Научная статья на тему 'Изучения уровня двигательных качеств школьников начальных классов г. Дербента'

Изучения уровня двигательных качеств школьников начальных классов г. Дербента Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ / ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / ШКОЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ / ДЕТИ 6-8 ЛЕТНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN''S ADAPTATION / ONTOGENETIC DEVELOPMENT / PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN / THE DYNAMICS OF DEVELOPMENT / THE SCHOOL MODE / SPEAKER EFFICIENCY / CHILDREN 6-8 YEARS OF AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тагиров Н. С., Агарагимова М. Н.

Адаптация детей к школьному режиму, обучение детей, условия и уровень физического развития детей, эндогенные и экзогенные факторы, особенности динамики физического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of children to school regime, education of children, the conditions and the level of physical development of children, endogenous and exogenous factors, especially the dynamics of physical development.

Текст научной работы на тему «Изучения уровня двигательных качеств школьников начальных классов г. Дербента»

ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ г. ДЕРБЕНТА

Тагиров Н. С., к. б. н.. доц. Агарагимова М. Н., (студ. 1курса) ФГБОУ ВПО ИвГУв г. Дербенте

Аннотация: адаптация детей к школьному режиму, обучение детей, условия и уровень физического развития детей, эндогенные и экзогенные факторы, особенности динамики физического развития.

Ключевые слова: адаптации детей, онтогенетическое развитие, физическое развитие детей, динамика развития, школьный режим, динамика работоспособности, дети 6-8 летного возраста

Abstract: Adaptation of children to school regime, education of children, the conditions and the level ofphysical development of children, endogenous and exogenous factors, especially the dynamics of physical development.

Keywords: children's adaptation, ontogenetic development, physical development of children, the dynamics of development, the school mode, speaker efficiency, children 6-8 years of age

Проблема адаптации детей к школьному режиму принадлежит к числу наиболее важных и актуальных в возрастной физиологии и педагогике. В последние годы обучение детей осуществляется по программам, составленным без учета особенностей их онтогенетического развития, что, вероятно, еще более усугубляет влияние условий на уровень физического развития детей.

Успешность обучения ребёнка в школе в первую очередь зависит от уровня его физического развития и состояния здоровья. Уровень физического развития ребенка зависит от многих факторов, как эндогенных, так и экзогенных.

Целью наших исследований стало изучение особенностей динамики физического развития и адаптации к школьному режиму детей, обучающихся в начальных классах школ города Дербента.

Задачами наших исследований были:

• Изучить показатели физического развития школьников.

Изучить динамику работоспособности в течение урока, учебного дня и недели детей 6-8 летного возраста.

• Провести антропометрические измерения у школьников.

• Изучить особенности сердечнососудистой системы у школьников.

Материал и методы исследований

В исследованиях принимали участие практически здоровые дети 6-8 лет. Изучение велось на базе средних школ №12 и № 19 в г. Дербенте. Было сформировано 6 групп в зависимости от возраста и пола. Нами рассматривались морфофизиологические показатели физического развития:

рост, вес, окружность грудной клетки (ОГК), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила мышц кистей рук, частота сердечных сокращений (ЧСС), динамика работоспособности в течение урока, учебного дня и недели детей 6-8 летнего возраста с 2010 по 2011 учебные годы. Всего было обследовано 105 детей, из них 56 мальчиков и 49 девочек. Все исследования мы проводили по программе, включающей измерения морфологических и физиологических признаков.

Результаты исследований и их обсуждение

Полученные результаты функционального состояния организма детей 6-8 лет приводятся в табл. 1. Они показывают, что происходит ряд изменений в величинах центральной гемодинамики, которые не нарушают общую возрастную тенденцию: с возрастом наблюдается уменьшение частоты сердечных сокращений (ЧСС) и увеличение других показателей.

У 5% первоклассников, поступивших в школу в 2010 году с шести лет, в конце учебного года обнаружены дефицит массы тела или нулевая прибавка. Аналогичные изменения наблюдались и у детей, начавших обучение с семи лет. В 2011 году у 10% семилетних первоклассников в конце учебного года обнаружена нулевая прибавка, а у 6 % детей - дефицит массы тела. При анализе морфофизиологических данных выявлена тенденция к снижению основных показателей физического развития обследованных детей. Так, например, за период с 2010 по 2011 год масса тела семилетних мальчиков уменьшилась на 1,5 кг, рост - на 1,4 см, у девочек соответственно на 0,9 кг и на 1,2 см. Аналогичные изменения наблюдаются и у шестилетних детей.

Таблица 1. Морфофизиологические показатели физического развития

детей 6-8 лет.

Показате ли Пол кол. иссле.(п) Группы

6-лет 7-лет 8-лет

ЧСС,уд/м ин М (п=13, 23, 20) Д (П=14, 15, 20) 91.53 ± 2.91 91.98 ± 2.05 87.47 ± 1.77 89.95. ±2.54 86.24 ± 2.54 85.43 ± 1.70

ЖЕЛ, в мл. М Д 1200 1100 1400 1200 1440 1360

ОГК, см. М Д 58 57 60 58 62 60

Рост, см. М Д 116 112 120 118 128 124

Вес, кг. М Д 21 20 23 22 26 24

Сила мышц кисти, кг. М Д 7.7 6.9 9.3 8.6 11.1 9.5

Станова я сила, кг. М Д 31.1 27.1 32.1 31.0 34.1 32.0

За период с 2010 по 2011 год резко изменилось количественное соотношение детей в группах здоровья. Так, в 2010 году нами было установлено, что среди первоклассников школ г. Дербента 79% детей имели первую группу здоровья, 13.5% детей - вторую и у 7.5% детей была третья группа здоровья. В 2011 году было зачислено в школу с первой группой здоровья 15% детей, 73% детей - со второй группой здоровья и 12% детей имели третью группу здоровья. Наши данные свидетельствуют о быстром развитии нарушений осанки у детей, поступивших в школу как шести, так и семи лет. До 12% детей уже в 1-й класс приходят с нарушением осанки, а к 3-му классу количество таких учащихся увеличивается до 50%.

У детей 6-летнего возраста частота сердечных сокращений в покое составляет 85100 уд /мин , к 10 годам ЧСС снижается до 85-90 уд /мин.

Частота пульса у мальчиков и девочек, обучающихся в школе № 12 и № 19, лежит в пределах, обозначенных выше.

Изучение динамики частоты пульса в течение учебного года у 6-летних первоклассников школ Дербента показало постепенное ее снижение. Так, например, у 6-летних мальчиков частота пульса составила 91 уд/мин. Такая же благоприятная динамика частоты пульса наблюдается и у 8-летних мальчиков. Так, по итогам 10/11 учебного года к февралю у 35% 7-летних и у 30% 6-летних детей масса тела уменьшилась до 1 кг, 17% 7-летних и 25% 6-летних учеников имели нулевую прибавку веса. Отрицательная и нулевая прибавка веса указывает на наличие развивающегося утомления.

Выводы:

1. Полученные результаты показывают, что происходит ряд изменений в величинах центральной гемодинамики, которые не нарушают общую возрастную тенденцию: с возрастом наблюдается урежение частоты сердечных сокращений (ЧСС) и увеличение других показателей.

2. В наших условиях у шестилетних и семилетних первоклассников средняя годовая прибавка роста составляет 1-6 см, а массы тела - 2-4 кг.

3. У 5% первоклассников, поступивших в школу в 2010 году с шести лет, в конце учебного года обнаружены дефицит массы тела или нулевая прибавка. Аналогичные изменения наблюдались и у детей, начавших обучение с семи лет. В 2011 году у 10% семилетних первоклассников в конце учебного года обнаружена нулевая прибавка, а у 6 % детей - дефицит массы тела.

4. При анализе морфофизиологических данных выявлена тенденция к снижению основных показателей физического развития обследованных детей. Так, например, за период с 2010 по 2011 год масса тела семилетних мальчиков уменьшилась на 1,5 кг, рост - на 1,4 см, у девочек соответственно на 0,9 кг и на 1,2 см. Аналогичные изменения наблюдаются и у шестилетних детей.

5. Наши данные свидетельствуют о быстром развитии нарушений осанки у детей, поступивших в школу как шести, так и семи лет. До 12% детей уже в 1-й класс приходят с нарушением осанки, а к 3-му классу количество таких учащихся увеличивается до 50%.

6. Уроки у всех первоклассников должны быть сокращены до 30-35 минут, а в классах должны быть созданы условия для того, чтобы ребенок мог полежать и снять нагрузку с позвоночника. На уроках следует обязательно проводить физкультминутки, на переменах организовывать подвижные игры.

7. Нами обнаружено, что у детей, имеющих показатели физического развития ниже среднего, работоспособность в течение учебного дня постепенно снижается. Особенно ярко данная тенденция прослеживается после уроков физкультуры.

Информационные источники:

1. Антропова М. В. Режим дня школьника в связи с обучением по новым программам.// Вестник АМН СССР, 1972, № 4, с. 35—42.

2. Антропова М. В. Физиолого-гигиенические требования к организации режима учащихся в школах продленного дня.// Сов. педагогика, 1974, № 1, с. 59—65.

3. Антропова М.В. Функциональные и адаптационные возможности детей и подростков. М., 1974, т. II. 214 с.

4. Зинчук В.В, Жмакин И.К.,. Дремза И.К, Емельянчик Ю.М.,. Балбатун О.А. Учебно-методическое пособие "Функциональные системы организма". - Гродно, 2000, с. 6-9, 20-21.

5. Матвеев В, В., и др. Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М„ 1975. 132 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.