«Физика — это то, чем физики занимаются за чашкой чая», — говорил автор планетарной модели атома лорд Резерфорд. Юристы — другое дело, поэтому мы остановились на кофе...
Наука за чашкой кофе
К чему лежит душа (интервью с О. Г. Ершовым)
Сентябрьским гостем редакции «Предвестника» стал кандидат юридических наук преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин победитель Третьего и Четвертого академических конкурсов в области науки для молодых ученых (2009, 2010), автор свыше девяноста научных публикаций Олег Геннадьевич Ершов. За научной чашкой кофе общественный редактор Предвестника-3 Борис Раднаев поговорил с ним о насущных проблемах правового регулирования строительства и выведал секрет успеха начинающих ученых. Надеемся, что беседа станет живым возражением Марку Твену, подвергшему беспощадному отрицанию все интервью и всех интервьюеров мира.
Ред.: Олег Геннадьевич, Вы окончили не только нашу alma mater по специальности «юриспруденция», но и автомобильно-дорожную академию . Скажите, как два образования, полученные, казалось бы, в совершенно разных отраслях, соотносятся в Вашем научном творчестве?
О. Е.: Образование — это инструмент, помогающий приобретать и расширять научные знания . Получить диплом и получить образование — разные вещи . Я стремился ко второму. И, несмотря на то что одна из моих областей техническая, а другая — юридическая, они сочетаются и дополняют друг друга Это помогло подготовить кандидатскую диссертацию «Договор строительного подряда в российском гражданском праве» . В процессе исследования я применял знания, полученные в обоих вузах
Ред.: Олег Геннадьевич, Вы, так сказать, одной ногой стоите в уголовно-правовой культуре, а другой — в цивилистике . Не откажетесь порассуждать на тему их соотношения?
О. Е.: Полагаю, что курсанту еще с первого курса должно быть известно: противопоставление права публичного и частного недопустимо, и нельзя отдавать приоритет какому-то одному На занятиях по гражданскому праву я рассказываю, как частноправовые конструкции могут оказаться полезными,
скажем, для оценки составов преступлений . Фиктивное или преднамеренное банкротство, нарушение патентных, авторских и смежных прав — все они образуют составы преступлений, но Уголовный кодекс не раскрывает понятия «авторское право», не говорит, относительно какого объекта такое право возникает, не прописывает процедур банкротства, функций арбитражных управляющих и т . д . Это как раз задачи гражданского права, и знание его помогает верно применить уголовно-правовую норму. С другой стороны, при совершении преступления часто причиняется вред, возмещение которого не охватывается нормами уголовного права, и снова надо обращаться к праву гражданскому. Поэтому еще раз: противопоставления быть не должно Система права предполагает комплексную защиту нормами как публичного, так и частного права
Ред.: В Ваших текстах исследуется проблематика правового регулирования строительства . Насколько, на Ваш взгляд, юридически проработан данный сектор отношений?
О. Е.: Современная ситуация довольно интересна При плановой экономике государство держало строительство под контролем, не допуская свободы договоров и равенства хозяйствующих субъектов . Их модели поведения были изначально заданы .
Наука за чашкой кофе
77
К чему лежит душа (интервью с О. Г. Ершовым)
В рыночной же экономике у государства другая роль, и нужно развивать частно-правовые начала, т. е . задавать лишь определенные направления предпринимательской деятельности,а в остальном субъекты должны самостоятельно принимать на себя гражданские права и обязанности и осуществлять регламентацию тех отношений, в которых они состоят. Как выяснилось, строительная область к этому не готова . Отсутствие государственной помощи и принцип свободы договоров привели к юридическому вакууму, для восполнения которого требуются научные разработки Возьмем вопрос саморегулирования строительной отрасли . Поскольку государство не достаточно точно очерчивает его границы, постольку открываются возможности для злоупотреблений, что, в свою очередь, нуждается в научном анализе Таких примеров можно привести множество . Главное, что государство не определило баланса публичных и частных интересов и не установило пределов вмешательства в частные дела . Над этой проблемой я и пытаюсь работать .
Ред.: Вы написали много научных трудов . Они как-нибудь повлияли на законодательство, юридическую практику?
О. Е.: Количество опубликованных работ еще не говорит о проникновении в самую суть исследуемого объекта . И все же позитивные результаты наблюдаются Вот подтверждение Одну из моих статей не издавали восемь или девять месяцев, пока не были приняты поправки к тому нормативно-правовому акту, который в ней был объектом анализа . А по выходе работы я с удивлением заметил в поправках следы предложенных в ней идей. Разве это не реакция, причем положительная?
Ред.: Когда Вы начали заниматься наукой?
О. Е.: Будучи курсантом. Тогда у меня не было четкого профессионального интереса, нравилось все: и научные кружки при кафедрах уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности, и учебные занятия по гражданскому праву Последние запомнились особо, так как вели их прекрасные педагоги: В. А . Сысоев, Т. А . Шабельник, В. В. Соломатин, А . С . Михеев...
Ред.: Вы уже в годы учебы начали писать научные работы?
О. Е.: Да, причем первая статья оказалась специфической, точнее сказать, поучительной . Я принес ее своему учителю, Валентину Алексеевичу Сысоеву (тогда — начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин. — прим. ред.), который весьма критично оценил мой скромный труд, наставляя, что в науке необходимо достигать определенной степени глубины . А для ее достижения пришлось усиленно заняться логикой . Я очень благодарен Георгию Чон-гаровичу Синченко, научившему меня, чем научная работа отличается от псевдонаучной Впрочем, по-настоящему осознанное и целенаправленное включение в науку произошло после окончания академии . Появились мысли, которые захотелось изложить на бумаге и узнать мнение научной общественности Ред.: Кстати, как Вы относитесь к научной студенческой деятельности? Считаете ее нужной?
О. Е.: Наукой заниматься не только никогда не поздно, но и никогда не рано, и не важно, студент ты или преподаватель Каждый человек уникален и, возможно, способен сформулировать зрелый тезис уже в юном возрасте В общем, возраст не главное Курсантам пробовать свои силы в науке полезно хотя бы потому, что так начинаешь лучше понимать правовую материю, логику законодателя, улавливаешь, что он хотел сказать между строк — видишь, так сказать, затекстовую действительность нормы Вспомним советскую правовую школу, в частности уральскую школу цивилистики По рассказам моих учителей, научные кружки в ней вели не молодые преподаватели, а профессура, авторитетные ученые Например, Октябрь Алексеевич Красавчиков собирал на заседания кружка всю кафедру (докторов, профессоров, доцентов, аспирантов) и студентов Приобщение к науке проходило под девизом «Любая точка зрения на проблему имеет право на существование, если она аргументирована» .
Ред.: Олег Геннадьевич, что Вы можете посоветовать курсантам, делающим в науке первые шаги?
О. Е.: Человек только тогда легко познает, когда познание ему интересно Нужно выбрать направление, к которому лежит душа .
Материал подготовлен к публикации Б. Л. Раднаевым и Г. Ч. Синченко
78
Научный вестник Омской академии МВД России № 4(39), 2010