Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗА ЖЕНЩИН-ПОЛИТИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИХ ВНЕШНЕГО ВИДА'

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗА ЖЕНЩИН-ПОЛИТИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИХ ВНЕШНЕГО ВИДА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж / языковой образ / лингвоантропология / лексикосемантические группы / атрибуты внешности / оценка / стереотип / image / linguistic image / linguoanthropology / lexical-semantic groups / attributes of appearance / assessment / stereotype

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — П.М. Металиченко

Данное исследование сосредоточено на изучении когнитивно-семантического анализа языкового образа женщины-политика в контексте публикаций газет, которые обсуждают ее внешний облик. В рамках исследования анализируются различные методы и средства, которые используются для описания внешности женщины-политика в печатных СМИ. Целью исследования является выявление основных тенденций и характеристик, используемых в языковом образе женщины-политика в контексте ее внешнего вида, а также понимание влияния этих языковых образов на восприятие обществом данной политической деятельности. Исследование предполагает анализ лингвистических и семантических особенностей описания внешности женщины-политика в печатных изданиях, что позволит расширить наши знания о том, каким образом формируется образ женщины-политика в сознании читателей и какие стереотипы могут быть связаны с этим образом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE LINGUISTIC IMAGE OF WOMEN POLITICIANS THROUGH THE PRISM OF THEIR APPEARANCE

This study is focused on studying the cognitive-semantic analysis of the linguistic image of a female politician in the context of newspaper publications that discuss her appearance. The study analyzes various methods and means that are used to describe the appearance of a female politician in the print media. The purpose of the study is to identify the main trends and characteristics used in the linguistic image of a female politician in the context of her appearance, as well as to understand the influence of these linguistic images on society’s perception of this political activity. The study involves analyzing the linguistic and semantic features of describing the appearance of a female politician in printed publications, which will expand our knowledge of how the image of a female politician is formed in the minds of readers and what stereotypes may be associated with this image.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗА ЖЕНЩИН-ПОЛИТИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИХ ВНЕШНЕГО ВИДА»

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗА ЖЕНЩИН-ПОЛИТИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ

ИХ ВНЕШНЕГО ВИДА

П.М. Металиченко, магистрант

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-4-178-180

Аннотация. Данное исследование сосредоточено на изучении когнитивно-семантического анализа языкового образа женщины-политика в контексте публикаций газет, которые обсуждают ее внешний облик. В рамках исследования анализируются различные методы и средства, которые используются для описания внешности женщины-политика в печатных СМИ. Целью исследования является выявление основных тенденций и характеристик, используемых в языковом образе женщины-политика в контексте ее внешнего вида, а также понимание влияния этих языковых образов на восприятие обществом данной политической деятельности. Исследование предполагает анализ лингвистических и семантических особенностей описания внешности женщины-политика в печатных изданиях, что позволит расширить наши знания о том, каким образом формируется образ женщины-политика в сознании читателей и какие стереотипы могут быть связаны с этим образом.

Ключевые слова: имидж, языковой образ, лингвоантропология, лексикосемантические группы, атрибуты внешности, оценка, стереотип.

Исследование, проводимое в современной отечественной лингвоантропологии, активно занимается моделированием образа человека на основе русского языка. Рассматривая образ человека в языковой системе как сжатое выражение основных представлений о нем, которые отражены в семантических единицах, структурах и правилах языка, исследователи анализируют способы представления различных аспектов человека в языке, обращая внимание на языковые репрезентации целостного и частичного образа человека, его внутренних и внешних характеристик. Наше исследование оправдывается необходимостью детального описания языкового образа человека в целом и отсутствием специализированных исследований по языковым представлениям политиков с учетом широкого контекста вне языковой сферы. В данной статье мы фокусируемся на гендерном аспекте языкового образа политика, особенностях репрезентации внешности женщины-политика в печатных СМИ.

Языковое сознание разделяет человека на внутреннюю и внешнюю составляющие, которые взаимосвязаны и взаимодей-

ствуют друг с другом. Понятие внешности включает в себя различные аспекты, такие как анатомия, функциональность, голос, физическое состояние, манеры, стиль одежды, поведение и социальный статус. Внешность является объектом восприятия и источником информации, способным оказывать влияние на окружающих. В политике создание имиджа и формирование внешнего облика играют важную роль, так как внешность политиков может влиять на их популярность и восприятие обществом. Политики осознают важность своего внешнего облика и понимают, что образ, который они представляют, может отличаться от их реальной личности [2].

Следуя мыслям К.В. Киуру, мы придерживаемся мнения, что имидж - это упрощенное представление, заменяющее полноценный образ, в то время как образ, ориентированный на реальный мир, воспроизводит объект в его полноте [1].

Наше исследование фокусируется на образе внешности политика, то есть на отражении в языке знаний и представлений о внешних характеристиках политического деятеля. В ходе анализа мы обращаем внимание на те аспекты внешности, кото-

рые имеют наибольшую значимость в данной культуре с точки зрения эстетики, выразительности, прагматики и информативности. В русской языковой карте мира семантическое поле «внешний человек» включает различные лексико-

семантические группы, такие как «Целостный внешний вид», «Тело и его части», «Функциональные характеристики внешности» и «Экспрессия внешности». На примере анализа печатных СМИ мы выявили частотное употребление слов и выражений, характеризующих внешность женщины-политика.

1) Образ женщины-политика скрывает за собой не только внешнюю привлекательность, но и характеристики жесткости и расчетливости, как в случае с Ю. Тимошенко, чей холодный облик противопоставлен ее красивому внешнему виду и модной одежде.

2) Внешние черты, такие как макияж, прическа и стиль одежды, могут контрастировать с выражением лица и напряженным взглядом, создавая уникальный образ, как это наблюдается у некоторых политиков.

3) Манеры и поведение женщины-политика также могут быть характеризованы как часть ее внешности, отражая ее стиль и индивидуальность, как это отмечается в случае с Э. Набиуллиной, у которой манеры сравнивают с гейшей.

4) Выразительность внешности играет важную роль в создании образа политика, где обаяние, стиль и женская харизма могут сочетаться с профессионализмом и мудростью, как это проявляется в случае с И. Хакамадой.

5) Некоторые газетные тексты также обращают внимание на возраст и физическое состояние женщин-политиков, хотя это является редким явлением, как в случае с Н. Аристарховой, О. Сердюк и Т. Голиковой, которые получили ответственные должности в относительно молодом возрасте [3].

Описания внешности женщин-политиков в газетных статьях фокусируются на различных аспектах, таких как общий внешний облик, анатомические особенности, функциональные признаки,

выразительность внешности, возраст и физическое состояние, а также сопутствующие признаки, включая одежду, обувь, косметику и манеру одеваться. Эти описания направлены на подчеркивание индивидуальности и характера женщин-политиков, создание их образа в соответствии с их деятельностью и ролями в обществе. Особое внимание уделяется выразительности внешности и деталям, которые помогают выделить каждую женщину-политика из толпы и создать уникальный образ [4].

В русском обществе принято считать, что важнее внутренние качества человека, чем его внешность. Однако в случае женщин-политиков, из-за патриархальных устоев, они часто оцениваются не только по деловым качествам, но и по гендерным особенностям. В газетных текстах они часто описываются с упором на мягкость, сострадательность и другие женские черты, помимо профессиональных навыков. Такие описания сопровождаются оценками, выраженными в семантических конструкциях сравнения и контраста.

В некоторых случаях женщины-политики оцениваются по стандартам, применяемым к мужчинам в политике. Например, женщина, проявляющая решительность, целеустремленность и властные черты, может быть охарактеризована как «мужик в юбке». Оценка внешности женщины в таких случаях зависит от того, насколько она соответствует мужским стандартам поведения и профессионализма [5].

Из анализа материала следует, что внешний облик женщины-политика имеет значительное значение: привлекательность часто рассматривается как обязательный атрибут для женщины, занимающейся политикой; женщине часто позволяется использовать свою внешность в политических целях, что отличает их от мужчин. Например, политик Ирина Хакамада использует женские привлекательные черты для достижения своих целей. Некоторые политики также признают влияние привлекательности женщин-политиков на свои впечатления и восхищение, подчеркивая их очарование и привлекательность.

Женские качества, которые обычно считаются типичными, часто противопоставляются мужским и признаются важными в политике как придающие ей мягкость: во время моего пребывания на посту председателя правительства, Валентина Матвиенко занимала должность заместителя... Однажды она обратилась ко мне с просьбой о миллиарде на выплату зарплат. Я отказал. Она решила мою проблему, начав плакать... Мужчина бы не смог так сделать. А она плакала искренне, без искусства (из интервью с Е. Примаковым // Московские новости. 2007).

Библиографический список

1. Киуру К.В. Электронный каталог РНБ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/search.do?fn=search&vl(freeText0)=Киуру%2 C+K.+B&tab=default_tab&mode=Basic&scp.scps=scope0/o3A(MAIN_07NLR)&vid=07NLR_V U1&ct=suggestedSearch&vl(95401580UI1)=all_items&vl(45974060UI0)=creator (дата обращения: 13.02.2024).

2. Киуру К.В. Имиджевый политический медиатекст: институционализация понятия и жанровая типология // Вестник ЧелГУ. - 2008. - №9. - С. 52-57.

3. Confidence in Her Majesty's Government. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.margaretthatcher.org/document/108256 (дата обращения: 15.02.2024).

4. Debate on Address. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.margaretthatcher.org/document/104083 (дата обращения: 16.02.2024).

5. Margaret Thatcher Rome European Council. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.margaretthatcher.org/document/108234 (дата обращения: 16.02.2024).

Таким образом, образ женщины-политика в языке печатных СМИ отражает разнообразие внешних характеристик. Эти описания внешности сопровождаются оценками, которые зависят от внутренних качеств человека, а также сравнениями между внешним и внутренним миром. Важным фактором являются стереотипы о том, какими должны быть внешние проявления женщин в политике и их соответствие традиционным представлениям о мужской сфере власти.

STUDYING THE LINGUISTIC IMAGE OF WOMEN POLITICIANS THROUGH THE

PRISM OF THEIR APPEARANCE

P.M. Metalichenko, Graduate Student

Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia

(Russia, Moscow)

Abstract. This study is focused on studying the cognitive-semantic analysis of the linguistic image of a female politician in the context of newspaper publications that discuss her appearance. The study analyzes various methods and means that are used to describe the appearance of a female politician in the print media. The purpose of the study is to identify the main trends and characteristics used in the linguistic image of a female politician in the context of her appearance, as well as to understand the influence of these linguistic images on society's perception of this political activity. The study involves analyzing the linguistic and semantic features of describing the appearance of a female politician in printed publications, which will expand our knowledge of how the image of a female politician is formed in the minds of readers and what stereotypes may be associated with this image.

Keywords: image, linguistic image, linguoanthropology, lexical-semantic groups, attributes of appearance, assessment, stereotype.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.