Научная статья на тему 'К 10-летию исторического факультета'

К 10-летию исторического факультета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 10-летию исторического факультета»

К 10-ЛЕТИЮ Исторического факультета

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

М. Сервантес

Исторический факультет ПСТГУ начал свое существование в рамках историко-филологического факультета ПСТБИ, когда в 1994 г. на новое историческое отделение были переведены несколько студентов второго курса миссионерского факультета и начат набор на первый курс. Ключевую роль в рождении и становлении нового учебного подразделения сыграли такие преподаватели, как проф. Д. В. Деопик, ст. преп. М. Н. Воробьев, доц. Б. А. Филиппов.

В 2000 г. на базе исторического отделения был создан самостоятельный исторический факультет, на котором стала осуществляться подготовка студентов по специальности, а потом и направлению «История»1 (по дневной форме обучения). На факультете были сформированы три кафедры: истории России (первый заведующий — д.и.н., профессор А. И. Яковлев; с 2006 г. — к.и.н., доцент Ф. А. Гайда), всеобщей истории (заведующий — д.и.н., профессор Д. В. Деопик) и иностранных языков (заведующая — к.ф.н., доцент В. В. Олевская); в 2010 г. в связи с реорганизацией управления эта кафедра была расформирована, и преподавание языков (французского, немецкого и английского) осуществляется силами филологического факультета ПСТГУ. В 2007 г. было открыто вечернее отделение.

За десять лет численность сотрудников выпускающих кафедр истории России и всеобщей истории возросла вдвое (в 2000 — 14, в 2010 — 29 человек), причем докторов наук — вдвое (соответственно — 2 и 5), а кандидатов — в 4 раза (4 и 17). Сотрудниками факультета защищены 1 докторская и 7 кандидатских диссертаций (5 из них — выпускниками ПСТБИ—ПСТГУ), опубликован целый ряд лекционных курсов и учебных программ (М. Н. Воробьева, Д. В. Де-опика, С. М. Воробьева, В. В. Каревой, свящ. А. Постернака, Б. А. Филиппова, свящ. Ф. Ильяшенко, А. М. Лотменцева, А. М. Феофанова, Ю. И. Белоноговой, А. И. Яковлева), выдержавших не одно издание.

1 Образовательное направление 520800 (бакалавр и магистр истории), специальность 020700 (историк, преподаватель истории).

ПСТГУ тесно сотрудничает с ведущими научными центрами и архивами; преподаватели регулярно публикуют научные статьи, рецензии и очерки в реферируемых и периодических изданиях2; участвуют в российских и зарубежных конференциях, работают над научными грантами. Преподаватели факультета Г. М. Кропоткин и Д. А. Цыганков на открытом конкурсе, организованном международным фондом «Знание» совместно с Общественной палатой Российской Федерации, в марте 2008 г. получили первую и вторую премии, соответственно, за исследования по истории правящей бюрократии и университетскому образованию. Преподаватели свящ. А. Постернак, Ф. А. Гайда и А. М. Феофанов стали лауреатами премии митрополита Московского Макария в 2003, 2005 и 2009 гг.

Количество студентов, обучающихся на историческом факультете, выросло и к 2010/2011 учебному году достигло цифры свыше 100 человек. За 13 лет факультет выпустил более 140 специалистов, в настоящее время трудящихся в ПСТГУ, РГАДА, РГАЛИ, РГБ, МГУ им. М. В. Ломоносова, МГГУ им. М. А. Шолохова, РГСУ, ЦНЦ «Православная энциклопедия», ряде школ и гимназий как Москвы, так и других городов России. Большинство выпускников работает по специальности, 14 из них в настоящее время учатся в различных аспирантурах: ПСТГУ (7 чел.), МГУ (5 чел.), ИРИ и ИВИ РАН (2 чел.). Одиннадцать человек защитили диссертации на соискание степени кандидата исторических наук: Жи-тенев Т. Е. «Церковноприходские школы в России 1884—1918 гг.» (МГУ, 2004); Бирюкова К. В. «Российские студенческие эмигрантские союзы в Центральной и Восточной Европе в 1920—1930-е гг.» (МПГУ, 2005); Белоногова Ю. И. «Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир» (МГУ, 2006); Феофанов А. М. «Студенчество Московского университета второй половины XVIII — первой четверти XIX в.» (МГУ, 2006); Козловцева Е. Н. «Московские общины сестер милосердия во второй половине XIX — начале XX века» (МГУ, 2006); Кропоткин Г. М. «Правящая бюрократия и “новый строй” в России (1905—1907 гг.)» (МГУ, 2007); Шилова С. Г. «Военные формирования народов Северного Кавказа в Белых армиях Юга России» (РГГУ, 2007); Грезне-ва А. А. «Революционное движение в России 1870-х — нач. 1880-х гг. в оценках присяжных поверенных» (МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008); Грачева Ю. Е. «Василий Назарович Каразин на государственной службе и в общественной жизни России первой трети XIX века» (МГУ, 2008); Буздыгар М. А. «История русского интеллигента: духовный опыт С. Н. Дурылина (1900 — начало 1920-х гг.)» (ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2008); Медведев С. В. «Департамент полиции и рабочий вопрос (1901-1904)» (МГУ, 2010).

Развитие исторического факультета неразрывно связано с эволюцией Университета в целом, поэтому накопленный его преподавателями опыт может представлять интерес для формирования современной концепции православного гуманитарного образования. Прекрасно сознавая, что достижение конечной цели еще далеко, авторы излагают ниже некоторые соображения, касающиеся данной проблемы.

2 В Издательстве ПСТГУ собственно факультетскими стали два связанные с юбилеями проф. Д. В. Деопика сборника: Приглашение к истории (М., 2003) и История не учительница... (М., 2008).

Первоначальные задачи, стоявшие перед ведущей группой основателей Университета во главе с ректором проф. прот. В. Воробьевым, можно обозначить следующим образом. Во-первых, подготовка профессиональных кадров для Православной Церкви, как клириков, так и мирян. Во-вторых, в рамках образовательного процесса обеспечение фундаментального гуманитарного образования, благодаря которому выпускники должны уметь грамотно мыслить и работать в области богословия и других гуманитарных наук. В-третьих, учебный процесс ПСТГУ должен вписываться в образовательное пространство России и отвечать требованиям соответствующих духовных образовательных учреждений.

На начальном этапе развития института нарабатывать гуманитарную культуру на богословских дисциплинах было невозможно, пока они не были «доведены» методически. Поэтому было решено, что основу гуманитарного обучения в ПСТБИ составят история, философия и языки. Истории отводились общеобразовательная и культурная функции. Развитие способности рационально мыслить, а соответственно, выработка понятийного аппарата для анализа богословских текстов были возложены на философию. Уровень освоения языков становился своеобразным критерием для отбора сильных студентов.

Считалось необходимым расширить кругозор вчерашних школьников, чтобы они сначала поняли и осознали предъявляемые к ним требования, общие цели и задачи своего обучения. На старших курсах выдвигалась задача установить межпредметные связи применительно к гуманитарным и богословским дисциплинам. Предполагалось общую культуру студентов проверять на комплексных экзаменах, подводящих итог их базовому образованию. Собственно, аналогичным образом готовился и итоговый экзамен по Новому Завету и Основному богословию — как соотнесение Священного Писания с другими богословскими дисциплинами, и здесь не было речи о механическом соединении разнородных дисциплин в одном экзамене.

Перед преподавателями исторического факультета стояла сходная задача — обеспечить соединение профессиональной подготовки историков с широким богословским образованием, а конечная цель деятельности факультета представлялась в подготовке исследователей, способных интерпретировать события прошлого в свете православного вероучения, бережно и вместе с тем критично относящихся к традициям исторической науки. Предполагалось, что выпускники факультета, отстаивая и представляя христианские взгляды в современной науке и в современном обществе, могли бы излагать их не только профессионально, но и доступно: как в строго академической, так и в научно-популярной или учебной форме. Задача эта осознавалась особенно важной, поскольку все более и более множились всевозможные псевдоисторические спекуляции и построения, в том числе и среди православных верующих (пример тому — поднятие вопроса о канонизации царя Иоанна Грозного и Г. Распутина).

Уже на начальном этапе развития факультета стало очевидным, что говорить о христианском осмыслении истории без разностороннего изучения истории Церкви, ее существования и служения в мире невозможно. Постановка этой задачи предопределила большой список богословских предметов в учебном плане факультета. Его богословская составляющая показывала ограниченность концеп-

ций, игнорирующих присутствие в мире Церкви или сводящих Церковь к политическим или этнографическим феноменам в исторической жизни (следовательно, подчеркивалось значение со-бытия Церкви для всех сторон человеческой жизни). Богословские предметы, кроме того, более четко помогали определить предметное поле исторического и богословского исследований. Так, история Церкви во всей ее мистической полноте представлялась недоступной строго научному анализу, а церковные Таинства и церковное учение не виделись предметом сугубо исторического исследования, требуя исследования богословского или историкобогословского (и богословского не по «специальности» только, но по призванию свыше). С помощью исторических методов исследования казалось возможным изучать влияние Церкви на жизнь человеческих обществ, а также влияние различных национальных традиций и общественных движений на церковную жизнь.

Реализация богословской составляющей учебного плана привела преподавателей факультета к убеждению, что богословское образование не является для студентов исторического факультета вспомогательным, но, напротив, представляет собой стержень, вокруг которого складывается весь процесс обучения. Возможность получить основательное богословское образование для студентов представляет собой основное преимущество исторического факультета ПСТГУ перед другими учебными заведениями соответствующего профиля. Именно эта возможность делает его привлекательным для православной молодежи, желающей изучать историю.

Подготовка студентов-историков по богословским дисциплинам предусматривает три своего рода уровня выработки компетенций: базовый, профессиональный и вспомогательный. Выпускник факультета должен являться церковным человеком, регулярно участвовать в Таинствах и использовать богословские знания в своей профессиональной деятельности.

Освоение дисциплин на базовом уровне предполагает в первую очередь во-церковленность выпускника факультета, для которого полученные знания становятся необходимой частью христианской благочестивой жизни. Для этого он должен иметь четкое представление о вероучении Православной Церкви, свободно ориентироваться в текстах Евангелий, хорошо знать апостольские послания и Ветхий Завет, понимать смысл и назначение православных Таинств, четко представлять годичный и суточный круг церковных богослужений, уметь читать тексты на церковнославянском языке.

Изучение дисциплин на профессиональном уровне должно предусматривать использование полученных богословских знаний в дальнейшей профессиональной деятельности. В этой связи выпускник факультета обязан хорошо разбираться в истории Церкви, знать основные церковные источники, уметь анализировать документы и научную литературу по церковной истории на профессиональном уровне, иметь общее представление о творениях отцов Церкви в рамках курса церковной истории и патрологии, представлять основные проблемы канонического права, тесно связанного с историей развития церковной организации.

Освоение дисциплин на вспомогательном уровне предполагает, что выпускник ориентируется в следующих проблемах: чинопоследование Таинств и структура построения церковных служб с целью более глубокого и сознательно-

го участия в богослужении, деятельность современных сект для более активного участия в традиционных для факультета миссионерских поездках по различным регионам России, сравнительное богословие как систематическое изложение специфических особенностей вероучения западных конфессий. Выпускник должен иметь элементарные навыки в области обихода, то есть стремиться участвовать в богослужениях как певчий или алтарник.

Из научных направлений приоритетными для факультета представляются следующие: правительственная политика и общественные движения в России XIX — нач. XX в.; благотворительность в России кон. XIX — нач. XX в.; образование и наука в России XVШ—XX вв.; Русская Православная Церковь и государство.

Базовой ценностью формировавшегося учебного плана стал его фундаментальный, а не прикладной характер. Преподаватели, большинство из которых выпускники исторического факультета МГУ, настаивали на том, что в процессе обучения студенты должны приобщиться к исследовательской работе, а не усваивать более или менее простенькую схему для «объяснения» истории, хотя бы и самую «благонамеренную». Критическое отношение ко всем устоявшимся (и во многом унаследованным от марксизма и гегельянства, если не от революционной публицистики) штампам, определениям, характеристикам и подходам стало характерной чертой содержания учебных курсов.

Базовыми курсами учебного плана всегда были курсы по истории России и Русской Православной Церкви. Однако осмысление русской гражданской и церковной истории представлялось невозможным вне истории всемирной, которая, в свою очередь, не должна была подменяться контекстом истории европейской. При всей важности для России отношений с Европой, при всей силе и неоднозначности европейских влияний и веяний в русском обществе освещение истории народов Европы и Америки балансировалось освещением античной истории (рассматривалась не как предыстория европейской, но как самобытное и полноценное явление), истории Византии, древних и современных народов Азии и Африки, основательным курсом этнологии. Баланс этот в настоящее время соблюдается не только в количестве часов соответствующих лекционных курсов, но и в программах семинарских занятий по всемирной истории.

Отказ от европоцентризма неизбежно и естественно привел к известной «россиецентричности» в изучении и освещении всемирной истории. «Россие-центричность» отнюдь не означает ни утрированного патриотизма, ни чуждого христианству самопревозношения, ни, тем более, сведения всемирной истории к истории внешней политики и разного рода культурным связям между народами. «Россиецентричность» предполагает оценку исторического опыта других народов именно как других, то есть в постоянном соотношении (сходстве и различии) с историческим опытом своей страны и своего народа. Соответственно, наибольшее внимание уделяется именно тем явлениям и процессам во всемирной истории, изучение которых позволяет глубже и полнее понять историю России и ее место в мире. В перспективе нельзя не признать желательным введение на факультете специализации по всемирной истории.

Вопрос качества подготовки студентов всегда оставался центральным в дискуссиях преподавателей факультета. Первоначально он, по сути, решался за счет

чрезвычайно обширного учебного плана. Однако его явная перегруженность и ряд других обстоятельств привели к пересмотру основных подходов к этой проблеме. В центр учебного процесса были поставлены письменные работы студентов, обсуждение критериев оценок которых породил острые дискуссии среди преподавателей.

Не вызывало сомнений, что письменные работы студентов должны носить характер самостоятельного исследования, посвященного изучению того или иного частного вопроса. Однако признавалось недостаточным лишь общее понимание исследуемой темы (общее знание литературы и источников по теме). Усиливалось убеждение, что отбор, проработка и введение в оборот хотя бы немногих новых источников (как опубликованных, так и архивных) и анализ историографии должны соответствовать критериям законченной научной работы, а в зависимости от возможностей студента проблематика работы могла быть резко сужена, но не сведена к популярному очерку.

Благодаря переосмыслению места письменных работ в учебном плане факультета, был сделан окончательный выбор в пользу модели классических университетов, в которых основное внимание уделялось созданию благоприятных условий для исследовательской работы, атмосфере заинтересованности в студентах и тесном научном сотрудничестве разных поколений исследователей. Именно это стало отличительной чертой факультета, которая дополнилась домашними, можно сказать, патриархальными взаимоотношениями между преподавателями и студентами. Думается, определяющими для многих поколений студентов стали археологические экспедиции с отцом-основателем факультета проф. Д. В. Деопиком, домашние семинары с недавно ушедшей из жизни проф. Т. В. Батаевой, личное общение с маститыми и молодыми преподавателями факультета.

В лице профессора А. И. Яковлева истфак традиционно принимает участие в совместном с богословским факультетом Филаретовском проекте, в рамках которого опубликованы Биобиблиографический указатель, шесть Альманахов, «Филаретовский календарь» и продолжающееся издание «Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова)». На подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры регулярно проходят общедоступные просветительские семинары.

Каждым летом силами студентов и преподавателей факультета с 2004 г. организуется миссионерская поездка на север Пермского края. Студенты посещают больницы, детские сады и приюты, встречаются с местной интеллигенцией, поют во время богослужений, помогают в совершении крещений (в 2010 г. за неделю было крещено 470 человек).

В течение года студенты под руководством опытных преподавателей участвуют в ознакомительных поездках по выдающимся историческим местам: Пере-славль, Ростов, Александров, Троице-Сергиева Лавра, Новый Иерусалим, Бородино, Звенигород, Владимир, Суздаль, усадьбы Останкино, Кусково, Царицыно, а также в экскурсиях по различным музеям Москвы. Знакомство с историей «вживую» является неотъемлемой частью исторического образования.

На факультете постоянно действует научно-студенческое общество, в рамках которого обсуждаются актуальные для преподавателей и студентов пробле-

мы (например, сквозной темой в течение 2009/2010 учебного года стал вопрос об авторитете и власти в христианском мире), при НСО проводились заседания археологического клуба «Этнос», на которых участники могли встретиться с практикующими археологами, ознакомиться с новейшими тенденциями в современной археологической науке. В рамках летней археологической практики (под общим руководством заведующего сектором археологии Москвы ИА РАН и главного редактора журнала «Российская археология» Л. А. Беляева) проводились раскопки в Зачатьевском женском монастыре в центре столицы. Расчищая остатки древних церковных сооружений, сортируя и реставрируя находки, обнаруженные в ходе раскопок на территории монастыря, каждый студент смог прикоснуться к живой истории православия и христианства в России и на Московской земле. Ознакомительные раскопки проводились в Коломне.

Научная работа на факультете ведется по разным направлениям, охватывающим самый широкий круг исторических проблем. Факультет ежегодно организовывает секции в рамках январской сессии Богословской конференции ПСТГУ. Их тематика соответствует научным школам, существующим на факультете: «Наука и образование в дореволюционной России», «Правящая бюрократия и внутренняя политика России XIX — нач. XX в.», «Благотворительность и социальная политика государства в истории России». С докладами на этих конференциях выступали профессора, доценты, преподаватели и аспиранты ПСТГУ, МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО, институтов РАН, научные сотрудники московских музеев, а также гости из других городов России (Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Пермь, Ростов), Украины и Белоруссии. Постоянным участником исторических секций конференции был ныне покойный д.и.н., профессор Владимир Александрович Федоров, заведующий кафедрой истории России XIX — начала XX в. исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Наиболее интересные и важные из докладов, прозвучавшие на исторических секциях, печатаются в сборниках материалов конференции. За эти годы было опубликовано порядка 100 докладов.

С 2003 г. на историческом факультете работает государственная аспирантура по двум научным направлениям: 07.00.02 — Отечественная история, 05.25.02 — Документалистика, документоведение, архивоведение. Выпускники аспирантуры имели возможность защищать свои кандидатские диссертации в диссертационных советах ведущих вузов России, а в мае 2010 г. в ПСТГУ был открыт собственный диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 07.00.02 — Отечественная история.

Таким образом, есть надежда, что в рамках «Вестника Православного Свято-Тихоновского университета. Серия История и История Русской Православной Церкви», которым открывается новый 2011 г., исследовательская работа преподавателей, выпускников исторического факультета и их единомышленников вступит в новый этап своего развития и положит начало еще одной научной традиции регулярных печатных изданий ПСТГУ.

От редакции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.