывеска, если точнее сказать, как оболочка, куда первые субстантивные кирпичики, включая Европейский парламент, стали вкладываться лишь в 1993 году, когда Европа начала создавать общий рынок.

Если переносить этот европейский опыт на сегодняшнюю нашу с вами практику создания Евразийского экономического союза, то Единое экономическое пространство и есть общий рынок. И нам сегодня чрезвычайно важно и нужно сотрудничество между парламентами, между экспертными сообществами наших стран.

Второе. Нам действительно нужно принимать модельный закон по промышленной политике, нам действительно нужно принимать модельный закон о новых формах научно-технического сотрудничества. Этот модельный закон, в частности, будет иметь положительную обратную связь на столь деликатную сферу как техрегулирование, унификация техрегламентов. Но на какой площадке нам принимать в частности эти модельные законы? Нам нужно рассматривать и другую актуальнейшую проблематику. В частности, мы задумываемся сегодня о единых принципах функционирования энергетической, транспортной инфраструктуры наших стран. По сути это кровеносная система, нервная система, скелет будущего Евразийского экономического союза. И если они живут по разным принципам, по разным подходам, то это дестабилизирует Евразийский союз еще до момента его создания.

Сегодня, конечно, мы должны развивать существующую площадку Парламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, о чем говорил Виктор Павлович Рогалев. И мы уверены, что новый импульс получит Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС с приходом в качестве спикера Нурлана Заурлаевича Ниг-матулина. Однако сегодня, нужно быть реалистами, МПА ЕврАзЭС собирается раз в год, поэтому чрезвычайно важным является, на мой взгляд, парламентское сотрудничество на площадке Парламентского собрания Союза Беларуси и России.

Говорю об этом не потому, что сегодняшний круглый стол проходит в Минске. Союзное государство является реальным форвардом процессов евразийской интеграции. Союзным государством накоплен действительно большой опыт. И, конечно, у нас, союзных парламентариев, есть определенные пожелания к Союзному государству, его функционированию, формированию бюджетного механизма и по другим направлениям, но это неизбежный рабочий процесс, и процесс, как показывают последние годы сотрудничества и развития Союза Беларуси и России, неизменно конструктивный. И поэтому мы должны учитывать существующие на пространстве Союзного государства площадки для форсированного продвижения, создания Евразийского экономического союза.

Третье. Обязательно должен высказаться о Евразийской экономической комиссии. Да, конечно, работать там весьма непросто. Разные иногда позиции, разные скорости, разные векторы у специалистов, которые работают от России, от Беларуси и Казахстана. И тем не менее говорить об отсутствии матрицы развития Евразийской экономической комиссии я бы не стал. Другое дело, определитель этой матрицы, но определитель зависит от того, чем мы эту матрицу развития с вами наполним. И поэтому сегодня

27

а

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

огромное значение имеет, когда создание Евразийского экономического союза выходит уже на финишную прямую, сотрудничество между парламентами, между экспертами и гражданским сообществом. Потому что вопросы, которые здесь затронуты, вопросы развития энергетической, транспортной инфраструктуры, это вопросы, без решения которых даже товарная свобода не будет иметь того значения, которое сегодня подразумевается при создании Евразийского союза к 1 января 2015 года. Эти вопросы должны решаться конечно же на парламентском уровне и здесь же должны ратифицироваться (в идеале синхронно) те 17 базовых соглашений (сегодня их уже чуть больше), лежащие в основе Единого экономического пространства.

Сегодня у нас буквально каждая неделя, без преувеличения, на счету. И поэтому отрадно, что именно Палата представителей Национального Собрания Беларуси и Государственная Дума России сегодня собрали этот круглый стол.

У нас теперь существует площадка форума — Евразийская экономическая перспектива, которая может придать серьезный конструктивный импульс нашему сотрудничеству, дать возможность сравнить наши позиции, унифицировать эти позиции и продвинуть вперед макрокомпоненты созда-

ния Евразийского экономического союза, без которых он не сумеет по сути дела полноценно функционировать.

И последнее. Действительно — интеграция интеграций — абсолютно правильный тезис Александра Григорьевича Лукашенко. Сегодня в эпоху глобализации она проявляется и, прежде всего, проявляется в экономике. Создаются мощные реалии экономического развития. И абсолютно прав Сергей Евгеньевич Нарышкин. Между Азиатско-Тихоокеанским ареалом экономического развития и между уже долгое время функционирующим Европейским союзом, поскольку сегодня каждый год — это большой отрезок времени, нужна мощная сцепка, которая соединит ареалы экономического развития, макроблоки экономической картины мира, которую мы будем иметь в XXI столетии. Такой сцепкой, безусловно, должен выступить Евразийский экономический союз, который мы сегодня в 2013-2014 годах создаем практически нашими руками.

Уверен, что при нашем конструктивном взаимодействии мы сумеем добиться решения непростых, но исключительно важных на сегодня задач по созданию реального Евразийского экономического союза, того союза, который объединит не только президентов, депутатов, чиновников, но сами народы наших стран.

ВЛИЯНИЕ НА ЕВРАЗИЙСКИЙ ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО ГОСУДАРСТВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

С.Ю. Кричевский,

декан факультета «Высшая школа управления и бизнеса» Белорусского государственного экономического университета (г Минск),

кандидат экономических наук vshub@bseu.by

В статье рассматриваются риски для устойчивого развития стран таможенного союза и Единого экономического пространства, связанные с вступлением в ВТО России и готовящимся вступлением Казахстана, с возможностью нерегулируемой деградации высокотехнологичных отраслей, прежде всего в Беларуси. Предлагаются меры по предупреждению подобных рисков.

Ключевые слова: Таможенный союз, Единое экономическое пространство, ВТО, Россия, Казахстан, Республика Беларусь

ББК У9(2)80,3

Одним из важных факторов, который будет определять особенности евразийского интеграционного процесса в ближайшие годы является процесс расширения Всемирной торговой организации (ВТО) за счет присоединения к ней стран-участниц Таможенного союза. Российская Федерация процесс присоединения к ВТО уже прошла. Казахстан активно завершает его. Беларусь находится на начальных стадиях этого пути. Вместе с тем, анализ международного опыта свидетельствует о том, что указанный фактор может оказать очень серьезное воздействие на возможные сценарии трансформации Единого экономического пространства, и потому требует системной и долгосрочной научной проработки.

Присоединение Российской Федерации и Казахстана к ВТО окажет, например, серьезное влияние на характер и динамику экономического развития Республики Беларусь, что потребует проведения всестороннего анализа краткосрочных и долгосрочных последствий этого гео — экономического события; разработку сценариев возможного развития национальных экономик трех стран, в условиях существенно трансформирующихся, под влиянием ВТО,

пространств Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП); формирование вариантов поведения в рамках этих интеграционных объединений, а также корректировки позиции в переговорах о присоединении Беларуси к ВТО.

Либерализация, на условиях присоединения РФ и Казахстана к ВТО, рынков ТС/ЕЭП, может привести к негативным последствиям для ряда отраслей, предприятий, товарных групп национального производства. Потери национальных экспортеров, не готовых к свободной конкуренции по правилам, не учитывающим особенности сложившейся системы регулирования и инвестирования экономики Беларуси, могут привести к их банкротству. Резкое ухудшение финансового состояния предприятий-экспортеров сделает невозможной дальнейшую модернизацию и повышение технологического уровня национальной экономики. В первую очередь, ущерб понесут именно высокотехнологичные отрасли, составляющие перспективный потенциал конкурентоспособности экономики Беларуси в XXI веке. При этом, как свидетельствует опыт сопредельных стран бывшего СССР, уже присоединившихся к ВТО, начнется процесс замеще-

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.