Научная статья на тему 'Изящное в культуре'

Изящное в культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1031
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / "ИЗЯЩНОЕ ИСКУССТВО" / ГЕНИЙ / И. КАНТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Загороднева Юлия Александровна

Изящные искусства общий термин для обозначения таких видов искусства, как живопись, скульптура, архитектура и музыка. Традиционно это понятие противопоставляется так называемым «механическим» искусствам (ремеслам), по характеристике И. Канта. В работе И. Канта мы видим три вида изящных искусств словесное, изобразительное и искусство игры ощущений. Описать изящное искусство невозможно его слишком много, оно слишком разнообразно. Чтобы создавать произведения изящного искусства, нужен гений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изящное в культуре»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 2 (217).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 20. С. 61-63.

Ю. А. Загороднева

изящное в культуре

Изящные искусства — общий термин для обозначения таких видов искусства, как живопись, скульптура, архитектура и музыка. Традиционно это понятие противопоставляется так называемым «механическим» искусствам (ремеслам), по характеристике И. Канта. В работе И. Канта мы видим три вида изящных искусств — словесное, изобразительное и искусство игры ощущений. Описать изящное искусство невозможно — его слишком много, оно слишком разнообразно. Чтобы создавать произведения изящного искусства, нужен гений.

Ключевые слова: искусство, «изящное искусство», гений, И. Кант.

Будучи концентрированным выражением ценностного отношения к реальности, культура в большинстве случаев связана с утончённостью и изяществом. В этом смысле культура противоположна грубости (брутальности) и примитивности. Наиболее выдающиеся мыслители в средние века удостаивались титула «доктор субти-лис», что означало «утончённый доктор». Этим хотели подчеркнуть уважение к утончённости мысли, умению уловить и выразить тончайшие нюансы и оттенки. Утончённость культуры — это наличие в ней не только тонов, но и полутонов, тончайших изгибов мысли, оттенков настроений и чувств. В этом смысле культура всегда имеет эстетический аспект. При этом в ней особое место занимает не чувственная красота, а «умная красота». Последняя доставляет удовольствие не органам чувств, а интеллекту, уму. Такое удовольствие можно испытать от решения сложной интеллектуальной задачи, например в шахматной игре, в разгадке хитросплетений хорошего детективного сюжета, в спектакле, романе или повести, в любом художественном произведении. Каждое произведение имеет свою загадку, свою тайну. Обладают качествами утонченности и изящества не только художественные произведения, но и, например, научные теории и концепции.

«Искусство — форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения»1. Невозможно дать однозначный ответ на вопрос: для чего человеку нужно искусство? Как минимум искусство нужно для украшения жизни, для воспитания человека и для познания мира. Люди стремятся открыть красоту, ищут в произведениях добро, справедливость, пытаются открыть истину.

В толковом словаре слово «изящный» обозначает что-либо изысканно красивое, грациозное, прекрасное. Изящные искусства — общий термин для обозначения таких видов искусства, как живопись, скульптура, архитектура и музыка. Впервые был закреплён Шарлем Бате во второй половине XVIII века за жанрами и видами искусств, которые, с эстетической точки зрения, были ориентированы на создание красоты. Традиционно это понятие противопоставляется так называемым «механическим» искусствам (ремеслам), по характеристике И. Канта.

К «изящным» искусствам относятся живопись, скульптура, литература, театр, музыка, танец и архитектура. Из ряда перечисленных видов искусства только архитектура приносит «практическую пользу», так как архитекторы думают не только о красоте, но и пользе своих сооружений.

Но есть произведения искусства, которые не имеют никакой практической пользы. Эти произведения создаются ради удовлетворения потребности в прекрасном. Конечным результатом творчества может стать, например, книга, статуя, мелодия т. д.

Искусство, по Канту,— это не природа, не наука, не ремесло. Искусство может быть механическим и эстетическим. Эстетические искусства делятся на приятные и изящные. Приятные искусства предназначены для наслаждения, развлечения и времяпрепровождения. Изящные искусства содействуют «культуре способности души», они дают особое «удовольствие рефлексии», приближая сферу эстетического сфере познания. Основанием деления искусства у И. Канта служит способ выражения эстетических идей, то есть красоты. В результате Кант обнаруживает три вида изящных искусств — словесное, изобразительное и искусство игры ощущений. В свою очередь, словесные искусства —

это красноречие и поэзия. Изобразительные искусства включают в себя искусство чувственной истины (пластика) и искусство чувственной видимости (живопись). К пластике философ относит ваяние и зодчество (в том числе прикладное искусство). Третья часть — искусство игры ощущений — опирается на слух и зрение. Это игра звуков и игра красок.

Поэзию Кант считает высшей формой художественного творчества. Значение поэзии в том, что она совершенствует интеллектуальные и моральные потенции человека. Играя мыслями, она выходит за пределы понятийных средств выражения и тренирует тем самым ум, она возвышает, показывая, что человек не только часть природы, но созидатель мира свободы. Однако не следует забывать, что Кант не ставит знака равенства между искусством и познанием. Философ отмечает, что сочетание основных видов искусства порождает другие виды художественного творчества (красноречие в сочетании с живописью — драму, поэзия в сочетании с музыкой — пение, пение в сочетании с музыкой — оперу и т. д.). Для суждения о произведении искусства нужен вкус, для его создания требуется гений. Способности души, сочетание которых образует гений,— воображение и рассудок.

К постановке эстетических проблем И. Кант пришел, отталкиваясь не от размышлений над природой искусства, а от стремления довести до полноты свою философскую систему.

Все прекрасное в искусстве возникает только благодаря творческой активности гения, который его создает. Погружаясь в художественное переживание, наши силы воображения приходят в движение, душа получает оживляющий принцип. «Этот принцип,— пишет Кант,— есть ни что иное, как способность изображения эстетических идей; под эстетической же идеей я понимаю то представление воображения, которое дает повод много думать, причем, однако, никакая определенная мысль, то есть никакое понятие, не может быть адекватным ему»2.

Гений есть природное дарование, И. Кант в то же время отдаёт должное и работе, труду в его деятельности. По его мысли, «нет такого изящного искусства, в котором бы не было чего-то механического, что можно постигнуть по правилам и чему можно следовать по правилам; таким образом, нечто согласное со школьными правилами составляет существенное условие искусства... Гений может дать лишь богатый матери-

ал для произведений изящного искусства; обработка его и форма требуют воспитанного школой таланта...»3. Гений необходимо соединять со вкусом, который является результатом воспитания. В произведениях искусства, считал И. Кант, «можно часто наблюдать — в одном гений без вкуса, в другом — вкус без гения». Требуется вкус, чтобы найти прекрасное представление предмета. «Это представление есть, собственно, только форма изображения понятия, через которую это понятие приобретает всеобщую сообща-емость»4. В этой связи Кант развивает теорию о духовных способностях, составляющих понятие «гений». К ним он относит:

1) воображение;

2) рассудок (необходимый для механической стороны искусства);

3) вкус;

4) дух.

Сферой деятельности гения являются изящные искусства. Изящное искусство возможно только как произведение гения. Оно у Канта не допускает выведение суждения о красоте из какого-либо правила, имеющего в своей основе понятие. Кант подчёркивал, что гений — это талант создавать то, для чего не может быть дано правило. Произведения гения показательны. Гений в качестве природы даёт правило, но сам не может объяснить, каким образом осуществляются идеи для этого. Природа предписывает через гения правила не науке, а искусству (изящному). Произведение гения — это пример для подражания со стороны другого гения, в котором оно пробуждает чувство собственной оригинальности.

Таким образом, имеется и три вида изящных искусств: словесное, изобразительное и искусство игры ощущений.

К словесным изящным искусствам относятся риторика и поэзия.

К изобразительным относятся ваяние, зодчество, живопись. Живопись разделяется на истинно живопись — изображение природы и декоративно-прикладную живопись — изображение продуктов природы.

Первый вид искусства в большей части предназначен для слуха и в меньшей — для зрения. Второй вид — в большей части для зрения, и в меньшей — для осязания.

К искусству изящной игры ощущений относится музыка и искусство красок, первое использует слух, второе — зрение.

Все эти чистые изящные искусства в сочетании друг с другом приводят к синтетическим искусствам. Так, например, сочетание слова и жеста приводят нас к театральному искусству драмы, комедии или трагедии, во многих случаях там присутствуют и живопись, и музыка. Сочетание слова и музыки приводит к пению. Сочетание музыки, танца, слова приводит к музыкально-театральному жанру оперы или оперетты. Музыка и жест (танец) создают основу балета. Мы видим, что синтетические искусства могут включать в себя или два (балет и драма), или все виды искусства, как, например, опера.

Изящество противостоит всему чрезмерному, утрированному, вульгарному. Подлинная культура берет не громадностью форм, а их выразительностью, соразмерностью, гармоничностью, т. е. изяществом. Изящество не противоположно простоте. Недаром принято говорить: «гениально просто». Но простота культуры особого свойства. Она является лишь ясным внешним выражением внутренней сложности и утончённости. Чтобы достичь «гениальной» простоты, приходится, как правило, пройти извилистый путь, рассмотреть и предусмотреть множество вариантов, уловить не только тона, но и полутона.

Описать изящное искусство невозможно — его слишком много, оно слишком разнообразно: античные вазы и статуи, китайские скульптуры, халаты, вазы и гравюры, рыцарские шлемы и мечи, иконы, картины, мебель, старинные книги, карты и анатомические атласы, серебро, золото, посуда, африканские маски т. д.

Чтобы создавать произведения изящного искусства, нужен гений — продуктивная способность, необходим дух — способность изображать эстетические идеи, и нужен вкус, чтобы находить для этого изображения соответствующие прекрасные формы. Целый ряд моментов эстетики Канта, такие как учение о прекрасном и возвышенном, теория искусства и гения, вошли в золотой фонд современной эстетики.

Примечания

1 Друскин, Я. С. Культурология. XX век : энциклопедия : в 2 т. Т. 1. СПб. : Унив. кн., 1998. С. 274.

2 Кант, И. Лекции по этике / пер. с нем. А. А. Гус-сейнова. М. : Республика, 2004. С. 279.

3 Его же. Критика способности суждения / пер. с нем. А. С. Гулыги. М. : Искусство, 1994. С. 321.

4 Там же. С. 322.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.