Научная статья на тему 'К. Д. Ушинский: воспитание - это подготовка к труду жизни'

К. Д. Ушинский: воспитание - это подготовка к труду жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12523
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. Д. УШИНСКИЙ / ПЕДАГОГИКА / ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ / ИДЕАЛ ВОСПИТАНИЯ / K. D. UCHINSKY / PEDAGOGIC / GOAL OF UPBRINGING / THE IDEAL OF UPBRINGING / LABOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинцева Вера Тимофеевна

В статье рассмотрена концепция К.Д. Ушинского о предназначении человека: роль труда в развитии личности. По утверждению автора, труд жизни это труд физический, умственный, нравственный. Труд самопознания. Труд это национальная ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to conceptual issue of K. D. Uchinsky about human destiny: role of the labour in the personal. According to Uchinsky, the labour, of life is manual. Intellectual, moral labour and of self-knowledge. The labour is a national value.

Текст научной работы на тему «К. Д. Ушинский: воспитание - это подготовка к труду жизни»

УДК 371.4 (470+57) (091) «18»

В. Т. Литвинцева К. Д. Ушинский: воспитание - это подготовка к труду жизни

В статье рассмотрена концепция К.Д. Ушинского о предназначении человека: роль труда в развитии личности. По утверждению автора, труд жизни - это труд физический, умственный, нравственный. Труд самопознания. Труд - это национальная ценность.

This article is devoted to conceptual issue of K. D. Uchinsky about human destiny: role of the labour in the personal. According to Uchinsky, the labour, of life is manual. Intellectual, moral labour and of self-knowledge. The labour is a national value.

Ключевые слова: К. Д. Ушинский, педагогика, цель воспитания, идеал воспитания.

Key words: K. D. Uchinsky, pedagogic, goal of upbringing, the ideal of upbringing, the labour.

Сложившиеся современные социальные и культурные изменения в России актуализируют обращение к опыту и знаниям прошлого с тем, чтобы обозначить наиболее ценностные основания своего бытия как базис устойчивости общества. Решение современных теоретических проблем в педагогике невозможно без глубокого осмысления и освещения исторического опыта. В связи с этим есть смысл обратиться к наследию К.Д. Ушинского, к объективному осмыслению исторического наследия опыта основоположника отечественной педагогики, в педагогической концепции которого находим ценностные измерения бытия человека.

Эпоха К.Д. Ушинского в отечественной педагогике отмечена ростом общественного самосознания, развитием науки и образования, появлением разнообразных теорий, концепций, направленных на решение педагогических задач, связанных с проблемами развития личности. Константин Дмитриевич Ушинский, демократ, педагог, философ, практик, христианин развил теоретическую систему взглядов на педагогику на трех основаниях: народность, христианство и наука. Он обосновал целый ряд важнейших методологических положений в области практического регулирования воспитания, антропологические основания которого дают понимание о взаимоотношении человека с себе подобными и природой на стадии его раннего развития.

К.Д. Ушинский утверждал, что педагогика, если она претендует на статус науки, должна иметь собственный предмет исследования, который находит свое отражение в определенных понятиях. Для него воспи-

© Литвинцева В. Т., 2016

тание является основной категорией педагогики, поэтому педагог и ставит вопросы воспитания во главу всей педагогической деятельности, так как именно оно, по его глубокому убеждению, обеспечивает формирование «человеческого духа». Воспитание для него не только важное, но и святое дело. «Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины, которое убивает ум не только своей неизвестностью, но и тем бесконечным богатством содержания, которое только чувствуется сердцем и не может быть сознано умом» [Т. 1, с. 318] Поэтому важно занять ум воспитанника такими идеями и мыслями, которые принесут добрые плоды.

И мы находим в его работах, кроме категории «воспитание», широкий круг этических понятий: «дух», «душа», «ответственность», «свобода», «милосердие», «вера», «добро», «зло», «грех», «личность», «образование», «совесть», «стыд» и др. Все это свидетельствует о том, что наш великий педагог видит проблемное поле педагогики, позволяющее утверждать аксиологическую сущность педагогики и как науки, и как искусства воспитания на гуманистической основе.

Педагогика, по утверждению К.Д. Ушинского, должна развиваться на основе научных знаний о «телесной и душевной природе человека» и практическом опыте воспитания. Педагогическая теория и практическая деятельность могут развиваться только во взаимодействии: «Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда негодной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея» [Т. 2, с. 17]. Только овладение наукой позволит педагогическую деятельность превратить в искусство воспитания. А наука педагогика должна стоять на фундаменте антропологических наук, среди которых на особое место он ставил психологию. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [Т. 5, с. 15].

Вопросы воспитания для К.Д. Ушинского есть вопросы о назначении человека. «Воспитание, - говорит К.Д. Ушинский, - величайший вопрос человеческого духа. Педагогика - первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека.... Новые поколения появляются на свет Божий, растут, требуют от нас воспитания, а воспитание требует определенного направления, цели, убеждений» [Т. 5, с. 8].

К.Д. Ушинский, обосновывая цель воспитания, подчеркивал важность и значимость определения самой цели, которая должна соизмеряться с физическими и психическими возможностями человека «всего как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями - его тело, душу, ум» [Т. 1, с. 195].

В работах К.Д. Ушинского находим высокое содержание педагогических идей, которые позволяют увидеть ведущие концептуальные положения его педагогической теории, в которых прослеживается отношение к труду как к нравственной ценности и средству физического существования. Именно труд является не только источником умственного и нравственного развития личности, но и главным смыслом жизни и деятельности человека.

Смысл обращения сегодня к данной проблеме актуализирован современными трансформациями в труде, затрагивающими фундаментальное условие существования любого общества. Именно труд, с одной стороны, обеспечивает экономический и социально-культурный прогресс, а с другой - это фактор самореализации и самоутверждения личности. Однако на сегодня усиливается тенденция неверия молодежи в возможность и необходимость прожить честным трудом. Педагогическая теория и практика пытается найти решение проблемы подготовки молодежи к трудовой деятельности, но, к сожалению, на сегодня немного работ, касающихся ценностной переориентации в вопросах трудового воспитания.

Обращаясь к отечественным традициям, К.Д. Ушинский подчеркивает, что на Руси, как в христианско-православной стране, всегда ценился честный и физический и умственный труд. Осознание труда в контексте православной веры: труд как исполнение божественных заповедей - не могло не быть принято педагогом как этическая установка на труд. К.Д. Ушинский разработал и предложил научную концепцию труда в его психическом и воспитательном значении (В.А. Мосолов).

Труды К.Д. Ушинского, (и в частности «Труд в его психологическом и воспитательном значении»), раскрывая сущность воспитания, предлагают идею трудового воспитания как подготовку к труду жизни: если воспитание желает счастья человеку, то оно должно «приготовлять к труду жизни» [Т.2, с. 16]. Труд жизни - так звучит главная мысль педагога. Что значит это? По утверждению К.Д. Ушинского, труд жизни включает: физический труд, умственный труд и труд самопознания и нравственного самосовершенствования. По его глубокому убеждению, труд нужен каждому человеку для «развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства» [там же, С. 9]. Значимость труда для каждого человека заключается не только в материальных плодах трудовой деятельности, но в его животворящей силе, являющейся источником человеческого достоинства, нравственности и счастья. Задача образования, педагога, школы видится ему в том, чтобы открыть ребенку основной закон жизни: серьезный и вольный излюбленный труд и составляет смысл человеческой жизни, и важно, чтобы «этот основной закон человеческой природы вошел в общее сознание» [Т. 1, с. 323]. Ребенку следует внушить уважение и любовь к труду, дать ему привычку к труду. Именно

трудовая деятельность формирует дисциплинированность, ответственность, целеустремленность, силу воли.

В работах К.Д. Ушинского звучит мотив свободы: свободы и нравственности, свободы и труда. Он отмечал, что на жизненном пути каждый человек постоянно сталкивается с необходимостью выбора, что и предполагает его свободу. Нравственность и свобода для педагога обусловливают друг друга и друг без друга существовать не могут. Нравственным является только действие, следующее из свободного решения самого человека. А все, что делается невольно или под влиянием животной страсти, является, по крайней мере, не моральным действием. Бесправное существо может быть хорошим или умным, но моральным быть не может [Т. 2, с. 340].

О каком труде идет речь у К.Д. Ушинского? Это труд свободный, который нужен каждому человеку сам по себе, говорит педагог, так как именно он «поддерживает в человеке чувство собственного достоинства» [Т. 2, с. 9]. И он дает следующее определение: «Труд есть только свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жизни» [там же, с. 11].

Труд по принуждению, по мнению К.Д. Ушинского, разрушает человеческую личность. Только «труд - личный, свободный труд и есть жизнь». Труд не игра и не забава, он серьезен и тяжел [там же, с. 12]. И педагог говорит и о физическом, и умственном труде. «Физический труд необходим для развития и поддержания в теле человека физических сил, здоровья и физических способностей», что, по мнению К.Д. Ушинского, нет необходимости доказывать [там же, с. 12-13].Физический труд предполагает участие детей в различных видах труда: производительном, бытовом, по самообслуживанию с тем, чтобы у ребенка развивалась потребность в трудовой деятельности. Никакой праздности, ибо «праздность есть мать всех пороков».

Потребность в труде следует формировать с самого раннего детства, и задача школы в том и заключается, чтобы не дать потребности в труде погаснуть. Физический труд укрепляет здоровье человека, повышает жизненную энергию, умственную работоспособность. «Кто не испытывал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытывал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее?... Именно труду человек обязан минутами высоких наслаждений» [там же, с. 14].

В работах педагога находим высокое содержание педагогических идей, которые позволяют увидеть ведущие концептуальные положения педагогической теории К.Д. Ушинского, в которых прослеживается отношение к труду как к нравственной ценности и средству физического су-

ществования не только самого человека, но и общества. «Если бы люди открыли философский камень, то беда была бы еще не велика: золото престало бы быть монетой. Но если бы они нашли сказочный мешок, из которого выскакивает все, чего душа желает, или изобрели машину, вполне заменяющую всякий труд человека, словом, разом достигли тех результатов, которых добиваются техники и политэкономы, то самое развитие человечества остановилось бы: разврат и дикость завладели бы обществом, самое общество распалось бы..., с уничтожением необходимости личного труда сама история должна прекратиться» [Т. 2, с. 10]. С утратой необходимости труда, подчеркивает К.Д. Ушинский, любое государство, сословие начинает «быстро терять силу, нравственность и, наконец, и самое влияние, начинает быстро вырождаться и уступает свое место другому, в среду которого переходит вместе с трудом и энергия, и нравственность, и счастье» [Т. 2, с. 10]. Содержательная основа трудового воспитания должна утверждать идею определенного ценностного равновесия материальных и духовных стимулов труда «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести... - вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться» [Т. 1, с. 165]. К.Д. Ушинский, обозначая эти антиценности, утверждает, что богатство - это то, что портит человечество, это то, что мешает человеку обрести свободу, обрести естественное состояние. Жажда денег, отсутствие нравственных установок, к сожалению, и сегодня, остаются такими же, что далеко не всегда приносит счастье человеку. И педагог, обращаясь к родителям, убеждает их в том, что если они желают счастья ребенку, то должны готовить его к труду жизни. Труд жизни - это не только и не столько физическая работа, сколько это работа по саморазвитию, самосовершенствованию, самопознанию. Труд - это источник духовно-нравственного и интеллектуального развития личности.

Человечество развивается умственно и нравственно, однако К.Д. Ушинский подчеркивал: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [Т. 1, с. 143]. И, говоря о едином учебно-воспитательном процессе, он не отождествляет обучение с воспитанием, а подчеркивает единство этих педагогических категорий, целостность педагогического процесса. «Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек», - утверждает педагог, хотя знания не гарантируют нравственности [Т. 2, с. 31].

И К.Д. Ушинский по-новому ставит вопрос о нравственном воспитании. Если педагоги сводили это воспитание к вопросам поведения, то Ушинский в кодексе правил поведения. Задача нравственного воспитания в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека, а пове-

дение должно стать произвольным, оно исходит из внутренней установки личности. «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясно дорога добра» [Т. 1, с. 252]. Отсюда и задача воспитания - пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребенка любить красоту нравственных поступков, считает педагог, а если у воспитанника не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному, то и цель воспитания не достигнута.

Каков идеал воспитания - ставит вопрос К.Д. Ушинский - и отвечает: «Есть только один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности, - это идеал, представляемый нам христианством. Все, чем человек как человек может и должен быть, вполне в божественном учении, и воспитанию остается только прежде всего и в основу всего вкоренить вечные истины христианства» [Т. 1, с. 254-255]. Эти истины и составляют воспитательный смысл содержания деятельности педагога.

Проанализировав взгляды К. Ушинского на место и роль труда в жизни человека, можем констатировать, что мыслитель обращается к труду умственному как важнейшей образовательной ценности, утверждая: «умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать - трудно» [Т. 2, с. 24]. Для человека в детском и юношеском возрасте главный интерес в жизни должно составлять учение, по мнению К.Д. Ушинского. И здесь следует обратиться к мысли педагога о том, что необходимо формировать у детей интерес к учению. Главная обязанность педагога состоит в приучении воспитанников к умственному труду, развитие у них привычки к труду. Серьезный, умственный труд всегда тяжел. Не стоит учителю надеяться на то, что ученик сам увлечется предметом, что только занимательное его изложение вызовет интерес к нему. И К.Д. Ушинский дает советы: учитывать «молодые силы ребенка», «не учить, а помогать учиться», чередовать умственный труд с полезным отдыхом. Главнейшая обязанность учителя состоит в приучении воспитанника к умственному труду, эта обязанность важнее передачи самого предмета [Т. 2, с. 2].

Таким образом, можем констатировать, что К.Д. Ушинский опирался на национальные ценности и считал, что воспитательный процесс должен основываться на таких ценностях, как свобода, гуманизма, народность, природосообразность. Воспитание в человеке привычки к труду дает ему возможность найти себя в жизни. «Возможность труда и любовь к нему - лучшее наследство, которое можно оставить своим детям и бедный, и богач» [Т. 2, с. 26].

Список литературы

1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.