Научная статья на тему 'Изучение языковой личности в свете теории идентичности'

Изучение языковой личности в свете теории идентичности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
582
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковая личность / вербализация идентичности / когнитивнодискурсивный подход / междисциплинарность в лингвистике / linguistic personality / verbalization of identity / cognitive-discursive approach / interdisciplinary approach in linguistics

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Леонова Елена Владимировна

В статье доказывается возможность и необходимость исследования языковой личности с позиции теории идентичности, описываются достижения в изучении идентичности наукой о языке. Автор делает вывод о становлении когнитивно-дискурсивного подхода к изучению идентичности в современных лингвистических исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF LINGUISTIC PERSONALITY WHEN IT COMES TO THE THEORY OF IDENTITY

The paper proves the possibility and necessity to study linguistic identity from the perspective of identity theory describes advances in the study of the science of language identity. The author draws a conclusion about formation cognitive-discursive approach to identity studying in modern linguistic researches.

Текст научной работы на тему «Изучение языковой личности в свете теории идентичности»

YAK 81'1 ББК 81

E.B. ЛЕОНОВА

E.V. LEONOVA

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ ТЕОРИИ ИДЕНТИЧНОСТИ

THE STUDY OF LINGUISTIC PERSONALITY WHEN IT COMES TO THE THEORY OF IDENTITY

В статье доказывается возможность и необходимость исследования языковой личности с позиции теории идентичности, описываются достижения в изучении идентичности наукой о языке. Автор делает вывод о становлении когнитивно-дискурсивного подхода к изучению идентичности в современных лингвистических исследованиях.

The paper proves the possibility and necessity to study linguistic identity from the perspective of identity theory, describes advances in the study of the science of language identity. The author draws a conclusion about formation cognitive-discursive approach to identity studying in modern linguistic researches.

Ключевые слова: языковая личность, вербализация идентичности, когнитивно-дискурсивный подход, междисциплинарность в лингвистике.

Key words: linguistic personality, verbalization of identity, cognitive-discursive approach, interdisciplinary approach in linguistics.

Исследование языковой личности (или, по В.П. Нерознаку, лингвистическая персонология) неизбежно заставляет лингвиста обращаться к другим наукам, изучающим человека с различных точек зрения, что зачастую приводит к созданию новых отраслей в лингвистике на стыке наук. Так, в настоящее время разработка многомерного понятия языковой личности осуществляется с точки зрения разных подходов: теоретико-методологического, психолингвистического, социолингвистического, лингвокогнитивного, праг-малингвистического, лексикографического и мн. др.

Наиболее близкими к лингвистике науками, объектом изучения которых также является человек думающий и говорящий, являются когнитивная психология и когнитивная социология. Учёные, ведущие свои исследования в рамках антропоцентрической парадигмы, своей основной задачей считают поиск ответов на вопросы, как организовано мышление человека, как он познаёт мир посредством языка и какие сведения о нём в результате находят своё вербальное отражение в дискурсе.

Склонность лингвистики последних десятилетий к расширению сферы своего влияния обуславливает её обращение к таким языковым феноменам, которые ранее считались недостаточно формальными, недостаточно наблюдаемыми [9, с. 27]. В последние десятилетия появилось большое количество работ, выполненных в русле коммуникативной лингвистики и имиджелогии, в которых за основу изучения языковой личности берётся языковое самосознание, самопрезентация и самоидентификация личности ([2], [3], [8], [15] и мн. др.). Ключевым понятием для такого рода исследований является феномен «идентичности», которому отводится ведущая, регулирующая роль во всей жизнедеятельности человека. Данное направление представляется нам весьма перспективным, поскольку открывает новые горизонты для изучения глубинной сущности языковой личности. Сказанное обусловлено тем, что по сути любое коммуникативное действие (вербальное или невербальное) продиктовано индивиду его «внутренним голосом» - идентичностью: «Идентичность и идентификация прослеживаются в дискурсивной деятельности субъекта и сопутствуют многим видам деятельности человека как основа для соответствующего вида/аспекта деятельности» [2, с. 144]. Таким образом, при исследовании идентичности выявляется, каким образом устроено чело-

веческое мышление и как именно происходит вербализация опыта, что является ключевым вопросом в языкознании.

Идентичность понимается нами как важная рефлексивная и регулятивная функция психики человека, являющаяся необходимым условием существования личности, характеризующаяся динамическим постоянством и оказывающая воздействие на поведение и образ мыслей индивида. Идентичность включает в себя как осознание своей принадлежности к различным социальным категориям: этносу, классу, полу, культуре и т. д., так и приписывание себе определённых физических, интеллектуальных и нравственных личностных качеств.

В современной лингвистике межсистемный подход к рассмотрению сложных объектов, каковым, несомненно, является идентичность, стал традиционным. Следует отметить, что несмотря на сравнительно недавнее проникновение данного термина в лингвистические работы, некоторые аспекты этого явления в определённой мере изучались в рамках исследования языковой личности и различных её проявлений. Так, не всегда используя сам термин «идентичность», в лингвистике данная проблематика рассматривается применительно к анализу национального самосознания, под которым понимается не только национальное самоопределение (идентификация), но и представления о своём народе (автостереотипы), о его происхождении, историческом прошлом, о языке, культуре, в том числе традициях, нормах поведения - обычаях, художественной культуре, то есть то, что мы можем отнести к образу «мы» [4].

Одним из способов постижения национальной/этнической идентичности с позиции лингвистики является изучение языковой картины мира. «Языковая картина мира - представление о действительности, отражённое в языковых знаках и их значениях - языковое членение мира, языковое упорядочение предметов и явлений, заложенная в системных значениях слов информация о мире» [12, с. 68]. По утверждению Л.В. Ениной, исследование языковой картины мира может открыть путь к обнаружению в культуре сложившегося типа национальной идентичности, к пониманию особенностей культуры тех людей, для кого этот язык является родным [5].

В тесной связи с понятием идентичности в рамках когнитивной лингвистики анализируются концепты, принадлежащие национальному когнитивному пространству, так как «именно они создают условия для «чувства общности» в коммуникации и совместной деятельности» [11].

В русле лингвокультурологии активно исследуется понятие «лингво-культурный типаж», т. е. «узнаваемые образы представителей определённой культуры, совокупность которых и составляет культуру того или иного общества» [7, с. 26], который является по сути одним из сложившихся типов идентичности в социуме. Проблематика идентичности присутствует и в исследованиях организации речевого общения и коммуникативного поведения представителей определённой культуры, с помощью которого репрезентируется коллективная идентичность (см., напр., [14]).

Следует отметить, однако, что в большинстве из указанных работ понятие идентичности не проблематизируется, а рассматривается как очевидным образом принадлежащее психологическим процессам в индивидуальном сознании или общей когнитивной базе лингвокультурного сообщества.

Интерес к феномену идентичности в науке о языке связан в первую очередь с активным развитием когнитивной лингвистики, позволяющей обеспечить «наиболее очевидный и естественный доступ к когнитивным процессам и когнитивным механизмам» [10, с. 41]. Несомненно, что язык предоставляет исследователю наиболее прямой путь к мыслительным процессам индивида и является неоценимым источником сведений об идентичности его носителей. «Именно лингвистика в рамках когнитивизма, воспринявшая от других гуманитарных дисциплин новые для неё категории и методы, вооружила себя необходимым инструментарием для постижения глубинной сути имеющейся у человека мысли о самом себе - о своём «Я» [1, с. 61].

На современном этапе круг вопросов, связанных с феноменом идентичности и средствами его языкового выражения, в некоторой степени нашёл отражение в отечественной и зарубежной лингвистике. В диссертационном исследовании Е.Н. Катановой представлен довольно подробный обзор лингвистических работ, посвящённых особенностям вербализации идентичности. Так, достигнуты значимые результаты в изучении особенностей речевого поведения коммуникантов как проявления культурной, гендерной, возрастной и т. п. идентичности; исследован ряд конкретных единиц языка, отражающих сведения о духовной культуре народа, выступающих маркерами культурной идентичности коммуникантов, индикаторами «своего» или «чужого» в культурном или политическом пространстве [8].

Отметим, что в отличие от психологии и социологии идентичность рассматривается в лингвистике не как неизменная величина, которую исследователь может измерить и описать, но как «дискурсивно и интерпретативно конструируемая сущность, зависящая от многих исторических и социально-культурных условий общения и действительности» [3, с. 5]. Это связано с тем, что дискурс в современном понимании не просто отражает объекты, категории и события, реально существующие в природе, социуме, культуре, но и создаёт, конструирует определённую версию этих вещей.

Рассуждая о роли дискурса в становлении идентичности, современные авторы приходят к выводу, что языковая личность не имеет устойчивой идентичности, следовательно, не репрезентирует в речи «свойственную» ей идентичность, а устанавливает её в коммуникации посредством процесса идентификации. В данном контексте идентичность субъекта возникает в дискурсе и, соответственно, всякое высказывание субъекта есть совершение действия по установлению собственной идентичности. Такой взгляд на идентичность, весьма распространённый в последних лингвистических исследованиях, видоизменяет и само определение идентичности, которая понимается как всякий раз промежуточный результат непрерывного процесса идентификации, осуществляемой посредством использования разнообразных дискурсивных практик [6].

Такое понимание идентичности определяет особую функцию языка в связи с идентичностью: язык предстаёт не столько средством вербализации идентичности человека, сколько способом её конструирования. Таким образом, при помощи вербальных средств создаётся то Я, которого нет в действительности и которое «существует и осуществляет себя в самом процессе само(о)писания» [13, с. 278].

Сказанное объясняет причину, по которой идентичность в современной лингвистике всё чаще изучается на стыке дисциплин в свете двух парадигм: коммуникативно-функциональной (прагматической) и когнитивной. Принимая во внимание последние исследования идентичности, можно говорить о зарождении и становлении когнитивно-дискурсивного подхода к изучению идентичности в русле наблюдаемого сегодня в лингвистике становления новой когнитивно-дискурсивной парадигмы (см., напр.: [3], [8] и мн. др.).

Таким образом, можно утверждать, что феномен идентичности представляет большой интерес для исследования со стороны лингвистической науки. Однако до сих пор целый ряд проблем, связанных с феноменом идентичности, остаётся неизученным, в том числе особенности её вербализации в определённых дискурсивных условиях. До настоящего времени не представлено также специальных исследований, посвящённых разнообразным стратегиям и тактикам вербализации идентичности, анализ которых позволит открыть доступ к мыслительным процессам, связанным с осознанием своего Я. Помимо этого, остаётся открытым вопрос о методах исследования, о типах текстов, наиболее явно презентирующих идентичность, о многообразии проявления идентичности и мн. др. Представляется, что использование в лингвистическом исследовании некоторых положений смежных дисциплин относительно феномена идентичности, откроет новые перспективы для изучения языковой личности в целом.

Литература

1. Берестнев, Г.И. Самосознание личности в аспекте языка [Текст] / Г.И. Бе-рестнев // Вопросы языкознания. - 2001. - № 1. - С. 60-84.

2. Гришаева, Л.И. Особенности использования языка и культурная идентичность коммуникантов [Текст] / Л.И. Гришаева. - Воронеж : ВГУ, 2007. -272 с.

3. Громова, Н.М. Конструирование идентичности в Интернет-дискурсе персональных объявлений [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук 10.02.19 / Н.М. Громова. - Ижевск, 2007. - 19 с.

4. Духовная культура и этническое самосознание нации [Текст] / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М., 1990. - 210 с.

5. Енина, Л.В. Идентичность в лингвистических исследованиях: когнитивный подход [Текст] / Л.В. Енина // Проблемы образования, науки и культуры. -2010. - № 4 (81). - С. 162-168.

6. Енина, Л.В. Самоидентификации журналиста в прямом эфире на радио [Текст] / Л.В. Енина, Э.В. Чепкина // Проблемы образования, науки и культуры. Журналистика и массовые коммуникации. - 2010. - № 3 (78). - С. 159167.

7. Карасик, В.И. Лингвокультурный типаж: к определению понятия [Текст] /

B.И. Карасик, О.А. Дмитриева // Аксиологическая лингвистика: лингвокуль-турные типажи. - Волгоград, 2005. - С. 25-62.

8. Катанова, Е.Н. Функциональный анализ самоидентифицирующих высказываний (на материале американских и британских парламентских дебатов) [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук 10.02.04 / Е.Н. Катанова. - Воронеж, 2009. - 24 с.

9. Кибрик, А.Е. Лингвистические постулаты [Текст] / А.Е. Кибрик // Уч. зап. Тарт. ун-та. - Вып. 621. Механизмы ввода и обработки знаний в системах понимания текста : труды по искусственному интеллекту. - Тарту, 1983. -

C. 24-39.

10. Кубрякова, Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука [Текст] / Е.С. Кубрякова // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 34-47.

11. Меняйло, В.В. Идентичность в контексте современной лингвистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://youth.hse.spb.ru/sites/default/files/ menyaylo_tezisy.doc (дата обращения 07.01.2014).

12. Попова, З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж : Истоки, 2001. - 191 с.

13. Савкина, И. Идентичность и модели женственности в дневнике «приживалки» [Текст] / И. Савкина // Гендер: язык, культура, коммуникация. Доклады Второй междунар. конф. - М., 2002. - С. 274-280.

14. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст] / С.Г. Тер-Минасова. - М. : Слово/Slovo, 2000. - 624 с.

15. Цибизов, К.С. Самопрезентация языковой личности в немецком молодёжном чат-дискурсе: собственно молодёжное и национально специфическое [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук 10.02.19 / К.С. Цибизов. - Саратов, 2009. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.