Научная статья на тему 'Изыскание оптимальных щадящих технологий отбойки жильного кварца'

Изыскание оптимальных щадящих технологий отбойки жильного кварца Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
116
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Воронов Е. Т., Бондарь И. А., Найданов К. Ц.

В статье приведены результаты испытаний «щадящих» технологий отбойки стекловидного жильного кварца буровзрывным и буроклиновыми способами. Приведены конструкции и параметры шпуровых зарядов. Описаны гидроклиновая и буроклиновая технологии отбойки жильного кварца. Для получения кондиционного жильного кварца рекомендован буроклиновый способ отбойки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изыскание оптимальных щадящих технологий отбойки жильного кварца»

монию и дисгармонию, взаимодополнительность и конкуренцию. Гармонизация связей элементов в педагогическом процессе достигается во многом целенаправленными усилиями педагога-кафигита, как показывает опыт Михаила Пселла, и его ученика - мафита.

* Нами разработан особый способ выявления и интерпретации имплицитного педагогического информативного материала в средневековых дидактических текстах. Поскольку этот способ отличается от уже сложившихся и применяющихся в истори-ко-педагогическом исследовании способов, то введение его требует разработки соответствующего понятийного аппарата. Способ выявления, классификации и герменевтики имплицитного информативного материала в историко-педагогическом тексте мы предлагаем назвать криптоэвристическим (греч. спрШв - скрытый, еупвко - находить, обнаруживать).

Поскольку имплицитная информация «незрима» и легко теряется исследователем, если ее не подвергнуть специальному анализу, криптоэвристический метод должен, стать, на наш взгляд, важнейшим способом в работе с имплицитным информативным материалом. Мы считаем, что наш метод поможет всесторонне, в полном объеме, адекватно раскрыть педагогический замысел автора того или иного средневекового текста, в частности, педагогические идеи Михаила Пселла в его энхиридии «Обозрение законов». Концепция воспитания была тщательно завуалирована в тексте. Это делалось сознательно, чтобы не вызывать у ученика противодействия процессу обучения и воспитания.

Сорокин А.Н.

(Томск)

Проблема влияния телевидения на историческую память

о Великой Отечественной войне подросткового поколения

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения.

В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, различны. В подростковый период увеличилась роль телевидения в процессе фактора социализации учащихся.

Подростковый и юношеский возраст - этап нравственной самодеятельности учащихся, т.е. подчинение человеком своего поведения нравственным принципам. В этом возрасте возникает потребность критической переоценки и переосмысливают когда-то бездумно воспринятого. Поэтому старшеклассники в большей степени доверяют информации, поступающей из теле-

видения, нежели информации, подаваемой учителем. Фильмы и передачи, несут в себе «большой воспитательный заряд» (1), эмоционально воздействую на аудиторию. Поэтому не случайно сегодня история служит средством убеждения, воспитания человека, социализации личности. В результате чего образуется проблема не доверия преподавателю со стороны учеников, негативное отношение к подаваемому материалу, который телевидение подает в совершенно другом виде с иным комментарием. Учитель становится некомпетентным.

Таким образом, средства массовой информации, особенно главный орган - телевидение стали сегодня значимым средством воспитании, социализации личности учащихся.

Актуальность темы вытекает из потребности в совершенствовании воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. В настоящее время телевидение проникло во все сферы жизни человеческого общества. Бесспорное влияние телевидения на развитие человека доказано, но оно всесторонне не изучено.

Перед школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника, особенно старшего поколения. Изменения, происходящие в XXI веке, потребовали выявления роли телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей.

Расширение сферы видеокультуры ведет к изменению структуры досуга подростков и молодежи. Если еще в недавнем прошлом большую роль как в социализации, так и в воспитании творческой активности и духовноэстетических качеств молодого поколения играли учреждения культуры, то с середины 80-х гг. стали возрастать возможности удовлетворения культурных потребностей в домашних условиях, а ко второй половине 80-хгг. изменившиеся жизненные условия придали свободному времени рекреационный характер. Эго отражается и в сокращении числа массовых библиотек и клубных учреждений. Так, в 1991 г. в Российской Федерации насчитывалось 59,5 тыс. библиотек, в 1992 - 57,2 тыс., а к концу 1993 - 57 тысяч. Число клубных учреждений сократилось с 70,6 тыс. В 1991 г. до 63,7 тысяч в конце 1993 г.

В результате телевидение мощно врываются в сферу досуга молодежи, становясь его основополагающим, структурирующим компонентом. Кроме того, оно становится и важным институтом воспитания учащихся. Однако, телевидение не воспитывает гражданина, патриота, а наоборот популяризирует культ насилия, беззаботности и развлечения.

Но телевидение значительно влияет не только на подростков, но и на учителей. Для них телевидение играет важную роль не только как сфера

проведения досуга, но и как источник информации о мире, происходящих событиях.

Идея привития норм гражданственности и патриотизма - одна из основных, важнейших задач, которые ставятся перед школой. Эта задача особенно важна сейчас, когда телевидение навязывает современным подросткам культ денег, разврата, агрессии. При этом телевидение использует историю, которая подвергается искажениям. История способна формировать идеи, взгляды, ценности, моральные установки, которые человек заимствует из исторических примеров, что особенно важно для подрастающего поколения. Её роль особенно возросла сегодня, когда Россия испытывает идеологический вакуум: старые коммунистические ценности уходят, а новые не создаются. Этот вакуум заполняется телевидением разрушением национального самосознания (2). И этот процесс особенно отчетливо виден на примере учителей, которые после распада СССР и разрушения его идеологии оказались в сложной ситуации. Новые ценности не совпадали с коммунистическими, советскими, а иногда и противоречили.

Телевидение, искажая историю, искажает и историческую память. Историческая память - основа для воспитания патриотического гражданина, формирования духовно-нравственных ценностей. Многочисленные герои, патриоты, великие битвы и сражения - неиссякаемый источник для воспитания патриотизма. Не знание родной истории, своих «корней» также опасно. Пример - скинхеды, которые не чтят победу нашего народа, доставшуюся величайшим трудом, а наоборот поклоняются фашистам. Стремление к сохранению, возрождению исторической памяти в России, кроме того, особенно болезненно, поскольку связано с опасностью социальных волнений.

Б.Г. Могильницкий ссылается на мнение известного отечественного социолога Питирима Сорокина о «милитарности» русского отразившегося на исторической памяти и структуре исторического сознания. Именно поэтому в исторической памяти запечатлелись имена государственных деятелей полководцев времён войн и революций. Великая Отечественная война в этом плане - самая важная и значительная веха, глубоко осевшая в памяти участников боевых событий. Память о ней передается потомкам.

Великая Отечественная война стала не только самым значительным событием XX века, но и явилось событием, глубоко осевшим в памяти народа. Современное подростковое поколение отделяет от этого события почти 60 лет.

Исходя из вышесказанного, цель работы - изучить проблему проблеме влияния телевидения на историческую память о Великой Отечественной войне подросткового поколения.

Для достижения поставленной выше цели мы будем ссылаться на данные проведенного соцопроса. Нами в феврале 2007 г. был проведен социологический опрос учащихся старших классов «Лицея» (50 человек) г. Ме-

ждуреченска. Его целью было выяснить влияние телевидения на воспитание патриотизма у подросткового поколения через фильмы и передачи о Великой Отечественной войне.

Большинство опрошенных доверяют получаемой информации (36 % -лицеистов, см. диаграмму №1). Чтобы добыть информацию не нужно искать её в библиотеках, читать научно-популярные журналы, беседовать с друзьями, родными, нужно всего лишь посмотреть передачи на исторические темы. В этом заключается пассивность молодежи в её стремлении к получению знаний, в частности исторических.

Диаграмма № 1.

Великая Отечественная война оценивается исторической памятью как наиболее значимое событие, во-первых, потому, что эта память связана с историей каждой семьи, ибо это событие затронуло самые существенные и сокровенные стороны в личной жизни людей. Во-вторых, это событие определило не только будущее нашей страны, но и всего мира и поэтому его оценка базируется не только на осознаваемом, но и на интуитивном признании роли этой войны в истории всего человечества. В-третьих, Великая Оте-

ственная война, как справедливо утверждает д.и.н., зав. отделом ВЦИОМ Л.Д. Гудков, стала "символом, который выступает... важным элементом позитивной коллективной идентификации, точкой отсчета, мерилом, задающим определенную оптику оценки прошедшего и отчасти понимания настоящего и будущего". Об этом свидетельствуют данные - 88 % лицеистов положительно относятся к победе в Великой Отечественной войне. В то же время, 6% соответственно негативно относятся к этому (см. Диаграмму №2).

Диаграмма № 2

че-

Уровень доверия к получаемой информации на примере старшеклассников Лицея г. Между речен с ка (в °/о от количества опрошенных)

□ Затрудняюсь ответить

□ Не значительно

□ Не доверяю

□ Доверяю

Отношение старшеклассников Лицея г. Междуреченска к победе нашего народа в Великой Отечественной войне (в % от количества опрошенных)

□ Отрицательно

□ Затрудняюсь ответить

□ Положительно

С

О

50

100

Ещё одна часть исследования - определить испытывают ли учащиеся гордость за свою Родину. Данные показали, что 82 % лицеистов испытывают гордость, 8% соответственно нет. Безусловно, процент патриотов значительно больше, но в то же время 8 % тоже значительная цифра, которая может со временем увеличиться. Несмотря на то, что процент тех, кто испытывает гордость за свою Родину, невысок, тем не менее, эта цифра может увеличиться. К тому уже в подростковый период 8 % не гордятся своей Родиной, относятся к ней безразлично, а далее давление телевидения будет расти, а вместе с ним проценты.

На сегодняшний день сложилась очень сложная ситуация в школе. Она связана с искажением историческая памяти, которая является важным регулятором общественных отношений, основой для патриотического воспитания, гражданственности. Современные школьники под влиянием телевидения не испытывают гордость за свою Родину, желают её покинуть и уехать в «процветающие» страны - США, Англия и др. Образовавшийся идеологический вакуум с распадом СССР и увеличение роли телевидения как социального института, играющего важную роль в воспитании школьников, привел изменению ценностей, насаждению новых идеалов, смысл которых разрушить историческую память, национально самосознание. Это проблема связана также с тем, что в последнее время школа уделяет незначительное внимание воспитанию, а посвящает свою деятельность только обучению.

Искажая историю, в частности историю Великой Отечественной войны, телевидение успешно манипулирует сознанием человека. Ю. Поляков назвал эту группу геростратой, стремящейся уничтожить Россию. Всё это отрицательно сказывается на воспитании учащихся, формировании у них духовно-нравственных ценностей. Школа как главное звено в системе вос-

Выводы

питания подрастающего поколения вынуждено бороться с телевидением, которое предоставляет иную, более интересную, завлекательную версию истории Великой Отечественной войны, но в то же время абсолютно неверную с исторической точки зрения.

1. Могильницкий Б.Г. О природе исторического познания. Томск, 1978.

2. Маршакова Т. Живая память, день святой // Литературная газета. 27 октября - 2 ноября 2004 г. № 43. С. 10.

Стумбрис Е.Г.

(Нижний Тагил)

Историко-просветительская деятельность международного общества «Мемориал» и её роль в развитии исторического сознания школьников

Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал» было образовано в 1989 году. Основой данной организации был Клуб «Демократическая перестройка», от которого в 1987 году «откололась» группа «Мемориал».

«Мемориал» - это в первую очередь, историко-просветительское общество, одушевленное общественным идеалом восстановления справедливости и рассматривающее трагедии прошлого прежде всего как попрание прав человека.

Сегодня историко-просветительское направление работы «Мемориала» реализуется в целом ряде мемориальских центров, действующих в разных регионах страны, в том числе и в г. Нижнем Тагиле. Координирует эту работу Московский Научно-просветительский Центр «Мемориал», в рамках которого созданы архив, музей и библиотека. Кроме того, НИПЦ «Мемориал» развивает ряд собственных исследовательских программ и поддерживает аналогичные исследования в регионах.

Комплектование архива «Мемориала», посвященного истории репрессий 1917 - 1956 г.г. началось в 1989 году. Его основу составляет фонд личных дел бывших узников ГУЛАГ а, материалы для которого были представлены самими репрессированными, их родственниками и знакомыми. В настоящее время он составляет около 30 тысяч личных дел.

Кроме того, в архиве хранятся несколько отдельных коллекций: лагерные мемуары, несколько больших личных фондов, редакционный портфель исторического альманаха «Память», а также материалы, отложившиеся в результате деятельности общества «Мемориал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.