Научная статья на тему 'К атрибуции интерьеров дома Паисия Мальцева в Балаково'

К атрибуции интерьеров дома Паисия Мальцева в Балаково Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
282
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТОР Ф.О.ШЕХТЕЛЬ / ХУДОЖНИК А.А.ТОМАШКИ / ЭКЛЕКТИКА / ОСОБНЯК П.М.МАЛЬЦЕВА В БАЛАКОВО / РАЗНОСТИЛЬНЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ / ARCHITECTOR F.O.SHECHTEL / ARTIST A.A.TOMASHKI / P.M.MALTSEV'S MANSION IN BALAKOVO / ECLECTICISM / INTERIORS OF DIFFERENT STYLES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нащокина Мария Владимировна

The new information given in the article do cum en tally corroborates Shechtel's non-participation in transformation and decoration of the mansion of Balakovo's rich merchant P.M. Maltsev. The discovered advertisement showed that the decorative painting in mansion's luxurious interiors was August Tomashki's work, an outstanding Moscow master of the end of the XIX the beginning of XX century. Besides it specifies the date of decoration of mansion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For Attribution of the House of Paisiy Maltsevin Balakovo

The new information given in the article do cum en tally corroborates Shechtel's non-participation in transformation and decoration of the mansion of Balakovo's rich merchant P.M. Maltsev. The discovered advertisement showed that the decorative painting in mansion's luxurious interiors was August Tomashki's work, an outstanding Moscow master of the end of the XIX the beginning of XX century. Besides it specifies the date of decoration of mansion.

Текст научной работы на тему «К атрибуции интерьеров дома Паисия Мальцева в Балаково»

К атрибуции интерьеров дома Паисия Мальцева в Балаково

М.В.Нащокина

Недавний юбилей Франца Шехтеля вновь возбудил общественный интерес к его биографии и произведениям. Закономерно, что за прошедшие со времени первых публикаций о нем три десятилетия появились сведения о ранее неизвестных работах зодчего и новые атрибуции. Среди последних стилистических атрибуций обращал на себя внимание настойчиво приписываемый Шехтелю нарядный, недавно отреставрированный особняк Паисия Мальцева, («хлебного короля», как выразительно именует его Н.А.Попова1) в Балакове, расположенный в непосредственной близости от знаменитой Троицкой церкви (1908-1912), возведенной по проекту Ф.О.Шехтеля в лаконичных формах неорусского стиля. Поистине столичная по богатству отделка купеческого

Попова H.A. Балаково. Историко-архитектурное наследие. Саратов, 2008. С. 61.

особняка, столь необычная для небольшого провинциального села Балакова, побудила местного исследователя2 бездоказательно утверждать, что автором ее мнимой перестройки в 1900-1910-е годы и новой отделки был именно этот заезжавший сюда крупный московский мастер.

Однако даже беглого взгляда на особняк и его внутреннее убранство достаточно, чтобы сказать, что его добротные эклектичные формы весьма далеки от стильных фасадов и интерьеров Шехтеля, в том числе эклектических. К тому же принципы отделки и приемы декора здания стилистически,

; Попова H.A. Реконструкция усадьбы Паисия Мальцева//Наследие Ф.О.Шехтеля в современном мире. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 150-летию Ф.О. Шехтеля. 19-20 сентября 2009 г. Саратов, 2009. С. 100-105; Она же. Интерьеры Ф. Шехтеля в доме Паисия Мальцева//Там же. С. 106-112.

Л.вгустъ Л.вгустовичъ

<Момашки

художникъ по декоративной живописи.

М ООК.В д,

]У1алые Грузины, Георпевсюй переулокъ, собственный домъ.

Производилъ работы er, слпдующихъ домахъ:

Съ архитекторомъ П. С. Бойцовымъ: у И. А. Кошелева, Беклемишева, В. Г. Сапожникова, К. В. Осипова, бр. Ляпиныхъ, В. С. Хра-повицкаго, Е. А. Веригина, П. А. Шыитъ, Н. В. Игумнова, В. Н. Охот-никова и проч.

Съ архитекторомъ Р. И. Клейнъ: у В. А. Морозовой, И. И. Некрасова, Г. И. Клейменова, въ церкви свв. женъ Мироносицъ (въ Серпухов^), трибуны Императорскаго московскаго скакового общества и проч.

Съ архитекторомъ Ф. 0. Шехтель: у В. Е. Морозова, А. А. Ло-калова, М. С. Кузнецова, С. П. фонъ-Дервизъ, В. И. Сазонова и пр.

Съ архитекторомъ В. В. Барковымъ: у В. С. Вишнякова, С. В. Лепешкина, В. А. Горбунова и др.

Съ архитекторомъ Д. Н. Чичаговыми у Н. А. Алексеева, В. П. Гл-Ьбова, Н. Д. Селезнева, А. С. Капцова.

и съ другими архитекторами: у Е. Е. Леве, княгини Лобановой-Ростовской, М. А. Морозова, А. А. Остроумова, Н. П. Куниной, А. И. Епишкиной, А. И. Моргунова, А. А. Блинова (въ Нижнемъ-Новгород-Ь), В. А. Хлудовой, В. И. Гонецкой, у Абрикосовых-!., П. Г. Миндовскаго, бр. Махаловыхъ, въ ресторан* сСтр-Ьльна» И. Ф. Натрускина. Д. М-Бурмистрова (въ Нижнемъ-Новгород*.), г- Брокаръ, г. Вогау, г. Ценкеръ, П. М. Мальцева (въ Балахов-к) и мн. др.

Страница из «Спутника Зодчего по Москве» с рекламой A.A. Томашки

Ворота усадьбы П. М. Мальцева в Балаково

несомненно, восходят к концу XIX века и уж никак не могут пересекаться по времени с постройкой церкви.

Авторство балаковского дома Мальцева давно интересовало исследователей. В конце концов А.Мушта, занимающийся саратовскими связями Ф.О.Шехтеля, нашел убедительные свидетельства того, что П.М.Мальцев в конце 1880-х годов заказал проект нового дома и служебных построек академику

архитектуры Ф. И. Шуст еру, работавшему тогда в Саратове, который и возвел его в том самом виде, в котором он существует по сей день3. Бесспорным аргументом является фотография изучаемой постройки,служившая иллюстрацией к биографии

5Этот факт установил и убедительно описал А.Мушта 8 статье «Постройки, приписываемые Шехтелю» (рукопись, любезно предоставленная ее автором, находится в печати).

Общий вид усадьбы П.М.Мальцева в Валаково

Один из интерьеров дома П.М.Мальцева в Валаково

АРХИТЕКТУРА

Шустера в «Юбилейном сборнике сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров», составленном Г.В.Барановским и изданным в 1893 году4. И вот наконец нашлось еще одно убедительное подтверждение тому, что Шехтель никак не связан и с отделкой этого дома.

Среди строительной рекламы в «Спутнике Зодчего по Москве»5, изданном под редакцией И.П.Машкова в 1895 году Московским архитектурным обществом для членов II съезда русских зодчих, проходившего в Москве, было помещено рекламное объявление известного московского художника подекоративной живописи Августа Августовича Томашки (1857 - после 1917). В нем художник подробно перечислил выполненные им отделки

4 См.: Барановский Г.В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892, вып.2. СПб., 1893. С. 386.

5 Спутник Зодчего по Москве. Изд. МАО для членов II съезда русских зодчих в Москве. Под редакцией И.П.Машкова. М„ 1895. Реклама.

домов, причем подчеркнул, с какими зодчими они были сделаны. Написав, что он сотрудничал с архитекторами П.С.Бойцовым, Р.И.Клейном, В.В.Барковым, Д.Н.Чичаговым, он назвал и Шехтеля, упомянув совместные с ним работы «у В.Е.Морозова, А.А.Локалова, М.С.Кузнецова, С.П. Фон-Дервиза, В.И.Сазонова и прочих». Завершался солидный авторский перечень рубрикой, посвященной работам «с другими архитекторами», в которой Томашки перечислил остальные, наиболее значительные отделанные им московские и провинциальные дома. Этот список владельческих построек завершал дом «П. М.Мальцева (в Балахо-ве6)». Хотя рекламная информация не содержала имени Шустера в качестве автора особняка и его интерьеров, она однозначно говорила о времени его отделки до 1895 года и о непричастности к ней Франца Шехтеля.

6 В названии города наборщиком допущена опечатка.

Росписи вестибюля особняка С.П.Берга. Фото 2010 года

Росписи парадного зала особняка С.П.Берга. Фото 2010 года

60 2 2011

Вероятно, Паисий Мальцев предъявлял особые требования к внутренней отделке своего дома, а потому они были заказаны столичному художнику и в соответствии с модой тех лет получили роскошную многодельную декорацию в разных стилях. Внутреннюю отделку живописью можно назвать вполне традиционной для ХУШ-Х1Х веков. В архитектурной критике начала XX века справедливо отмечалось, что «в России декоративная роспись с древнейших времен является наиболее распространенной и общепринятой формой внутреннего украшения дома. (...) И в крестьянских домах нашего обширного отечества мы нередко встречаем удивительно своеобразную и богатую по своим мотивам раскраску стен. В многочисленных дворцах и особняках Москвы и в помещичьих усадьбах, в особенности подмосковных, почти во всех без исключения имеются драгоценные произведения декоративной живописи, нередко созданные выдающимися художниками, русскими или знаменитыми иностранцами, работавшими в России»7. Ведущая роль именно Москвы с

десятками богато декорированных и расписанных особняков в этом плане была совершенно очевидна.

Стоит подчеркнуть, что появление в архитектурной истории Балакова имени выдающего мастера русской декоративной живописи рубежа Х1Х-ХХ веков А.А.Томашки

7 Декоративная живопись в жилых домах//Московский архитектурный мир. Ежегодник современного зодчества и декоративного искусства. М., 1912. Вып.1. С.101.

Подпись художника А.А.Томашки на плафоне в гостиной. Фото 2010 года

Живописный плафон в гостиной особняка С.П.Берга. Фото 2010 года

2 2011 61

АРХИТЕКТУРА

Росписи свода над парадной лестницей в особняке Н. В. Игумнова Живописный картуш в отделке малой гостиной особняка на Большой Якиманке. Фото 2007 года Н. В. Игумнова. Фото 2007 года

Роспись стен и портала в особняке Н.В.Игумнова на Большой Якиманке. Фото 2007

62

чрезвычайно ценно. Во-первых, Томашки работал чаще всего с московскими зодчими,таким образом, особняк П.М.Мальцева, хоть и опосредованно, но связан с Москвой. Во-вторых, работ этого первоклассного живописца даже в Москве сохранилось немного - все они в основном представлены интерьерами богатых московских особняков, и все абсолютно уникальны.

Приведем несколько примеров. АвгустТомашки неизменно работал с П.С.Бойцовым, но многие московские постройки и интерьеры этого крупного мастера утрачены или сохранились лишь частично. Пожалуй, самым полно сохранившимся в аспекте отделки декоративной живописью является особняк С.П.Берга в Денежном переулке (архитектор П.С.Бойцов, 1897-1898). Росписи, выполненные в 1899 году (дату содержит авторская подпись художника А.А.Томашки на плафоне), включены в отделку почти всех парадных помещений этого великолепного здания, причем зачастую они определяют их характер. Помимо орнаментальных росписей в разных стилях здесь щедро представлены живописные фризы и плафоны, созданные в реалистической манере. Чуть более ранними и столь же хорошо сохранившимися интерьерами, отделанными Томашки вместе с П.С.Бойцовым8, являются парадные помещения особняка Н.В.Игумнова на Большой Якиманке. Стоит обратить внимание, что в них изобретательно и очень декоративно использована нетолько древнерусская орнаментика и росписи в виде картушей, но и высококачественная лепнина в разных стилях, произведенная знаменитой московской скульптурной мастерской преемников А.С.Козлова9, успешно работавшей с 1872 года. Не исключено, что какие-то увиденные Мальцевым современные московские особняки и побудили в конечном счете пригласить А.А.Томашки.

Сохранившиеся росписи Охотничьей столовой в особняке П.М.Мальцева представляют собой редкий пример живописного убранства 1890-х годов, тем более уникальный, что он сохранился в глубокой провинции. (Редкость, к сожалению, как в Москве,так и в Балакове определяется сегодня прежде всего катастрофически бедственным состоянием нашего архитектурного наследия.) К этому можно прибавить, что скорее всего высококлассная лепнина во всех парадных интерьерах этого доматакже произведена в Москве, в одной из ее известных скульптурных мастерских, нередко работавших вместе с художником. В качестве гипотезы можно высказать следующее предположение: поскольку отделка московского особняка Игумнова шла в 1893-1894 годах, то есть практически одновременно с отделкой дома Мальцева, и их лепные мотивы сопоставимы по стилю и качеству, в скульптурной декорации балаковской постройки могла принять участие упомянутая мастерская преемников А.С.Козлова.

8 После смерти архитектора Н.И.Поздеева зодчий завершал строительство и отделку этого особняка вместе с его братом И.И.Поздеевым. Об участии Бойцова убедительно свидетельствует сам А.А.Томашки в том же приведенном в статье рекламном объявлении.

9 Спутник Зодчего по Москве. Изд. МАО для членов II съезда русских зодчих в Москве. Под редакцией И.П. Машкова. М., 1895. Реклама «Скульптурной мастерской преемников А.С.Козлова».

Остается надеяться, что дальнейшие поиски позволят точно установить всех авторов декоративной отделки выдающегося памятника русской архитектуры XIX века в Балаково.

Литература

1. Декоративная живопись в жилых домах// Московский архитектурный мир. Ежегодник современного зодчества и декоративного искусства. М., 1912. Вып.1. С.101.

2. Попова Н.А. Балаково. Историко-архитектурное наследие. Саратов, 2008. С. 61.

3. Попова Н.А. Реконструкция усадьбы Паисия Мальцева //Наследие Ф.О.Шехтеля в современном мире. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 150-ле-тию Ф.О. Шехтеля. 19-20 сентября 2009 года. Саратов, 2009. С. 100-105.

4. Попова Н.А. Интерьеры Ф. Шехтеля в доме Паисия Мальцева// Там же. С. 106-112.

5. Спутник Зодчего по Москве. Изд. МАО для членов II съезда русских зодчих в Москве. Под редакцией И.П.Машкова. М., 1895. Реклама.

Literatu га

1. Dekorativnaya zhivopis v zhi'Lyh domah // Moskovskiy architekturnyiy mir. M.,1912. V.l S.101.

2. Popova N.A. Balakovo. Saratov, 2008. S.61.

3. Popova N.A. Rekonstruktsia usadby Paisiya Maltseva // Nasledie F.O. ShechteLya v sovremennom mire. Saratov, 2009. S.100-105.

4. Popova N.A. Interiery F. ShechteLya v dome Paisiya Maltseva // Ibidem. S.106-112.

5. Sputnik zodchego po Moskve. Izdanie MAO. Pod redaktsiey I.P.Mashkova. M., 1895. Reklama.

For Attribution of the House of Paisiy Maltsevin Balakovo.

By M.V.Nashchokina

The new information given in the article documentally corroborates Shechtel's поп-participation in transformation and decoration of the mansion of Balakovo's rich merchant P.M. Maltsev. The discovered advertisement showed that the decorative painting in mansion's luxurious interiors was August Tomashki's work, an outstanding Moscow master of the end of the XIX - the beginning of XX century. Besides it specifies the date of decoration of mansion.

Ключевые слова: архитектор Ф.О.Шехтель, художник А.А.Томашки, эклектика, особняк П.М.Мальцева в Балаково, разностильные интерьеры.

Keyword: architector F.O.Shechtel, artist A.A.Tomashki, eclecticism, P.M.Maltsev's mansion in Balakovo, interiors of different styles.

2 2011 63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.